Методическая разработка. Воспитателя, Кононовой Любови Николаевны, Государственного Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения детский сад № 10 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Кононова Любовь Николаевна

По результатам анализа литературных источников и проведенных исследований мной  была разработана система занятий, направленных на развитие уровня общения детей дошкольного возраста со взрослыми. Общая цель занятий: развитие коммуникативных навыков.  Данный цикл занятий построен в форме психотренинга, цель которого -развитие навыков умелого общения, обеспечение чувства психологической уверенности, доверия к миру, умения получать радость от общения, формирование основ личной культуры, развитие эмпатии и собственной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx43.17 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

Воспитателя, Кононовой Любови Николаевны, Государственного Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения детский сад № 10 компенсирующего вида Выборгского района

         Санкт-Петербурга.        

«Программа по развитию уровня общения детей дошкольного возраста со  взрослыми».

        По результатам анализа литературных источников и проведенных исследований мной  была разработана система занятий, направленных на развитие уровня общения детей дошкольного возраста со взрослыми.

        Общая цель занятий: развитие коммуникативных навыков.

         Данный цикл занятий построен в форме психотренинга, цель которого -развитие навыков умелого общения, обеспечение чувства психологической уверенности, доверия к миру, умения получать радость от общения, формирование основ личной культуры, развитие эмпатии и собственной личности.

         Организатор должен создать непринужденную обстановку, чтобы ребенок не боялся, что его действия будут отрицательно оценены. Поэтому не должно   быть никаких оценок, замечаний и порицаний. Упражнения, включаемые в начало каждого занятия (или в конец), являются важным элементом,   позволяющим поднять общий тонус организма, улучшить самочувствие и тем самым  создать основу для усвоения предлагаемой информации. В ходе всего цикла занятий мы будем использовать беседу, подвижные и релаксационные упражнения, рисование, психо-гимнастические упражнения, анализ предлагаемых кусочков текста.

         СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ: Программа состоит из 9 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю.

         ЗАНЯТИЕ №1.

         Цель: Начать работу над программой развития навыков коммуникации, развитие навыков устной речи, пополнить словарный запас, правильное применение слов, знакомство с понятием: «Кто такой хороший человек», развитие внимания к окружающим людям.

         Ход занятия: сначала знакомимся с детьми, сообщаем им тему сегодняшнего урока. Предлагаем для начала игру, которая способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника:

         «МОЕ ИМЯ» - каждый участник говорит по кругу о том, какое звучание его имени ему нравиться больше всего (Лена, Леночка» Алена, Елена...), и как не нравится. Как он хочет, чтобы его называли в группе. В конце упражнения можно повторить, кого как будут теперь звать в группе (Лена или Леночка и т.д.). Далее переходим к теме занятия.

         Выясняем что такое хорошо, а что такое плохо. Спрашиваем желающего ответить и далее выясняем, что должен делать хороший человек, чтобы быть хорошим, какие добрые дела он должен делать, должен ли он вредить кому-нибудь? Спрашиваем детей. Для начала можно разрешить отвечать им всем вместе, пока мы не привыкнем друг к другу. Просим детей подумать и привести примеры добрых поступков и ответить на вопрос, делают ли они какие-нибудь добрые дела. Дети приводят примеры, оцениваем и одобряем их ответы. Привожу детям ситуацию для примера: вы едете в трамвае, и кто-то из пассажиров начинает скандалить. Спрашиваю у детей, что они сделали бы, стали бы тоже ругаться, не обратили бы внимания или бы стали также активно отстаивать свою правоту, может даже с кулаками или обидными словами. Как бы на вашем месте повел бы себя хороший и воспитанный человек? Стал бы он ругаться, обзываться и т.д. Как люди относятся к хорошим людям? Можно спросить, как дети понимают пословицу: « Что посеешь, то и пожнешь» и за что любят таких людей, много ли их сейчас. В конце занятия мы подводим итоги, прося одного или двух детей подвести итоги нашей беседы, обобщить, что такое хороший человек и пожелать всем стараться быть хорошими, помогать, не хамить и быть внимательными друг к другу.

         Занятие можно провести в виде тренинга, рассадив детей в круг, а не строго за партами.

         ЗАНЯТИЕ №2.

