НОД "Зимующие птицы"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект организованной образовательной деятельность педагога с детьми по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми подготовительной группы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Тулуна «Детский сад «Антошка»
Конспект организованной образовательной деятельность педагога с детьми по образовательной области
«Познавательное развитие» с детьми подготовительной группы
Тема: «Зимующие птицы».
Подготовила:
воспитатель I кв. категории
Шуклина Анастасия Алексеевна
г. Тулун 2022
Конспект организованной образовательной деятельность педагога с детьми по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми подготовительной группы
Автор: Шуклина А.А.
Дата проведения: 13.12.2022г.
Тема: «Зимующие птицы».
Тип занятия: творческое занятие.
Форма образовательной деятельности: игровая ситуация.
Форма проведения: подгрупповая.
Метод: Синквейн, исследования, наглядный (применение ИКТ)
Цель:
Обобщить знания детей о зимующих птицах.
Задачи:
Образовательные:
Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья;
Развивающие:
Развивать память, мышление и воображение у детей. Развивать умение делать выводы и умозаключения.
Воспитательные:
Воспитывать желание заботиться о птицах, подкармливать их зимой, стремление беречь их. Формировать экологическую культуру у детей, прививать любовь к птицам; воспитывать дружеские взаимопонимания между детьми.
Словарная работа: Орнитолог.
Оборудование: Интерактивная доска, видеозапись воробья, лист бумаги, перья от разных птиц, камешки, ножницы, слайд с изображением стайки птиц, кормушка, корм для птиц.
Интеграция областей:
ОО «Речевое развитие» - участие детей в беседе, в словесной игре, Синквейн.
ОО «Социально-коммуникативное развитие» - создание ситуации успеха, в дидактической игре, рефлексия в конце занятия.
ОО «Физическое развитие» - физкультминутка.
Методы и приемы | Действия педагога | Действия детей | Ожидаемые результаты |
| |||
приветствие | Собрались все дети в круг Я твой друг И ты мой друг Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. | Участие в приветствии | Положительный эмоциональный настрой у детей. |
Наглядный метод через применение ИКТ (Видео) Мотивация к основной деятельности | - Сегодня я хочу познакомить Вас с моим другом. А вот и он. Слышите? (видео) «Здравствуйте, ребята. Приятно познакомиться. Зовут меня Чик. А фамилия моя Чирик. Поэтому меня так все называют – Чик-Чирик. Мама и папа говорят мне, что когда я вырасту, меня будут все называть по-взрослому, по имени – отчеству – Чик Чирикыч Чирик. Наверное, Вы догадались, что я больше всего люблю делать? Конечно же, сидеть на веточке и распевать весёлые песенки: «Чик-чирик, чик-чирик, чик – чирик». Был сегодня в лесу, ничего не пойму, птиц совсем не видно. Неужели пришла в лес беда? Помогите узнать, что случилось! -Хотите помочь воробью? Как можно помочь? | Вживаются в игровую ситуацию, смотрят видео и проявляют интерес к персонажу. Высказывают мнение. | Сформирована мотивация детей на включение в деятельность. Появляется интерес к теме НОД. |
II. Основной этап. 20 мин. | |||
Словесный метод (новое слово) | - Есть люди, которые изучают птиц, их называют орнитологами. Благодаря стараниям орнитологов, мы можем больше узнать о мире пернатых и спаси от исчезновения их редкие виды. Орнитологами становятся люди, которые очень любят природу и умеют находить общий язык с ней. -Давайте, вместе произнесём это слово. (Произносят вместе с воспитателем) -Орнитолог — это биолог, изучающий птиц. Он наблюдает за их поведением в лесу, городе и в зоопарке. - Хотите поиграть в учёных-орнитологов? (Да) - Сегодня, я старший орнитолог, а Вы научные сотрудники. (переодеваемся в халаты) - Ребята, кто мы сегодня с вами будем? – орнитологи | Знакомство детей с новым словом. Дети одевают халат орнитолога и проходят в лабораторию. | Развитие интереса к новым знаниям. Формирование умственных действий. |
