Познавательное развитие дошкольников через организацию проектной деятельности
проект по окружающему миру

Базалаева Зюльмира Биймурадовна

Познавательное развитие дошкольников через организацию проектной деятельности 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЯГАНИ «ДЕТСКИЙ САД №5 «ДУБРАВУШКА»

Познавательное развитие дошкольников через организацию проектной деятельности

Базалаева Зюльмира Биймурадовна

Познавательное развитие дошкольников через организацию проектной деятельности (из опыта работы)

«Расскажи и я забуду,

покажи и я запомню,

дай мне сделать – и я пойму»

китайская поговорка

 Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста.

Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность - состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

В дошкольном возрасте познавательная активность очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности.

 Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь на много больше, чем их сверстники 15 – 20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.

 Одним из эффективных методов работы с детьми дошкольного возраста является метод проектной деятельности. Использование метода проектов в познавательной деятельности дошкольников – принципиально иной путь к построению образовательного процесса, основанный на активной исследовательской позиции детей с учётом их личных интересов.

Метод проектов актуален и эффективен. Он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребёнка-дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения.

Что же такое проект и проектная деятельность?

По определению Лидии Васильевны Михайловой-Свирской (кандидат педагогических наук, основной автор книги «Метод проектов в образовательной работе детского сада») :

«Проект – это отрезок жизни группы, в течение которого дети совместно со взрослым совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу, а не просто участвуют под руководством воспитателя в серии связанных одной темой занятий и игр.

Проектная деятельность - это создание воспитателем условий, позволяющих детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать. Проектная деятельность основана на сотворчестве всех участников образовательного процесса.»

 В проектной деятельности ребёнок является активным субъектом образовательного процесса:

Он влияет на выбор темы проекта, форм работы в рамках проекта;

Он может самостоятельно выбирать деятельность и устанавливать последовательность и общую продолжительность её выполнения;

Он может выступать в роли инициатора, активного участника, а не исполнителя указаний взрослых;

Он реализует свои интересы, потребности в знаниях, общении, игре и других видах деятельности в основном самостоятельно.

Основные компоненты проекта :

1. Обязательное обсуждение темы будущего проекта вместе с детьми

2. Уточнение того, что дети знают, хотят узнать, предполагают сделать, чтобы узнать, а также ведение записей высказываний детей

3. Совместное планирование взрослыми и детьми содержания и действий по проекту, ведение записей идей детей (прежде всего) и взрослых (во вторую очередь) с указанием имён

4. Подготовка и постоянное пополнение взрослыми предметно-развивающей среды (ресурсное обеспечение проекта)

5. Внимательное отношение к ежедневным результатам работы по проекту и всемерное их использование в обеспечении активных действий следующего дня

6. Каждый проект, особенно долгосрочный, многодневный, обязательно предполагает подведение итогов

Виды проектов

Короткие или краткосрочные

Длительные или долгосрочные

    В длительных проектах важно соблюдать определённую этапность!

Этапы проекта

I часть проектаОрганизация «точки удивления», возбуждающей интерес детей и создающей мотивацию для познавательной активности

II часть проекта. Планирование

III часть проекта. Реализация запланированных мероприятий

IV часть проекта. Взаимодействие с семьями детей

V часть проекта. Итоговое мероприятие

С. 11 Тематический образовательный проект

«Вода - она сама жизнь!

Вид проекта : познавательно-исследовательскио-творческий.

Продолжительность проекта : длительный.

Актуальность темы: воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия человека с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность созидать, воспринимать красоту природы – вот составляющие экологической культуры

Воспитанникам необходимо прививать навыки бережного и экономичного отношения к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного и интересного.

Этапы проекта

I часть проекта.

Организация «точки удивления», возбуждающей интерес воспитанников и создающей мотивацию для познавательной активности : вводим воспитанников в игровую (сюжетную) ситуацию с помощью специального оформления умывальной комнаты;

Сформулировали проблему: истощение водных ресурсов в источнике;

Цель«Помочь Русалочке вернуться домой в океан»;

Задачи:

• способствовать формированию представлений воспитанников о воде, её значении для всего живого;

• способствовать формированию умения различать три состояния воды: жидкое (вода, твёрдое (лёд, снег) и газообразное (пар);

• способствовать развитию самостоятельности в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности, умению устанавливать причинно-следственные связи;

• способствовать формированию умения объяснять наблюдаемое явление, делать выводы и фиксировать результаты доступными методами;

• выявить отношение родителей к вопросам экологического образования в воспитании их детей, привлечь к непосредственному участию в исследовательской деятельности.

