Конспект по энергосбережению «Расскажем трём котятам, что такое электричество и как его беречь».
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Тулькина Елена Ивановна

В коспекте НОД решаются следующие задачи: 1. расширить представление о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку; обобщить знания детей о пользе и опасности электричеств (повторить главные правила пользования электроприборами, для дошкольников);закрепить правила поведения в лаборатории; познакомить детей со статическим электричеством через опытно-экспериментальную деятельность.

  1. развивающие: развивать память, воображение, самостоятельность суждений; учить отвечать полными предложениями, обогащать словарь существительных и прилагательных.
  2. воспитательные: воспитывать бережное отношение к энергоресурсам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД по энергосбережению30.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Расскажем трём котятам, что такое электричество и как его беречь».

Возрастная группа: старшая группа

Образовательная область: познавательное развитие

Цель:формирование у детей элементарных представлений об электричестве, его значении в жизни человека, умении беречь энергоресурсы.

Задачи:

  1. образовательные: расширить представление о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку;обобщить знания детей о пользе и опасности электричеств (повторить главные правила пользования электроприборами, для дошкольников);закрепить правила поведения в лаборатории; познакомить детей со статическим электричеством через опытно-экспериментальную деятельность.
  2. развивающие: развивать память, воображение, самостоятельность суждений; учить отвечать полными предложениями, обогащать словарь существительных и прилагательных.
  3. воспитательные: воспитывать бережное отношение к энергоресурсам.

Виды         деятельности: опытно-экспериментальная, игровая, коммуникативная.

Формы реализации детских видов деятельности: решение проблемных ситуаций

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Материалы и оборудование: музыкальная колонка, компьютер, телевизор; презентация «Важное величество - это электричество»; указка; наглядное пособие «Электроприборы», мольберт, плакат «Электроприборы», мяч для игры; настольная лампа, белые халаты, фломастеры, тарелочки, бумажные бабочки, подносы с водой, оригами кораблики, воздушные шары, кусочки шерсти для опытов; картинки лампочки в подарок для детей.

Словарная работа:

1. Активизация словаря: электричество, энергия, экономия;

2. Обогащение словаря: энергосбережение, электростанция, статическое электричество.

Предварительная работа: беседа на тему: «энергосбережение», чтение стихов и загадок об электроприборах, составление коллажа «Электроприборы», дидактическая игра «Основы безопасности», разучивание стихотворений «Свет, тепло, вода и газ…», «Ток бежит по проводам», просмотр мультфильмов «Фиксики»: «Электроприборы».

ХОД НОД

Деятельность педагога

Деятельность детей

Дети входят в группу и встают полукругом напротив гостей.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Мотивация детей на изучение нового материала

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!»

Доброе утро, дорогие гости,

«Доброе утро солнцу и птицам!»

«Доброе утро улыбчивым лицам!»

И каждый становится добрым, доверчивым…

Пусть «Доброе утро длится до вечера!»

- Ребята, сегодня утром мне на телефон пришло голосовое сообщение, но адресовано оно вам, хотите узнать от кого оно? Тогда давайте присядем на стульчики на против телевизора, посмотрим и послушаем кто его прислал.Сели правильно: ножки под стульчик, спинка прямая.

Слайд №2. Давайте послушаем. Смс Карамельки: «Здравствуйте, ребята, старшей группы. Помогите, нам пожалуйста, решить проблему. Мы с братьями хотели посмотреть телевизор, послушать музыку,а потом поиграть на компьютере, но ни телевизор, ни магнитофон, ни компьютер не включаются. Что же случилось, почему в нашем доме не работают электроприборы?».

Слайд №3. Ребята, как вы думаете почему в доме трёх котят не работают электроприборы? В чём причина?

Доброе утро.

В доме нет электричества.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Рассказ сопровождается презентацией.

- Вы правы, ребята. В доме трёх котят нет электричества. А чтобы помочь котятам решить их проблему, предлагаю узнать подробнее, что же такое электричество, и почему в доме трёх котят оно закончилось. Готовы? Тогда слушайте внимательно.

Слайд. №4. Электричество – это великое открытие. Ученые научились получать электрический ток много назад. А вырабатывается ток на электростанциях.

Слайд. №5. Самые первые электростанции были ветряными. Как вы думаете, с помощью они чего работают?

