Конспект НОД по познавательно- исследовательской деятельности на тему: «Почему птицы могут летать»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ольга Ивановна Уварова

Программное содержание:

-Закрепить знания детей о птицах.

- Активизировать словарь, за счет слов: перо, стержень, опахало, маховое, пуховое.

- Развивать долговременную память, мышление, слуховое восприятие, мелкую моторику рук.

- Развивать у детей такие способы познания, как наблюдение, экспериментирование, сравнение и сопоставление, анализ, рассуждения и умозаключения.

- Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе, любовь и доброту к птицам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_ptitsy_mogut_letat.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Буратино»

Конспект НОД

по познавательно- исследовательской деятельности

на тему:

«Почему птицы могут летать»

                                                                                                                                                                                             Подготовила:

Уварова О.И.

воспитатель                                          

г. Тарко-Сале

2020 год

Цель: узнать,  почему птицы могут летать?

Программное содержание: 

-Закрепить знания детей о птицах.

- Активизировать словарь, за счет слов: перо, стержень, опахало, маховое, пуховое.

- Развивать долговременную память, мышление, слуховое восприятие, мелкую моторику рук.

- Развивать у детей такие способы познания, как наблюдение, экспериментирование, сравнение и сопоставление, анализ, рассуждения и умозаключения.

- Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе, любовь и доброту к птицам.

Предварительная работа: наблюдение за птицами; рассматривание иллюстраций;  чтение художественной литературы; художественное творчество (лепка, аппликация, ручной труд); дидактическая игра: « Перелетные и зимующие птицы »).

Материал: магнитофон, свеча, зажигалка, пуховое перо, мыльные пузыри на всех детей, листы бумаги на всех детей по 2- шт., подносы, молнии, перья птиц (маховые, пуховые), лупы.

 

В ходе изучения темы «Перелетные птицы», детям было предложено посмотреть видеоролик «Перелет птиц». (Познавательный мотив)

У Егора возник вопрос: Почему птицы могут летать?

  От детей прозвучали ответы:   Потому что у птиц есть крылья.

Мы выдвинули гипотезу :  Птицы летают, потому что у них есть крылья.

Я последовала методике 3 вопросов:

  1. Что мы знаем про это? (Птицы летают. У птиц есть крылья)
  2.  Почему птицы летают и что помогает им летать?

Воспитатель: Чтобы ответить на эти вопросы, нам нужно собрать всю доступную информацию о птицах и обработать ее, как это делают ученые. Как это можно сделать? Как вы думаете с чего начинает исследование ученый? (3. Перечисление методов исследования):

  • Сначала надо подумать (Подумать самостоятельно);
  • Спросить у родителей или другого человека;
  • Посмотреть по ТV
  • Попросить прочитать взрослых энциклопедию
  • В интернете
  • Понаблюдать
  • Провести эксперимент

Воспитатель: Начинаем собирать материал.  Что мы знаем о птицах?

Дети: Птицы летают, у них есть крылья.

Воспитатель: Что мы еще знаем?

Дети: Птица летает, потому что ей помогает лететь воздух

Дети: Птице помогают лететь ее крылья

Дети (Гордей): Мы с мамой читали энциклопедию о строении оперения птиц.

Оказывается стержень у пера «пустой» (полый), в нем есть воздух, а перо состоит из маленьких волосков, которые соединяются между собой с помощью крючков.

Воспитатель: Давайте попробуем с вами узнать как воздух помогает лететь птице? Пройдите в лабораторию. (Дети переходят к столам).

Опыт 1: Возьмите на ладошку перо. Как можно доказать, что перо легкое и может летать?

Дети: нужно на него подуть (Дети берут перо и дуют на него.  )                                                                                      

Воспитатель: - Что с ним происходит? (Ответы детей: перо летает). Воспитатель: - Что мы делали? – Какое перо? (Ответы детей: Мы дули воздухом на перо, оно легкое).

 ВЫВОД: Воздух помогает летать легким предметам.

Воспитатель: А почему перья легкие? 

Опыт 2: У вас на столе лежат маховые перья птиц. За что вы держите перо?

Дети: За стержень

Воспитатель: Обратите внимание какой он?

Дети: Стержень у пера «Пустой» (полый), в нем находится воздух.

Воспитатель: У вас на столе лежат полиэтиленовые пакеты. Как с помощью этих пакетов мы можем доказать, что есть воздух? Дети предлагают варианты исследования. (Детям предлагается резким движением провести пакетом в воздухе и закрыть рукой пакет).

Воспитатель: Мы видим, что пакет надулся, а что же в пакете? (Ответы детей: воздух)

ВЫВОД: воздух есть, стержень у перьев наполнен воздухом. Перья помогают птице быть легкой.

Опыт 3: Вы сказали, что птице помогают лететь ее крылья. Я даю вам ровный лист бумаги и смятый лист бумаги. Как мы можем доказать это?

(Представьте, что лист бумаги это раскрытые крылья, а смятый лист, сложенные крылья). Воспитатель: - Какой лист бумаги летит дольше? Почему? (Ответы детей: не смятый лист бумаги летит дольше, а смятый сразу падает. Воспитатель: - Какой мы можем сделать вывод?

 ВЫВОД: Птице помогают летать раскрытые крылья, если птица закроет крылья, то сразу упадет на землю, как камень.

Воспитатель: Гордей сказал, что птицы имеют особенное строение перьев. В чем же их особенность?

Опыт 4:  Воспитатель: - У вас на подносах перья птиц. Возьмите большое перышко. Как оно называется?

Дети: Маховое.

 Воспитатель: Как можно проверить раскрывается перо птицы во время полета или нет?

Дети: нужно помахать им.

 Воспитатель: Что происходит с волосками на пере?

(Ответы детей: волоски на пере не расходятся, сомкнуты).  

Воспитатель: Дети возьмите пожалуйста лупу и рассмотрите перо под лупой. Какие особенности строения пера вы увидели?

(Ответы детей: видно крючки на волосках).  

Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужны эти крючки?

Дети: чтобы перо не раскрывалось                                                                                                    

 ВЫВОД: Птице помогает лететь особенное строение пера. Чем длиннее маховое перо, тем шире размах крыльев, птица дольше будет лететь. ИТОГ: Мы узнали почему птицы могут летать:

- Птице помогает лететь особенное строение пера: стержень у пера «пустой» (полый), в нем есть воздух, что делает перо легким;

- Так же перо состоит из маленьких волосков, которые соединяются между собой с помощью «крючков». Эти «крючки» не дают возможность раскрываться перу;

- Чем шире крылья, тем птица может дольше и выше лететь.

- Птице помогают летать раскрытые крылья, если птица закроет крылья, то сразу упадет на землю, как камень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности по теме «Бумага и ее свойства» для детей старшей группы

Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности по теме «Бумага и ее свойства» для детей старшей группыЦель: расширение представлений детей о бумаге и ее свойствах.Задачи: развивать ...

Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности на тему: «Волшебные горошины» во второй младшей группе

Познавательно - исследовательская деятельность  с детьми младшего дошкольного возраста...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности на тему: "Как прочитать военное донесение, написанное молочными чернилами"

На данном занятии дети знакомятся со способами  изготовления молочных чернил, их свойствах. значимости этих чернил для военной разведки....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (природный мир) «Покормите птиц зимой»(для детей младшего возраста)

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (природный мир)«Покормите птиц зимой»(для детей младшего возраста)...