Методическая разработка по окружающему миру по теме: «Большое путешествие с Лунтиком»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
В данной методической разработке представлен план занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе, по лексической теме «Транспорт». В процессе всего занятия, дети знакомят персонажа мультфильма Лунтика с уголками нашей планеты, путешествия на разном транспорте. При этом, дети вместе с Лунтикам выполняют разные задания и упражнения, помогая ему справиться с разными ситуациями, в которые попадает персонаж, учат правилам безопасности на улицах города и на водных объектах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_muhametdinovoy_a.s._po_bolshoe_puteshestvie_s_luntikom.docx | 39.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Иркутска детский сад № 44
664009, г. Иркутск, ул. Советская 63-а, тел. (факс) 29-04-67, 20-40-71
e-mail: svetlanadozorova@mail.ru
Методическая разработка по окружающему миру
по теме: «Большое путешествие с Лунтиком»
Подготовила: воспитатель
МБДОУ г. Иркутска
детский сад № 44
группы № 4 «Сыроежки».
Мухаметдинова А. С.
Иркутск 2022
Аннотация:
В данной методической разработке представлен план занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе, по лексической теме «Транспорт». В процессе всего занятия, дети знакомят персонажа мультфильма Лунтика с уголками нашей планеты, путешествия на разном транспорте. При этом, дети вместе с Лунтикам выполняют разные задания и упражнения, помогая ему справиться с разными ситуациями, в которые попадает персонаж, учат правилам безопасности на улицах города и на водных объектах.
Цель: создание условий для усвоения норм и правил социального безопасного поведения на объектах транспорта с детьми старшего дошкольного возраста в ходе познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
- Повторить названия транспорта, какой он бывает, почему он так называется.
- Учить осознанному соблюдению правил безопасного движения на транспорте.
- Познакомить детей с некоторыми интересными местами нашей планеты.
- Развивать мышление, память, внимание, речь и воображение детей; расширять кругозор.
- Воспитывать взаимопомощь, способность помогать Лунтику в разных ситуациях.
Возраст: 5-6 лет.
Длительность: 25 мин.
Материалы: игрушки – Лунтик, звери, транспорт, деревья; телефон; руль. Макет - озера Байкал, дороги, ракеты, пустыни с кинетическим песком; светофора. Игра-пазл «Поезд»; игрушечные билеты и сумка контролёра; мелодия леса; шарф; шапка.
Предварительная работа: учить с детьми названия разных видов транспорта - наземный, воздушный, водный и специальный рабочий транспорт. Формировать знания о правилах дорожного движения. Проигрывание проблемных ситуаций и рассматривание картинок по теме «Транспорт». Изготовление ракеты.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Предполагаемые результаты: благодаря такому путешествию, дети получат представления об интересных уголках планеты, края и родного города; повторят название разного вида транспорта и правила безопасности на нем.
Технологическая карта занятия:
Дидактическая структура занятия | Методическая подструктура занятия | Признаки решения дидактических задач | ||||
Методы обучения | Форма деятельности | Методические приемы обучения | Средства обучения | Способы организации деятельности | ||
1. Мотивация и стимулирование деятельности воспитанников, целевая установка, активация необходимых знаний. 2. Формирование новых понятий и способов действий. 3. Применение понятий и способов действий. | Проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский. Словесный метод. Методы организации взаимодействия воспитанников и накопления социального опыт; | Образовательная деятельность - занятие; Фронтальная; Беседа, самостоятельная работа. | Объяснение; Метод акцентирования внимания; Метод анализа; Метод дифференцирования. | Демонстрационные; объемные пособия. | Коллективный | Были решены проблемные ситуации, дидактические игры. Решались задачи познавательного характера; Закреплялись знания о транспорте и безопасности поведения на нем. |
План организации педагогического мероприятия:
1. Мотивационно-целевой этап:
- Коммуникативная игра «Добрые слова» (3- 5 мин.):
- Сюрпризный момент;
- Создание мотива для деятельности детей;
- Создание проблемной ситуации;
- Определение цели;
2. Процессуальный этап (15 – 17 мин.):
- Игра: «Четвертый лишний»;
- Игра: «Автобус»;
- Рассматривание иллюстрации «Правила безопасности на дороге»;
- Игра пазл: «Поезда»;
- Двигательная деятельность: «Поездка на поезде»;
- Физкультминутка: «Плывёт кораблик»;
- Отгадывание загадки;
- Двигательная деятельность: «Летящий самолёт»;
- Игра с разрезанной картинкой: «Сломанный вертолёт»;
3. Рефлексивно-оценочный этап (5 мин):
- Подведение итогов;
- Оценка деятельности детей;
- Рефлексия.
Ход занятия:
Мотивационно - целевой этап:
Воспитатель включает спокойную музыку, что является традиционным условным сигналом начала занятия.
Воспитатель: Давайте настроимся на занятие, и чтобы у всех, было хорошее настроение, скажем друг дугу добрые слова.
Теперь, когда у всех появилась улыбка, мы можем продолжать занятие. Но послушайте, кажется к нам кто-то стучится. Посмотрите, кто пришёл к нам в гости…. Кто это?
Предполагаемые ответы детей: К нам пришёл Лунтик.
Воспитатель: Давайте с ним поздороваемся.
Лунтик: Я рад вас видеть. Я постоянно смотрел с луны на вашу планету и так мечтал погулять по ней и всё рассмотреть и поэтому прилетел к вам в гости.
Воспитатель: ребята, может быть, предложите Лунтику показать нашу планету?
Воспитатель: Лунтик, ребята, а ведь наша планета такая большая и пешком её нельзя обойти (воспитатель просит детей принести из уголка театрализации глобус). Как вы думаете, как нам успеть, всё показать Лунтику?
Ответы детей: Можно использовать разный транспорт.
Воспитатель. Правильно дети, с помощью транспорта, мы сможем многое показать Лунтику.
Воспитатель: Давайте первым делом покажем Лунтику наш родной край. Где мы живем? Как называется наша область? (Иркутскую область) В каком городе мы живем? В Иркутске есть место, где мы можем увидеть многих зверей нашей планеты. Как же оно называется?
Ответы детей: Зоопарк.
Воспитатель: Совершенно верно. Нас с вами много. На чём же мы поедим? Посмотрите на карточки и выберите подходящий транспорт?
Процессуальный этап
Игра: «Четвертый лишний».
Воспитатель: правильно, мы все не поместимся в обычной машине, рабочий транспорт нам тоже не подойдёт. Самолёт нужен для дальних мест, а зоопарк находится в нашем городе, поэтому лучше всего ехать на автобусе.
Воспитатель: Давайте поиграем в автобус.
(Воспитатель просит одного ребёнка быть контролёром и раздать всем билеты, а другой ребёнок садится вперёд, берёт руль и изображает водителя). Пристегните ремни. В это время воспитатель просит ещё одного ребёнка, привезти Лунтика на игрушечном автобусе в сделанный с детьми Зоопарк.
Воспитатель: Мы приехали.
(Дети подходят к макету по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма).
Лунтик очень хотел в зоопарк и побежал по дороге, на красный цвет светофора. Приехали полицейские и сделали ему замечание.
Воспитатель: давайте объясним Лунтику правила дорожного движения и покажем ему нашу коллекцию картинок по безопасности, чтобы он больше не попал в беду. Скажите, как нужно ходить по дороге?
Ответы детей: нужно идти спокойно по зебре (пешеходному переходу), когда горит только зелёный цвет светофора.
Воспитатель: Вы всё верно сказали ребята. Теперь Лунтик будет осторожнее на дороге.
Воспитатель: А теперь посмотрите, какие звери есть у нас в зоопарке. (Дети подходят к зоне уголка природы, где сделан Зоопарк). Давайте расскажем Лунтику, как называются эти животные.
Ответы детей: Перечисляют названия животных.
Воспитатель: Здесь так много разных зверей и Лунтику они очень понравились,
Наш Лунтик, когда ещё был в космосе, видел очень большое озеро и очень хотел его увидеть, кто помнит, как он она называется?
Ответы детей: Озеро Байкал.
Воспитатель: Какие вы молодцы, всё помните. Чтобы быстро попасть на озеро, лучше всего поехать на… . Детям предлагается игра - пазл: «Поезд».
Воспитатель: У всех есть поезда разных цветов. Ребята за первым столом будут собирать - жёлтый поезд, а за вторым столом - зелёный и вам, также необходимо сложить поезда по цифрам от одного до пяти.
Воспитатель: Вы хорошо справились с заданием и теперь у нас есть поезда для поездки, а теперь давайте встанем за мной и поедим на Байкал на нашем поезде.
