Конспект занятия по формированию целостной картины мира, расширению кругозора в подготовительной к школе группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Тема:  «Жизнь белки в осенне-зимний период».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_1.docx17.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию целостной картины мира, расширению кругозора в подготовительной к школе группе.

Тема:  «Жизнь белки в осенне-зимний период».

Программное содержание. Формировать у детей представления о приспособленности белки к жизни в лесу: умеет хорошо передвигаться по деревьям, добывать и запасать пищу, может спасаться от врагов, переносить холод. Уточнить представления детей о приспособительных особенностях внешнего строения зверька: острые загнутые когти, острые зубы, маскировочная окраска меха, линька, длинный пушистый хвост.

Материал. Осенняя и зимняя картины про белку, лесные орехи, желуди, сушеные грибы.

Ход занятия.

Организационный момент: Воспитатель вносит «Чудесный мешочек», в котором находятся разные шишки и желуди, и предлагает детям по звуку определить, что находится в мешочке, и кто его мог оставить в группе. Выслушивает ответы и предлагает детям чуть позже посмотреть, что же находится в мешочке.

     Затем  демонстрирует осеннюю картину (рассматривает её с детьми).

- Ребята скажите, что изображено на картине? Какое время года? Что происходит? Где находятся белки? Чем они заняты? Зачем собирают грибы?

(Ответы детей).

- Вы правы, ребята. Белка очень трудолюбивая, запасливая. И у меня даже есть стихотворение, в котором автор очень точно описывает этого зверька.

     Читает стихотворение Г. Ладонщикова «Шустрая хозяйка»:

Белка быстрая грибок

Надевает на сучок.

Трудится, старается,

Кормом запасается.

     Затем педагог предлагает дошкольникам подумать над интересными вопросами:

- Что дает белке лес? (первая проблемная задача).

- Почему лес для неё – это очень хорошее место жизни?

- Ребята, скажите, пожалуйста, а какие трудности и опасности поджидают зверька в лесу? (вторая проблемная задача).

- Какие особенности внешности помогают ей жить в лесу? (третья проблемная задача): ловко бегать по деревьям; оставаться незаметной в осеннем лесу; грызть твердую пищу.

     Воспитатель уточняет, что белка ест в лесу (показывает лесные орехи, желуди, сушеные грибы и еловые шишки). Предлагает детям открыть «Чудесный мешочек», и посмотреть, что же там лежит.  (Дети рассматривают шишки, желуди; уточняют, с какого дерева шишка: еловая, сосновая, кедровая).

- Ребята, а как вы думаете, как белка запасает пищу на зиму? Почему она это делает?  (Ответы детей).

- А теперь представьте, что вы помогаете белке делать запасы.

     Физкультминутка: (дети встают в круг и выполняют движения; воспитатель читает стихотворение А. Потаповой «Про запас»)

Два бельчонка на опушке

Сколотили две кадушки.

Две кадушки сколотили,

Прямо к дому прикатили.

Положили в бочки

Мягкие листочки,

Красную бруснику,

Черную чернику,

Клали понемножку

Желтую морошку.

Замочили про запас,

Будет на зиму как раз!

Вторая половина занятия – рассматривание зимней картины про белку.

Воспитатель:  

- Какое время года изображено на этой картине?

- Что происходит? Кто охотится за белкой?

(Ответы детей).

- Ребята, давайте подумаем над интересными вопросами (перед детьми ставятся проблемные задачи):

- А какие особенности зверька помогают ему жить зимой, преодолевать трудности  зимы?

- Почему изменилась внешность белки?

(Ответы детей).

- А сейчас, ребята, я хочу вам прочитать  рассказ, который называется «Загадочный зверь».

(Чтение рассказа Н. Сладкова).

Итог занятия.

- Что вас заинтересовало  в рассказе?

- Что нового вы узнали из жизни белок?

(Выслушивает ответы детей) и предлагает детям самостоятельно рассмотреть картины еще раз.

Приложение.

H. Сладков

«Загадочный зверь»

Кошки ловят мышей, чайка ест рыбу, мухоловка – мух. Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты. И услышал я голосок:

- Угадай, кто я? Я ем жуков и муравьев!

Я подумал и твёрдо сказал:

- Дятел!

- Вот и не угадал! Еще я ем ос и шмелей!

- Ага! Ты птица – осоед!

- Не осоед! Ещё я ем гусениц и личинок.

- Гусениц и личинок любят дрозды.

- А я не дрозд! Еще я грызу сброшенные лосями рога.

- Тогда ты, наверное, лесная мышь.

- И совсем не мышь. Бывает, я сам ем мышей!

- Мышей? Тогда ты кошка.

- То мышка, то кошка! И совсем ты не угадал.

- Покажись! – крикнул я и стал вглядываться в темную ель, откуда слышался голосок.

- Покажусь. Только ты признайся, что побежден.

- Рано! – ответил я.

- Иногда я ем ящериц.  А изредка рыбу.

- Может, ты цапля?

- Не цапля. Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца.

- Похоже, что ты куница.

- Не говори мне про куницу. Куница – мой старый враг. А ем я еще почки, орехи, семена елок, сосен, ягоды и грибы.

Я рассмеялся и крикнул:

- Скорее всего, ты – свинья! Ты лопаешь все подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупа забралась на елку.

- Сдаешься? – спросил голосок.

Ветки качнулись, раздвинулись, и я увидел …. Белку!

- Запомни, - сказала она, - кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не только мух. А белки грызут не только орешки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию целостной картины мира, расширению кругозора для детей средней группы, тема: «Моя семья» (печем печенье для любимых)

Есть в доме любомСемейный альбом.Как в зеркале,Мы отражаемся в нем.Пускай, не всегда мы красивы,Зато эти фото — правдивы.Хранится альбом в нашем доме,И снимки хранятся в альбоме.Их много — и ста...

Конспект занятия по формированию целостной картины мира, расширение кругозора и художественно-эстетическому развитию дошкольников

Конспект занятия по формированию целостной картины мира, расширение кругозора и художественно-эстетическому развитию дошкольников на тему: «Уход за комнатными растениями» во второй младшей группе.( с ...