Слайд. №6.Потом стали строить солнечные электростанции. С помощью чего они работают?

Слайд. №7. А самыми последними были водные электростанции - специальные сооружения, построенные на реках.С помощью чего работают эти электростанции?

Слайд. №8.Так же как воду передают по трубам, электрическую энергию передают на большие расстояния по проводам над землей.

Слайд №9. Делаем вывод - электрический ток вырабатывается на электростанциях и приходит к нам в дом по проводам.

Давайте повторим (ответы полным предложением)

- Ребята, где вырабатывается электрический ток?

- Какие бывают электростанции?

- Как ток приходит к нам в дом?

Предполагаемые ответы детей

(ветра)

(солнца)

(воды)

Электрический ток вырабатывается на электростанциях.

Ток приходит к нам в дом по проводам.

Дети встают в круг. Физминутка «Ток бежит по проводам».

Слайд №10. Ребята, а сейчас пройдём на ковёр, встанем в круг ипоиграем в игру «Ток бежит по проводам». Представьте себе, что вы маленькие частицы тока, которые бегут по проводам. Побежали.

Ток бежит по проводам,

Свет несет в квартиру нам.

Ток беги, беги, беги,

Никуда не уходи.

Чтоб работали приборы,

Холодильник, мониторы.

Кофемолка, пылесос,

Ток энергию принес.

Воспитатель включает лампочку на столе в природном уголке: вот так и ток бежит по проводам и приходит в наши дома.

(Дети бегут по кругу)

(Руки на пояс наклоны влево, вправо)

(Поднимаем руки вверх)

Игра с мячом «Продолжи предложение».

- А теперь ребята, предлагаю вам поиграть в следующую игру с мячом называется она «Продолжи предложение». Я бросаю вам мяч, а вы должны поймать его и «досказать словечко».

Предполагаемые ответы детей

1. Мама стирает белье в (стиральной машине).

2. Папа пылесосить ковер (пылесосом).

3. Бабушка гладит белье (утюгом).

4. Дедушка достает продукты из (холодильника).

5. Мама готовит обед на (на электрической или газовой плите).

6. Когда еда остыла мама разогревает её в, на (вмикроволновке, на плите).

7. Если в квартире холодно папа включает? (обогреватель, кондиционер).

8. Мама сушит мокрые волосы (феном).

9. Друзьям можно позвонить по (телефону).

10. Мама взбивает крем с помощью (миксера).

11. Когда все дела сделаны, можно отдохнуть и посмотреть (телевизор).

- Молодцы, ребята. Проходите на стульчики.

Дети проходят на стульчики.

- Ребята я вижу, что вы знаете, как взрослые используют электроприборы. А кто мне может назвать главные правила пользования электроприборами для дошкольников? Слайд №11, №12. Если вы будете соблюдать эти правила, то электричество будет всегда вашим хорошим другом.

Слайд. №13. Дети посмотрите, какое множество электроприборов используют люди, и это только в одной семье, а в мире живёт очень много людей и всем необходимо электричество.

- Как вы думаете, что все люди в том, числе и мы с вами могут сделать, чтобы электричества хватило на всех? (Ответы детей). Его надо экономить, беречь так же как воду и газ.

- А сейчас Лиза Р. прочитает вам стихотворение.

- Ребята, как вы думаете, что означает слово энергосбережение? Правильно, нам надо беречь электроэнергию и тепло, чтобы его хватило на всех.

 Повторим вместе энергосбережение.

Не совать пальцы в розетку и не включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие.

Предполагаемые ответы детей.

Стихотворение читает Лиза Р.

Свет, тепло, вода и газ

Просто так не льются,

И природой нам они

Даром не даются.

Среди множества проблем

В нашем поколении

Предстоит решить вопрос

Энергосбережения!

Дети подходят к столам для проведения опытов.

Опыты.

Слайд №14. Лаборатория.

А сейчас, ребята, предлагаю вам посетить нашу мини-лабораторию и провести опыты. Но сначала повторим правила поведения в лаборатории:

1. Перед работой в лаборатории нужно… надевать халаты.

2. На столах ничего не трогать… без разрешения воспитателя.

3.Пробовать на вкус в лаборатории…запрещено.

4.С оборудованием обращаться … аккуратно, поработал убери на место.

