Статья Воспитателя, Кононовой Любови Николаевны, Государственного Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения детский сад № 10 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга. «Особенности развития общения с взрослыми у дошкольников».
статья (старшая, подготовительная группа) по теме

Кононова Любовь Николаевна

В настоящее время все большее количество детей дошкольного возраста испытывают трудности в общении со взрослыми, что пагубным образом отражается на их развитии. Актуальность изучения проблемы формирования навыков общения у дошкольников заключается в том, что ребёнок развивается в основном в процессе общения со взрослыми. В основе этого общения лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое становится необходимым условием развития ребёнка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx58.56 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Воспитателя, Кононовой Любови Николаевны, Государственного Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения детский сад № 10 компенсирующего вида Выборгского района

 Санкт-Петербурга.

 «Особенности развития общения с взрослыми у дошкольников».

Введение

Актуальность данного исследования заключается в том, что по результатам  анализа исследований отечественных и зарубежных авторов, а также статистическим данным, публикуемым в периодической литературе в настоящее время все большее количество детей дошкольного возраста испытывают трудности в общении со взрослыми, что пагубным образом отражается на их развитии. К сожалению, статистика, научные исследования и личная педагогическая практика свидетельствуют о том, что на современном этапе число детей, имеющих проблемы общения со взрослыми имеет тенденцию к росту. [8]

         Таким образом, актуальность изучения проблемы формирования навыков общения у дошкольников заключается в том, что ребёнок развивается в основном в процессе общения со взрослыми. В основе этого общения лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое становится необходимым условием развития ребёнка.

        На сегодняшний день, такие авторы как, Петрова В.Г. и Белякова И.В. отмечают, что в общей детской популяции наблюдается значительное количество детей с различными отклонениями в общении - около 10%.

         К таким отклонениям относятся, такие существенные отклонении, которые предполагают пристальное внимание к ребёнку со стороны окружающих его взрослых в первую очередь - родителей; требуют комплексного вмешательства специалистов - врачей, педагогов, психологов.

        Объект: дети дошкольного возраста от 3 до 7 лет.

        Предмет: общение детей дошкольного возраста со взрослыми.

         Цель: исследование особенностей  развития общения  со взрослыми у детей дошкольного возраста.

         Задачи:

         1 Исследование проблемы детского общения в психолого-педагогической литературе.

         2 Экспериментальное исследование особенностей общения детей со взрослыми.

        Структура работы: работа состоит из введения, основной части, включающей две главы, заключения, списка  используемой литературы.

Методы исследования – анализ научной литературы, метод математической обработки данных, полученных экспериментальным путем.

Теоретическую основу данного исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов в области исследуемого вопроса.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в дальнейшей научной и профессиональной деятельности.

        Теоретические аспекты особенностей  развития  общения со взрослыми у дошкольников

  1. Основные понятия развития общения дошкольников

Роль общения, его природа, особенности общения относительно индивидуальных и возрастных составляющих, а также механизмы протекания и изменения общения стали предметом изучения многих современных философов, социологов, педагогов, психологов и психоаналитиков.

К числу таких  ученных относятся И.С.Кон, Б.Д. Парыгин, знаменитый психолингвист А. А. Леонтьев, специалисты по социальной психологии Б. Ф. Поршнев, Г. М. Андреева, ученные и авторы в области детской и возрастной психологии В. С. Мухина, Я. Л. Коломинский. Труды этих и многих других авторов станут базой теоретического исследования  роли и проблем общения в психическом развитии ребенка в онтогенезе.

На современном этапе различные авторы в зависимости от своей научной специализации вкладывают в понятие общения различный теоретический и практический смысл. [5]

Так, например, такие авторы, как Н. М. Щелованов и Н. М. Аксарина подразумевают под термином общение ласковую речь взрослого, обращенную к младенцу, автор М. С. Каган напротив, считает, что определяя термин общение,  правомерно говорить об общении человека с природой и с самим собой.

Зарубежные авторы на современном этапе предлагают большое количество дефиниций общения. Так, отечественный автор А.А. Леонтьева, ссылаясь на данные Д. Денса, сообщает, что только в англоязычной литературе уже к 1969 году было предложено 96 предложений понятия общения и все эти понятия были предложены авторами различной профильной направленности.

