Консультация для воспитателей «Познавательное развитие дошкольников через организацию проектной деятельности».
консультация

Терехина Валентина Викторовна

Консультация для воспитателей

«Познавательное развитие дошкольников

через организацию проектной деятельности»

 

На современном этапе разви­тия российского общества глав­ной целью образования стано­вится не столько передача зна­ний и социального опыта, сколько развитие личности ре­бенка. На смену традиционным методам обучения и воспитания приходят новые инновационные технологии, направленные на активизацию познавательной деятельности ребенка и разви­тие его личностной сферы как целостной структуры.

Один из перспективных мето­дов, способствующих решению этой задачи, — метод проектной деятельности. В дошкольном образовательном пространстве метод проектов, бесспорно, - педагогическая инновация, занимающая особое место в педаго­гической практике. Работа над проектом предполагает комплек­сное применение необходимых знаний и умений из различных разделов образовательной про­граммы и получение конкретно­го результата в процессе совме­стной работы взрослых и детей над определенной практической проблемой.

Важно заметить, что проект­ная деятельность для дошколь­ника с точки зрения психологии не что-то искусственно привне­сенное, а носящая вполне есте­ственный характер. Дети в этом возрасте активны и чрез­вычайно любознательны. Зна­чительная часть активности связана с проверками окружаю­щих предметов на прочность, гибкость, способность к превра­щениям и т.п.

Метод проектов позволяет ребенку войти в более широ­кий мир, сориентироваться в нем, понять окружающую его предметную действительность. Проектная деятельность высту­пает условием личностно-ориентированного взаимодействия, и поэтому дошкольник познает не только свойства предметов, но и характер взаимоотношений между людьми, учится согласо­вывать свои действия с дей­ствиями сверстников и взрос­лых, сотрудничать в условиях совместной деятельности, знако­мится с правилами и способами взаимодействия в группе и кол­лективе. У него появляется воз­можность шире реализовать свои возможности в познании.

Использование учебного проекта дает возможность интегрировать различ­ные образовательные области и направления деятельности в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями самих образовательных областей, каждая из которых имеет собственный воспитательный и раз­вивающий потенциал.

Чаще всего используются смешанные типы проектов:

  • исследовательско-творческие, в которых дети экспериментируют, оформляя результаты деятельности в виде газеты, книги;
  • информационно-практико-ориентированные, где дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы.
  • творчески-ориентированные с элементами творческих игр, когда дети входят в образы персонажей   сказок и решают поставленные проблемы;

Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

1.    обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

2.    развитие познавательных способностей;

3.    развитие творческого воображения;

4.    развитие творческого мышления;

5.    развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

С помощью метода проектов становится возможным формировать те личностные качества, которые могут развиваться лишь в процессе деятельности и не усваиваются вербально. Среди таких качеств:

• умение работать в коллективе,

• умение брать ответственность за решение,

• умение разделять ответственность,

• умение анализировать результаты своей деятельности.

При использовании метода проектов необходимо придерживаться следующих требований:

  1. Наличие значимой проблемы в исследовательском творческом плане.
  2. Практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность детей.
  4. Структурирование проекта (поэтапные результаты).
  5. Использование исследовательских методов:

- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

- выдвижение гипотез их решения;

-обсуждение методов исследования;

-обсуждение способов формирования конечных результатов (презентация, защита, творческие отчеты, просмотры);

- сбор, систематизация, анализ полученных данных;

- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

- выводы, выдвижение новых проблем.

        Можно использовать следующие формы детских проектов.

  1. Исследовательские: «Почему льются слезы», «Почему растут ногти».
  2. Познавательные: «Как хлеб к нам на стол пришел», «Во саду, ли в огороде», «Домашние животные».
  3. Творческие: создание альбома «Большая книга детских рассказов», создание «Красной книги животных и растений Сибири», создание музея «Русская кукла», создание настольного театра «Колобок».
  4. Игровые: «Путешествие по городу Бердску», «Полет на Марс», «Строим город будущего» и т.д.

По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (1 занятие) и длительными (от одной недели до нескольких месяцев), могут быть индивидуальные и групповые.

Работу над проектом необходимо начинать с составления обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода и проходит в несколько этапов:

  1. Постановка цели;
  2. Поиск формы реализации проекта;
  3. Разработка содержания воспитательно-образовательной работы на основе тематики проекта;
  4. Организация развивающей, познавательной, предметной среды;
  5. Определение направлений поисковой и практической деятельности;
  6. Организация совместной деятельности с педагогами, родителями и детьми;
  7. Работа над проектом, его коррекция;
  8. Коллективная реализация проекта, его презентация, защита.

