Познавательное развитие дошкольников через организацию проектной деятельности
проект по окружающему миру

Базалаева Зюльмира Биймурадовна

Познавательное развитие дошкольников через организацию проектной деятельности 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЯГАНИ «ДЕТСКИЙ САД №5 «ДУБРАВУШКА»

Познавательное развитие дошкольников через организацию проектной деятельности

Базалаева Зюльмира Биймурадовна

Познавательное развитие дошкольников через организацию проектной деятельности (из опыта работы)

«Расскажи и я забуду,

покажи и я запомню,

дай мне сделать – и я пойму»

китайская поговорка

 Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста.

Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность - состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

В дошкольном возрасте познавательная активность очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности.

 Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь на много больше, чем их сверстники 15 – 20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.

 Одним из эффективных методов работы с детьми дошкольного возраста является метод проектной деятельности. Использование метода проектов в познавательной деятельности дошкольников – принципиально иной путь к построению образовательного процесса, основанный на активной исследовательской позиции детей с учётом их личных интересов.

Метод проектов актуален и эффективен. Он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребёнка-дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения.

Что же такое проект и проектная деятельность?

По определению Лидии Васильевны Михайловой-Свирской (кандидат педагогических наук, основной автор книги «Метод проектов в образовательной работе детского сада») :

«Проект – это отрезок жизни группы, в течение которого дети совместно со взрослым совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу, а не просто участвуют под руководством воспитателя в серии связанных одной темой занятий и игр.

Проектная деятельность - это создание воспитателем условий, позволяющих детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать. Проектная деятельность основана на сотворчестве всех участников образовательного процесса.»

 В проектной деятельности ребёнок является активным субъектом образовательного процесса:

Он влияет на выбор темы проекта, форм работы в рамках проекта;

Он может самостоятельно выбирать деятельность и устанавливать последовательность и общую продолжительность её выполнения;

Он может выступать в роли инициатора, активного участника, а не исполнителя указаний взрослых;

Он реализует свои интересы, потребности в знаниях, общении, игре и других видах деятельности в основном самостоятельно.

Основные компоненты проекта :

1. Обязательное обсуждение темы будущего проекта вместе с детьми

2. Уточнение того, что дети знают, хотят узнать, предполагают сделать, чтобы узнать, а также ведение записей высказываний детей

3. Совместное планирование взрослыми и детьми содержания и действий по проекту, ведение записей идей детей (прежде всего) и взрослых (во вторую очередь) с указанием имён

4. Подготовка и постоянное пополнение взрослыми предметно-развивающей среды (ресурсное обеспечение проекта)

5. Внимательное отношение к ежедневным результатам работы по проекту и всемерное их использование в обеспечении активных действий следующего дня

6. Каждый проект, особенно долгосрочный, многодневный, обязательно предполагает подведение итогов

Виды проектов

Короткие или краткосрочные

Длительные или долгосрочные

    В длительных проектах важно соблюдать определённую этапность!

Этапы проекта

I часть проектаОрганизация «точки удивления», возбуждающей интерес детей и создающей мотивацию для познавательной активности

II часть проекта. Планирование

III часть проекта. Реализация запланированных мероприятий

IV часть проекта. Взаимодействие с семьями детей

V часть проекта. Итоговое мероприятие

С. 11 Тематический образовательный проект

«Вода - она сама жизнь!

Вид проекта : познавательно-исследовательскио-творческий.

Продолжительность проекта : длительный.

Актуальность темы: воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия человека с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность созидать, воспринимать красоту природы – вот составляющие экологической культуры

Воспитанникам необходимо прививать навыки бережного и экономичного отношения к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного и интересного.

Этапы проекта

I часть проекта.

Организация «точки удивления», возбуждающей интерес воспитанников и создающей мотивацию для познавательной активности : вводим воспитанников в игровую (сюжетную) ситуацию с помощью специального оформления умывальной комнаты;

Сформулировали проблему: истощение водных ресурсов в источнике;

Цель«Помочь Русалочке вернуться домой в океан»;

Задачи:

• способствовать формированию представлений воспитанников о воде, её значении для всего живого;

• способствовать формированию умения различать три состояния воды: жидкое (вода, твёрдое (лёд, снег) и газообразное (пар);

• способствовать развитию самостоятельности в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности, умению устанавливать причинно-следственные связи;

• способствовать формированию умения объяснять наблюдаемое явление, делать выводы и фиксировать результаты доступными методами;

• выявить отношение родителей к вопросам экологического образования в воспитании их детей, привлечь к непосредственному участию в исследовательской деятельности.