Обобщив все вышеперечисленное, попытаюсь дать наиболее емкий термин общения, проанализировав все изученные термины.

Общение представляет собой достаточно  сложный и многогранный процесс, который выступает в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов, так и информационный процесс, более того общение включает в себя отношение людей друг к другу, процесс взаимовлияния людьми друг на друга, и  процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга.

Субъекты общения – это живые существа, в частности люди. Процесс общения характерен для любых живых существ, однако только лишь на человеческом уровне процесс общения является процессом осознанным, который связан вербальными и невербальными актами взаимодействия.

Процесс общения также можно охарактеризовать и тем, что в нем  каждый участник выступает как личность, а не как физический предмет, тело, у каждого участника общения есть свой определенный посыл.  [3]

Взаимодействуя между собой по средствам общения, люди настроены на то, что партнер по общению им ответит, рассчитывают на его отзыв и реакцию. На данную черту  общения обращают внимание такие исследователи, как А. А. Бодалев, Е. О. Смирнова и другие психологи. На основании этого Б. Ф. Ломов утверждает, что «общение представляет собой  взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты. Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект общения».

Общение – это процесс взаимодействия двух или более людей, который направлен  на согласование и объединение человеческих усилий,  целью которого, является налаживание отношений и достижения общего результата.

Нельзя не согласиться с теми авторами и исследователями, которые подчеркивают то, что общение представляет собой  не просто действие или процесс, но оно также представляет собой именно взаимодействие: общение осуществляется между участниками, из которых каждый в равной степени  является носителем активности и предполагает активность в своих партнерах по общению. [6]

Термин общение достаточно близко соотносится с понятием коммуникации. Данная точка зрения  представлена в трудах Ч. Осгуда, Дж. Миллера, Г.М. Андреевой, Ю.А. Шерковина и других. Этот подход именуется как системно-коммуникативно-информационный подход.

Еще один общеизвестный  подход к понятию общения,  заключается в том, что исследователи рассматривают его как психологическую категорию, интерпретируя  его как деятельность,  в следствии  синонимом общения является термин коммуникативная деятельность.

Таким образом, в настоящее время существует несколько подходов к пониманию общения.

На современном этапе разработано несколько теорий о роли общения. Наибольшее признание из них получили теории таких авторов-исследователей как  С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Н Леонтьева.

В речевом общении имеют значение такие особенности, как (А.И.Волкова):

  • Значение, смысл слов, фраз. Играют важную роль точность употребления слов, его выразительность, доступность, правильность произношения звуков, гибкость и выразительность интонации.
  • Речевые звуковые явления: темп речи, модуляция голоса, тональность,  ритм, тембр, интонация, дикция.
  • Выразительные качества голоса.
  • К неречевому воздействию относятся мимика, пантомимика, жесты, также расстояние, на котором общаются собеседники (Г.А.Урунтаева).
  • Монологическое общение предусматривает межличностное общение неравноправных, не обладающих равной активностью партнеров.  Диалог, напротив, предполагает сопрягаемость и одновременность действий; сменяемость позиций воздействующего и отражающего, взаимную интеллектуально-волевую активность; обменный характер действий.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том,  что общение представляет собой процесс достаточно  многоликий; который включает множеством форм и видов. До настоящего времени нет единого мнения относительно  трактовки термина «общение» и  его механизмов. Все это порождает различные подходы и теории относительно изучения общения, однако, большинство современных исследователей отмечают, что без человеческого общения невозможно полноценное развитие ребенка; общение - важнейший фактор формирования личности, так же общение – это наилучший путь для того, чтобы познать себя и в этом можно констатировать основную роль общения.

Важнейшей задачей родителей является необходимость своевременно определить проблемы, связанные с отношениями и общением детей и  оказать помощь ребёнку в преодолении этих проблем. Взрослым следует понять те психологические проблемы, особенности и характеристики, которые возникают у ребенка в процессе общения и которые лежат в основе тех или иных проблем отношения и общения дошкольников.