         Цель: Продолжить работу над программой развития коммуникативных навыков, развитие навыков диалогической речи с использованием мимики и жестов, пополнить словарный запас слов и их применение. Рассказ по картинке с последующим описанием профессий и правильное применение слов одобрения, похвалы в данной ситуации.

         Ход занятия: Организационный момент, подготовка детей к занятию. Сообщаем тему урока, рассказываем о том, как общались люди давным давно, когда еще не умели говорить. Они передавали информацию, свои мысли и желания жестами, рисунками, танцами. Предлагаем детям игру: « Что мы делали не скажем, а что делали покажем.» Я привожу им пример и прошу одного или двух показать тоже что-нибудь, чтобы мы все вместе смогли бы отгадать. Когда дети закончат, объясняю, что так говорили наши предки, а мы , в отличии от них умеем говорить. Наша речь состоит из слов, предложений и слова бывают хорошими и плохими. Спрашиваю у детей, какие слова им нравятся больше? Далее предлагаем несколько ситуаций для разбора, первую разбираем вместе для примера: (мама послала мальчика в магазин, там была большая очередь, но продавщица работала очень быстро). Объясняю, что доброе слово и кошке приятно и что не надо бояться говорить добрые слова. Потом показываю детям картинки, на которых изображены люди, занимающиеся разными профессиями (рыбаки, строители, учителя, работа по дому и т.д.). Первую картинку снова разбираем вместе, а потом прошу детей выполнить самостоятельно и ответить по одному или по парам. Картинок должно быть столько, чтобы хватило всем детям и даже несколько больше. Спрашиваю у детей, зачем нужно говорить добрые слова (чтобы было веселее работать, был стимул, интерес к работе и т.д.). Спрашиваю у детей, хвалят ли их учителя, родители? Нравится ли им это? Как они думают, что надо для этого делать? В конце подводим итог занятия: сегодня мы учились быть добрыми, внимательными, учились говорить добрые и похвальные слова, поднимать другим настроение, показывая им, что их труд очень важен. Заканчиваем фразой: попробуйте сделать это дома или на улице и прощаемся до следующего занятия.

         ЗАНЯТИЕ №3.

         Цель: Продолжение работы над программой развития коммуникативных навыков, прививание навыков вежливого отказа, увеличение словарного запаса? «вежливая просьба».

         Ход занятия:    Организационный момент, объявление темы урока. Объясняем детям то, что когда нас просят, то мы не всегда можем исполнить это. В таком случае требуется отказать, а не обещать и не выполнять. Умеем ли мы вежливо отказывать, не обидев человека? Предлагаем поговорить о словах вежливого отказа. Для начала приводим пример: «Сказали Волу; - Уважаемый Вол! Отвезите, пожалуйста, в школу стол.

         - Ну вот еще, охота была! Найдите какого-нибудь осла!» Обсуждаем, правильно ли Вол отказал, и как было бы это сделать правильно и не грубо. А правильнее было бы сказать:

         « - Рад бы помочь, да ехать невмочь. Мне отдавили копыта, фирма сейчас закрыта».

         Спрашиваем детей, в каких строках просьба, а в каких отказ? Что смягчает отказ? Спрашиваем у детей, какие вежливые слова отказа вы знаете (извини, не сегодня, чуть позже, я сейчас очень занят). Предлагаем новое стихотворение:

         « Сколько просьб начинается с будьте добры?

  • Будьте добры, очень спешу. Билет мне до Синь - Горы...
  • Вас я, друзья, ни о чем не прошу, просто - будьте добры».  Объясняем, что используя добрые слова и вежливым тоном можно

многого добиться. Всегда ли мы выполняем просьбы, с которыми к нам обращаются? Есть ли польза от грубости при просьбе? Выясняем у детей, чаще отказывают грубому или вежливому человеку? Почему? Заканчиваем занятие, подводя итог. Говорим о том, что иногда надо настоять на своем, осадить обидчика, если он слишком на вас наседает, но всегда и во всем надо знать меру и помнить, что вежливость украшает человека. Поэтому советуем детям быть вежливыми везде, будь то отказ или просьба. Прощаемся до следующего занятия.

         В конце можно провести игру:

         «ИГРУШКА» -   направлена на отработку   навыков   эффективного взаимодействия, эмпатии, умения сотрудничать. Заключается в том, что дети садятся по парам и один из пары - обладатель красивой и очень любимой игрушки. Он очень любит играть с ней, а второй ребенок из пары пытается уговорить первого дать ему эту игрушку поиграть на время. При выполнении этого упражнения ребенку дается любая игрушка, которую он должен представить как любимую. Как только хозяин игрушки отдаст ее, упражнение прерывается и у ребенка спрашивают, почему он ее отдал.

         ЗАНЯТИЕ № 4.

         Цель: Продолжение работы над программой развития коммуникативных навыков, развитие навыков коммуникативной функции, знакомство с правилами этикета, обсуждение неправильного поведения.

         Ход занятия: Организационный момент, предлагаем для начала порисовать. Проводим вводную беседу: когда люди улыбаются, какие бывают улыбки, предлагаем их показать(дети улыбаются сдержанно, хитро, искренне...), а потом нарисовать улыбающегося человека. Далее объявляем тему урока. Предлагаем детям поговорить о том, как надо и не надо вести себя за столом, ведь очень часто в данной ситуации могут происходить неприятности. Спрашиваем у детей, как нельзя сидеть за столом (положив ноги на стол и т.д.)? Далее обсуждаем правила пользования столовыми приборами (вилкой, ложкой, ножом). А полезно ли читать во время еды? Спрашиваем у детей? Если нет, то почему (можно испачкать книгу, еда остынет и т.д.). Из чего обычно состоит обед? Приводим для примера пословицу: «Когда я ем, я глух и нем». Прошу детей объяснить смысл пословицы, что в ней запрещается? Но ведь мы все равно говорим за столом, спрашиваю детей о чем они обычно говорят за столом? Задаем вопрос: о чем нельзя говорить за столом (о туалете, личной гигиене, оскорблять, ругаться и т.д.)? Говорим детям, что даже есть такая пословица: «Не к столу сказано». Что бы она могла значить? Хвалим ребят за хорошую работу. Подводим итог словами: «Сегодня мы говорили о правильном поведении за столом и использовали некоторые пословицы. Они написаны на карточке. Но среди них есть одна, которая не относиться к нашей теме. Найдите мне ее пожалуйста».

         Пословицы:

Посади свинью за стол, она и ноги на стол.

Когда я ем, я глух и нем.

Картофель хлеб бережет.

Уперся, как бык в стену рогами.

Не  к столу сказано.

            На этом прощаемся с детьми до следующего занятия, советуя им пользоваться данными советами и вести себя правильно, несмотря на то, где они находятся, за столом. В общественном транспорте, дома, в школе или в гостях.

          На данном этапе проведения коррекционного блока можно провести следующее занятие, (когда дети уже достаточное время обсуждали правильное и не правильное поведение), которое поможет детям увидеть свои положительные и отрицательные качества таким способом, которым они, наверное, раньше не пользовались.

      ЗАНЯТИЕ №5.        

            Цель: Продолжение работы над программой развития коммуникативных навыков, понятия «плохие и хорошие» качества, пополнение словарного запаса, повышение самооценки.

           Ход занятия:

        Для начала проводим игру, которая помогает развить чувство коллектива» обучает согласованности своих движений с окружающими.

           Игра «КЛЕЕВОЙ ДОЖДИК»: заключается в том, что дети становятся в одну линию, ставят руки на пояс друг другу и таким вот «паровозиком» (склеившимися дождевыми каплями) начинают движение. На пути им встречаются различные препятствия: необходимо перешагнуть через коробки, пройти по импровизированному мосту, проползти под стулом и т.д.

           Организационный момент, ознакомление с темой урока, беседы. Спрашиваю у ребенка, прошу рассказать о его классе. Что есть плохого, а что хорошего? Когда он закончит свой рассказ, спрашиваю: «Как ты думаешь, интересно ли ты рассказал»? Если да (нет), то почему. Потом прошу рассказать о себе, какие у него качества хорошие, что он умеет делать хорошо, а что плохо. Снова спрашиваю у ребенка, интересно ли он рассказал и сама говорю, что мне понравилось в его рассказе, подчеркивая интересные моменты и обращая на них внимание детей, тем самым, повышая авторитет ребенка в глазах других и повышая его самооценку.   В начале занятия можно заинтересовать беседой о домашних или любимых животных. Какие они? Как себя ведут? Попросить рассказать интересные, смешные случаи, а в конце также оценить рассказ ребенка (оценивает он сам, ведущий занятие и остальные дети). Всем детям предоставляется возможность рассказать. Ведущему стоит акцентировать внимание на положительных качествах, а отрицательные стараться сглаживать.

         Делая акцент на положительных качествах, проговаривая их при детях, можно заинтересовать других детей в общении с данным ребенком. Ребенок будет знать, что другие могут им заинтересоваться. Такое занятие - беседа поможет детям найти общие интересы, о которых они раньше не догадывались, т.к. молчали, стеснялись или по какой-нибудь другой причине. У детей, таким образом, повысится интерес к общению друг с другом и самооценка.

         Но следует учесть, что данное упражнение смогут выполнить не все, так как в любом классе могут найтись такие дети, которые наотрез откажутся рассказывать о себе или классе. Причины этого « молчания » могут быть различны, и поэтому лучше будет поговорить с ребенком наедине и попытаться выяснить их.

         Следует также учесть, что данное занятие может занять больше времени, чем один урок, так как некоторых детей тема данной беседы, наоборот, может очень заинтересовать. Материал, полученный на занятии, можно использовать при исследовании межличностных отношений в классе (коллективе).

         ЗАНЯТИЕ № 6.

         Цель: Продолжение работы  над  программой развития коммуникативных навыков, знакомство с мимическими упражнениями, развитие внимания, сочувствия, внимательности к проблемам других людей и детей в данной группе.

         Ход занятия: Предлагаем детям игру, направленную на закрепление изучаемого на предыдущем занятии. Игра называется «КОРОЛЬ БОРОВИК»: читаем вслух стихотворение, а ребенок действует согласно тексту:

          Просим детей внимательно посмотреть на своего соседа слева (дети сидят в кругу) и попытаться догадаться, как тот себя чувствует, рассказать об этом.

         Ребенок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается, дополняет. При проведении этого упражнения в первый раз, можно (если это требуется) помочь детям наводящими вопросами или примером (например: мне кажется, что Коля устал, а Наташа просто спит на ходу, у Жени что - то болит и т.д.).

Для укрепления навыков групповой работы, понимания норм культурного общения проводим коллективное сочинение сказки. Для этого необходимы последовательные картинки с общим сюжетом, представляющие собой основу для связного рассказа. Картинок должно быть столько, сколько и детей или меньше (тогда картинка выдается двум детям, а не одному). Каждый ребенок готовит рассказ по картинке сам или вместе, если им досталась одна картинка на двоих. Но все вместе выкладывают картинки в один ряд, чтобы иметь общее представление о сюжете. Главный герой может быть кто угодно, и его на картинках нет. Он как бы путешественник, на пути которого встречаются различные препятствия, люди, он попадает в сложные ситуации: лиса хочет его обмануть, перехитрить, волк хочет его съесть, медведь не хочет ему помогать и т.д. Всех их надо убедить, уговорить, но не злить. Здесь надо использовать мимику, жесты, вежливые слова, просьбы, важно уметь понять настроение встреченных животных, может чем - то помочь им.

Для отработки навыков эффективного общения можно инсценировать сказку, которая у нас получилась. Главным героем может быть ведущий или один из детей по выбору. Остальные разбирают роли животных и герой сказки начинает свое путешествие. (Сказку можно инсценировать дважды, чтобы дан детям возможность поменяться ролями).

         Сказку можно будет использовать в начале следующего занятия, заодно посмотреть, запомнили ли дети ее, при необходимости повторить.

ЗАНЯТИЕ № 7.

Цель: Продолжение работы над программой развития коммуникативных навыков, умение распознавать настроение и чувства других людей.

             Ход занятия: В начале занятия выдаем детям знакомые по прошлому занятию картинки и просим снова рассказать и инсценировать сказку, которая у нас получилась.

Далее предлагаем детям несколько этюдов, направленных на закрепление материала, пройденного ранее. Во время исполнения этюда дети изображают эмоции, наблюдают друг за другом, чтобы потом уметь распознавать выражение этих эмоций у незнакомых людей.

Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил себе чай и, не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал себе в чашку две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту! Прошу детей представить себе вкус соленого чая и показать мне.

Про Таню (горе - радость).

Наша Таня громко плачет: уронила в речку мячик (горе). «Тише, Танечка, не плачь - не утонет в речке мяч!» (радость). Прошу детей показать, как Таня плакала и как радовалась.        

В лесу (этюд на выражение страха, радости и на внимание)»

         Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся -нет никого. Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов (внимание). Вроде бы слышит он какой - то шорох, потрескивание веток - а вдруг это волк или медведь? (страх). Но тут ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей — они тоже искали его. Мальчик обрадовался: теперь можно возвращаться домой (радость).

         Фокус (этюд на выражение удивления),

         Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пусто чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там уже не было.. Из чемодана выпрыгнула собака.

         Кот Васька (этюд на выражение стыда).

Хозяйка испекла сметанный пирог к празднику и пошла наряжаться. Ко Васька прокрался на кухню и съел пирог. Хозяйка прибежала на шум и стал ругать Ваську. Ваське стало стыдно.

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, подслушивает, о чем они говорят.

Данные этюды позволяют не только выражать предлагаемые эмоции, но учат распознавать эмоциональное состояние других людей, развивают чувств сострадания, сопереживания, любви к окружающим, а также способствую развитию мышления.

ЗАНЯТИЕ № 8.

Цель: развитие эмоциональной сферы детей, обучение умению распознавать чувства других людей, делать выводы и уметь рассуждать поведении других.

Ход занятия: Для закрепления навыков, полученных на прошлом занятии в начале можно предложить детям несколько этюдов на выражение эмоций.

Один дома (этюд на выражение страха )

Мама - енотиха ушла добывать еду, а крошка енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке - еноту стало страшно: а вдруг на него кто - нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь?

Баба Яга (этюд на выражение гнева).

Баба Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть ее, сама уснула Проснулась, а Аленушки и нет - сбежала. Рассердилась Баба Яга, что без ужина осталась, бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает (гнев).

       ЗАНЯТИЕ №  9.

Цель: развитие эмоциональной сферы детей, обучение выражать свои чувства новыми средствами, повышение сплоченности в группе и чувства уверенности в себе.

    Ход занятия: Для начала объясняем детям, что ругаться можно не только такими словами, как обычно люди ругаются, но и другими. Предлагаем поиграть в такую игру (заранее просим никого не обижаться, так как это только игра).

         Детям, которые испытывают трудности в общении, неуверенны в себе, чувствуют себя изолированно от коллектива (или отвергаемы им) может помочь следующая игра, в ходе которой им предпочтительнее было бы давать выгодную роль (например головы, так как она хватает хвост).

         ИГРА «ДРАКОН». Играющие становятся в одну линию, держась за плечи друг друга. Первый участник - «голова», а последний - «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста».   «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становиться «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли «головы» и «хвоста».

         В конце занятия можно предложить детям этюды, направленные на выражение эмоций. Это закрепит пройденный материал и научит детей распознавать эмоциональные настроения окружающих.

         Грязь, Мальчик обул новые ботинки и пошел в гости к другу - Ему надо было перейти дорогу, где шли ремонтные работы, и все было перекопано. Недавно прошел дождь, и было очень грязно и скользко. Мальчик шел осторожно, стараясь не пачкать ботинки. Детей просят изобразить походку мальчика, как он обходит лужи, ступая на кончики пальчиков, как бы не хотя, и делая вид, что он выбирает более чистое место.

         Мама послала сына в магазин: «Купи печенье и конфеты, - сказала она. - Мы попьем чаю и пойдем в зоопарк». Мальчик взял у мамы деньги, сумку и вприпрыжку побежал в магазин. У него было очень хорошее настроение.

Вывод:

Таким образом, взрослым необходимо поощрять эмоциональные контакты детей, создавать оптимальные условия для успешного развития общения.

Целесообразно также устраивать совместные игры, совмещенные с эпизодами общения, которые постепенно сформируют у детей желание и умение действовать совместно, а затем приведут к активному общению.

Список используемой литературы

  1. Божович Л. И.. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.) М., «Просвещение», 2014. - 464 с. 
  2. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2015. – 672с.
  3. Волкова А.И. Психология общения / А.И. Волкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 446, [1] с. – (Высшее образование).
  4. Горянина, В.А. Психология общения [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Горянина; 2-е изд., стереотип. – М.: Изд. центр «Академия», 2014. – 416с.
  5. Галигузова, Л.Н. Как помочь наладить общение со сверстниками [Текст] / Л.Н. Галигузова // Дошкольное воспитание. – 2016. - № 1. – С. 111-113; С. 118-120.
  6. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет [Текст]: б-ка воспитателя детского сада / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова.- М.: Просвещение, 2012.- 143 с.: ил.
  7. Детская практическая психология [Текст]; под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2011. – 295с.
  8. Истратова, О.Н. Большая книга детского психолога [Текст]: психологический практикум / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто; 2-е изд.- Ростов н /Д: Феникс, 2014.- 568 с.: ил.
  9. Истратова, О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет [Текст]: психологический практикум / О.Н. Истратова. – Ростов н /Д: Феникс, 2014. – 317с.: ил.
  10. Клюева, И.В. Учим детей общению [Текст] / И.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль, 2014. – 207с.
  11. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений [Текст] / Я.Л. Коломинский. – Минск: Нар. асвета, 2014. – 239с.
  12. Леонтьев А.А. Психология общения: учебн.пособие для студ.высш.учеб.заведений. – 4-е изд. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия» , 2014. – 368 с.
  13. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст]: / М.И. Лисина; - М.: Педагогика, 2016. – 144 с.
  14. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст]: / М.И. Лисина; 2-е изд., перераб. и доп.- СПб.: Питер, 2011.- 276 с.
  15. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов. – 2-е изд., испр.и доп. – М.: Издательский центр «Академия». – 456 с.
  16. Межличностные отношения от рождения до семи лет [Текст]; под ред. Е.О. Смирновой. – М.: Ин-т практ. психол.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011.- 392с.
  17. Общение детей в детской саду и семье [Текст] / под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. - М.: Педагогика, 2013. – 280с.
  18. Психологический словарь. 3-е изд., доп.и перераб. / Авт.-сост. Копорулина В.Н., Смирнова М.Н., Гордеева Н.О. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 640 с. (Серия «Словари»).
  19. Поливанова, К.Н. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / К.Н. Поливанова. – М.: Педагогика, 2013. – 284с.
  20. Смирнова Е.О. Влияние отношений между ребенком и взрослым неэффективность обучения в дошкольном возрасте . Новые исследования в психологии. 2015 г. №1.
  21. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2013. – 342с.
  22. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии [Текст]: пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Изд. центр «Академия», 2014. – 304с.
  23. Учим детей общению Изд.» Академия развития». Ярославль, 2013.
  24. Эльконин Д.Б. Детская психология.-М,2014.
  25. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М. Просвещение,2013.
  26. Эриксон Э. Детство и общество. Ленато АСТ,2016
  27. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / д.Б. Эльконин ; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 384 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ инструктора по физической культуре муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида № 52 «Самолетик» Девицкой Зои Владимировны на 2013-2014 учебный год

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ инструктора по физической культуре муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида № 52 «Самолетик» Девицко...

Статья Воспитателя, Романовой Татьяны Николаевны Государственного Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения детский сад №10 компенсирующего вида Выборгского района, Санкт – Петербурга. «Развитие связной речи у дошкольников методом наглядного мод

laquo;Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя»Ф.А Сохин...

Статья Воспитателя, Кононовой Любови Николаевны, Государственного Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения детский сад № 10 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга. «Особенности развития общения с взрослыми у дошкольников».

В настоящее время все большее количество детей дошкольного возраста испытывают трудности в общении со взрослыми, что пагубным образом отражается на их развитии. Актуальность изучения проблемы формиров...

Статья Воспитателя, Болачковой Анны Михайловны Государственного Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения детский сад № 10 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга. «Художественно – эстетическое развитие(рисование и лепка) – как

Ведущими целями обновленной программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее разви...

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 комбинированного вида Кировского района города Санкт-Петербурга Группа ЗПР №2 Методическая разработка «Какие профессии у дятла?» Подготовительная группа детей с ЗПР.

Содержание: 1. Цели и задачи. 2. Материал. 3. Виды детской деятельности. 4. Предварительная работа. 5. Ход занятия 5.1. Организационный момент. 5.2. Основная часть. 5.2.1. Знакомство...