Консультация для воспитателей «Познавательное развитие дошкольников через организацию проектной деятельности».
консультация
Консультация для воспитателей
«Познавательное развитие дошкольников
через организацию проектной деятельности»
На современном этапе развития российского общества главной целью образования становится не столько передача знаний и социального опыта, сколько развитие личности ребенка. На смену традиционным методам обучения и воспитания приходят новые инновационные технологии, направленные на активизацию познавательной деятельности ребенка и развитие его личностной сферы как целостной структуры.
Один из перспективных методов, способствующих решению этой задачи, — метод проектной деятельности. В дошкольном образовательном пространстве метод проектов, бесспорно, - педагогическая инновация, занимающая особое место в педагогической практике. Работа над проектом предполагает комплексное применение необходимых знаний и умений из различных разделов образовательной программы и получение конкретного результата в процессе совместной работы взрослых и детей над определенной практической проблемой.
Важно заметить, что проектная деятельность для дошкольника с точки зрения психологии не что-то искусственно привнесенное, а носящая вполне естественный характер. Дети в этом возрасте активны и чрезвычайно любознательны. Значительная часть активности связана с проверками окружающих предметов на прочность, гибкость, способность к превращениям и т.п.
Метод проектов позволяет ребенку войти в более широкий мир, сориентироваться в нем, понять окружающую его предметную действительность. Проектная деятельность выступает условием личностно-ориентированного взаимодействия, и поэтому дошкольник познает не только свойства предметов, но и характер взаимоотношений между людьми, учится согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослых, сотрудничать в условиях совместной деятельности, знакомится с правилами и способами взаимодействия в группе и коллективе. У него появляется возможность шире реализовать свои возможности в познании.
Использование учебного проекта дает возможность интегрировать различные образовательные области и направления деятельности в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями самих образовательных областей, каждая из которых имеет собственный воспитательный и развивающий потенциал.
Чаще всего используются смешанные типы проектов:
- исследовательско-творческие, в которых дети экспериментируют, оформляя результаты деятельности в виде газеты, книги;
- информационно-практико-ориентированные, где дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы.
- творчески-ориентированные с элементами творческих игр, когда дети входят в образы персонажей сказок и решают поставленные проблемы;
Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2. развитие познавательных способностей;
3. развитие творческого воображения;
4. развитие творческого мышления;
5. развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
С помощью метода проектов становится возможным формировать те личностные качества, которые могут развиваться лишь в процессе деятельности и не усваиваются вербально. Среди таких качеств:
• умение работать в коллективе,
• умение брать ответственность за решение,
• умение разделять ответственность,
• умение анализировать результаты своей деятельности.
При использовании метода проектов необходимо придерживаться следующих требований:
- Наличие значимой проблемы в исследовательском творческом плане.
- Практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность детей.
- Структурирование проекта (поэтапные результаты).
- Использование исследовательских методов:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
- выдвижение гипотез их решения;
-обсуждение методов исследования;
-обсуждение способов формирования конечных результатов (презентация, защита, творческие отчеты, просмотры);
- сбор, систематизация, анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем.
Можно использовать следующие формы детских проектов.
- Исследовательские: «Почему льются слезы», «Почему растут ногти».
- Познавательные: «Как хлеб к нам на стол пришел», «Во саду, ли в огороде», «Домашние животные».
- Творческие: создание альбома «Большая книга детских рассказов», создание «Красной книги животных и растений Сибири», создание музея «Русская кукла», создание настольного театра «Колобок».
- Игровые: «Путешествие по городу Бердску», «Полет на Марс», «Строим город будущего» и т.д.
По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (1 занятие) и длительными (от одной недели до нескольких месяцев), могут быть индивидуальные и групповые.
Работу над проектом необходимо начинать с составления обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода и проходит в несколько этапов:
- Постановка цели;
- Поиск формы реализации проекта;
- Разработка содержания воспитательно-образовательной работы на основе тематики проекта;
- Организация развивающей, познавательной, предметной среды;
- Определение направлений поисковой и практической деятельности;
- Организация совместной деятельности с педагогами, родителями и детьми;
- Работа над проектом, его коррекция;
- Коллективная реализация проекта, его презентация, защита.
К деятельности детей необходимо включать родителей, т.к. один ребенок с поисковой, творческой деятельностью не справится. Родителям и детям предлагается приготовить альбом, макет, плакат, собрать гербарий, сделать поделку, сфотографировать, нарисовать и т.д. Задания необходимо тщательно продумывать, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с желанием и радостью.