            К деятельности детей необходимо включать родителей, т.к. один ребенок с поисковой, творческой деятельностью не справится. Родителям и детям предлагается приготовить альбом, макет, плакат, собрать гербарий, сделать поделку, сфотографировать, нарисовать и т.д. Задания необходимо тщательно продумывать, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с желанием и радостью.

           Самым ярким и зрелищным предстает всегда последний этап – защита проекта. На защиту можно пригласить родителей и гостей.  Форма защиты проекта должна проходить ярко и интересно, так, чтобы продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.

Можно выделить следующие положительные аспекты работы по методу проекта:

• работа по проекту проводится при наличии интереса и желания у детей, а обучение успешно тогда, когда оно приятно для ребенка, имеет позитивную мотивацию;

• по ходу проект может дополняться новыми индивидуальными «мини-проектами», учитывающими запросы детей;

• процесс получения знаний, навыков и умений у детей происходит в различных видах деятельности;

• дети имеют возможность почувствовать себя самостоятельными, мыслящими личностями и проявить свои знания и умения;

• работая совместно, дети учатся принимать чужую точку зрения, начинают сами мыслить критически, когда описывают свои идеи;

Работа над проектом имеет большое значение для познавательного развития ребенка, для развития творческих способностей ребенка. В дошкольный период происходит интеграция между общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Улучшаются навыки изобразительной деятельности, развивается моторика рук, активизируется и обогащается словарный запас дошкольника, легко устанавливаются контакты с другими детьми и взрослыми, формируется умение самостоятельно мыслить и делать выводы. Метод проектов предоставляет хорошую возможность для реализации своих творческих способностей для неуверенных в себе и застенчивых детей.  Работа над проектом развивает коммуникативные и нравственные качества: умение договариваться, проявлять терпение и уважение друг к другу, умение выслушивать мнение другого.

Большое значение имеет взаимосвязь педагога и родителей, которые становятся не сторонними наблюдателями, а вовлеченными в образовательный процесс участниками.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Познавательное развитие дошкольников

через организацию проектной деятельности»

На современном этапе развития российского общества главной целью образования становится не столько передача знаний и социального опыта, сколько развитие личности ребенка. На смену традиционным методам обучения и воспитания приходят новые инновационные технологии, направленные на активизацию познавательной деятельности ребенка и развитие его личностной сферы как целостной структуры.

Один из перспективных методов, способствующих решению этой задачи, — метод проектной деятельности. В дошкольном образовательном пространстве метод проектов, бесспорно, - педагогическая инновация, занимающая особое место в педагогической практике. Работа над проектом предполагает комплексное применение необходимых знаний и умений из различных разделов образовательной программы и получение конкретного результата в процессе совместной работы взрослых и детей над определенной практической проблемой.

Важно заметить, что проектная деятельность для дошкольника с точки зрения психологии не что-то искусственно привнесенное, а носящая вполне естественный характер. Дети в этом возрасте активны и чрезвычайно любознательны. Значительная часть активности связана с проверками окружающих предметов на прочность, гибкость, способность к превращениям и т.п.

Метод проектов позволяет ребенку войти в более широкий мир, сориентироваться в нем, понять окружающую его предметную действительность. Проектная деятельность выступает условием личностно-ориентированного взаимодействия, и поэтому дошкольник познает не только свойства предметов, но и характер взаимоотношений между людьми, учится согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослых, сотрудничать в условиях совместной деятельности, знакомится с правилами и способами взаимодействия в группе и коллективе. У него появляется возможность шире реализовать свои возможности в познании.

Использование учебного проекта дает возможность интегрировать различные образовательные области и направления деятельности в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями самих образовательных областей, каждая из которых имеет собственный воспитательный и развивающий потенциал.

Чаще всего используются смешанные типы проектов:

  • исследовательско-творческие, в которых дети экспериментируют, оформляя результаты деятельности в виде газеты, книги;
  • информационно-практико-ориентированные, где дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы.
  • творчески-ориентированные с элементами творческих игр, когда дети входят в образы персонажей   сказок и решают поставленные проблемы;

Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

1.    обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

2.    развитие познавательных способностей;

3.    развитие творческого воображения;

4.    развитие творческого мышления;

5.    развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

С помощью метода проектов становится возможным формировать те личностные качества, которые могут развиваться лишь в процессе деятельности и не усваиваются вербально. Среди таких качеств:

• умение работать в коллективе,

• умение брать ответственность за решение,

• умение разделять ответственность,

• умение анализировать результаты своей деятельности.

