Конспект занятия по ознакомлению с окружающим (Познавательное развитие) Тема: "Символы России"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
В данном материале знакомим с детей и закрепляем символы Российского государства: герб. гимн, флаг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект заняпия по ознакомлению с окружающим (явления общественной жизни) | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программное содержание:
Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России — флаге, гимне, гербе. Закрепить знания детей о символическом значении цветов государственного флага России. Формировать уважительное отношение к государственным символам России. Воспитывать у детей патриотические чувства: интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну.
Наглядный материал:
Карта России, иллюстрации с изображением герба России, флага России
пособие «Флаг России», иллюстрации с изображением русского народного костюма, запись гимна Российской Федерации
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята! Скажите, как называется страна, в которой мы живём?
Дети: Страна, в которой мы живём, называется – Россия!
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на карту. Кто мне сможет показать границы нашего государства, нашей страны-России. (Предлагает двум-трем детям - обвести границу России по карте.)
Воспитатель: Вы уже знаете, что карта может многое рассказать о стране. Вспомните, что мы узнали о России, когда рассматривали эту карту. (С помощью наводящих вопросов помогает детям вспомнить то, что он им рассказывал ранее; Россия — большое государство, в России много городов, морей, рек, лесов, полезных ископаемых.)
Ответы детей:
Воспитатель: Россия — самая большая и прекрасная страна в мире. Россия — наша родная страна. Но страна — это не только природа, города и села, в которых живут люди. Россия — это государство.
Воспитатель: Как называется столица нашего государства?
Дети: Столица нашего государства — город Москва.
Воспитатель: В Москве работают правительство Российской Федерации и наш президент. Каждое государство обязательно имеет государственные символы: флаг, герб и гимн. У России тоже есть государственные символы. Сегодня мы поговорим о государственном флаге, гербе и гимне.
Воспитатель: Ребята! Что такое флаг?
Дети: Флаг — это прикрепленное к древку полотнище определенного размера и цвета. (Воспитатель показывает детям пособие «Флаг России».)
Воспитатель: Российский флаг — символ доблести и чести российского народа. Российский флаг развевается на государственных зданиях, вывешивается на домах в дни государственных праздников. Государственный флаг России можно увидеть на военных парадах, на кораблях, изображение флага можно встретить на борту российских самолетов. Во все времена отношение граждан к своему флагу было очень уважительным. Воины, давая клятву верности Родине, целовали кончик флага, рискуя своей жизнью, выносили флаг с поля боя, чтобы он не достался врагу.
Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков тому назад люди вместо флага использовали шест с привязанным к его верхушке пучком травы, окрашенным яркой краской. Называлось это стягом. Его главное назначение — «стягивать» к себе, т.е. объединять воинов для защиты своей земли. Затем стяги стали делать из ткани.
Современный флаг утвердил великий русский царь Петр I. Полотнище его флага состоит из трех полос белого, синего и красного цветов. Полосы расположены горизонтально. Цвета флага выбраны неслучайно.
Воспитатель: Ребята! Какие цвета есть на нашем флаге?
Дети: Ответы.
Воспитатель: Ребята, как я уже вам сказала, цвета для флага выбраны не случайно. Они связаны с народными представлениями о красоте. Эти цвета издавна считались на Руси самыми красивыми, использовались для украшения праздничной одежды. Посмотрите на русский народный костюм. Какие цвета вы здесь видите?
Дети: Ответы.
Воспитатель: Часто, читая русские народные сказки, мы встречаемся с этими цветами: сине море, красна девица, весна-красна, белый свет.
Воспитатель: А что вам напоминает белый цвет флага?
Дети: Белая полоса флага напоминает нам о белоствольных березах, русской белоснежной зиме, легких летних облачках, белых ромашках.
Воспитатель: А что вам напоминает синий цвет флага?
Дети: Синева неба, рек, морей и озер запечатлена в синей полосе.
Воспитатель: А что вам напоминает красный цвет флага?
Дети: Красный цвет всегда считался на Руси самым красивым. Это цвет огня, солнца, тепла, радости.
Воспитатель: Правильно, ребята. Белый цвет обозначает мир и чистоту, синий — небо и верность, красный - огонь и отвагу.
Воспитатель: А сейчас Данил прочитает стихотворение про наш российский флаг.
Данил: Белый цвет – берёзка.
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
Воспитатель: Как назывались первые флаги?
Дети: Ответы.
Воспитатель: Для чего нужен стране флаг?
Дети: Ответы.
Воспитатель: Где можно увидеть государственный флаг России?
Дети: Ответы.
Воспитатель: Ребята! А что ещё является символом России?
Дети: Ещё одним символом России является герб.
Воспитатель: Ребята, как только образовалось новое Русское государство у него появился свой герб, новый.
Этот герб и сейчас является гербом нашей страны. Давайте его рассмотрим. (Показывает крупное изображение герба России.)
Воспитатель: Герб — это отличительный знак государства, изображаемый на флагах, монетах, печатях. Посмотрите на герб России.
Государственный герб можно увидеть на границе нашей страны. Его помещают на пограничных столбах, и когда люди из других стран приезжают в нашу страну, то видят наш герб и флаг и сразу понимают, что попали в Россию.
Воспитатель: Помните я вам говорила, что гербы изображены на щитах различной формы. Какая форма щита у российского герба?
Дети: Форма щита у российского флага круглая.
Воспитатель: Что вы видите в центре?
