Конспект занятия по ознакомлению с окружающим (Познавательное развитие) Тема: "Символы России"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Босая Людмила Ивановна

В данном материале знакомим с детей и закрепляем символы Российского государства: герб. гимн, флаг.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программное содержание:

Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России — флаге, гимне, гербе. Закрепить знания детей о символическом значении цветов государственного флага России. Формировать уважительное отношение к государственным символам России. Воспитывать у детей патриотические чувства: интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну.

Наглядный материал:

Карта России, иллюстрации с изображением герба России, флага России

пособие «Флаг России», иллюстрации с изображением русского народного костюма, запись гимна Российской Федерации

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята! Скажите, как называется страна, в которой мы живём?

Дети:  Страна, в которой мы живём, называется – Россия!

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на карту. Кто мне сможет показать границы нашего государства, нашей страны-России. (Предлагает двум-трем детям -  обвести границу России по карте.)

Воспитатель: Вы уже знаете, что карта может многое рассказать о стране. Вспомните, что мы узнали о России, когда рассматривали эту карту. (С помощью наводящих вопросов помогает детям вспомнить то, что он им рассказывал ранее; Россия большое государство, в России много городов, морей, рек, лесов, полезных ископаемых.)

Ответы детей:

Воспитатель: Россия — самая большая и прекрасная страна в мире. Россия — наша родная страна. Но страна — это не только природа, города и села, в которых живут люди. Россия — это государство.

Воспитатель: Как называется столица нашего государства?

Дети:  Столица нашего государства — город Москва.

Воспитатель:  В Москве работают правительство Российской Федерации и наш президент. Каждое государство обязательно имеет государственные символы: флаг, герб и гимн. У России тоже есть государственные символы. Сегодня мы поговорим о государственном флаге, гербе и гимне.

Воспитатель: Ребята! Что такое флаг?

Дети:  Флаг — это прикрепленное к древку полотнище определенного размера и цвета. (Воспитатель показывает детям пособие «Флаг России».)

Воспитатель: Российский флаг — символ доблести и чести российского народа. Российский флаг развевается на государственных зданиях, вывешивается на домах в дни государственных праздников. Государственный флаг России можно увидеть на военных парадах, на кораблях, изображение флага можно встретить на борту российских самолетов. Во все времена отношение граждан к своему флагу было очень уважительным. Воины, давая клятву верности Родине, целовали кончик флага, рискуя своей жизнью, выносили флаг с поля боя, чтобы он не достался врагу.

Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков тому назад люди вместо флага использовали шест с привязанным к его верхушке пучком травы, окрашенным яркой краской. Называлось это стягом. Его главное назначение — «стягивать» к себе, т.е. объединять воинов для защиты своей земли. Затем стяги стали делать из ткани.

Современный флаг утвердил великий русский царь Петр I. Полотнище его флага состоит из трех полос белого, синего и красного цветов. Полосы расположены горизонтально. Цвета флага выбраны неслучайно.

Воспитатель: Ребята! Какие цвета есть на нашем флаге?

Дети:  Ответы.

Воспитатель: Ребята, как я уже вам сказала, цвета для флага выбраны не случайно. Они связаны с народными представлениями о красоте. Эти цвета издавна считались на Руси самыми красивыми, использовались для украшения праздничной одежды. Посмотрите на русский народный костюм. Какие цвета вы здесь видите?

Дети:  Ответы.

Воспитатель: Часто, читая русские народные сказки, мы встречаемся с этими цветами: сине море, красна девица, весна-красна, белый свет.

Воспитатель: А что вам напоминает белый цвет флага?

Дети:  Белая полоса флага напоминает нам о белоствольных березах, русской белоснежной зиме, легких летних облачках, белых ромашках.

Воспитатель: А что вам напоминает синий цвет флага?

Дети:  Синева неба, рек, морей и озер запечатлена в синей полосе.

Воспитатель: А что вам напоминает красный цвет флага?

Дети:  Красный цвет всегда считался на Руси самым красивым. Это цвет огня, солнца, тепла, радости.

Воспитатель:  Правильно, ребята. Белый цвет обозначает мир и чистоту, синий — небо и верность, красный - огонь и отвагу.

Воспитатель: А сейчас Данил прочитает стихотворение про наш российский флаг.

Данил: Белый цвет – берёзка.

Синий – неба цвет.

Красная полоска –

Солнечный рассвет.

Воспитатель: Как назывались первые флаги?

Дети:  Ответы.

Воспитатель: Для чего нужен стране флаг?

Дети:  Ответы.

Воспитатель: Где можно увидеть государственный флаг России?

Дети:  Ответы.

Воспитатель: Ребята! А что ещё является символом России?

Дети:  Ещё одним символом России является герб.

Воспитатель: Ребята, как только образовалось новое Русское государство у него появился свой герб, новый.

Этот герб и сейчас является гербом нашей страны. Давайте его рассмотрим. (Показывает крупное изображение герба России.)

Воспитатель: Герб — это отличительный знак государства, изображаемый на флагах, монетах, печатях. Посмотрите на герб России.

Государственный герб можно увидеть на границе нашей страны. Его помещают на пограничных столбах, и когда люди из других стран приезжают в нашу страну, то видят наш герб и флаг и сразу понимают, что попали в Россию.

Воспитатель: Помните я вам говорила, что гербы изображены на щитах различной формы. Какая форма щита у российского герба?

Дети:  Форма щита у российского флага круглая.

Воспитатель: Что вы видите в центре?

Дети:  В центре я вижу орла.

Воспитатель: Расскажите о нем, какой он?