В большинстве случаев устойчивый конфликт ребёнка со сверстниками, вызывают его внутренние проблемы, которые впоследствии  приводят к объективной или субъективной изоляции ребенка в плане общения со сверстниками, и заставляют малыша чувствовать себя одиноким в коллективе. А одиночество, является одним из самых тяжёлых и деструктивных переживаний человека, которое влияет на характер и психику. [11]

Выявление внутреннего конфликта и его причин у дошкольника требует от взрослых не только внимания и наблюдательности, но и знаний психологических особенностей и закономерностей развития общения детей.

Широко известен факт о существовании значительных индивидуальных различий в общении дошкольников с их ровесниками. Ведь именно ровесники определяют психическое и физическое состояние ребенка, его положение в кругу сверстников и, наконец, индивидуальные особенности в становления личности.

Таким образом, исследования отечественных и зарубежных исследователей свидетельствуют о важной роли общения на протяжении всего дошкольного детства. Именно, гармоничное общения детей со взрослыми и сверстниками в период от рождения до школы способно сформировать в последствии психологически здоровую личность, способную комфортно ощущать себя в социуме.

  1. Онтогенез общения дошкольников со взрослыми, как предмет исследования в психолого-педагогической литературе

По мнению большинства исследователей, первыми признаками, характеризующими общение, являются экспрессивно-мимические средства общения, такие как  улыбка, смех, экспрессивные вокализации, мимические движения и т.д.

 Все перечисленные средства являются выразительными средствами общения. Функция данных средств заключается в том, что они существуют для того чтобы служить индикаторами отношения одного субъекта к другому и составлять обязательный компонент общения индивидов.

Главной особенностью экспрессивно-мимических средств общения являются то, что они неоднозначны и аморфны, также они не несут определённого фиксированного содержания. Таким образом, опираться для оценки уровня общения только на экспрессивно-химические средства не возможно. [12]

Существует еще один критерий оценки уровня общения индивидов – это предметно-действенные средства общения.

Однако предметно-действенные средства общения появляются в онтогенезе позже. Предметно-действенные средства общения представляют собой  не выразительные, а изобразительные средства общения. К таким средствам можно отнести локомоции (приближения, позы, повороты и пр.), указательные жесты, притягивание и передача предметов, действия с предметами, прикосновения и т.д. Изобразительные средства выражают готовность партнёра к общению и в своеобразной форме показывают, к какому именно взаимодействию он приглашает. Данные  средства общения имеют более высокую степень произвольности, чем выразительные.

Самыми эффективными из всех существующих  являются речевые средства общения, которые позволяют человеку выйти за пределы определенной  ситуации. Речь вызывает достаточно мощный скачок в непосредственном общении. При появлении речи общение может  приобрести относительную автономность от конкретной чувственно воспринимаемой ситуации взаимодействия. При общение с помощью  речи возникают невидимые и не воспринимаемые свойства объектов и явлений.

Например, это могут быть нравственные и интеллектуальные качества людей, причинно-следственные связи и отношения в мире предметов и т.п. Общение приобретает черты внеситуативного процесса.

В процессе эволюции более ранние средства общения, такие как  мимика, пантомимика, интонации, тон, ритм речи, психовегетативные реакции не утрачивают своего значения и на этапах зрелого речевого общения. [5]

Очень большой ролью, как было выше сказано, обладает общение в дошкольном детстве. Так, для дошкольника его общение со взрослыми является не только источником переживаний, но и главным условием формирования личности ребенка и его человеческого развития. Формирование личности ребенка является процессом социальным в самом широком смысле этого значения.

Начиная с самого рождения ребёнок поэтапно овладевает социальными навыками и опытом, происходит это с помощью эмоционального общения с близкими взрослыми, а также через игрушки и предметы, попадающие в окружение ребенка, через речь и другие средства. Самостоятельное изучение сущности окружающего мира является задачей непосильной для ребёнка без помощи взрослых. Свои первые шаги в социализации относительно окружающего мира ребенком совершаются с помощью взрослого.

Таким образом, возникает существенная проблема в общении ребёнка с другими людьми. Роль данного общения в психическом развитии дошкольников на разных онтогенетических ступенях является достаточно высокой.