Наглядный метод через применение ИКТ | -Тогда давайте вместе отправимся в лес и поможем Воробью разобраться и понять, что же происходит в лесу. -Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись! (на интерактивной доске картинка леса) - Вот мы с вами и в лесу. –Как красиво! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев? (Звучит запись «Голоса птиц».) - Ребята, да это птицы. Но где — же они? - А, вот и необычное дерево! (презентация – слайд дерево с птицами)) -Посмотрите, какая бойкая стайка поселилась на дереве. -Птички в этой стайке разные. -Давайте познакомимся с ними поближе. | Дети любуются лесным пейзажами и принимают участие в беседе. | Способны делать умозаключения и выводы. Дети умеют делиться своими впечатлениями со взрослым. |
Наглядный метод через применение ИКТ Речевая игра «Скажи, одним словом» | У этой птицы жёлтая грудка - желтогрудая синичка. У этой птицы черные крылья - чернокрылая ворона. У этой птицы красная грудка - красногрудый снегирь. У этой птицы белый бок - белобокая сорока. длинный хвост - длиннохвостая сорока. -Молодцы, ребята, всех птиц назвали. | Отвечают на вопросы воспитателя. | Закрепление знаний детей о характерных признаках птиц. Развивают речевую активность |
Словесный метод | -Все эти птицы собрались вместе ещё осенью. -Почему? -Стайкой им легче прокормиться. Найдёт одна птичка корм, на её голос спешат другие. - Как назовём их, одним словом? -Зимующие. -Почему их так назвали? (Потому что остаются зимовать). -Ребята, а как же зимующим птицам согреться в морозы? - Они перелетают поближе к людям, в город. Во время морозов птицы нахохливаются, чтобы согреться. Тепло сохраняют как сами перья, так и воздушная прослойка между ними. Когда холодно птицы поднимают перья и толщина “воздушной шубы” увеличивается. И тогда за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. | Высказывают предположения, принимают участие в беседе | Умеют аргументировать свои высказывания. Закрепление знаний о зимующих птицах. Усвоение полученной информации |
Опытно - исследовательская деятельность вывод | - Ребята, а как вы думаете, ещё, зачем птицам перья? - А, что помогает птицам летать? А хотите посмотреть, как крылья помогают птицам летать? Эксперимент «Какой лист бумаги быстрее упадёт» - Вот посмотрите, у меня два листа, один ровный, гладкий, другой скомкан и превращён в шарик. Как вы думаете, какой лист быстрее упадёт на пол? Почему? А давайте проверим. (Бросаем скомканный лист и ровный, смотрим, какой лист упал первым). - Бумажный шарик падает очень быстро, как камень, тяжёлый. А гладкий лист – медленно, он лёгкий, широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может лететь. Даже маленькая птичка становиться широкой, большой с раскрытыми крыльями и хвостом, она опирается на воздух. | Вступают в диалог. Предлагают варианты решения проблемы. Выражают собственные суждения. | У детей развивается умение обследовать предмет и устанавливать причинно- следственные связи в процессе выполнения различных действий с бумагой. |
Динамическая пауза | Физминутка «Птичка ожила» (приложение 1) | Повторяют движения по тексту. | Кратковременный активный отдых для детей |
Опытно - исследовательская деятельность вывод | - Ребята, а вы хотите узнать, как устроено перо? Тогда нам надо пройти в наш центр науки. (Садятся за столы) Опыты с пером (приложение 2) - Итак, мы с вами, теперь знаем, что перо, какое? (вывод) | Обследовав предмет, устанавливают причинно- следственные связи в процессе выполнения различных действий с пером. Делают вывод | Развивается способность анализировать, сравнивать, высказывать предположения |