Дети: В центре я вижу орла.
Воспитатель: Расскажите о нем, какой он?
Дети: С двумя головами, с поднятыми крыльями.
Воспитатель: Почему же на гербе России изображен орел? Орел на гербе обозначает силу, это значит, что государство, на гербе которого изображен орел, сильное и непобедимое. Россия в то время была таким государством. Иван Ш женился на дочери императора Византии. А в те давние времена Византия была очень сильным государством, и на ее гербе был изображен орел. И Иван Ш тоже изобразил на гербе России орла, чтобы все знали, что Россия — сильная страна.
Воспитатель: Но почему у орла две головы?
Дети: Предположения детей.
Воспитатель: Русское государство очень большое, и головы орла смотрят на запад и на восток, как бы показывая, что государство большое, но единое. В России живут люди разных национальностей, а не только русские — якуты, коряки, кабардинцы и другие.
Воспитатель: А что вы видите еще?
Дети: Ещё мы видим корону.
Воспитатель: Как вы думаете, что она обозначает?
Дети: (Предположения детей)
Воспитатель: Корона обозначает, что Россия живет по своим законам, а охраняет эти законы царь.
Воспитатель: А что в лапах у орла?
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель: Это посох, или жезл, а еще его называют скипетр. Это символ царской власти, это значит, что в России правил в те времена царь. А в другой лапке у орла шар, или его называют держава. Держава — значит могущество, т.е. страна, в которой правит царь, могучая. Этому российскому гербу много-много лет. Конечно, нет сейчас царей. Но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что наша Родина очень древняя, что она возникла очень давно.
Воспитатель: Ребята, а какого цвета орёл на гербе?
Дети: Орёл, изображён золотистого цвета.
Воспитатель: Орёл и корона золотого цвета, похожи на солнце. А солнце у нас всегда было символом добра, справедливости. На груди орла расположен щит. На щите изображен всадник на коне.
Воспитатель: Какого цвета конь?
Дети: Белого.
Воспитатель: Какого цвета плащ у всадника?
Дети: Синего.
Воспитатель: Какого цвета щит?
Дети: Красного.
Воспитатель: Что напоминают вам эти три цвета: белый, синий, красный.
Дети: Цвета государственного флага России.
Воспитатель: Ребята! Это не простой всадник. Зовут его святой Георгий Победоносец. Издавна он почитался на Руси как покровитель воинов, защитник Отечества!
Воспитатель: А что-нибудь в этом гербе вам знакомо?
Дети: Да, в центре на щитке – это герб Москвы.
Воспитатель: А почему герб Москвы в самом центре?
Дети: Предположения детей.
Воспитатель: Да, потому что Москва—главный город России, ее столица.
Воспитатель: А Денис знает стихотворение о гербе нашей родины.
Денис: У России величавой
На гербе орёл двуглавый.
Чтоб на запад на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
Воспитатель: Ребята! Какой ещё символ есть у нашего российского государства?
Дети: Ещё есть – гимн!
Воспитатель: А что такое гимн?
Дети: Гимн – это главная песня страны.
Воспитатель: У каждого государства обязательно есть свой гимн. Гимн — это торжественная песня. Ее исполняют в самых торжественных случаях — во время праздников и других важных событиях.
Воспитатель: Ребята, а когда ещё исполняется гимн страны?
Дети: Когда спортсмены побеждают на соревнованиях, то поднимается флаг их Родины и звучит гимн их страны.
Воспитатель: А кто знает, как надо слушать гимн?
Дети: При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.
Воспитатель: Послушайте слова нашего гимна.
Дети: Читают слова гимна:
Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твое достоянье на все времена.
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля,
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!
С. Михалков
Воспитатель: Правда, красивые слова? Гимн России очень красивый и величественный. Каждый гражданин России должен знать слова гимна. Гимн посвящен нашей стране, ее бескрайним просторам, прекрасным, отважным людям, великой истории, в гимне поется о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игры: "Узнай наш флаг", "Узнай наш герб"
В конце занятия предлагаю послушать запись музыки российского гимна.
Воспитатель: Ребята, как надо относиться к государственным символам: гербу, флагу, гимну?
Дети: Ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "С днем рождения Россия"
Конспект занятия для дошкольников ко Дню независимости России, о России, о символах РФ....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим (Познавательное развитие) "Игра-викторина "Мы - россияне"
Это занятие является закрепляющем раннее полученные знаний в форме соревнования двух команд детей - викторины. Знания обобщаются по ознакомлению детей с общественной жизнью, одной из задач являе...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим (познавательное развитие) "Символы Краснодарского края"
В этом конспекте даётся детям материал о геральдике Краснодарского края (герб, гимн, флаг)....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе "Крым-Россия едины"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе "Крым-Россия едины"Автор работы: Абдурагимова З.И., воспитатель МБДОУ ДСКВ "Югорка" Крым –Россия...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим (познавательное развитие) в средней логопедической группе «Птичка- синичка»
Цель:*уточнение и расширение представления детей о синице, её внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях.Задачи:*расширять знания детей об условиях жизни птиц зимой;*закрепить понятие...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Крым-Россия едины"
- расширять представления детей о территории России и Крыма, народах её населяющих Крым; - воспитывать уважение к различным национальностям Крыма и России, их культуре, языку, национальной одежде...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе."Россия – Родина моя"
quot;Россия – Родина моя" Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Задачи:- закрепить у детей знания о российском государстве;-познакомить детей с го...