 II часть проекта. Планирование

Мы фиксируем вопросы детей, на которые они хотели бы получить ответ в ходе реализации проекта, совместно планируем, каким образом постараемся получить ответы на эти вопросы: в совместной работе с воспитателем, во взаимодействии с родителями, и в процессе самостоятельной деятельности детей.

Среди форм работы : чтение познавательной и художественной литературы, просмотр познавательных мультфильмов и фильмов о воде, рассказы воспитателей, придумывание сказок о воде, игры, беседы с детьми, разнообразная продуктивная деятельность.

III часть проекта. Реализация запланированных мероприятий.

     IV часть проекта. Взаимодействие с семьями детей.

Создание книжек-малышек о воде и её свойствах.

V часть проекта. Итоговое мероприятие

Выставка детских работ, выставка книжек-малышек, сделанных совместно родителями с детьми, создание презентации результатов проекта.

III часть проекта. Реализация запланированных мероприятий

Понедельник:

чтение художественной и познавательной литературы «Русалочка» Г. Х. Андерсен, «Вода в жизни человека»

Определение тем и исполнителей индивидуальных образовательных проектов : «Почему море солёное?»«Свойства воды»«Круговорот воды в природе»«Стихи и загадки о воде» и т. п.

Работа в книжном уголке : рассматривание иллюстраций, репродукций картин.

Наблюдение в уголке природы, полив растений.

Вторник:

день активных игр (Д/И, П/И, НП/И, отгадывание ребусов и загадок

Просмотр обучающих мультфильмов

Проведение опытов : «Растворимость веществ в воде»«Свойства воды»«Поглощение воды растениями»

Чтение худ. Литературы «Сказка о рыбаке и рыбке»

Чтение познавательной литературы, беседа

Среда:

интеллектуальная игра «Весёлое путешествие на Остров Грамматики», СД/И «Кто живёт в воде»

В организационной форме мастерской привлекаем детей к лепке «Морское царство»

Чтение худ. Литературы «По щучьему велению»

Чтение познавательной литературы, беседа

Четверг:

Исследуем на прогулке строение снежинок. Замораживаем воду в формочках, набираем снег в бутылочку с последующим наблюдением в помещении, делаем выводы.

Организуем различные творческие испытания и подвижные игры.

Конструирование «Летучие рыбки»

Чтение познавательной литературы, беседы с решением проблемных ситуаций

Пятница:

Заключительный день нашего проекта : дети презентуют результаты совместной работы с родителями «Книжки-малышки», оформляется выставка детских работ, презентуется картотека опытов и экспериментов, связанных с водой

Интеллектуальная игра «Поговорим о воде»

    Результаты работы

В ходе проекта, путём опытов и экспериментирования, воспитанники получили дополнительные знания о свойствах воды: вода находится вокруг нас, независимо от времени года, в разном состоянии (снег, град, лёд, туман, дождь);

Выявили, что вода необходима для всего живого мира (человека, животных, птиц, растений, рыб);

Проявляют инициативу и самостоятельность к проведению опытов, соблюдают меры безопасности при их проведении;

При соблюдении гигиенических навыков воспитанники бережнее относятся к воде;

Активизировался и увеличился словарный запас по теме.

Вывод: таким образом, метод проектов даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, позволяет повысить познавательную активность детей.

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья Развитие социально – коммуникативных компетенций дошкольников через организацию проектной деятельности

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности...

Статья «Развитие социально – коммуникативных компетенций дошкольников через организацию проектной деятельности»

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности...

Творческая работа на тему: «Развитие познавательной активности дошкольников через метод проектной деятельности»

Творческая работа на тему:«Развитие познавательной активности дошкольников через метод проектной деятельности»...

Консультация для воспитателей «Познавательное развитие дошкольников через организацию проектной деятельности».

Консультация для воспитателей «Познавательное развитие дошкольниковчерез организацию проектной деятельности» На современном этапе разви­тия российского общества глав­ной целью...