Словесный метод | Встают в круг. - Как вы думаете, а для зимующих птиц, что страшнее: холод или голод? -Почему? -Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а, чтобы выжить, не замёрзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом. -Ребята, а легко ли птицам зимой искать себе корм? - Да, правильно, птицам зимой тяжело найти себе корм. И поэтому они прилетают ближе к людям за помощью. - А, как мы им можем помочь? (развесить кормушки, насыпать корм) - А любой корм можно положить в кормушку? (Нельзя класть жареное, солёное, испорченный корм) - А сейчас давайте с вами поиграем в игру «Угостим птиц» | Проявляют заинтересованность, вступают в проблемный диалог | Делают элементарные умозаключения и выводы. |
Игровой метод | Дидактическая игра «Угостим птиц» - У каждой птички есть свой любимое лакомство. -Как вы думаете, чем мы покормим Воробья? (на слайде выбирают корм: крошки хлеба, кусочек сало, рябинки, зёрнышки). -Чем мы покормим Синицу? -Что же любит Снегирь? -Чем же мы угостим Голубя? - Молодцы, всех птиц угостили. | Дети закрепляют и совершенствуют знания о видах корма зимующих птиц. | Умеют аргументировать свои высказывания |
Метод синквейн | - Ребята, а давайте с вами попробуем составить нерифмованное стихотворение, а про кого вы увидите на экране (картинка воробья) -Ребята кто это? (Воробей) -Какой он? (коричневый, маленький, шустрый) - Что делает? (летает, клюёт, прыгает) -Составим предложение со словом воробей. - Слово ассоциация (птица) -Молодцы, а сейчас я вам зачитаю, что у нас получилось. | Составляют стихотворение. | Высказывают свои знания. |
III. Заключительный этап. 6 мин. | |||
Рефлексия Систематизация знаний | (Появляется видео воробья) - Спасибо вам ребята, что рассказали, почему в лесу так тихо. Я узнал, что все птицы перебрались поближе к людям, чтобы они помогли нам, зимующим птицам, пережить холода. О том, как вы заботитесь, о нас, и не забываете о зимующих птицах, чик, чирик. - Ребята скажите, кем вы сегодня были? (Орнитологами) - Кому помогали? (Воробью) - Что делали? Для чего птицам перья? - Молодцы ребята! - Раз, два, три, повернись, в детском саду окажись! - Ребята, посмотрите у нас есть кормушка – но она у нас пустая стоит. Я вам предлагаю, кому сегодня понравилось работать, возьмите щепотку корма и положите в кормушку, а кому не понравилось. Не кладите корм в кормушку. (Дети сыплют корм в кормушку). - Мы её отнесём к вам в группу, а когда вы пойдёте на прогулку повесите её на дерево и будите наблюдать за птицами, которые будут прилетать | Дети отвечают на вопросы воспитателя, делятся своими впечатлениями от совместной деятельности. | Получают удовлетворение от полученных знаний. |
Приложение 1
Все летали, все летали,
Крыльями махали.
На дорожку сели,
Зернышки поели.
Клю, клю, клю, клю,
Клю, Клю, клю, клю.
Как я зернышки люблю!
Перышки почистим,
Чтобы были чище.
Вот так, вот так,
Вот так, вот так,
Чтобы были чище.
Прыгаем по веткам,
Чтоб сильней стать деткам.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгаем по веткам.
Приложение 2
Ребята, перед вами лежат перья.
- Отличаются перья чем-то друг от друга? (цветом, размером, формой). Отличаются, потому что они от разных птиц.
- Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жёсткое, большое) Обследуем пальчиками.
-Интересно, лёгкое оно или тяжёлое? Дети кладут на руку перо, на другую – камень. Делают вывод – лёгкое.
- Подбросьте перо. Что вы видите? (Падает медленно, плавно кружась.) А за счёт чего оно лёгкое? Стержень пустой. Отрежьте край у пера – видим. Вот почему оно лёгкое, стержень пустой. Помашите пером, что вы ощущаете? (Воздух). Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски.
А чтобы птице было тепло зимой, у нее под этими перьями есть маленькие пушистые перышки. (рассмотреть)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...
Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)
Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...
Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада
Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....