Конспект НОД по познавательному развитию (экспериментально-исследовательская деятельность) «Тайны снега и воды»
материал по окружающему миру (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tayny_snega_i_lda.docx | 19.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок» города Щигры Курской области»
Конспект
непосредственно организованной образовательной деятельности по познавательному развитию
(экспериментально-исследовательская деятельность)
Тема «Тайны снега и воды»
Подготовили: воспитатель старшей группы
Бут Н.Н.
Щигры – 2021 г.
Цель: развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования.
Программные задачи:
Расширять представления детей о свойствах снега и льда;
Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег и лед в тепле тают, превращаются в воду; на морозе вода замерзает – превращается в лед;
Учить выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем;
Развивать познавательные интересы в процессе исследовательской деятельности;
Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею.
Материал: емкости со льдом и снегом, по 2 пустых стакана на каждого ребенка, салфетки, слайды с изображениями снежинок, зимних забав, посылка, игрушка Снеговичок, карточки с изображением опытов, магнитофон, проектор, компьютер.
Образовательные технологии: информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные, исследовательские, здоровьесберегающие.
Ход занятия
Воспитатель. Придумано кем-то просто и мудро, при встрече здороваться: «Доброе утро!»
Ребята, сегодня на занятии у нас гость – Снеговичок. Поздоровайтесь с ним.
Снеговичок, почему ты пришел в гости именно к нам?
Снеговичок: Я захотел познакомиться с умными, любознательными детьми, которые любят все изучать и исследовать. Поэтому я здесь.
Воспитатель. Ну что ж, Снеговичок, сегодня как раз ребята будут раскрывать тайны воды и льда. Оставайся, будет интересно.
Звучит песня «Кабы не было зимы» из мультфильма «Зима в Простоквашино»
Воспитатель. Ребята, о каком времени года поется в песне? (О зиме)
Значит сегодня мы будем говорить о зиме. А вы любите зиму? За что вы любите зиму?
Рассказать об этом вам помогут картинки с изображением зимних забав. Внимание на экран (Ответы детей)
А теперь послушайте загадку.
Он все время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идет и красит белым
Все, что видит на пути. (Снег)
Подумайте, каким бывает снег? Что вы можете сказать про снег? (Ответы детей) Что такое снег? (Много снежинок) Посмотрите как выглядят снежинки. Показывает изображение снежинок на экране.
Как вы думаете, что такое снежинки, откуда они берутся?
Подвести детей к ответу, что снег это замерзшая вода. Что станет со снежинкой, если она упадет вам на ладонь. (Превратится в капельку воды)
Почему снег на ладони превращается в воду? (Ладонь теплая)
Физминутка
Мы снежинки, мы пушинки
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелили, крыши пухом замели,
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то стучит? Это же почтальон, принес нам посылку. Интересно от кого? Сейчас прочитаю. Ребята, это посылка от Деда Мороза.
Что же в посылке? Открывает. Ребята, попробуйте отгадать.
Он холодный и блестит,
Стукнешь – сразу захрустит.
Из воды свой род берет,
Ну, конечно, это – (лед)
Воспитатель достает кусочек льда и показывает детям.
Что такое лед? (Замерзшая вода) Как вы думаете, что с ним нужно сделать, чтобы он опять превратился в воду? (Нагреть)
Сегодня мы с вами проведем опыты и узнаем, чем похожи между собой снег и лед и чем они отличаются.
Опыт № 1 «Определение качества снега и льда»
Воспитатель. У вас на столах в стаканчиках лежат комочки снега и кусочки льда. Какие у вас ладошки (сухие) Возьмите лед в руки, какой он? (твердый, холодный, тяжелый)
Возьмите в руки снег. Какой он? (ответы детей)
Вывод: снег и лед одинаково холодные, но снег легкий, мягкий а лед тяжелый, твердый.
Ребята, ваши ладошки замерзли от льда и снега. Давайте их погреем.
Дыхательная гимнастика.
«Греем руки»
Вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки (2-3 раза)
Воспитатель. Согрелись ладошки, продолжаем наше занятие.
Опыт № 2 «Определение прозрачности»
Воспитатель. Положите под комочек снега и льда цветную бумагу. Сравните, где видно картинку, а где нет?
Вывод: под снегом не видно, значит он не прозрачный, а лед – прозрачный.
Опыт № 3 «Воздействие температуры»
Воспитатель. Вы утверждаете, что лед и снег - это замерзшая вода. Проведем эксперимент. Положите в один пустой стаканчик снег, а в другой лед и посмотрите на свои ладошки. Какие они? (мокрые) Почему? (Снег и лед начали таять от тепла рук).
Вывод: снег и лед в тепле тают.
Пока снег и лед лежат в стаканчиках давайте поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы»
Что зимой мы любим делать?
В снежки играть,
На лыжах бегать,
На конках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.
(поочередно соединяют большой палец с остальными)
Воспитатель. Теперь загляните в свои стаканчики. Что вы видите?
Что стало со льдом? (Лед растаял и превратился в воду) Что стало со снегом? (снег тоже растаял и превратился в воду)
Какой вывод мы можем сделать: от тепла снег и лед растаяли и превратились в воду. Значит снег и лед образуются из воды под воздействием мороза.
Поэтому мы можем сказать, что снег и лед – это замерзшая вода.
Снеговичок. Как интересно, я сегодня узнал все тайны снега и льда. Спасибо вам ребята. Пойду в лес и все расскажу своим друзьям.
Воспитатель. До свиданья, Снеговичок.
Ну, а вам ребята, понравилось занятие?
-что вы делали сегодня?
-Что общего между снегом и льдом?
