Статья «Развитие социально – коммуникативных компетенций дошкольников через организацию проектной деятельности»
статья по развитию речи (средняя группа) на тему

Хрущева Наталья Викторовна

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом.  

Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматичная картина межличностных отношений детей: дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Взрослые иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают  дети, и естественно не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем, опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка.

Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно “влезть в шкуру” обидчика и почувствовать, что испытывает другой.

Необходимо постоянно побуждать у детей подлинный интерес к окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление всё время оставаться в контакте, извлекая опыт из неудачного общения. Все эти навыки и позволят ребёнку управлять своим эмоциональным состоянием, что является условием дружественного и плодотворного общения с окружающими.

Наблюдая за детьми своей группы, я обратила внимание, что основная масса  детей:

а) легко контактируют со сверстниками, дети стремятся к общению, но главным образом с детьми своего пола, т.е межличностное общение со сверстниками характеризуется избирательностью и половой дифференциацией.

б) активность в общении недостаточная, но положительно направленная (дети принимают предложение инициатора, соглашаясь, могут и возразить, учитывая свои интересы, выступить со встречным предложением).

в) знают нормы организованного взаимодействия, но могут их нарушать; замечают затруднения сверстников, но не всегда способны к оказанию необходимой помощи; помощь принимают, но самостоятельно не обращаются.

г) в конфликтных ситуациях инициативы по их разрешению не проявляют: идут на уступки, не отстаивая своей точки зрения.

 В связи с этим детям нужно помогать строить общение, контролировать этот процесс. Для этого существуют разные виды деятельности и проект является эффективным и продуктивным средством.

  Учитывая  характеристики уровней сформированности  социально – коммуникативных компетенций, знания и умения детей группы, планируя проект по этой теме моей  целью было: познакомить детей с правилами общения со сверстниками и взрослыми, с оптимальными формами поведения, воспитание  любви  и уважения к окружающим людям.

   В моем проекте «Давайте жить дружно!», я  поставила следующие задачи:

Образовательные:

- знакомство детей с эмоциональными состояниями человека в разных ситуациях;

- развивать эмоциональную сторону детской личности;

-учить детей дружеским формам взаимодействия;

              -развивать творческие и речевые способности детей в поддержании дружеских отношений;

Воспитательные:

- воспитывать позитивное отношение к дружбе между людьми;

           -расширять словарный запас для выражения дружеских чувств.

В качестве основных методов и приемов я использовала:

- беседы на различные темы;

- разыгрывание и решение “трудных ситуаций”;

- коммуникативные игры;

- чтение и обсуждение художественных произведений;

- обыгрывание эмоционального состояния;

- сюжетно-ролевые и подвижные игры;

- продуктивная деятельность.

В начале работы над проектом были подобраны темы бесед («Как можно назвать человека по имени?», «Как можно пожалеть?», «Как можно обратиться к другому человеку с просьбой?», «Как можно узнать настроение человека»), познавательные занятия  на темы: «Общение с родными», «Как себя вести в общественных местах», «Давайте побеседуем!», «Общение со сверстниками и друзьями».  После каждого занятия с детьми составляли «Памятку для воспитанных детей», где закрепляли основные правила поведения в различных ситуациях. Играли с детьми в сюжетно-ролевые игры «Семья», «Детский сад», «Магазин», «Едем в автобусе»; проводили игровые тренинги, читали произведения В.Осеевой, Л.Толстого, знакомили детей с пословицами и поговорками.  Интересно детям было участвовать в ситуативных играх – историях с использованием  элементов драматизации. Так же мы рисовали рисунки, отражающие знания по теме, которую затрагивали на этой неделе. В ходе всех мероприятий постоянно делали упор на использование в любых ситуациях вежливого обращения, использование «волшебных слов». Для родителей были подготовлены консультации «Дети среди детей», «Воспитание дружеских отношений в игре», «Вербальные и невербальные средства коммуникации», «Учить детей общаться», подготовлены памятки «Заповеди для родителей», «Правила дружбы», папки-передвижки «Уроки общения», «Игры - мирилки», проведены родительские собрания «Дружба», «О детской дружбе».

  В ходе проектной деятельности дети показали неплохие теоретические знания, но применение на практике даётся им с трудом. Конечно, для этого нужно постоянное напоминание, личный пример взрослых, время.

 

 

Литература

1. «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

 2.Лопатина А.А., Скребцова М.В. «Сказка о дружбе».  ООО

   «Издательский Дом «Литера»» С.-П., 2013. – 24с.

       3.Серия «Стихи для самых маленьких». «Хорошо и плохо».          Книжка с заданиями. – М.:  ООО ХАТБЕР – М, 2015. – 40с.

       4.Шипицина Л.М. «Азбука общения.  Развитие личности ребенка,    навыков общения со взрослыми и сверстниками (3-6 лет)» - СПб.:  ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kommunik_razvit.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Н.В.Хрущева

МБДОУ «ДСКВ №116», г. Братск

«Развитие социально – коммуникативных компетенций

дошкольников через организацию проектной деятельности»

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом.  

Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматичная картина межличностных отношений детей: дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Взрослые иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают  дети, и естественно не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем, опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка.

Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно “влезть в шкуру” обидчика и почувствовать, что испытывает другой.

Необходимо постоянно побуждать у детей подлинный интерес к окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление всё время оставаться в контакте, извлекая опыт из неудачного общения. Все эти навыки и позволят ребёнку управлять своим эмоциональным состоянием, что является условием дружественного и плодотворного общения с окружающими.