Дети:  С двумя головами, с поднятыми крыльями.

Воспитатель: Почему же на гербе России изображен орел? Орел на гербе обозначает силу, это значит, что государство, на гербе которого изображен орел, сильное и непобедимое. Россия в то время была таким государством. Иван Ш женился на дочери императора Византии. А в те давние времена Византия была очень сильным государством, и на ее гербе был изображен орел. И Иван Ш тоже изобразил на гербе России орла, чтобы все знали, что Россия — сильная страна.

Воспитатель: Но почему у орла две головы?

Дети:  Предположения детей.

Воспитатель: Русское государство очень большое, и головы орла смотрят на запад и на восток, как бы показывая, что государство большое, но единое. В России живут люди разных национальностей, а не только русские — якуты, коряки, кабардинцы и другие.

Воспитатель: А что вы видите еще?

Дети:   Ещё мы видим корону.

Воспитатель: Как вы думаете, что она обозначает?

Дети:  (Предположения детей)

Воспитатель: Корона обозначает, что Россия живет по своим законам, а охраняет эти законы царь.

Воспитатель: А что в лапах у орла?

Дети:   (Ответы детей)

Воспитатель: Это посох, или жезл, а еще его называют скипетр. Это символ царской власти, это значит, что в России правил в те времена царь. А в другой лапке у орла шар, или его называют держава. Держава — значит могущество, т.е. страна, в которой правит царь, могучая. Этому российскому гербу много-много лет. Конечно, нет сейчас царей. Но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что наша Родина очень древняя, что она возникла очень давно.

Воспитатель: Ребята, а какого цвета орёл на гербе?

Дети:  Орёл, изображён золотистого цвета.

Воспитатель: Орёл и корона  золотого цвета, похожи на солнце. А солнце у нас всегда было символом добра, справедливости. На груди орла расположен щит. На щите изображен всадник на коне. 

Воспитатель: Какого цвета конь?

Дети:  Белого.

Воспитатель: Какого цвета плащ у всадника?

Дети:  Синего.

Воспитатель: Какого цвета щит?

Дети:  Красного.

Воспитатель: Что напоминают вам эти три цвета: белый, синий, красный.
Дети:  Цвета государственного флага России.

Воспитатель: Ребята! Это не простой всадник. Зовут его святой Георгий Победоносец. Издавна он почитался на Руси как покровитель воинов, защитник Отечества!

Воспитатель:  А что-нибудь в этом гербе вам знакомо?

Дети:   Да, в центре на щитке –  это герб Москвы.

Воспитатель: А почему герб Москвы в самом центре?

Дети:   Предположения детей.

Воспитатель:  Да, потому что Москва—главный город России, ее столица.

Воспитатель: А Денис знает стихотворение о гербе нашей родины.

Денис:   У России величавой

На гербе орёл двуглавый.

Чтоб на запад на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

Воспитатель: Ребята! Какой ещё символ есть у нашего российского государства?

Дети:  Ещё есть –  гимн!

Воспитатель: А что такое гимн?

Дети:  Гимн – это главная песня страны.

Воспитатель: У каждого государства обязательно есть свой гимн. Гимн — это торжественная песня. Ее исполняют в самых торжественных случаях — во время праздников и других важных событиях.

Воспитатель: Ребята, а когда ещё исполняется гимн страны?

Дети:  Когда спортсмены побеждают на соревнованиях, то поднимается флаг их Родины и звучит гимн их страны.

Воспитатель: А кто знает, как надо слушать гимн?

Дети:   При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.

Воспитатель:  Послушайте слова нашего гимна.

Дети:  Читают слова гимна:

Россия — священная наша держава,

Россия — любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава —

Твое достоянье на все времена.

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля,

Одна ты на свете! Одна ты такая —

Хранимая Богом родная земля!

С. Михалков

Воспитатель: Правда, красивые слова? Гимн России очень красивый и величественный. Каждый гражданин России должен знать слова гимна. Гимн посвящен нашей стране, ее бескрайним просторам, прекрасным, отважным людям, великой истории, в гимне поется о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игры: "Узнай наш флаг", "Узнай наш герб"

В конце занятия предлагаю послушать запись музыки российского гимна.

Воспитатель: Ребята, как надо относиться к государственным символам: гербу, флагу, гимну?

Дети:  Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "С днем рождения Россия"

Конспект занятия для дошкольников ко Дню независимости России, о России, о символах РФ....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим (Познавательное развитие) "Игра-викторина "Мы - россияне"

Это занятие является закрепляющем раннее полученные знаний  в форме соревнования двух команд детей - викторины. Знания обобщаются по ознакомлению детей с общественной жизнью, одной из задач являе...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим (познавательное развитие) "Символы Краснодарского края"

В этом конспекте даётся детям материал о геральдике Краснодарского края (герб, гимн, флаг)....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе "Крым-Россия едины"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе "Крым-Россия едины"Автор работы: Абдурагимова З.И., воспитатель МБДОУ ДСКВ  "Югорка" Крым –Россия...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим (познавательное развитие) в средней логопедической группе «Птичка- синичка»

Цель:*уточнение и расширение представления детей о синице, её внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях.Задачи:*расширять знания детей об условиях жизни птиц зимой;*закрепить понятие...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Крым-Россия едины"

- расширять представления детей о территории России и Крыма, народах её населяющих Крым; - воспитывать уважение к различным национальностям Крыма и России, их культуре, языку, национальной одежде...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе."Россия – Родина моя"

quot;Россия – Родина моя" Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Задачи:- закрепить у детей знания о российском государстве;-познакомить детей с го...