Такие современные исследователи как М.И. Лисина и другие показывают, что характер общения детей со взрослыми и их ровесниками меняется и усложняется поэтапно  на протяжении всего дошкольного детства. Общение детей приобретает форму как непосредственного эмоционального контакта, так и контакта в процессе совместной деятельности и речевого общения.

Общение развивается и изменяется у детей на протяжении периода взросления, к старшему дошкольному возрасту обогащаются его формы, что непосредственно открывает перед детьми новые возможности усвоения от окружающих полезных для него знаний и умений. Все это имеет огромное значение для психического развития ребенка, а также для формирования личности ребенка в целом, его последующей гармонизации, как полноценного члена общества. [11]

         Развивая навыки общения со взрослым ребенок получает смену нескольких форм общения.

         Формы общения – представляют собой качественные ступени развития общения. (И.В.Клюева,1997)

         Каждая из  форм общения имеет следующие основные параметры:

1) время возникновения и длительность функционирования в качестве основной составляющей процесса общения;

2) место, которое занимает данная форма общения в широком смысле для ребенка;

3) основные составляющие содержания коммуникативных потребностей, которые удовлетворяются в ходе общения данной формы общения;

4) характер ведущих мотивов, которые побуждают ребёнка на данном этапе развития к общению с окружающими его субъектами;

5) основные средства общения, при помощи которых в пределах данной формы общения ребенком осуществляется коммуникация с окружающими его людьми.

         М.И. Лисиной выделены следующие основные формы общения ребёнка со взрослым:

1) ситуативно-личностное общение, которое представляет собой онтогенетически первую форму общения ребёнка и взрослого. Данная форма общения характерна для детей первого полугодия жизни;

2) ситуативно-деловое общение является второй формой общения, по времени возникновения такая форма общения детей со взрослыми характеризуется использованием ее у детей раннего возраста;

3) внеситуативно-познавательное общение;

4) внеситуативно-личностное общение со взрослым во второй половине дошкольного детства.

На втором месяце жизни у малыша начинает проявляться  взаимность процесса общения со старшими.

Ребенок начинает развивать особенную активность, старается  привлечь внимание старших к своим действиям. Все это делается для того, чтобы стать объектом той же активности со стороны взрослых. По мнению исследователя М.И. Лисина данная форма общения ребенка со взрослыми является самой первой и назвала она ее ситуативно-личностной или непосредственно-эмоциональной.  Появлению этой первой формы общения предшествует большая работа, как взрослого, так и ребёнка. Младенец появляется в нашем мире  без потребности в общении и без умения общаться с окружающими.

В нормальной ситуации при рождении ребенка, родители организовывают  атмосферу общения для малыша, (мать смотрит на ребёнка, улыбается, ласково разговаривает с ним, отец восхищается ребенком, бабушки и дедушки проявляют чувства по отношению к появившемуся новому члену семьи). Взрослые, налаживают с ребенком сигнальную связь,  которая переделывает его поведение, выделяя и усиливая в нём одни действия, приглушая другие.

В онтогенезе первый год жизни является важным возрастным отрезком, от которого зависит будущее психическое становление личности. Становление субъекта, который сделал первый шаг на пути формирования личности, очень важный аспект в формировании характера и личностных особенностей. Познавательная активность малыша направлена как на внешний мир, так и на самого себя. Ребенок активно требует внимания и признания его личности со стороны взрослых.

В возрасте от года до трёх лет наступает новый период развития личности ребёнка, который представляет собой раннее детство. В этом возрасте деятельность ребёнка со стороны взаимоотношений со взрослыми характеризуется как  совместная деятельность. Для ребенка важно, чтобы взрослые в процессе игры и взаимодействия с ним включались во взаимодействие  с окружающими предметами, ребенок требует от взрослых участия в своих действиях. Предметное же действие малыша представляет собой совместное действие его и взрослого, в котором ведущим аспектом является элемент содействия взрослого. [14]

К трём годам жизни  ребёнок может уже самостоятельно есть, умываться, одеваться и делать многое другое. Ребенок в этом возрасте уже овладел при помощи взрослого первичными навыками самообслуживания.