Изображаем звуки и движения поезда и доезжаем до Байкала рядом с зоной патриотического уголка (Попутно, один ребёнок, которого назначили заранее, двигает игрушечную модель поезда с Лунтиком, до остановки на Байкале).
Лунтик: Как красиво на озере Байкал!!! Расскажите, что и кого вы видите?
Ответы детей: нерпы, озеро, горы, снег и т.д.
Воспитатель: Ой, ребята, Лунтик увидел нерпу на другом берегу и побежал по льду. Лёд разошёлся в разные стороны, как нам добраться до другого берега, чтобы спасти Лунтика?
Ответы детей: На корабле, лодке…
Воспитатель: Верно ребята, на корабле. Давайте вместе будем говорить слова и показывать движения, чтобы спасти нашего друга.
Физкультминутка: «Плывёт кораблик».
- По реке плывёт кораблик (Прислоняем ладошки друг к другу и изображаем движения плывущего корабля по волнам).
- Он плывёт из далека (Прислоняем ладошку ко лбу - смотрим в даль).
- На кораблике три храбрых и сильных моряка (Показываем на руке четыре пальца и изображаем мускулы, поднимая руки).
- Они по озеру плывут и всем помочь желают. (Прислоняем ладошки друг к другу и изображаем движения плывущего корабля по волнам)
(Один ребёнок берёт кораблик и переправляясь по озеру, забирает Лунтика с другого берега).
Воспитатель: ура, моряки спасли Лунтика.
(Лунтик начинает кашлять).
Воспитатель: ребята, наш Лунтик заболел после того, как побывал на холодном озере. Какую машину нам нужно вызвать?
Ответы детей: скорую помощь.
Воспитатель: верно, скорую помощь. Какой номер наберём? Давайте посмотрим на подсказку, в наших картинках безопасности.
Ответы детей: 03.
Дети набирают на телефоне номер, и мы вместе говорим в трубку: ало, скорее приезжайте к нам на Байкал, нашему Лунтику плохо.
Воспитатель: дети, нужно срочно отправляться в больницу.
(Один ребёнок назначенный заранее везёт машину скорой помощи и везёт Лунтика в больницу).
Воспитатель: ребята можно не переживать, Лунтику дали лекарство и сказали одеваться теплее. Одеваем Лунтику шапку и шарф. Теперь ему стало лучше, и он может продолжать наше путешествие.
Воспитатель: видимо ему у нас слишком холодно, а давайте отправимся в самоё тёплое место на нашей планете. Кто знает, где оно?
Ответы детей: В пустыне.
Воспитатель: Молодцы. Но она ещё дальше, как же нам добраться до неё. Отгадайте загадку и узнаете, какой транспорт нам нужен.
Кто мне скажет, что за птица
В небесах, как ветер мчится,
Белый чертит за собой
След в лазури голубой?
А ведёт её пилот! –
Что же это? -…
Ответы детей: самолёт.
Воспитатель: Правильно, на самолёте мы и полетим. Давайте отправимся в аэропорт. Дети, приготовьтесь, заведите мотор, раскроем крылья и полетели в Африку (Один ребёнок назначенный заранее берёт модель самолёта с Лунтиком).
Воспитатель: Вот мы и в пустыне, как тут тепло и так много песка. Можно даже его потрогать.
Воспитатель: В пустыне хорошо, но там почти совсем нет растений, куда, же нам отправится теперь. Давайте отправимся в место, где растут деревья, цветы и грибы. Как вы думаете, где оно?
Ответы детей: В лесу.
Воспитатель: Мы можем показать Лунтику наш красивый лес и послушать пение птиц. Только на чём нам туда отправимся!? Давайте сложим эту картинку и узнаем.
Игра с разрезанной картинкой: «Сломанный вертолёт».
Воспитатель: Что у нас получилось?
Ответы детей: вертолёт.
Воспитатель: Молодцы, вы сделали нам ещё один транспорт, повторите, как он называется?
Ответы детей: вертолёт.
Воспитатель: Теперь полетели в лес. Имитируем его звуки с детьми (тр, тр, тр)
Воспитатель: Теперь мы и в лесу. Тут так вкусно пахнет деревьями и цветами.
Воспитатель: Ой, ребята, смотрите, кто-то забыл потушить костёр и начался пожар. Какую теперь машину нам нужно вызвать.
Ответы детей: пожарную машину.
Воспитатель: верно, пожарную машину. Какой номер наберём, давайте ещё раз посмотрим на подсказку в нашей книжке.
Ответы детей: 01.
Дети набирают на телефоне номер и мы вместе говорим: ало, пожарная часть, приезжайте скорее в лес, тут пожар. (Один ребёнок привозит пожарную машину из уголка безопасности и едет тушить пожар).
Воспитатель: Вот мы и спасли наш лес и всех животных в нём. А теперь мы можем возвращаться к нам домой на наши места, как будто едим на велосипеде.
Воспитатель: Ребята, получилось нам показать интересные места нашей планеты и нашего родного края?
Лунтик: Спасибо, вам ребята за интересное путешествие. У вас очень большая планета и очень красивый край, в котором вы живёте. И как хорошо, что у вас есть разный транспорт для путешествий. Правда, на вашей планете нужно быть осторожнее, чтобы не попасть в беду. Но как здорово, что к вам на помощь всегда приходят люди разных профессий и быстро приезжают на специальных машинах. А как они называются, я опять забыл.
Воспитатель: Давайте напомним Лунтику названия.
Ответы детей: Полицейская и пожарная машина, скорая помощь.
Воспитатель: Чтобы наш Лунтик лучше запомнил, какой у нас есть транспорт и правила безопасности на улице, на следующем занятии мы сделаем ему свою книжку безопасности и отправим в космос.
Воспитатель: Теперь давайте попрощаемся с Лунтиком ведь ему пора обратно луну. До свидания, Лунтик, прилетай к нам еще, и мы покажем тебе другие уголки нашей планеты.
Воспитатель: Но на чём он полетит?
Ответы детей: На ракете.
Воспитатель: Может быть, подарим ему ракету, которую мы недавно делали вместе. А теперь давайте посчитаем и поможем ему взлететь. 3, 2, 1, пуск!!!
3. Рефлексивно – оценочный этап:
- Лунтик отправил нам звёздочки в благодарность. Давайте, оценим ими наше большое путешествие. Если вам очень понравилось, возьмите звёздочку с номером пять. Если вам просто понравилось путешествие, но не всё, выберите звёздочку с номером четыре. Если вам понравилось, но что-то было для вас сложным, возьмите звезду с номером три. Если чуть, чуть понравилось и было много сложного два. Если вам совсем не понравилось и все задания были сложными, возьмите звёздочку с номером один.
- Расскажите, почему вы выбрали такую звёздочку?
- Что вам больше всего запомнилось?
- В чём, у вас были трудности?
- Куда бы вы ещё хотели отправиться?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по окружающему миру в младшей группе "Путешествие в осенний лес"
1.Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях: дождь, ветер, листопад, небо; деревья; подготовка животных к зиме.2. Закрепить знания о геометрических фигурах (круг, квадрат): цвет...
Методическая разработка по окружающему миру в средней группе "Путешествие по сказкам"
Цель: развивать творческое воображение, фантазию, придумывать необычный конец сказки, побуждать импровизировать в пляске, воспитывать эстетический вкус, учить создавать декоративную аппликацию....
Методическая разработка по окружающему миру на тему: "Методические рекомендации педагогам дошкольного образования по организации наблюдения и ухода за растениями в уголке природы с детьми младшего возраста"
Методические рекомендации педагогом дошкольного образования по организации наблюдения и ухода за растениями в уголке природы с детьми младшего возраста. Цель: развитие у детей активного познавате...
Методическая разработка образовательной деятельности по теме"Космическое путешествие"
Цель данной организованной образовательной деятельности:развитие связной речи на основе закрепления детьми темы «Космос»....
Методическая разработка по окружающему миру для детей 5-6 лет «Путешествие в страну сказок» для детей 5-6 лет с ЗПР.
Данная методичесская разработка предназначена в помощь учителю-дефектологу, воспитателю, работающему с детьми с овз....
Конспект открытого занятия в старшей группе "Ознакомление с окружающим". Тема: "Большое путешествие в Африку"
Цель: создать веселое настроение, принести детям радость, новые впечатления, удовольствие во время игры-путешествия по Африке....
Методическая разработка по окружающему миру вторая младшая группа «Путешествие в лес»
Методическая разработка по окружающему миру вторая младшая группа «Путешествие в лес»Цель: обогащение знаний детей об изменениях в живой природе осенью. Задачи:1. Развивающи...