Конспект НОД по познавательно- исследовательской деятельности на тему: «Почему птицы могут летать»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Программное содержание:
-Закрепить знания детей о птицах.
- Активизировать словарь, за счет слов: перо, стержень, опахало, маховое, пуховое.
- Развивать долговременную память, мышление, слуховое восприятие, мелкую моторику рук.
- Развивать у детей такие способы познания, как наблюдение, экспериментирование, сравнение и сопоставление, анализ, рассуждения и умозаключения.
- Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе, любовь и доброту к птицам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemu_ptitsy_mogut_letat.docx | 18.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Буратино»
Конспект НОД
по познавательно- исследовательской деятельности
на тему:
«Почему птицы могут летать»
Подготовила:
Уварова О.И.
воспитатель
г. Тарко-Сале
2020 год
Цель: узнать, почему птицы могут летать?
Программное содержание:
-Закрепить знания детей о птицах.
- Активизировать словарь, за счет слов: перо, стержень, опахало, маховое, пуховое.
- Развивать долговременную память, мышление, слуховое восприятие, мелкую моторику рук.
- Развивать у детей такие способы познания, как наблюдение, экспериментирование, сравнение и сопоставление, анализ, рассуждения и умозаключения.
- Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе, любовь и доброту к птицам.
Предварительная работа: наблюдение за птицами; рассматривание иллюстраций; чтение художественной литературы; художественное творчество (лепка, аппликация, ручной труд); дидактическая игра: « Перелетные и зимующие птицы »).
Материал: магнитофон, свеча, зажигалка, пуховое перо, мыльные пузыри на всех детей, листы бумаги на всех детей по 2- шт., подносы, молнии, перья птиц (маховые, пуховые), лупы.
В ходе изучения темы «Перелетные птицы», детям было предложено посмотреть видеоролик «Перелет птиц». (Познавательный мотив)
У Егора возник вопрос: Почему птицы могут летать?
От детей прозвучали ответы: Потому что у птиц есть крылья.
Мы выдвинули гипотезу : Птицы летают, потому что у них есть крылья.
Я последовала методике 3 вопросов:
- Что мы знаем про это? (Птицы летают. У птиц есть крылья)
- Почему птицы летают и что помогает им летать?
Воспитатель: Чтобы ответить на эти вопросы, нам нужно собрать всю доступную информацию о птицах и обработать ее, как это делают ученые. Как это можно сделать? Как вы думаете с чего начинает исследование ученый? (3. Перечисление методов исследования):
- Сначала надо подумать (Подумать самостоятельно);
- Спросить у родителей или другого человека;
- Посмотреть по ТV
- Попросить прочитать взрослых энциклопедию
- В интернете
- Понаблюдать
- Провести эксперимент
Воспитатель: Начинаем собирать материал. Что мы знаем о птицах?
Дети: Птицы летают, у них есть крылья.
Воспитатель: Что мы еще знаем?
Дети: Птица летает, потому что ей помогает лететь воздух
Дети: Птице помогают лететь ее крылья
Дети (Гордей): Мы с мамой читали энциклопедию о строении оперения птиц.
Оказывается стержень у пера «пустой» (полый), в нем есть воздух, а перо состоит из маленьких волосков, которые соединяются между собой с помощью крючков.
Воспитатель: Давайте попробуем с вами узнать как воздух помогает лететь птице? Пройдите в лабораторию. (Дети переходят к столам).
Опыт 1: Возьмите на ладошку перо. Как можно доказать, что перо легкое и может летать?
Дети: нужно на него подуть (Дети берут перо и дуют на него. )
Воспитатель: - Что с ним происходит? (Ответы детей: перо летает). Воспитатель: - Что мы делали? – Какое перо? (Ответы детей: Мы дули воздухом на перо, оно легкое).
ВЫВОД: Воздух помогает летать легким предметам.
Воспитатель: А почему перья легкие?
Опыт 2: У вас на столе лежат маховые перья птиц. За что вы держите перо?
Дети: За стержень
Воспитатель: Обратите внимание какой он?
Дети: Стержень у пера «Пустой» (полый), в нем находится воздух.
Воспитатель: У вас на столе лежат полиэтиленовые пакеты. Как с помощью этих пакетов мы можем доказать, что есть воздух? Дети предлагают варианты исследования. (Детям предлагается резким движением провести пакетом в воздухе и закрыть рукой пакет).
Воспитатель: Мы видим, что пакет надулся, а что же в пакете? (Ответы детей: воздух)
ВЫВОД: воздух есть, стержень у перьев наполнен воздухом. Перья помогают птице быть легкой.
Опыт 3: Вы сказали, что птице помогают лететь ее крылья. Я даю вам ровный лист бумаги и смятый лист бумаги. Как мы можем доказать это?
(Представьте, что лист бумаги это раскрытые крылья, а смятый лист, сложенные крылья). Воспитатель: - Какой лист бумаги летит дольше? Почему? (Ответы детей: не смятый лист бумаги летит дольше, а смятый сразу падает. Воспитатель: - Какой мы можем сделать вывод?
ВЫВОД: Птице помогают летать раскрытые крылья, если птица закроет крылья, то сразу упадет на землю, как камень.
Воспитатель: Гордей сказал, что птицы имеют особенное строение перьев. В чем же их особенность?
Опыт 4: Воспитатель: - У вас на подносах перья птиц. Возьмите большое перышко. Как оно называется?
Дети: Маховое.
Воспитатель: Как можно проверить раскрывается перо птицы во время полета или нет?
Дети: нужно помахать им.
Воспитатель: Что происходит с волосками на пере?
(Ответы детей: волоски на пере не расходятся, сомкнуты).
Воспитатель: Дети возьмите пожалуйста лупу и рассмотрите перо под лупой. Какие особенности строения пера вы увидели?
(Ответы детей: видно крючки на волосках).
Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужны эти крючки?
Дети: чтобы перо не раскрывалось
ВЫВОД: Птице помогает лететь особенное строение пера. Чем длиннее маховое перо, тем шире размах крыльев, птица дольше будет лететь. ИТОГ: Мы узнали почему птицы могут летать:
- Птице помогает лететь особенное строение пера: стержень у пера «пустой» (полый), в нем есть воздух, что делает перо легким;
- Так же перо состоит из маленьких волосков, которые соединяются между собой с помощью «крючков». Эти «крючки» не дают возможность раскрываться перу;
- Чем шире крылья, тем птица может дольше и выше лететь.
- Птице помогают летать раскрытые крылья, если птица закроет крылья, то сразу упадет на землю, как камень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности по теме «Бумага и ее свойства» для детей старшей группы
Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности по теме «Бумага и ее свойства» для детей старшей группыЦель: расширение представлений детей о бумаге и ее свойствах.Задачи: развивать ...
Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности на тему: «Волшебные горошины» во второй младшей группе
Познавательно - исследовательская деятельность с детьми младшего дошкольного возраста...
Конспект по развитию познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Приключения веселого Пузырика» (средний дошкольный возраст)
Цель: Развитие познавательного интереса к окружающему в процессе экспериментирования....
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности на тему: "Как прочитать военное донесение, написанное молочными чернилами"
На данном занятии дети знакомятся со способами изготовления молочных чернил, их свойствах. значимости этих чернил для военной разведки....
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе. «Птицы осенью».
-закреплять представления детей о перелетных птицах....
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (природный мир) «Покормите птиц зимой»(для детей младшего возраста)
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (природный мир)«Покормите птиц зимой»(для детей младшего возраста)...