Экологический прект
проект по окружающему миру (старшая группа)

Ткаченко Татьяна Константиновна

Проет "Не забывай зимой о птицах"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краткосрочный экологический проект в старшей

«Не забывай зимой о птицах»

Актуальность проекта
Птицы приносят людям пользу и радость целый год. В холодное время года для зимующих птиц доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить суровую зиму и погибают.

Поэтому мы, педагоги, совместно с родителями, решили углубить знания детей о зимующих птицах, об их повадках, образе жизни, создать условия для общения ребёнка с миром природы.

Очень важно пробудить в детях интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Срок реализации проекта: краткосрочный.

Участники проекта: воспитанники группы, их родители, воспитатели группы.

Цель: закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

Задачи:

 1. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.

2. Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц. Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.

3. Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу. Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

4. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.

Основные методы реализации проекта:

– определение темы, постановка цели и задачи;

– определение методов и приёмов работы;

– подбор методической и художественной литературы, демонстрационного материала;

– подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности;

– подбор материала для творческого труда;

– составление перспективного плана.

Основные формы реализации проекта:

– игровая;

– познавательная;

– продуктивная;

– работа с родителями.

Продукт проектной деятельности:

Буклеты; рисунки и поделки детей; фотовыставки; кормушки; картотека стихов, загадок и пальчиковых игр; спортивное развлечение.

Методическое:

– «Проектная деятельность старших дошкольников», Журавлёва В.Н.;

– Программы по экологическому воспитанию дошкольников: Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду», Рыжова «Экологическое развитие детей в детском саду» и другая методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ.

Материально-техническое:

– альбом, презентация и слайд-шоу

– картинки, иллюстрации с изображением птиц;

– художественные произведения – рассказы, сказки, стихи и загадки о птицах;

- аудиозапись с голосами птиц.

Перспективное планирование проекта «Не забывай зимой о птицах»

Содержание работы по осуществлению проекта

Неделя 

Прогулка по территории детского сада.

Научить различать и называть зимующих птиц.

Беседа: «Птицы».

 Цели: выяснить причину отлёта птиц, подвести к установлению причинно-следственной связи – пищи стало меньше, поэтому птицы улетают туда, где её много.

    Познавательное занятие «Птицы зимой».

 Цели: формировать представление о зимующих и перелетных птицах; учить различать их по существенному признаку: возможности удовлетворения потребности в пище. Углублять представление о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли и т.д.), классифицировать птиц на зимующих (ворона, сорока и т.д.) и перелетных (ласточка, грач и т.д.) на установление связи между характером корма и возможность его добывания.

   Рисование «Птицы зимой».

Цели: развивать у детей воображение, творчество; учить их рисовать фигурки птиц, используя геометрические формы.

   Художественное слово: В. Берестов «О чём поют воробушки».

Цели: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о зимующих птицах.

   Лепка «Снегири на ветке»

 Цели: обогащать знания детей о птицах, лепить птиц, используя различные приемы: скатывание, сплющивание; учить передавать движение.

   Дидактические игры:

 «Птичья столовая».

Цели: учить детей доброте. Приучать их заботиться о птицах, дать элементарное знание о том, чем кормят птиц зимой. Испытывать радость от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели.

«Домашние и дикие».

Цель: учить детей классифицировать птиц на домашних и диких.

Игровое действие: Игровое поле представляет собой круг, разделённый на две части: с одной стороны изображён дом человека, с другой - лес, условно обозначающие домашних и диких птиц. Раскручивается волчок. Если стрелка указывает на дом человека, ребёнок называет какую-либо домашнюю птицу, если на лес - дикую

 Игра «Чем питаются птицы».

Цель: учить детей называть, чем питаются птицы.

Игровое действие: Педагог объявляет, что открылась столовая для птиц, и выставляет у доски большие кар тинки с изображением пищи птиц. Дети в шапочках-обручах из бумаги, на которые прикреплены картинки с изображением различных птиц, подходят к доске и выбирают для себя пищу. Образец речи детей: «Я сова, я ем мышей. Я курица, я клюю зёрна». И т.д.

      Рассматривание птичьих следов.

Цель: научить различать птичьи следы (в сопоставлении с рисунками птичьих следов).

     Экспериментирование «Исследование различного оперения птиц с помощью лупы».

Цель: расширить знания детей о птицах, о том, зачем им нужны перья, на что они похожи, какую роль играет перо в жизни птиц.

 

     Просмотр картины «Птичья столовая», иллюстраций зимующих птиц, рассказ воспитателя о зимовании птиц.

Цели: воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.

    Изготовление кормушек для птиц совместно с родителями

Цель: учить детей изготавливать кормушки, прививать любовь к птицам.

Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц: «Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели».

Цель: учить составлять рассказ о зимующих птицах, использовать слова: зимующие, корм, кормушки.

    Чтение рассказа Е. Чарушина «Воробей».

Цель: воспитание любви к природе через художественное слово.

    Экскурсия по «экологической тропе».

Цели: закрепить умение находить и узнавать зимующих птиц, учить видеть особенности их поведения зимой; воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь её.

 Подвижные игры: «Кто что делает?»

Цели: Расширение глагольного словаря (сидит, летит, ходит, клюет). Закрепление умения ловить и бросать мяч.

Оборудование. Мяч среднего размера.