5. Соблюдать… тишину, не мешать.

6. После каждого опыта … делаем выводы.

- А теперь нас ждут интересные и познавательные опыты.

1. Опыт. Бабочки. Сейчас мы возьмём в руки обычные фломастеры. Возьмите фломастеры и прикоснитесь ими к бумажным бабочкам, которые лежат на тарелочках. Что вы видите? (лежат спокойно). А теперь возьмите в руки кусочек шерстяного шарфика и активно натрите им фломастер. Медленно поднесите фломастер к бабочкам и потихоньку поднимите его. Бабочки тоже поднимаются. Как вы думаете, почему? Фломастеры стали электрическими и бабочки прилипли к ним, притянулись. Как фломастеры стали электрическими? Их натерли кусочком шарфика, а в шерстяном шарфике живёт электричество и появляется оно при трении.

Делаем вывод: электричество живет в одежде.

Это электричество называется «статическое» электричество– это форма электричества, которое не течёт, оно «отдыхающее» электричество, его легко получить, если потереть один о другой два предмета, сделанных из определённых материалов.

2. Опыт. Кораблики. Пускаем кораблик в таз. Натираем воздушный шар о шерстяной шарфик. Прислоняем шар кораблику и ведём в сторону (кораблик двигается за шариком).

Вывод: шарик на электризовался и притягивается другие предметы.

Наводим порядок на столах. Снимаем халаты и аккуратно вешаем на стул.

- Вам понравились наши опыты? Повторите их дома с родителями? Пройдём на стульчики перед телевизором.

Предполагаемые ответы детей

Дети садятся на стульчики. Упражнение «Так должно быть или нет?»

- Ребята, сегодня мы узнали, что электричество, как и воду, нужно беречь, а вы бережно относитесь к электричеству? Давайте разберем такую ситуацию.

Слайд. №15. Вот пришел я к другу Диме,

У него во всей квартире

Свет горит, телевизор говорит,

Чайник кипит, микроволновка пищит,

А он в спальне играет,

Ничего не замечает.

Ну-ка, дайте мне ответ.

Так должно быть или нет?

- Как исправить ситуацию?

Слайд. №16.- Ребята, а теперь вернёмся к сообщению Карамельки и подумаем, почему же исчезло электричество в доме трёх котят?

- Да, ребята котята, часто включали электроприборы и израсходовали очень много энергии, вот она у них и закончилась.

Сейчас отправлю Карамельке смс сообщение, в котором и попрошу котят экономить электроэнергию и тогда электричество обязательно вернётся к ним дом.

Слайд. №17. Котята получили смс и говорят вам спасибо!

Выключить электроприборы, которыми не пользуешься, выключить свет в комнатах, где никого нет.

Котята часто включали электроприборы: телевизор, магнитофон, компьютер.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Ребята давайте подведём итог нашего занятия.

- О чём мы сегодня говорили?

- Что нужно делать чтобы электричества хватило всем людям?

- Как это называется одним словом?

Рефлексия:

- Что на занятии понравилось больше всего?

- Повторите ли вы наш опыт дома с родителями?

- А на прощание, я подарю вам,вот такую весёлую лампочку, чтобы она напоминала вам о нашем занятии и о том, что к энергии нужно относиться бережно!

Предполагаемые ответы детей

(Об электричестве).

(Его надо экономить).

(Энергосбережение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-беседа "Что такое электричество?"

Цель: развивать интерес к окружающей среде....

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Электричество. Что такое молния?»

Цель. Обобщить знания детей о пользе и опасности электричества.Программное содержание:Обучающие задачиПознакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток».Сформировать основы безопасного...

Конспект занятия в старшей группе по теме "Что такое электричество?"

Данный конспект может быть использован воспитателями ДОУ, родителями. В нем собраны опыты и эксперименты с электричеством,  прослеживаются метапредметные связи познания с историей, с безопасность...

Проект «Что такое электричество?»

Проект «Что такое электричество?»...

Конспект занятия в старшей группе «Что такое электричество?»

Конспект занятия в старшей группе «Что такое электричество?»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15818455","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width"...

Конспект занятия "Что такое электричество?"

Познакомить детей с понятием "Электричество", обобщить знание электроприборов, закрепить знание правильного обращения с электроприборами....