Самым ярким и зрелищным предстает всегда последний этап – защита проекта. На защиту можно пригласить родителей и гостей. Форма защиты проекта должна проходить ярко и интересно, так, чтобы продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.
Можно выделить следующие положительные аспекты работы по методу проекта:
• работа по проекту проводится при наличии интереса и желания у детей, а обучение успешно тогда, когда оно приятно для ребенка, имеет позитивную мотивацию;
• по ходу проект может дополняться новыми индивидуальными «мини-проектами», учитывающими запросы детей;
• процесс получения знаний, навыков и умений у детей происходит в различных видах деятельности;
• дети имеют возможность почувствовать себя самостоятельными, мыслящими личностями и проявить свои знания и умения;
• работая совместно, дети учатся принимать чужую точку зрения, начинают сами мыслить критически, когда описывают свои идеи;
Работа над проектом имеет большое значение для познавательного развития ребенка, для развития творческих способностей ребенка. В дошкольный период происходит интеграция между общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Улучшаются навыки изобразительной деятельности, развивается моторика рук, активизируется и обогащается словарный запас дошкольника, легко устанавливаются контакты с другими детьми и взрослыми, формируется умение самостоятельно мыслить и делать выводы. Метод проектов предоставляет хорошую возможность для реализации своих творческих способностей для неуверенных в себе и застенчивых детей. Работа над проектом развивает коммуникативные и нравственные качества: умение договариваться, проявлять терпение и уважение друг к другу, умение выслушивать мнение другого.
Большое значение имеет взаимосвязь педагога и родителей, которые становятся не сторонними наблюдателями, а вовлеченными в образовательный процесс участниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 20.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Познавательное развитие дошкольников
через организацию проектной деятельности»
На современном этапе развития российского общества главной целью образования становится не столько передача знаний и социального опыта, сколько развитие личности ребенка. На смену традиционным методам обучения и воспитания приходят новые инновационные технологии, направленные на активизацию познавательной деятельности ребенка и развитие его личностной сферы как целостной структуры.
Один из перспективных методов, способствующих решению этой задачи, — метод проектной деятельности. В дошкольном образовательном пространстве метод проектов, бесспорно, - педагогическая инновация, занимающая особое место в педагогической практике. Работа над проектом предполагает комплексное применение необходимых знаний и умений из различных разделов образовательной программы и получение конкретного результата в процессе совместной работы взрослых и детей над определенной практической проблемой.
Важно заметить, что проектная деятельность для дошкольника с точки зрения психологии не что-то искусственно привнесенное, а носящая вполне естественный характер. Дети в этом возрасте активны и чрезвычайно любознательны. Значительная часть активности связана с проверками окружающих предметов на прочность, гибкость, способность к превращениям и т.п.
Метод проектов позволяет ребенку войти в более широкий мир, сориентироваться в нем, понять окружающую его предметную действительность. Проектная деятельность выступает условием личностно-ориентированного взаимодействия, и поэтому дошкольник познает не только свойства предметов, но и характер взаимоотношений между людьми, учится согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослых, сотрудничать в условиях совместной деятельности, знакомится с правилами и способами взаимодействия в группе и коллективе. У него появляется возможность шире реализовать свои возможности в познании.
Использование учебного проекта дает возможность интегрировать различные образовательные области и направления деятельности в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями самих образовательных областей, каждая из которых имеет собственный воспитательный и развивающий потенциал.
Чаще всего используются смешанные типы проектов:
- исследовательско-творческие, в которых дети экспериментируют, оформляя результаты деятельности в виде газеты, книги;
- информационно-практико-ориентированные, где дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы.
- творчески-ориентированные с элементами творческих игр, когда дети входят в образы персонажей сказок и решают поставленные проблемы;
Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2. развитие познавательных способностей;
3. развитие творческого воображения;
4. развитие творческого мышления;
5. развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
С помощью метода проектов становится возможным формировать те личностные качества, которые могут развиваться лишь в процессе деятельности и не усваиваются вербально. Среди таких качеств:
• умение работать в коллективе,
• умение брать ответственность за решение,
• умение разделять ответственность,
• умение анализировать результаты своей деятельности.
При использовании метода проектов необходимо придерживаться следующих требований:
- Наличие значимой проблемы в исследовательском творческом плане.
- Практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность детей.
- Структурирование проекта (поэтапные результаты).
- Использование исследовательских методов:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
- выдвижение гипотез их решения;
-обсуждение методов исследования;
-обсуждение способов формирования конечных результатов (презентация, защита, творческие отчеты, просмотры);
- сбор, систематизация, анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем.
Можно использовать следующие формы детских проектов.
- Исследовательские: «Почему льются слезы», «Почему растут ногти».
- Познавательные: «Как хлеб к нам на стол пришел», «Во саду, ли в огороде», «Домашние животные».
- Творческие: создание альбома «Большая книга детских рассказов», создание «Красной книги животных и растений Сибири», создание музея «Русская кукла», создание настольного театра «Колобок».
- Игровые: «Путешествие по городу Бердску», «Полет на Марс», «Строим город будущего» и т.д.
По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (1 занятие) и длительными (от одной недели до нескольких месяцев), могут быть индивидуальные и групповые.
Работу над проектом необходимо начинать с составления обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода и проходит в несколько этапов:
- Постановка цели;
- Поиск формы реализации проекта;
- Разработка содержания воспитательно-образовательной работы на основе тематики проекта;
- Организация развивающей, познавательной, предметной среды;
- Определение направлений поисковой и практической деятельности;
- Организация совместной деятельности с педагогами, родителями и детьми;
- Работа над проектом, его коррекция;
- Коллективная реализация проекта, его презентация, защита.
К деятельности детей необходимо включать родителей, т.к. один ребенок с поисковой, творческой деятельностью не справится. Родителям и детям предлагается приготовить альбом, макет, плакат, собрать гербарий, сделать поделку, сфотографировать, нарисовать и т.д. Задания необходимо тщательно продумывать, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с желанием и радостью.
Самым ярким и зрелищным предстает всегда последний этап – защита проекта. На защиту можно пригласить родителей и гостей. Форма защиты проекта должна проходить ярко и интересно, так, чтобы продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.
Можно выделить следующие положительные аспекты работы по методу проекта:
• работа по проекту проводится при наличии интереса и желания у детей, а обучение успешно тогда, когда оно приятно для ребенка, имеет позитивную мотивацию;
• по ходу проект может дополняться новыми индивидуальными «мини-проектами», учитывающими запросы детей;
• процесс получения знаний, навыков и умений у детей происходит в различных видах деятельности;
• дети имеют возможность почувствовать себя самостоятельными, мыслящими личностями и проявить свои знания и умения;
• работая совместно, дети учатся принимать чужую точку зрения, начинают сами мыслить критически, когда описывают свои идеи;
Работа над проектом имеет большое значение для познавательного развития ребенка, для развития творческих способностей ребенка. В дошкольный период происходит интеграция между общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Улучшаются навыки изобразительной деятельности, развивается моторика рук, активизируется и обогащается словарный запас дошкольника, легко устанавливаются контакты с другими детьми и взрослыми, формируется умение самостоятельно мыслить и делать выводы. Метод проектов предоставляет хорошую возможность для реализации своих творческих способностей для неуверенных в себе и застенчивых детей. Работа над проектом развивает коммуникативные и нравственные качества: умение договариваться, проявлять терпение и уважение друг к другу, умение выслушивать мнение другого.
Большое значение имеет взаимосвязь педагога и родителей, которые становятся не сторонними наблюдателями, а вовлеченными в образовательный процесс участниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Познавательно-речевое развитие дошкольников»
Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая...
Консультация для воспитателей "Познавательно-речевое развитие дошкольников"
Консультация для воспитателей "Познавательно-речевое развитие дошкольников"...
Консультация для воспитателей "Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми".
Консультация предназнвчена для воспитателей и окажет помощь в проектной деятельности....
Консультация для педагогов «Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Проектная деятельность прочно вошла в практику работы педагогов дошкольных образовательных организаций. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые...
Консультация для педагогов "Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста".
Консультация для педагогов дошкольного образования...
консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений "Организация проектной деятельности с детьми и с родителями дошкольного учреждения"
Основные требования к использованию метода проектов...
Методическая консультация для воспитателей «Познавательно-речевое развитие дошкольников» Воспитатель: Шашкова Светлана Григорьевна МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин
Методическая консультация для воспитателей «Познавательно-речевое развитие дошкольников»Воспитатель: Шашкова Светлана ГригорьевнаМАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин...