Методическая разработка по теме «Растительный мир Прибайкалья. Деревья, кустарники. Ягоды, грибы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
В данной методической разработке, представлен план занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе, по лексической теме недели: «Растительный мир Прибайкалья. Деревья, кустарники. Ягоды, грибы». В процессе всего занятия, дети освоят новые способы получения знаний о растительном мире Прибайкальского края. Актуализируют знания о том, как как выглядят и называются деревья и кустарники, их плоды; полезные и ядовитые грибы и ягоды. Получат возможность взаимодействия в малой группе, для достижения поставленной игровой задачи, проявления самостоятельности и инициативы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_teme_-_rastitelnyy_mir_pribaykalya.docx | 34.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Иркутска детский сад № 44
664009, г. Иркутск, ул. Советская 63-а, тел. (факс) 29-04-67, 20-40-71
e-mail: svetlanadozorova@mail.ru
Методическая разработка по теме
«Растительный мир Прибайкалья.
Деревья, кустарники. Ягоды, грибы»
Подготовила: воспитатель
МБДОУ г. Иркутска
детский сад №44
группы №4 «Сыроежки».
Мухаметдинова А. С.
Иркутск 2022 г.
Аннотация:
В данной методической разработке, представлен план занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе, по лексической теме недели: «Растительный мир Прибайкалья. Деревья, кустарники. Ягоды, грибы». В процессе всего занятия, дети освоят новые способы получения знаний о растительном мире Прибайкальского края. Актуализируют знания о том, как как выглядят и называются деревья и кустарники, их плоды; полезные и ядовитые грибы и ягоды. Получат возможность взаимодействия в малой группе, для достижения поставленной игровой задачи, проявления самостоятельности и инициативы.
Цель:создание условий для самостоятельного установления связей и отношений между объектами растительного и животного мира Прибайкальского края с детьми 6 - 7 лет в ходе познавательно-исследовательской деятельности;
Задачи:
- Учить детей добывать информацию различными способами в соответствии с условиями и целями деятельности в малой группе обследуяобъекты растительного и животного мира Прибайкальского края;
- Развивать умения дифференцировать грибы и ягоды, на полезные и ядовитые; соотносить деревья и кустарники с произрастающими на них плодами; узнать связи и отношения в вопросах, являются ли они полезными для человека и животных;Совершенствовать коммуникативные навыки детей;
- Воспитывать самоуважение, умение уважительно относится к мнению сверстников при решении совместной игровой задачи.
Возраст: 6-7 лет.
Длительность: 20 мин.
Материалы: макеты: деревьев; кустов. Игрушки: грибов; ягод; шишек; зверей (белка, нерпа, соболь, заяц). 6-ть корзин. Мелодия звуков леса; запись стихотворения. Слайд с изображением Прибайкальской природы. Карточки с деревьями; ядовитыми и полезными, грибами и ягодами. Значки-наклейки с ягодами, грибами, шишками. Палочка. Мешочек. Зелëная и белая ткань.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Предполагаемые результаты: благодаря такому путешествию, дети запомнят названия растений Прибайкальского края; смогут отличать полезные и ядовитые грибы и ягоды, тем самым повторяя правила безопасности. Определят, какие плоды произрастаю на деревьях. Также, ребята узнают, какие животные любят лакомиться дарами леса. Познакомятся с пользой и опасностью растений.
Продукт деятельности: собранный лесной урожай, классификационная таблица.
Технологическая карта занятия:
Дидактическая структура занятия | Методическая подструктура занятия | Признаки решения дидактических задач | ||||||
Методы обучения | Форма деятельности | Методические приемы обучения | Средства обучения | Способы организации деятельности | ||||
1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активация необходимых знаний. 2. Формирование новых понятий и способов действий. 3. Применение понятий и способов действий. | Проблемный: проблемного изложения; эвристический; исследовательский. Словесный метод. Методы организации взаимодействия обучающихся и накопления социального опыт; | Образовательная деятельность - занятие; Фронтальная, подгупповая; Системно-деятельностный подход. Беседа, самостоятельная работа; Интерактивные формы работы. | Объяснение; Метод акцентирования внимания; Метод анализа, Метод дифференцирования. | Демонстрационные; объемные пособия. | Коллективный, в малой группе. | Были решены проблемные ситуации, поиск цели. Решались задачи познавательного характера; Закреплялись знания о безопасных и ядовитых, грибах и ягодах; съедобных и не съедобных шишек для людей и животных. |
План организации педагогического мероприятия:
1. Вводная часть -
- Сюрпризный момент;
- Настрой на занятие «Волшебное настроение».5 мин
- Создание мотива для деятельности детей.
2. Основная часть 10 мин
- Задание для подгрупп: тайное сообщение; зашифрованная картинка; волшебный мешочек.
- Создание проблемной ситуации;
- Определение цели;
- Физкультминутка: «В поисках лесных сокровищ»;
- Двигательная деятельность, игра: «Соберём все лесные богатства».
- Игра: «Что от куда и куда!?».
- Игра: «Кому что?».
3. Заключительная часть. 5 мин
- Подведение итогов;
- Оценка деятельности детей;
- Рефлексия.
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Меня зовут Алиса Сергеевна. Я прибыла к вам со свой планеты творчества и захотела взять в путешествие самых весёлых ребят. Хотите со мной в путешествие? Представляете, когда я к вам спешила я помогла одной бабушке, а она оказалась…. (Демонстрируется журнал Сибирячок Номер про о. Байкал) писателем этого журнала и в благодарность, она мне дала эту палочку, сделанную из дерева кедра. Как думаете, она волшебная?
Ответы детей: ….
А давайте проверим и пусть она поможет нам узнать, куда отправимся мы с вами. Только, что нужно сделать, чтобы она заработала?
Ответы детей: ….
Воспитатель: отличные идеи. Давайте вместе скажем волшебные слова и взмахнëм палочкой: «Волшебство свершить, ответв журнале появись».
Воспитатель: ребята, сработало!!! (Воспитатель открывает журнал а там значки для деления на команды с ягодками, шишками и грибами) .
Воспитатель: посмотрите, что в журнале?
Ответы детей: ….
А в журнале показано, куда мы все отправимся?
Ответы детей: ….
Для того, чтобы больше исследовать и раскрыть наш секрет, мы разделимся на команды. Выбирайте вы значки шишки, ягоды, грибы, которые вы можете сразу приклеить.
(Дети делятся на три команды).
Основная деятельность:
Первая команда под названием - Искатели ягод, прослушают тайное сообщение и вместе обсудят его. Вторая команда будут - Искатели грибов и они должны собрать зашифрованную картинку, а ребята из третей команды - Искатели шишек, должны на ощупь определить, что спрятано в этом волшебном мешочке, не заглядывая в него.
Воспитатель: Когда я скажу начали, вы дружно начнёте свою важную миссию. На старт, внимание, начали.
(Ребята в своих группах выполнит задания, если что-то вызывает сложности, воспитатель подходит к подгруппам).
Воспитатель: у вас отлично получается. Мальчики и девочки, вы выяснили, куда мы с вами отправимся?
Ответы детей: ….
Воспитатель: а, что вас натолкнуло, на это решение? Вы верно всë расшифровали. А теперь, расскажите, что мы можем увидеть в нашем чудесном Прибайкальском крае, что вы узнали?
Ответы детей: ….
Воспитатель: отличная работа. Но есть одна проблема. Посмотрите на улицу, какая там погода.
Ответы детей: ….
Воспитатель: какие вы внимательные. В нашем краю красиво даже в холод, но жаль, что нет уже грибов и ягод. Деревья краски потеряли, укутав ветки снежной бахромой.
Воспитатель: девочки и мальчики, скажите, а в какое время года, на улице ещё тепло, но появились жёлтые листочки. А во всех лесах, ждёт зверят особый клад?
Ответы детей: …
Воспитатель: Верно, ранней осенью такая красота. А сейчас тоже осень?
Ответы детей: …
Воспитатель: умницы, сейчас поздняя осень. Как нам увидеть все растения, когда на улице кругом, всё снегом замело? Не ждать, ведь целый год, чтобы увидеть все сокровища лесные?
Ответы детей: …
Воспитатель: какие вы молодцы, как я могла забыть, про нашу волшебную палочку.
Воспитатель: давайте раннюю осень к нам вернём и палочкой волшебной для этого взмахнём. (Воспитатель даëт одному активному ребëнку палочку). Закроем смело все глаза. И вместе скажем мы слова:
Прекрасный, солнечный, осенний день вернись.
И чудо, ты для нас свершись.
(Пока дети повторяют слова с закрытыми глазами, воспитатель убирает ткань с деревьев, грибов, шишек и ягод)
Воспитатель: мальчики и девочки получилось у вас в детском саду, что-то появилось. Обернитесь, встаньте кругом. Приглядитесь, что увидели, с нами поделитесь.
Ответы детей: …
Воспитатель: Вы все такие молодцы, мы вместе очутились в месте, где есть деревья и гриб. А что под ними, там видны?
Ответы детей: ягоды.
Воспитатель: Чтобы нам их все собрать, сначала нужно пальчики размять и ножки, спину, для наклонов под кусты, не даром прячутся, там...!?
Ответы детей: ….
Воспитатель: Верно, все ягоды, грибы. За мной движенья, слова вы повторите и ноги, руки вы свои немного разомните.
Физкультминутка: «В поисках лесных сокровищ».
Чтоб собрать нам все грибы, пальцы приготовим мы!
(Изображаем руками хватание грибов; крутим кулачки, изобразили грибы; раздали пальцы, пошевелили ими).
Сжали и разжали их, каждый посчитали.
(Разжимаем и сжимаем ладонь)
Раз, два, три, четыре, пять, пальцы готовы всё собирать.
(Соединяем пальцы обоих рук с большим пальцем и показали знак класс, пошевелили пальчиками и сделали хватательные движения).
А теперь наклоны вниз, раз два, раз два.
(Дети наклоняются вперёд и выпрямляют тело, два раза.)
И глазам по глядим, раз два, раз два.
(Дети наклоняются вперёд и выпрямляют тело, два раза, при этом, рислоняя ладонь ко лбу).
Все сокровища лесные, обязательно найдём.
(Делаем широкие движения руками вперёд, как будто берём сундук с сокровищами).
И в корзинки соберём.
(Изображаем руками хватание грибов, ягод и перекладывание в корзину, которая изображает другая рука).
Воспитатель: Вот немного и размялись. Чтобы сокровища собрать, хочу корзины я вам дать.
Игра: «Соберём все лесные богатства».
Воспитатель: Напоминаю, что у вас названия команды со значением и нужно собрать лишь то, что на значках вам всем дано.
Искатели грибов – находят все грибы. Искатели ягод- все ягоды. Искатели шишек – все шишки. Но аккуратно, приглядитесь, не наступая ни на что.
(Дети в группах собирают грибы, ягоды и шишки в свои корзины. Педагог подбадривает детей и следит, чтобы они не пропускал и брали только свои дары леса по названиям команд).
Воспитатель: вот молодцы ребята, всё собрали.А что ещё нам нужно знать?
Ответы детей: ….
Воспитатель: какие умные ребята. Теперь я предлагаю на полянку сесть и вспомнить, какие ягодки, грибы, нам для здоровья полезны и какие всем вредны. И шишки тоже не простые, все разной формы, как деревья расписные.
Игра: «Что от куда и куда!?».
Воспитатель: для вас картинки принесла, давайте вместе поиграем. Все их названия, мы знаем.
Воспитатель: для тех, кто ягодки искал, найдите их теперь на фото и не забудьте, что у нас и ядовитых там запас. Их попрошу я положить в отдельную корзинку.
Воспитатель: грибы мы также ищем на картинке и вместе их соединяем, а ядовитые в корзинку убираем.
Воспитатель: для тех, кто шишки все нашëл, задание отдельное, попробовать найти, с какого они дерева. А шишки, что для пищи пригодятся, в корзинке у нас сохранятся.
Воспитатель: я вижу справились с заданием все. Теперь, друг с другом предлагаю поделится и рассказать названья, не ленится. И если что-то подзабыли и где-то, вдруг чуть-чуть ошиблись, то покажите другу верный вариант и вместе разберитесь.
Воспитатель: какие вы ребята, молодцы, знаете и ягоды, и все грибы. Знакомы даже вам деревья и шишки, что на них растут. Поскольку урожая много, давай мы животных Прибайкалья пригласим. Устроим им сегодня пир. Сейчас бедняжкам не легко, когда на улице совсем уж не тепло.
Игра: «Кому что?».
Где спрятались они, смотрите. Подумайте вы и решите, кому, какое угощение дадите.
(Дети угощают животных).
Воспитатель: а мухоморы, интересный факт, нам тоже пригодятся, их лоси запросто едят, они для них лекарство. Я их с собой сейчас возьму и в лес потом все увезу. Но вы запомните друзья, для вас они опасная еда и даже в руки лучше их не брать, чтобы на вас не попал их яд.
Воспитатель: скажите мальчики и девочки, увидели вы все сокровища лесные? Чем наш чудесный край байкальский так богат?
Ответы детей: ….
Воспитатель: На этом заканчивается наше путешествие. Я предлагаю вам свои наклейки снять и показать, понравилось ли вам занятье. Если понравилось, к бурундуку со знаком класс, их приклейте вы сейчас. Но если вдруг, вам стало грустно и что-то не понравилось вам вдруг, свою наклейку вы приклеите тут, где грустный бурундук.
(Воспитатель показывает на весёлого бурундука, который показывает класс и на грустного. Дети приклеивают значки в выбранном месте).
3. Рефлексия:
Теперь объясните свой выбор, скажите мне, что интересного было в нашем путешествии? Почему вы свой значок поместили в этот уголок.
Какие задания были сложные?
Какой новый факт узнали, чего вы не знали?
Я вам хочу подарить таблицу «Дары тайги» картинки к ней, которую нужно заполнить и разместить в уголке природы в группе. В таблице можно наклеивать, писать, рисовать. Чтобы вы могли поделится своими знаниями с другими ребятами. А ваш воспитатель отправит мне фотографию таблицы, и я покажу её своим ребятам.
Всем спасибо вам друзья. Мне очень было с вами интересно. До свидания!
Классификационная таблица «Дары тайги»
Что/кто это? | Из каких частей состоит? | Съедобные или ядовитые | Для кого может служить кормом | Интересный факт |
Клубника | ||||
Шиповник | ||||
Волчье лыко | ||||
Вороний глаз | ||||
Маслëнок | ||||
Подберëзовик | ||||
Белая поганка | ||||
Мухомор | ||||
Шишка пихты | ||||
Кедоаая шишка | ||||
Шишка Ели | ||||
Шишка сосны |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки по теме «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с растительным и животным миром Пермского края на основе проектной деятельности»
Пояснительная записка. Дошкольное детство – время рождения личности. Ребёнок развивается в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольни...
Методические разработки по теме "Грибы" : "Чудо-грибы"
Методические разработки воспитателя старшей и подготовительной групп дошкольного образовательного учреждения по теме "Грибы"....
Методическая разработка на тему "Такие разные грибы." (старшая группа)
Закрепление знаний о сьедобных и ядовитых грибах....
Методическая разработка по теме "Ягоды"
Методическая разработка по теме «Ягоды»Тема: Ягоды.Подготовили: Учитель-дефектолог Кудрявцева О.А.Цель: Закрепить, уточнить и расширить представления детей о садовых и лесных яго...
Методическая разработка на тему :" Съедобные и не съедобные грибы Ленинградской области".
Познавательное развитие в старшем дошкольном возрасте....
Рекомендации для родителей по лексической теме: " Растительный мир Прибайкалья : деревья,кустарники"
Рекомендации для родителей по лексической теме:"Растительный мир Прибайкалья : деревья,кустарники"...
Перспективное планирование о теме " Растительный мир Прибайкалья деревья, кустарники, ягоды, грибы"
Цель: Обобщить знания детей о деревьях, грибах и ягодах наших лесов.Задачи: Продолжать знакомить с природой Прибайкалья; систематизировать, уточнять, обобщать представления детей о...