Наблюдая за детьми своей группы, я обратила внимание, что основная масса  детей:

а) легко контактируют со сверстниками, дети стремятся к общению, но главным образом с детьми своего пола, т.е межличностное общение со сверстниками характеризуется избирательностью и половой дифференциацией.

б) активность в общении недостаточная, но положительно направленная (дети принимают предложение инициатора, соглашаясь, могут и возразить, учитывая свои интересы, выступить со встречным предложением).

в) знают нормы организованного взаимодействия, но могут их нарушать; замечают затруднения сверстников, но не всегда способны к оказанию необходимой помощи; помощь принимают, но самостоятельно не обращаются.

г) в конфликтных ситуациях инициативы по их разрешению не проявляют: идут на уступки, не отстаивая своей точки зрения.

 В связи с этим детям нужно помогать строить общение, контролировать этот процесс. Для этого существуют разные виды деятельности и проект является эффективным и продуктивным средством.

  Учитывая  характеристики уровней сформированности  социально – коммуникативных компетенций, знания и умения детей группы, планируя проект по этой теме моей  целью было: познакомить детей с правилами общения со сверстниками и взрослыми, с оптимальными формами поведения, воспитание  любви  и уважения к окружающим людям.

   В моем проекте «Давайте жить дружно!», я  поставила следующие задачи:

Образовательные:

- знакомство детей с эмоциональными состояниями человека в разных ситуациях;

- развивать эмоциональную сторону детской личности;

-учить детей дружеским формам взаимодействия;

              -развивать творческие и речевые способности детей в поддержании дружеских отношений;

Воспитательные:

- воспитывать позитивное отношение к дружбе между людьми;

           -расширять словарный запас для выражения дружеских чувств.

В качестве основных методов и приемов я использовала:

- беседы на различные темы;

- разыгрывание и решение “трудных ситуаций”;

- коммуникативные игры;

- чтение и обсуждение художественных произведений;

- обыгрывание эмоционального состояния;

- сюжетно-ролевые и подвижные игры;

- продуктивная деятельность.

В начале работы над проектом были подобраны темы бесед («Как можно назвать человека по имени?», «Как можно пожалеть?», «Как можно обратиться к другому человеку с просьбой?», «Как можно узнать настроение человека»), познавательные занятия  на темы: «Общение с родными», «Как себя вести в общественных местах», «Давайте побеседуем!», «Общение со сверстниками и друзьями».  После каждого занятия с детьми составляли «Памятку для воспитанных детей», где закрепляли основные правила поведения в различных ситуациях. Играли с детьми в сюжетно-ролевые игры «Семья», «Детский сад», «Магазин», «Едем в автобусе»; проводили игровые тренинги, читали произведения В.Осеевой, Л.Толстого, знакомили детей с пословицами и поговорками.  Интересно детям было участвовать в ситуативных играх – историях с использованием  элементов драматизации. Так же мы рисовали рисунки, отражающие знания по теме, которую затрагивали на этой неделе. В ходе всех мероприятий постоянно делали упор на использование в любых ситуациях вежливого обращения, использование «волшебных слов». Для родителей были подготовлены консультации «Дети среди детей», «Воспитание дружеских отношений в игре», «Вербальные и невербальные средства коммуникации», «Учить детей общаться», подготовлены памятки «Заповеди для родителей», «Правила дружбы», папки-передвижки «Уроки общения», «Игры - мирилки», проведены родительские собрания «Дружба», «О детской дружбе».

         В ходе проектной деятельности дети показали неплохие теоретические знания, но применение на практике даётся им с трудом. Конечно, для этого нужно постоянное напоминание, личный пример взрослых, время.

 

Литература

1. «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

 2.Лопатина А.А., Скребцова М.В. «Сказка о дружбе».  ООО

   «Издательский Дом «Литера»» С.-П., 2013. – 24с.

       3.Серия «Стихи для самых маленьких». «Хорошо и плохо».          Книжка с заданиями. – М.:  ООО ХАТБЕР – М, 2015. – 40с.

       4.Шипицина Л.М. «Азбука общения.  Развитие личности ребенка,    навыков общения со взрослыми и сверстниками (3-6 лет)» - СПб.:  ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья Развитие социально – коммуникативных компетенций дошкольников через организацию проектной деятельности

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности...

Опыт работы «Организация предметно-пространственной среды в контексте развития социально-коммуникативных компетенций дошкольников в сюжетно- ролевых играх»

В этом материале представлен опыт работы по организации предметно-пространственной среды по возрастам  для развития социально-коммуникативных умений дошкольников в процессесюжетно-ролевых игр...

Опыт работы «Организация предметно-пространственной среды в контексте развития социально-коммуникативных компетенций дошкольников в сюжетно ролевых играх»

Материал содержит методические рекомендации по организации предметно-пространственной среды для развития социально-коммуникативных умений дошкольников в ходе сюжетно-ролевых игр...

Статья в газету "Дошкольный вестник" (2023) "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена гражданскому и патриотическому воспитанию дошкольников в МКДОУ.В статье описан опыт реализации долгосрочных проектов со старшими дошкольниками: "МАСЛЕНИЦА", "ЭТИХ ДНЕЙ ...

Развитие социально – коммуникативной компетентности дошкольников через разные виды деятельности.

Одно из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, способствующих успешной адаптации ребенка к социальной действительности через развит...