У детей этого возраста  возникает потребность действовать независимо от взрослых, без их помощи преодолевать некоторые трудности даже в сфере пока недоступной для ребенка. Это находит своё выражение в словах "Я САМ". [9]

У ребенка возникает стремление к самостоятельности, которое  означает одновременно и  появление новой формы желаний, которые  не совпадают с желаниями окружающих взрослых, что подтверждается настойчивым "Я ХОЧУ". Ребенок начинает проявлять упорство, формируются особенности характера, такие как упрямство.

Возникающее противоречие между "хочу" и "надо" вынуждает  ребёнка сделать выбор, который заключается в том, что перед ним стоит необходимость выбора, у ребенка возникают противоположные эмоциональные переживания, которые создают амбивалентное отношение к взрослым, которые ставят ребенка перед выбором желаемого и необходимого.

Все это определяет противоречивость в поведении, ребенка приводит  его личность к тому, что возникает кризис.

Одним из основных новообразованием трёхлетнего возраста Л.И. Божович считает появление "СИСТЕМЫ Я", при этом возникает потребность ребенка действовать самостоятельно. Следовательно, самосознание ребёнка имеет очень важное значение в процессе становления его личности.

Сформированная "СИСТЕМА Я" благоприятствует появлению у ребенка положительной самооценки, это вызывает у ребенка стремление соответствовать требованиям, которые предъявляют к его личности  взрослые.

Кризис трехлетнего возраста у ребенка свидетельствует о том, что возникает необходимость создания новых отношений ребёнка и взрослого, использования при этом новых форм общения ребенка и взрослого.

Ситуативно-деловая форма общения в анализируемом нами возрасте является  главной в общении ребёнка со взрослыми. Все это характерная черта, сопутствующая общению ребенка и взрослого на протяжении всего раннего возраста, а именно до трёх лет. Для этой формы характерны потребность в сотрудничестве между ребенком и взрослым, деловые мотивы и предметно-действенные средства общения.

В раннем детском возрасте не только взрослый влияет на развитие личности ребёнка, но и возможно наступление такого момента, когда. Ребёнок начнет стремиться к общению с другими детьми, в том числе и со своими сверстниками, которых он уже начинает воспринимать как маленьких людей. Опыт общения ребенка и взрослого в большей степени  определяет природу общение ребенка со сверстниками, реализуется ее в отношениях между детьми одинакового возраста. Так, если общение со взрослыми является активным, добрым и гармоничным, то в большинстве случаев такой ребенок будет по подобной модели общаться и со своими сверстниками. Однако, напротив если общение со взрослыми носит негативный характер, так же ребенок будет общаться и со сверстниками.

В научных трудах А.Г. Рузская отмечает тот факт, что общение ребёнка со взрослыми и сверстниками представляет собой разновидность одной и той же коммуникативной деятельности. Однако коммуникативная активность с ровесниками имеет особенность - она возникает в период раннего детства, а именно в конце второго, либо в начале третьего года жизни и имеет форму эмоционально-практического общения. Главной целью данного общения является соучастие. Современных детей радуют совместные шалости, процесс совместного действий с игрушками. В процессе никаких общих дел дети не производят, однако они веселятся, проявляют себя друг перед другом, выражают свои эмоции. Взрослые в это время должны корректировать такое общение детей, но в разумных пределах.

В возрасте трех пяти лет ребёнок проявляет новую форму общения со взрослым, которая характеризуется сотрудничеством ребенка и взрослого в познавательной деятельности. [13]

М.И. Лисина назвала это общение «теоретическим сотрудничеством». В этом возрасте у ребенка развивается любознательность, что заставляет его ставить перед собой всё более сложные вопросы. Появляются маленькие почемучки. «Почемучки» обращаются к старшему за интересующим ответом либо за оценкой собственных размышлений и гипотез. На уровне внеситуативно-познавательного общения ребенок испытывает потребность в уважении со стороны взрослых, ребенок проявляет повышенную чувствительность к отношению старших к своей личности. У ребенка возникает страх и неуверенность относительного своего положения в окружающем его мире. Так, ребенок может в этом возрасте быть  неуверенным, боятся того, что над ним будут смеяться. Именно поэтому важным является умение взрослого серьезно отнестись к вопросам, возникшим у ребенка, поддержать его любознательность по отношению к окружающему его миру.