-Чем они отличаются?
-Как вы думаете, в какую погоду снег легкий и сухой, а в какую тяжелый и липкий? ( в морозную, солнечную – сухой: во время оттепели – сырой, тяжелый)
-Какие свойства льда и снега вы узнали? (ответы детей)
Молодцы, ребята, спасибо!
Баба Яга. Вот еще. Я триста лет на свете живу и никогда ничему не училась. Нужны мне ваши занятия мне и без них хорошо.
Воспитатель. Ты учиться не любишь вот поэтому и сюрпризы не получаешь.
А наши ребята любят, верно? (Дети – да) и за это получают сюрпризы. Так что отдавай нашу коробочку.
Баба Яга. Вот еще. Я просто так коробочку не отдам. У меня за триста лет столько бед случилось, если вы такие умные, заниматься любите помогите мне с ними справиться. Тогда и сюрприз свой получите.
Воспитатель. Поможем Бабе Яге, ребята? (Дети – да) Рассказывай, что у тебя случилось?
Баба Яга. Было у меня в избушке много железных вещей и иголки, и гвозди и кочерга, да вот беда за триста лет все потерялись, а в хозяйстве мне они очень нужны. Помогите их найти, тогда и коробочку вашу отдам.
Воспитатель. Эх, Яга, если бы ты любила заниматься давно бы все нашла. Садись вместе с ребятами и слушай. Я расскажу вам одну историю.
В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются черными камнями. Магнис понял, что эти странные камни притягивают только железо. Он принес несколько камней домой и поразил этим соседей. От имени пастуха эти камни получили название магнит. Потом люди сами научились делать магниты.
Ребята, хотите поближе познакомиться со свойствами магнитов? (Да) Тогда я вас приглашаю пройти в магнитную лабораторию.
Баба Яга. Мне тоже интересно, я с вами пойду.
Дети садятся за столы.
Опыт № 1. «Все ли притягивает магнит?»
Воспитатель. Какие материалы вы видите на столе? (камень, ткань, дерево, бумага, винтик)
Дети берут по одному предмету, подносят к нему магнит. Делается вывод: железные предметы притягиваются, а не железные нет.
Опыт № 2 «Действует ли магнит через другие материалы»
Воспитатель. А может ли магнит действовать через другие материалы?
Дети берут лист бумаги прикладывают к нему магнит и пробуют притянуть железный предмет.
Вывод: магнит может притягивать через ткань и бумагу.
Воспитатель проводит опыт со стаканом с водой в которой находится скрепка. Вывод: магнит может притягивать железный предмет через стекло и воду.
Баба Яга. Я и не думала, что учиться так интересно. Только старенькая я совсем устала. Может немного отдохнем?
Проводится игра «Хвост Бабы Яги».
После игры дети садятся на свои места.
Воспитатель. А сейчас для вас, ребята, задачка на сообразительность.
У вас на столах тарелки с крупой, а в крупе закопаны скрепки, как их можно быстро собрать? (ответы детей)
Правильно, можно воспользоваться магнитом. Давайте попробуем. Мы еще раз убедились, что магнит притягивает все железное.
Опыт № 3 «Может ли магнит действовать на расстоянии?»
Положите перед собой скрепку и не поднося к ней магнит попробуйте ее подвигать по столу. Вот так. Что мы видим? Скрепка двигается.
Вывод: вокруг магнита есть что-то чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали магнитным полем.
Баба Яга. Я так много узнала сегодня о магнитах. А вот интересно где люди могут использовать магнит в окружающей жизни.
Воспитатель. А это мы сейчас увидим на экране нашего телевизора. Внимание на экран. (показ видеоролика).
Воспитатель. Итак, ребята, что же нового вы сегодня узнали в нашей магнитной лаборатории?
Магнит может притягивать только железные предметы, действует через бумагу, ткань, стекло и воду, вокруг магнита есть магнитное поле и он может действовать на расстоянии).
Баба Яга. Вы такие умные и замечательные ребята, придется отдать вам вашу коробочку.
Воспитатель дарит магниты из коробочки детям, а бабе Яге большой магнит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД Познавательное развитие (экспериментально-исследовательская деятельность) тема "Как обнаружить воздух"
Знакомство с некоторыми свойствами воздуха...
Педагогический проект "Чудеса природы" (Развитие экспериментально-исследовательской деятельности у детей предшкольного возраста, как условие успешной социализации.)
Социализация детей предшкольного возраста является одной из основных задач дошкольного воспитания. Социальная зрелость ребёнка, залог успешной адаптации его в школьной среде и...
Развитие экспериментально- исследовательской деятельности у детей старшего возраста.
экспериментирование...
Организованная образовательная деятельность во второй группе раннего возраста Познавательное развитие. Экспериментально - исследовательская деятельность. Тема: ««Плывут кораблики».
Цель: формировать у детей представления о свойствах воды. Развивать мелкую моторику, физиологическое дыхание, вырабатывать длительную, направленную струю воздуха при выдохе. Задачи: Воспитательны...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (экспериментально-исследовательская деятельность) Тема «Магнитная лаборатория»
Данное занятие познакомит детей с понятием «магнит»; поможет сформировать представления о свойствах магнита посредством проведения практических опытов....
Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Тайная жизнь в воде"
НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста, проводится в рамках реализации долгосрочного педагогического проекта «Чудесная вода вокруг нас»...
Конспект ООД по познавательному развитию (опытно-экспериментальной деятельности) в средней группе Тема: «Волшебный снег»
Конспект ООД по познавательному развитию (опытно-экспериментальной деятельности) в средней группе. Тема: «Волшебный снег»...