 II часть проекта. Планирование

Мы фиксируем вопросы детей, на которые они хотели бы получить ответ в ходе реализации проекта, совместно планируем, каким образом постараемся получить ответы на эти вопросы: в совместной работе с воспитателем, во взаимодействии с родителями, и в процессе самостоятельной деятельности детей.

Среди форм работы : чтение познавательной и художественной литературы, просмотр познавательных мультфильмов и фильмов о воде, рассказы воспитателей, придумывание сказок о воде, игры, беседы с детьми, разнообразная продуктивная деятельность.

III часть проекта. Реализация запланированных мероприятий.

     IV часть проекта. Взаимодействие с семьями детей.

Создание книжек-малышек о воде и её свойствах.

V часть проекта. Итоговое мероприятие

Выставка детских работ, выставка книжек-малышек, сделанных совместно родителями с детьми, создание презентации результатов проекта.

III часть проекта. Реализация запланированных мероприятий

Понедельник:

чтение художественной и познавательной литературы «Русалочка» Г. Х. Андерсен, «Вода в жизни человека»

Определение тем и исполнителей индивидуальных образовательных проектов : «Почему море солёное?»«Свойства воды»«Круговорот воды в природе»«Стихи и загадки о воде» и т. п.

Работа в книжном уголке : рассматривание иллюстраций, репродукций картин.

Наблюдение в уголке природы, полив растений.

Вторник:

день активных игр (Д/И, П/И, НП/И, отгадывание ребусов и загадок

Просмотр обучающих мультфильмов

Проведение опытов : «Растворимость веществ в воде»«Свойства воды»«Поглощение воды растениями»

Чтение худ. Литературы «Сказка о рыбаке и рыбке»

Чтение познавательной литературы, беседа

Среда:

интеллектуальная игра «Весёлое путешествие на Остров Грамматики», СД/И «Кто живёт в воде»

В организационной форме мастерской привлекаем детей к лепке «Морское царство»

Чтение худ. Литературы «По щучьему велению»

Чтение познавательной литературы, беседа

Четверг:

Исследуем на прогулке строение снежинок. Замораживаем воду в формочках, набираем снег в бутылочку с последующим наблюдением в помещении, делаем выводы.

Организуем различные творческие испытания и подвижные игры.

Конструирование «Летучие рыбки»

Чтение познавательной литературы, беседы с решением проблемных ситуаций

Пятница:

Заключительный день нашего проекта : дети презентуют результаты совместной работы с родителями «Книжки-малышки», оформляется выставка детских работ, презентуется картотека опытов и экспериментов, связанных с водой

Интеллектуальная игра «Поговорим о воде»

    Результаты работы

В ходе проекта, путём опытов и экспериментирования, воспитанники получили дополнительные знания о свойствах воды: вода находится вокруг нас, независимо от времени года, в разном состоянии (снег, град, лёд, туман, дождь);

Выявили, что вода необходима для всего живого мира (человека, животных, птиц, растений, рыб);

Проявляют инициативу и самостоятельность к проведению опытов, соблюдают меры безопасности при их проведении;

При соблюдении гигиенических навыков воспитанники бережнее относятся к воде;

Активизировался и увеличился словарный запас по теме.

Вывод: таким образом, метод проектов даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, позволяет повысить познавательную активность детей.

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья Развитие социально – коммуникативных компетенций дошкольников через организацию проектной деятельности

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности...

Статья «Развитие социально – коммуникативных компетенций дошкольников через организацию проектной деятельности»

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности...

Творческая работа на тему: «Развитие познавательной активности дошкольников через метод проектной деятельности»

Творческая работа на тему:«Развитие познавательной активности дошкольников через метод проектной деятельности»...

Презентация "Современные подходы к организации образовательного пространства для познавательного развития дошкольников через поисково - исследовательскую деятельность"

Презентация об организации образовательного пространства для познавательного развития детей через поисково - исследовательскую деятельность...