Важным является факт отношения близких взрослых к успеху или неудачам ребёнка в его творческих или других начинаниях. Данное отношение способствует формированию у детей их  самооценки, притязания на признание со стороны взрослых и сверстников. Не правильная оценка способностей ребёнка может оказать влияние на отношения ребенка с другими детьми, а так же на особенности личностных особенностей  ребенка.

Если же взрослый демонстрирует безразличное отношение к ребёнку, это в большинстве случаем может снизить социальную активность ребенка. В таком случае ребёнок может замкнуться в себе или стать более скованным и неуверенным, в любой момент он готовым расплакаться или начать выплёскивать свою агрессию на сверстников, ребенок демонстрирует резкую смену настроения от плаксивого и обиженного, до агрессивного.

Положительное взаимоотношение с родителями помогают ребенку легче вступить в контакт с окружающими его сверстниками и старшими. Общение ребенка со взрослыми в анализируемом возрасте может стать  более привлекательным для ребёнка, оформляется ситуативно-деловая форма общения со сверстниками (4-5 лет).

Сюжетно-ролевая игра в этом возрасте становиться  ведущей деятельностью. Взаимоотношения взрослых начинают обыгрываться детьми, и для них очень важно сотрудничество друг с другом, установление и проигрывание ролей, норм, правил поведения, однако регулятором игры остаётся взрослый. Переход от соучастия к сотрудничеству это важный процесс прогрессирования в сфере коммуникативной деятельности с ровесниками

В конце дошкольного детства (5-7 лет) у детей наблюдается иная форма общения со взрослыми - внеситуативно-личностная.

        Ребёнок к 6 - 7 годам начинает переживать себя в качестве социального индивида, и у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно значимой деятельности, обеспечивающей эту позицию. Это новообразование приводит к кризису семилетнего возраста. У ребёнка появляется желание занять значимое для мира «взрослых» место в жизни, в их деятельности. Школьное обучение реализует это стремление, однако окружающим взрослым необходимо понимать особенности нового этапа в развитии личности ребёнка, относиться к нему не как к дошкольнику, а дать больше самостоятельности, развивать ответственность за выполнение ряда обязанностей. У ребёнка появляется «внутренняя позиция», которая в дальнейшем будет присуща человеку на всех этапах его жизненного пути и станет определять его отношение не только к себе, но и к занимаемому им положению в жизни.

        В старшем дошкольном возрасте общение со сверстниками имеет внеситуативно-деловую форму. Основное стремление некоторых дошкольников - жажда сотрудничества, которая возникает в более развитой форме игровой деятельности - в игре с правилами. Эта форма общения способствует развитию осознания своих обязанностей, поступков и их последствий, развитию произвольного волевого поведения, что является необходимым условием для последующей учебной и трудовой деятельности.

К 6 - 7 годам старший дошкольник переходит к новому виду деятельности - к учебной. Возникает вопрос о возможности совершить такой переход в оптимальных формах.

        Таким образом, анализ исследований отечественных и зарубежных авторов показывает, что детей в дошкольном возрасте совершенствуется содержание и формы общения с другими детьми и с окружающими его взрослыми.

Вывод.

        Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что общение имеет огромное значение для развития ребенка. В ходе коммуникации ребенок усваивает общественно-исторический опыт, накопленный предыдущими поколениями человечества, поэтому взаимодействие с взрослыми представляет собой важный источник усвоения и приобретения детьми опыта предыдущих поколений. Для такого усвоения необходимо общение с взрослыми людьми. Общение является обязательным условием существования человека. Общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но в приобретении ребенком новых знаний. В ходе общения с взрослыми дети впервые обучаются пониманию сложных задач, пытаются их решать.

        Общение самый важный фактор психического развития. Благодаря общению человек поддерживает свою жизнедеятельность, без общения невозможно само существование человеческих индивидуальностей.