Описание. Воспитатель приглашает детей выйти на ковер и предлагает им встать в круг.

Воспитатель. Сейчас я буду называть птицу и бросать мяч. Тот, кто поймает мяч, должен придумать и сказать, что делает эта птица.

Ворона. (Бросает мяч ребенку)

Ребенок. Сидит. (Бросает мяч воспитателю.)

Воспитатель. Воробей. (Бросает мяч ребенку.) 2-й ребенок. Летит. (Бросает мяч воспитателю.)

Воспитатель. Грач. (Бросает мяч ребенку.) 3-й ребенок. Ходит. (Бросает мяч воспитателю.)

Воспитатель. Голубь. (Бросает мяч ребенку) 4-й ребенок. Клюёт. (Бросает мяч воспитателю.)

  «Голубь».

Цель: упражнять в произношении звуков «Л» и «Р».

Ход игры. Дети  выбирают «ястреба» и «хозяйку». Остальные дети – «голуби». «Ястреб» становится в стороне, а «хозяйка» гонит «голубей»: «Кыш, кыш!» Они разлетаются, а «ястреб» их ловит. Затем «хозяйка» зовет: «Гули-гули-гули», и «голуби» слетаются к ней. Тот, кого «ястреб» поймал, выполняет его роль, а прежний «ястреб» становится «хозяйкой».

«Лягушки и цапля».

Цели: упражнять в быстром беге и прыжках в длину; развивать физические качества – ловкость, быстроту.

Ход игры.В середине площадки рисуется болото, в котором живут лягушки. По сторонам площадки нарисован ручей, в стороне – гнездо цапли. По сигналу ведущего «Лягушки прыгают в болоте!» играющие бегают и прыгают по площадке, изображая лягушек. По сигналу «Цапля идет!» «цапля», перешагнув ручей, прыгает и ищет «лягушек». «Лягушки», спасаясь от «цапли», перепрыгивают «ручеек», стараясь спрятаться. «Цапля» пытается поймать «лягушек».

«Воробьи и вороны»

Цель: Закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.

     Прослушивание аудиозаписи голосов птиц (синица, воробей, ворона, сорока) из серии П.И. Чайковского «Времена года».

Цель: научить детей различать голоса птиц через музыкальное произведение.

    Загадки по теме «Зимующие птицы»

Цели: развивать способность наблюдать поведение птиц в природе, выделяя их свойства и качества (форма, величина, строение, цвет, повадки и т.д.), и уметь отгадывать их по их описанию.

В ходе реализации данного проекта у детей:

– обогатилась предметно-развивающая среда в группе: была собрана картотека с иллюстрациями, стихотворениями, рассказами, загадками, презентациями о зимующих птицах;

– сформировалась система знаний о зимующих птицах, гуманное отношение к природе, интерес и любовь к родному краю;

– дети научились самостоятельно решать экологические задачи и находить решения в сложных  ситуациях;

– родители вместе со своими детьми приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях и стали принимать активное участие в жизни группы и детского сада.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Не забывай зимой о птицах Воспитатель: Ткаченко Татьяна Константиновна Ноябрь 2022год

Слайд 2

Паспорт проекта Тип проекта: исследовательский Сроки реализации проекта : краткосрочный (1месяц) Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели

Слайд 3

Актуальность Птицы приносят людям пользу и радость целый год. В холодное время года для зимующих птиц доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить суровую зиму и погибают. Поэтому мы, педагоги, совместно с родителями, решили углубить знания детей о зимующих птицах, об их повадках, образе жизни, создать условия для общения ребёнка с миром природы. Очень важно пробудить в детях интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Слайд 4

Цель: закрепление представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц

Слайд 5

Задачи проекта: 1. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях. 2. Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц. Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта. 3. Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу. Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях. 4. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.

Слайд 6

Основные методы реализации проекта : – определение темы, постановка цели и задачи; – определение методов и приёмов работы; – подбор методической и художественной литературы, демонстрационного материала; – подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности; – подбор материала для творческого труда; – составление перспективного плана.

Слайд 7

Основные формы реализации проекта: – игровая; – познавательная; – продуктивная; – работа с родителями.

Слайд 10

Ожидаемый результат проекта Изготовление кормушек для зимующих птиц Использование изготовленных кормушек для подкормки зимующих птиц на территории детского сада. Систематизирование собранного материала в группе о зимующих птицах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический прект "Наше дерево клен"

Экологический проект "Наше дерево - клен" Автор Янпольская Н.В..   Исследовательская деятельность в природных условиях Паспорт проекта 1.Тема: "Наше дерево - Клен" 2.Тип проекта: проектно ...

Экологический прект

презентация...

Экологический прект

План.I. Теоретическая частьII. Практическая частьI. Экологическое образование – важный элемент общего образования современного человека. Началом экологического воспитания является работа с детьми в до...

"экологический прект на тему:"Пришла весна"

Проект разрабатывался для формирования познавательских знаний и умений у детей среднего дошкольного возраств, уметь решать поставленные проблемы...

Экологический прект " Огород на подоконнике "

Дети получают знания по уходу за культурными огородными растениями, формируются представления о структуре трудового процесса. Дети узнают и называют части растения.Воспитатель продолжает осв...

Экологический прект "Неделя цветов"

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, дети испытывают потребность в общении с природой. Цветы - это не только красота, но и часть живой природы, которую надо б...