Творческая работа на тему: «Развитие познавательной активности дошкольников через метод проектной деятельности»
методическая разработка (средняя группа) на тему
Творческая работа на тему:
«Развитие познавательной активности дошкольников через метод проектной деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_na_temu.docx | 310.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческая работа на тему:
«Развитие познавательной активности дошкольников через метод проектной деятельности»
С самого рождения ребенок – первооткрыватель, исследователь того мира, который его окружает. Для него все впервые, - первые: снег и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что детей называют «почемучками».
Самостоятельно ребенок еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы. И вот здесь, роль взрослого, роль педагога – неоценима.
Проведя мониторинговые исследования детей дошкольного возраста, я выявила ряд проблем:
-отсутствие инициативности в беседе и в поиске ответов на вопросы, дети ждали готовых знаний от педагога;
-во время образовательной деятельности были активны только несколько человек, большая часть группы стеснялась высказывать свое мнение;
-боязнь детей публичного выступления перед сверстниками и родителями на праздниках (тихо читали стихотворения и пели песни);
-возникающие трудности при построении монологической речи не позволяли использовать знания и впечатления, полученные вне стен детского сада, наблюдения за окружающим миром, информацию из мультфильмов, сказок, театральных представлений.
Передо мной стояла задача заложить у детей среднего дошкольного возраста позицию самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сбора информации и применения полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности, направить энергию и любопытство моих «почемучек» в нужное русло.
Такую возможность дал мне метод проектной деятельности. Изучив методическую литературу, познакомившись с историей возникновения проектного метода, типами и видами проектов, структурой проекта и с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, убедилась в эффективности его использования в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Он позволил мне, как педагогу, расширить образовательное пространство группы, придать ему новые формы.
Переход на проектный метод обучения осуществлялся через:
- занятия с включением проблемных ситуаций;
- экспериментирования;
- комплексные блочно – тематические занятия;
- интеграция:
- Частичная интеграция (интеграция художественной литературы и художественного творчества);
- Полная интеграция (интеграция экологического воспитания с художественной литературой, художественным творчеством, музыкой, физической культурой);
- Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит определенная проблема.
Для реализации проекта планировала его содержание (цель, план, привлечение всех участников образовательных отношений, составление плана –схемы проекта, сбор и накопление материала, рекомендации для родителей и задания для самостоятельного выполнения, презентация проекта).
Для меня метод проектов – один из способов организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Итак, остановимся на основных этапах метода проектов:
- целеполагание
(когда педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени);
- разработка проекта (план деятельности по достижению цели);
Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). С моей точки зрения, задача воспитателя на данном этапе - создать в группе условия для осуществления детских замыслов.
Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что данный этап способствует разностороннему развитию, как психических функций, так и личностных качеств ребёнка.
- презентация проекта.
Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Считаю, что задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).
Как показывает мой опыт работы, взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе - организующей на первых этапах к направляющей и координирующей к окончанию проекта.
Для реализации проекта педагог определяет этапы его реализации, продумывает содержание деятельности и осуществляет подбор практического материала. При этом, при планировании проектной деятельности, педагогу следует помнить о трех этапах в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов.
Первый этап – подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.
Так, в младшем дошкольном возрасте задачами являются:
- пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
- приобщать детей к процессу познания;
- формировать различные представления;
- привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
- побуждать к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
Линии развития личности в младшем дошкольном возрасте выполняются по направлениям: физическое, познавательное и эстетическое развитие.
Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками.
У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
Задачи для старшего дошкольного возраста:
- развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
- развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;
- формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
- развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
Линии развития личности в старшем дошкольном возрасте выполняются по направлениям: социальное, физическое, познавательное, эстетическое развитие.
Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.
В проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.
В настоящее время проекты классифицируются:
1.По составу участников
2.По целевой установке
3.По тематике
4.По срокам реализации.
В практике своей работы использую следующие виды проектов:
1.информационно - практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.).
Так, в рамках городской акции «Внимание: дети!» был реализован проект «Я – водитель, я – пешеход, я – пассажир», основная цель которого закрепление знаний у детей правил дорожного движения, отработка практических навыков поведения на улице и дорогах города, а также в общественном транспорте.
2.исследовательско - творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде журналов, стенгазет, драматизации, детского дизайна;
3.творческие проекты (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна).