Список используемой литературы

  1. Божович Л. И.. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.) М., «Просвещение», 2014. - 464 с. 
  2. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2015. – 672с.
  3. Волкова А.И. Психология общения / А.И. Волкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 446, [1] с. – (Высшее образование).
  4. Горянина, В.А. Психология общения [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Горянина; 2-е изд., стереотип. – М.: Изд. центр «Академия», 2014. – 416с.
  5. Галигузова, Л.Н. Как помочь наладить общение со сверстниками [Текст] / Л.Н. Галигузова // Дошкольное воспитание. – 2016. - № 1. – С. 111-113; С. 118-120.
  6. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет [Текст]: б-ка воспитателя детского сада / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова.- М.: Просвещение, 2012.- 143 с.: ил.
  7. Детская практическая психология [Текст]; под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2011. – 295с.
  8. Истратова, О.Н. Большая книга детского психолога [Текст]: психологический практикум / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто; 2-е изд.- Ростов н /Д: Феникс, 2014.- 568 с.: ил.
  9. Истратова, О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет [Текст]: психологический практикум / О.Н. Истратова. – Ростов н /Д: Феникс, 2014. – 317с.: ил.
  10. Клюева, И.В. Учим детей общению [Текст] / И.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль, 2014. – 207с.
  11. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений [Текст] / Я.Л. Коломинский. – Минск: Нар. асвета, 2014. – 239с.
  12. Леонтьев А.А. Психология общения: учебн.пособие для студ.высш.учеб.заведений. – 4-е изд. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия» , 2014. – 368 с.
  13. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст]: / М.И. Лисина; - М.: Педагогика, 2016. – 144 с.
  14. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст]: / М.И. Лисина; 2-е изд., перераб. и доп.- СПб.: Питер, 2011.- 276 с.
  15. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов. – 2-е изд., испр.и доп. – М.: Издательский центр «Академия». – 456 с.
  16. Межличностные отношения от рождения до семи лет [Текст]; под ред. Е.О. Смирновой. – М.: Ин-т практ. психол.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011.- 392с.
  17. Общение детей в детской саду и семье [Текст] / под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. - М.: Педагогика, 2013. – 280с.
  18. Психологический словарь. 3-е изд., доп.и перераб. / Авт.-сост. Копорулина В.Н., Смирнова М.Н., Гордеева Н.О. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 640 с. (Серия «Словари»).
  19. Поливанова, К.Н. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / К.Н. Поливанова. – М.: Педагогика, 2013. – 284с.
  20. Смирнова Е.О. Влияние отношений между ребенком и взрослым неэффективность обучения в дошкольном возрасте . Новые исследования в психологии. 2015 г. №1.
  21. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2013. – 342с.
  22. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии [Текст]: пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Изд. центр «Академия», 2014. – 304с.
  23. Учим детей общению Изд.» Академия развития». Ярославль, 2013.
  24. Эльконин Д.Б. Детская психология.-М,2014.
  25. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М. Просвещение,2013.
  26. Эриксон Э. Детство и общество. Ленато АСТ,2016
  27. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / д.Б. Эльконин ; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 384 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья в сборник. (май 2011 год)Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад компенсирующего вида № 7» Г.Усолье – Сибирское Учитель – дефектолог: Лущик Татьяна Михайловна. Преемственность детского сада и школы.

«Дошкольное детство» - уникальный период в жизни человека, когда у ребёнка формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Всё это формируется при тесном взаимодействии школы и детского...

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ инструктора по физической культуре муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида № 52 «Самолетик» Девицкой Зои Владимировны на 2013-2014 учебный год

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ инструктора по физической культуре муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида № 52 «Самолетик» Девицко...

Статья Воспитателя, Романовой Татьяны Николаевны Государственного Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения детский сад №10 компенсирующего вида Выборгского района, Санкт – Петербурга. «Развитие связной речи у дошкольников методом наглядного мод

laquo;Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя»Ф.А Сохин...

Методическая разработка. Воспитателя, Кононовой Любови Николаевны, Государственного Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения детский сад № 10 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга.

По результатам анализа литературных источников и проведенных исследований мной  была разработана система занятий, направленных на развитие уровня общения детей дошкольного возраста со взрослыми. ...

Статья Воспитателя, Болачковой Анны Михайловны Государственного Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения детский сад № 10 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга. «Художественно – эстетическое развитие(рисование и лепка) – как

Ведущими целями обновленной программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее разви...