При использовании метода проектов необходимо придерживаться следующих требований:

  1. Наличие значимой проблемы в исследовательском творческом плане.
  2. Практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность детей.
  4. Структурирование проекта (поэтапные результаты).
  5. Использование исследовательских методов:

- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

- выдвижение гипотез их решения;

-обсуждение методов исследования;

-обсуждение способов формирования конечных результатов (презентация, защита, творческие отчеты, просмотры);

- сбор, систематизация, анализ полученных данных;

- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

- выводы, выдвижение новых проблем.

        Можно использовать следующие формы детских проектов.

  1. Исследовательские: «Почему льются слезы», «Почему растут ногти».
  2. Познавательные: «Как хлеб к нам на стол пришел», «Во саду, ли в огороде», «Домашние животные».
  3. Творческие: создание альбома «Большая книга детских рассказов», создание «Красной книги животных и растений Сибири», создание музея «Русская кукла», создание настольного театра «Колобок».
  4. Игровые: «Путешествие по городу Бердску», «Полет на Марс», «Строим город будущего» и т.д.

По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (1 занятие) и длительными (от одной недели до нескольких месяцев), могут быть индивидуальные и групповые.

Работу над проектом необходимо начинать с составления обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода и проходит в несколько этапов:

  1. Постановка цели;
  2. Поиск формы реализации проекта;
  3. Разработка содержания воспитательно-образовательной работы на основе тематики проекта;
  4. Организация развивающей, познавательной, предметной среды;
  5. Определение направлений поисковой и практической деятельности;
  6. Организация совместной деятельности с педагогами, родителями и детьми;
  7. Работа над проектом, его коррекция;
  8. Коллективная реализация проекта, его презентация, защита.

            К деятельности детей необходимо включать родителей, т.к. один ребенок с поисковой, творческой деятельностью не справится. Родителям и детям предлагается приготовить альбом, макет, плакат, собрать гербарий, сделать поделку, сфотографировать, нарисовать и т.д. Задания необходимо тщательно продумывать, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с желанием и радостью.

           Самым ярким и зрелищным предстает всегда последний этап – защита проекта. На защиту можно пригласить родителей и гостей.  Форма защиты проекта должна проходить ярко и интересно, так, чтобы продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.

Можно выделить следующие положительные аспекты работы по методу проекта:

• работа по проекту проводится при наличии интереса и желания у детей, а обучение успешно тогда, когда оно приятно для ребенка, имеет позитивную мотивацию;

• по ходу проект может дополняться новыми индивидуальными «мини-проектами», учитывающими запросы детей;

• процесс получения знаний, навыков и умений у детей происходит в различных видах деятельности;

• дети имеют возможность почувствовать себя самостоятельными, мыслящими личностями и проявить свои знания и умения;

• работая совместно, дети учатся принимать чужую точку зрения, начинают сами мыслить критически, когда описывают свои идеи;

Работа над проектом имеет большое значение для познавательного развития ребенка, для развития творческих способностей ребенка. В дошкольный период происходит интеграция между общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Улучшаются навыки изобразительной деятельности, развивается моторика рук, активизируется и обогащается словарный запас дошкольника, легко устанавливаются контакты с другими детьми и взрослыми, формируется умение самостоятельно мыслить и делать выводы. Метод проектов предоставляет хорошую возможность для реализации своих творческих способностей для неуверенных в себе и застенчивых детей.  Работа над проектом развивает коммуникативные и нравственные качества: умение договариваться, проявлять терпение и уважение друг к другу, умение выслушивать мнение другого.

Большое значение имеет взаимосвязь педагога и родителей, которые становятся не сторонними наблюдателями, а вовлеченными в образовательный процесс участниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Познавательно-речевое развитие дошкольников»

Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая...

Консультация для воспитателей "Познавательно-речевое развитие дошкольников"

Консультация для воспитателей "Познавательно-речевое развитие дошкольников"...

Консультация для воспитателей "Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми".

Консультация предназнвчена для воспитателей и окажет помощь  в проектной деятельности....

Консультация для педагогов «Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Проектная деятельность прочно вошла в практику работы педагогов дошкольных образовательных организаций. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые...

Методическая консультация для воспитателей «Познавательно-речевое развитие дошкольников» Воспитатель: Шашкова Светлана Григорьевна МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин

Методическая консультация для воспитателей «Познавательно-речевое развитие дошкольников»Воспитатель: Шашкова Светлана ГригорьевнаМАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин...