Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе "Рассматривание картины "Народы России. Традиции россиян"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
«Народы России. Традиции россиян».
Подготовила и провела
Воспитатель средней группы
Любина И.П.
Цель: Расширение знаний детей о Родине.
Задачи: Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих. Обогащать словарный запас детей: Родина, Российская Федерация, россияне, народности; русские, татары, армяне и другие; сарафан, кафтан, кокошник, тюбетейка.
Оборудование: Карта РФ; иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; клубок ниток; платки, «земной шар», трафареты национальных костюмов.
Ход занятия.
Вход под музыку «Мать – Россия моя» (слова С. Острового, музыка С. Туликова).
Воспитатель: - Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране и о людях, проживающих в ней.
Как называется наша страна? (Россия)
Воспитатель: - Верно, Мы живем в России, в самой большой стране в мире, на её
просторах живут разные народы, и проживает около 100 национальностей: башкиры, татары, якуты, русские, удмурты, ингуши и ещё очень много других национальностей.
И у каждого народа свои обычай и традиции.
Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах.
- Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.)
- Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка.
В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент.)
-А сейчас обратите внимание на армянский костюм.
- Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.
Один из русских национальных праздников — Масленица. Целую неделю люди провожают зиму и готовятся к встрече весны. Каждый из семи дней масленичной недели имеет своё название и обряды. Во время празднования люди веселятся, пекут блины, а в последний день сжигают чучело, которое является символом уходящей зимы.
Самое загадочное празднество — Святки. Начинаются они с ночи перед Рождеством (6 января) и продолжаются до Крещения (19 января). В этот период люди веселятся, гадают и поют особые праздничные песни — колядки.
Один из русских национальных праздников — Масленица. Целую неделю люди провожают зиму и готовятся к встрече весны. Каждый из семи дней масленичной недели имеет своё название и обряды. Во время празднования люди веселятся, пекут блины, а в последний день сжигают чучело, которое является символом уходящей зимы.
Самое загадочное празднество — Святки. Начинаются они с ночи перед Рождеством (6 января) и продолжаются до Крещения (19 января). В этот период люди веселятся, гадают и поют особые праздничные песни — колядки.
У каждого народа в России есть любимые народные игры и забавы:
У русских – это Ручеёк, «Гори, гори ясно», «Перетягивание каната», «Битва подушками» и т.д.
Дети играют в игру «Ручеёк»
- У каждого народа есть свои любимые блюда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у русского народа? (Ответы детей.)
- Любимым национальным блюдом русского народа являются пироги и блины.
Например, жители Кавказа любят шашлык, народы Крайнего Севера для дорогого гостя приготовят блюда из рыбы и оленины.
Армянским национальным блюдом являются: толма, хаш, пахлава.
Татары делают вкуснейшие сладости, например, чак-чак.
(Дети пробуют татарское блюдо чак-чак).
Самый многочисленный в России — русский народ, поэтому русский язык является главным в нашей стране: на нем разные народы общаются между собой.
Конспект НОД «Народные промыслы России» в средней группе
Мария Мерзликина
Конспект НОД «Народные промыслы России» в средней группе
ГБОУ Школа 2098 имени Героя Советского Союза Л. М. Доватора
СП «Надежда»
Конспект НОД : «Народные промыслы России». Средняя группа
Конспект составил воспитатель 11 группы
Мерзликина Мария Геннадьевна
Тема: «Народные промыслы России».
Цель: Формирование представлений о многообразии народных промыслов России.
Программное содержание:
Задачи:
Образовательные:
Повышать компетентность детей на основе изучения народных промыслов,
Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах.
Учить различать материалы, из которых делают изделия народных промыслов.
Воспитательные:
Воспитывать уважение к труду, художественному творчеству народных мастеров.
Воспитывать интерес к декоративно - прикладному творчеству.
Формирование у детей эмоциональной отзывчивости к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства.
Развивающие:
Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей
Развивать внимание, познавательную активность.
Развивать логическое мышление, память.
Оборудование: наглядный материал иллюстрации - «Гжель», «Хохлома», «Матрешка», «Дымковская игрушка», предметы – фигурки из гжели, дымковская игрушка, матрешки, ложки и посуда в стиле хохломы.
Ход занятия.
1. Вводная часть (организационный момент)
Ход занятия:
- Ребята, здравствуйте, посмотрите с кем я к вам сегодня пришла? (Дети видят в руках матрешку и называют)
- Совершенно верно!
- Деревянная красотка, ярко разукрасилась,
Любит с детками играть,
Чтобы любовались ей,
Есть секретики внутри,
Такие же подружки,
Чудо-мастера придумали – русскую игрушку!
- Эту замечательную игрушку придумали русские мастера, это наша волшебная Российская культура, это промыслы наших умельцев!
- Ребята, а хотите узнать о том, что же еще делали своими золотыми руками наши народные мастера? (Дети отвечают)
- Тогда приготовьтесь, мы вместе с матрешкой отправимся в путешествие!
2. Основная часть:
- Мы с вами уже познакомились с матрешкой. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна, и еще, и еще… и так до 10-12 куколок. Этих красавиц разукрашивали самыми яркими и разнообразными красками. (Просмотр изображений и игрушек матрешек). Сделать такую прекрасную игрушку своими руками было сложно, ведь нужно было вырезать из дерева, а оно твердое, это кропотливый труд. Из чего мастер делал матрешку? (Матрешек мастера делают из дерева).
- Ребята, но не только матрешек делали наши народные умельцы, есть такой промысел под названием «Гжель». Матрешка сейчас откроет свой волшебный домик и покажет нам сувениры из Гжели. Какие красивые сувениры, но чем-то они похожи друг на друга, вы заметили чем? Правильно, эти сувениры окрашены сине-голубым узором, расположенном на белом фоне. Делали Гжель из белой глины. Лепили фигурки людей, животных, птиц. Какой основной цвет использовали художники, когда создавали рисунки на Гжели? (Художники использовали синий цвет и все его оттенки, а рисовали на белом фоне). Из чего делали Гжель? (Гжель делали из глины)
Физкультминутка:
- Ребята, встаем рядом со своими стульями, слушайте внимательно и повторяйте за мной движения.
- Красавицы-матрешки из дерева одежки!
(руки вдоль тела, ладони в стороны, носки врозь, пятки вместе, ноги прямые, делаем движения на пятках, стоя на месте, с поворотами влево и вправо)
- Чайник бело-синий, ах какой красивый!
- Это «Гжель», мои друзья,
- Из глины делают меня!
(рука на поясе, другая изогнута перед собой в виде носика у чайника, делаем пружинку, с легкими поворотами влево и вправо).
- Какие вы молодцы, немного размялись, а теперь присаживаемся и продолжаем путешествие с матрешкой.
- У каждого дома есть посуда? Она бывает разной. В старину на Руси пользовались деревянной посудой. А изготавливали ее мастера деревянных промыслов. Есть такой деревянный промысел под названием - «Хохлома». А название этот промысел получил по названию села Хохлома, в котором он возник. (Рассматриваются изображения и изделия Хохломы) Какие основные цвета использовал художник? (Художник использовал черный, красный, встречается зеленый, но больше всего золотого цвета). Вот какие красочные, интересные хохломские изделия. А матрешка, в своем домике приготовила нам новый сюрприз.
- Ребята, послушайте (аудиозапись глиняной свистульки). Что это за звук, на что похож? (этот звук похож на свист или пение птички). Совершенно верно, это глиняная свистулька в виде птички. Это, ребята, глиняные лепные игрушки. Этот народный промысел называется Дымковская игрушка. Их делают в селе Дымково. Люди придумали делать эти игрушки давным-давно. Сначала их делали не для забавы, они охраняли домашний очаг, семью, служили оберегом. Потом дымковцы стали раскрашивать их яркими красками и использовать как игрушки и сувениры. Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса. Знамениты дымковские «Барыни» в пестрых сарафанах, «индюки», «олени», «козлы», «всадники».
- Ребята, а сейчас я вам загадаю загадки про народные промыслы, а вы угадайте.
- Барыни-сударыни, индюки и всадники,
Дивные игрушки, есть еще свистушки!
Из глины они сделаны,
Приносят радость всем они.
Что это? (Дымковская игрушка)
- Яркий платочек, сарафан в цветочек,
Упирается рука, в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко,
Скажите кто это? (Матрешка)
- Пузатый чайник, расписной.
Он бело-сине-голубой.
Красив рисунок, мне поверь.
Зовется эта роспись? (Гжель)
- Листочки, ягодки, цветочки,
Стебелечек, завиток.
Деревянное все это,
Здесь хозяева три цвета:
Черный, красный, золотой.
Как называется промысел такой? (Хохлома)
-Давайте поиграем, я буду вам показывать изделие народного промысла и произносить его название, если название правильно, то вам нужно хлопнуть, если название неверное, то вам нужно топнуть.
- Ребята, поиграли мы весело, а матрешка все свои сувениры из волшебного домика нам показала. Сегодня мы увидели, что русские мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, потому изделия получались такими красивыми, так радовали, приносили уют, тепло, добро и гордость за народное искусство. Обо всех промыслах нашего народа сразу и не расскажешь, уж очень много разных народных промыслов существует и возрождается в России. Вы сегодня узнали много нового о народных промыслах. И я хочу, чтобы вы навсегда запомнили, что велика наша Россия и что богата она талантами!
3. Заключительная часть.
- Ребята, давайте вспомним о каких народных промыслах мы сегодня узнали?
(Мы сегодня узнали о народных промыслах : Хохлома, Матрешка, Гжель и Дымковская игрушка).
- Ребята, изделия народных промыслов делают из разных материалов, а вы запомнили из каких? (Матрешек мастера делают из дерева, Дымковские игрушки мастера делают из глины, Хохлому мастера вырезают из дерева, Гжель мастера делают из глины).
- А какие цвета используют художники в своих творениях? (Матрешек художники раскрашивают самыми яркими, разнообразными красками, Гжель художники рисуют на белом фоне всеми оттенками синего и голубого, Хохлому художники раскрашивают золотыми, черными, красными красками, могут использовать зеленый цвет, Дымковские игрушки белого цвета, а узоры сделаны самыми яркими, праздничными цветами).
- Кто из вас хотел бы иметь что-то из народного искусства, о котором мы сегодня узнали? А для чего вам это? (Можно по разному использовать изделия народных промыслов, например можно ими любоваться, так же можно поиграть в матрешку или посвистеть на дымковской игрушке, изделия из гжели и хохломы могут украсить любой дом, а также можно эту посуду использовать в домашнем хозяйстве).
- Ребята, вы хотите дальше изучать народные промыслы и узнавать, что же еще создавали наши талантливые мастера с золотыми руками? (Да).
- Замечательно, мы с вами обязательно продолжим, а сейчас вам хочу сказать, что вы большие молодцы, потрудились сегодня на славу, я вас хочу попросить поделиться с вашими родными тем, что вы сегодня узнали, договорились, ребята? (Да).
-До свидания, ребята, спасибо вам за ваше стремление познавать и изучать народное искусство!
Конспект НОД по формированию целостной картины мира и окружающей действительности «Знакомство с народными игрушками»
Цель: формировать представление о народных игрушках, приобщать к традициям русского народа, развивать внимание, речь, расширять словарный запас, продолжать знакомить с устным народным творчеством.
Задачи:
Воспитательные:
• Приобщить детей к национально-культурным традициям, познакомить с русскими народными игрушками; развивать интерес к народным игрушкам;
• Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества;
Обучающие:
• Познакомить детей с русской народной игрушкой; учить различать по форме, цвету, узору. Учить аккуратно наклеивать детали аппликации. развивать эстетический вкус детей.
Развивающие:
• Развивать творческое восприятие, воображение, память, речь, внимание, наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира.
Интеграция О.О: Познание, коммуникация, социализация, физическая культура.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, вы любите игрушки? (Да) А что вы с ними делаете? (Играем) А где ваши родители берут игрушки. (Покупают в магазине) А я знаю, что вы знаете стихи об игрушках, расскажите. (Дети рассказывают стихи А.Барто из серии «Игрушки»)
Воспитатель: Вот какие разные бывают игрушки. А раньше игрушки для своих детей родители делали сами из подручных материалов или покупали на ярмарке.
Воспитатель: А сегодня я хочу познакомить вас с очень интересными игрушками, а какими, вы узнаете, разгадав мои загадки:
Рядом разные подружки,
Но, похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Дети: Матрешка!
Воспитатель: Верно! Это матрешка! (Показ матрешки). Из чего сделана матрешка? (из дерева)
Воспитатель: Ребята, А вы знаете, что для изготовления матрешек мастера используют липу, березу, лиственницу. Для работы мастера берут самую качественную древесину, без сучков и трещин. (Показ слайдов деревьев) А сейчас, рассмотрите матрешек на моем столе.
Какие они по росту? (разные)
Воспитатель: Матрешка, старинная традиционная, народная игрушка. Её не случайно называют народной, почему?
Правильно, потому, что она сделана добрыми руками русских людей.
-Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек.
-Какая она? (нарядная, расписная, красивая)
-Почему она расписная? (потому что ее расписывают, раскрашивают, сарафан украшен цветами)
Воспитатель: Ну что ж, давайте посмотрим, что еще продавали на ярмарке?
Посмотрите, какие игрушки! (Показ слайдов дымковских игрушек).
Игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны, как березки,
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Это, ребята, дымковские игрушки.
Воспитатель: Ребята мы с вами какие дымковские игрушки увидели, что лепили
( барыни, лошадки, индюки, куры, петухи). Обратите внимание - лепили из глины, сюжеты для игрушек брали на улице. А для чего лепили!? (чтобы украсить свой дом, порадовать друзей, детей). А сейчас расскажу как ее делают.
Глину привозили весной и хранили ее до осени. Затем ее замачивали, лепили, обжигали и опускали в ведро с разведенным на молоке мелом. Расписывали. Краски брали самые яркие. Какие!? (красные, желтые, синие, зеленые).
Назовите элементы узора (круг, точки, кольца, полоски, волнистая линия)
Сверху покрывали белком яйца. Ни одна поделка не повторялась.
Физминутка:
Ходит по двору индюк (шаги на месте)
Среди уток и подруг
Вдруг увидел он грача (остановился посмотрел вниз)
Рассердился сгоряча (потопать ногами)
Крыльями захлопал (руками, похлопать себя по бокам)
Весь раздулся, словно шар (руки на поясе)
Или медный самовар (сцепить округленные руки перед грудью)
Затряс бородою (помотать головой)
Понесся стрелою (бег на месте)
Воспитатель: Вам понравились игрушки? Их ласково и нежно называют «дымка», потому что делают эти игрушки в селе Дымково, а называются они дымковские.
Как называются эти игрушки? (Дымковские игрушки.)
Из чего делают дымковские игрушки? (Из глины.)
Ведущая. Вот какие разные игрушки бывают. Взрослые издавна делали для детей различные игрушки – забавы. Для этого подходил любой материал - из кусочка глины получалась свистулька, из деревяшки – занятные медвежата, курочки, стукалочки. А из остатков ткани рождались чудесные тряпичные куклы. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.
(Показ слайдов тряпичных кукол)
Ведущая: Вот какие интересные куклы из тряпочек. Стоит чуть поколдовать, и вот игрушка ожила. Ребята рас кукла из тряпочек значит она какая? (Тряпичная)
Воспитатель: Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т.е. делать куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.
Всех кукол наряжали в красивые платья, которые делались с особым смыслом – каждый наряд означал что-то своё. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет.
Воспитатель: Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.
Посмотрите внимательно на этих кукол, при их рассмотрении, кто-нибудь заметил одну особенность этих кукол? Чем они похожи? Что их объединяет?
(У кукол нет лица.)
Все куклы делались безликими, т.е. не имели лица, считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы.
Ведущая: Вот с какими интересными игрушками мы с вами познакомились, узнали из чего они сделаны.
Давайте вспомним с какими именно. (Матрешкой, дымковской, тряпичной)
Воспитатель: А как нужно относиться к игрушкам и труду народных мастеров?
(Бережно, аккуратно).
Воспитатель: Молодцы, будем играть с игрушками бережно и аккуратно.
Матрёшка: В Подмосковье есть город Сергиев Посад. Вот там и смастерили первую матрешку. Мастер сделал из дерева разбирающуюся куклу – получилась розовощекая девочка, с льняными волосами, в простой крестьянской одежде, в платке с цветами. Правой рукой она прижимала черного петуха. Назвали ее Матрешкой. В этом же городе есть старинный музей игрушки. А сейчас изготавливают самых разных матрешек, вон, они какие яркие, нарядные!
Матрешка:
Матрешка - чудное создание. Весёлое и компанейское.
В неё вместились, будто в здание - ещё три – каждая поменьше.
Разложишь и поставишь рядышком - настолько разных, озорных.
Малышка, дочка, мама, бабушка - так хочется назвать всех их.
В кружок поставишь - тут же за руки, и хоровод начнут водить.
Напляшутся, друг в друга спрячутся. Им в жизни не о чем грустить.
Глаза красивые, блестящие полны добра и чистоты.
Несут тепло, и настоящие в Матрёшке русские черты.
Николай Салов
Давайте, ребята, поиграем с вами в игру «Матрешечка»
Игра «Матрёшечка - матрёшка»
Ну, ребятки не зевайте, а в кружочек все вставайте.
Хотите поиграть немножко? Нарядитесь тогда вы матрёшкой.
Из детей выбирают 3-х матрёшек. Им на головах завязывают платочки.
Они приседают в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню «Матрёшка» на мотив русской народной песни «Колпачок»:
Эх, матрёшечка, матрёшка
Аленький платочек, сарафан в цветочек.
Мы тебя кормили, мы тебя поили.
На ноги поставили танцевать заставили.
(говорком) Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь.
Посмотрите, во что одета матрешка? Что у нее на голове? (платок, платочек)
- А еще во что она одета? (сарафан)
- Как украшен сарафан? (цветами)
- Наряд у матрешки какой? (яркий, красивый, разноцветный)
Матрешка одета в русский народный костюм. У нее нарядный яркий сарафан, украшенный цветами, красивый платочек.
Воспитатель: Правильно, молодцы
- Ребята, а вам нравится матрешка?
- А какое настроение у матрешки, как вы думаете? (веселое)
- Почему вы так думаете? ( она улыбается)
- Да, матрешка улыбается, у нее хорошее настроение и она очень любит играть.
Воспитатель:
Матрешка приготовила для вас сюрприз - интересные картинки. Вам нужно их собрать
Д.И. Разрезные картинки
Воспитатель: Скажите, где мы сегодня с вами побывали? Что увидели? Что узнали?
(ответы детей)
Воспитатель: Вам понравилась эта игрушка, вы будете с ней играть. (ответы детей)
Воспитатель: Как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров?
Дети: Бережно, аккуратно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе" Березка" . Воспитатель Мокрова Елена Николаевна.
Конспект занятия по ознакомлениюс окружающим в средней группе" Березка".Воспитатель Мокрова Елена Николаевна.20012 год.Тема: " Весенние секреты".Программное содержание:1 Продолжать расширять пред...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе "Зимующие птицы"
Данный материал позволит закрепить и уточнить представления детей в средней группе о зимующих птицах...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "С днем рождения Россия"
Конспект занятия для дошкольников ко Дню независимости России, о России, о символах РФ....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим (Познавательное развитие) Тема: "Символы России"
В данном материале знакомим с детей и закрепляем символы Российского государства: герб. гимн, флаг....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе «Традиции русского народа»
Цель: Обогащение знаний детей об истории и традициях российского государства....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе "Крым-Россия едины"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе "Крым-Россия едины"Автор работы: Абдурагимова З.И., воспитатель МБДОУ ДСКВ "Югорка" Крым –Россия...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Крым-Россия едины"
- расширять представления детей о территории России и Крыма, народах её населяющих Крым; - воспитывать уважение к различным национальностям Крыма и России, их культуре, языку, национальной одежде...