В канун Нового года совместно с родителями был реализован проект «Новогодний калейдоскоп». Проект был направлен не только на развитие познавательного интереса, но и на формирование межличностного общения у старших дошкольников. В рамках проекта был проведен ряд мероприятий: конкурсы «Новогодняя игрушка», «Авторское стихотворение», «Поделка своими руками»; театрализованное представление «Письмо для Деда Мороза»; дерево «Новогодних пожеланий», почта Деда Мороза.
4.ролево - игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы).
Внедрение метода проектной деятельности сопровождалось участием в методической работе детского сада. Провела ряд консультаций для педагогов дошкольного учреждения: «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников», «Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников», «Виды проектов и использование их в практике». Продемонстрировала мастер – класс на тему: «Перспективы совершенствования педагогического мастерства» .
Воспитательно -образовательная работа с детьми в процессе осуществления проектов дала возможность в игровой, непринужденной форме познакомить дошкольников с моральными нормами, сформировать умение устанавливать и реализовывать эти нормы в повседневном поведении. Совместными усилиями воспитателя и детей были созданы методические пособия «Словарь старинных слов», волшебные книги «Что в имени твоём», «Любимые сказки». Нами были изданы брошюры для родителей «Странички из жизни детскoгo сада».
Защита проектов осуществлялась в различных формах: в процессе игровых интегрированных занятий и театрализованного представления, путём создания книг, поделок и макетов с их последующим представлением. Я стремилась к тому, чтобы каждый ребёнок продемонстрировал результат своей деятельности, получил положительную оценку детей и взpoслых, умел радоваться достижениям других.
Реализуя метод проектной деятельности, исходя из результатов проведенного мною мониторинга, можно сделать следующие выводы:
- действуя самостоятельно, дети научились разными способами находить информацию об интересующих их предметах и явлениях;
- дети свободно делятся своими впечатлениями о событиях, происходящих в их жизни, умеют выразить свою точку зрения, не боятся высказывать свои предложения;
- полученные знания мои воспитанники используют для создания новых объектов деятельности;
- участвуя в реализации проектов, дети ощущают себя значимыми в группе сверстников.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что проектная деятельность, предполагающая тесное сотрудничество и партнерство родителей, педагогов и детей, способствует созданию атмосферы психологического комфорта в группе. Благодаря направленности проектной деятельности на конкретный конечный результат и планированию практических действий для достижения поставленной цели она помогает повысить качество образовательного процесса.
Мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Сейчас вместе с детьми начали работать над проектом «Путешествуй и играй, познавай любимый край». Уверена, что только со всеми участниками образовательного процесса мы сможем повысить качество образования наших воспитанников и достичь новых результатов.
Литература
Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ.- М.: Аркти, 2003 – 96 стр.
Л.Д. Морозова. Педагогическое проектирование в ДОУ: - М.: ТЦ Сфера, 2010 – 128 стр.- (Приложение к журналу «Управление ДОУ»
И.А.Урмина, Т.А. Данилина. Инновационная деятельность в ДОУ: программно-методическое обеспечение. – М.: Линка-Пресс, 2009 – 320 стр.
Н.Е Веракса, А.Н.Веракса. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008 – 112 стр.
Л.А. Антипова, Н.Н.корнеева. проекты как способ организации детской жизни. – Ханты-Мансийиск: ГУИПП «Полиграфист», 2002 – 97 стр.
Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011 г.
В.В.Халикова. Проектный метод как способ реализации субъективного подхода. Журнал «Воспитатель ДОУ» № 8. 2008 г.
Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением» № 4. 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта работы на тему "Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной деятельности"
Метод проекта как средство развития познавательной активности дошкольников...
Конспект педагогического совета по теме «Развитие познавательной активности дошкольников через организацию проектной деятельности»
конспект создан для педагогического совета....
Развитие познавательной активности дошкольников через опытно -экспериментальную деятельность ( из опыта работы)
опыт работы по развитию познавательной активности дошкольников...
Сообщение из опыта работы на тему: «Развитие познавательной активности дошкольников к профессиональной деятельности взрослых в процессе игровой деятельности»
Формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса ...
Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност
Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...
Консультация для музыкальных руководителей на тему: "Развитие познавательной активности, любознательности через использование проектного метода на музыкальном занятии"
В настоящее время проектный метод в детском саду стал одной из постоянных форм организации воспитательно – образовательной работы, так как он влияет на качество образования, профессионализм и ко...
Тема: «Создание условий для развития познавательной активности ребёнка через совместную проектную деятельность педагога, детей и родителей.»
Тема: «Создание условий для развития познавательной активности ребёнка через совместную проектную деятельность педагога, детей и родителей.» ...