Экологический прект "Неделя цветов"
методическая разработка по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)

Миргалимова Альфия Нургалиевна

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, дети испытывают потребность в общении с природой. Цветы - это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же - знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства. Сорвать цветок может каждый, а вот сказать - какой цветок сорвал, далеко не все.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад города нижневартовска № 37«дружная семейка»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

 «НЕДЕЛЯ ЦВЕТОВ»

                                                                                            Выполнили воспитатель:

Миргалимова А.Н.  

 

г. Нижневартовск, 2020

Актуальность

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, дети испытывают потребность в общении с природой. Цветы - это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же - знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства. Сорвать цветок может каждый, а вот сказать - какой цветок сорвал, далеко не все.

Цель: 

Знакомство с разнообразием цветущих растений, их связью со средой обитания.

Задачи:

  1. Расширение и уточнение представлений детей о цветущих растениях и их разнообразии;
  2. Закреплять понятия: комнатные, садовые, луговые, лекарственные растения. Формировать бережное отношение к растениям, развивать желание ухаживать за ними.
  3. Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.
  4. Развивать творческие способности детей, закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.
  5. Вовлечь родителей в проектную деятельность.

Участники проекта: 

Дети дежурных групп, воспитатели групп,  родители.

Тип проекта: 

Познавательно-исследовательский, творческий, коллективный, краткосрочный

13.07.2020-21.07.2020.

Ожидаемые результаты проекта:

  • Дети знают названия разнообразных цветущих растений, их особенности.
  • Умеют ориентироваться в видах растений (комнатные, луговые, садовые, лекарственные).
  • Понимают необходимость бережного и заботливого отношения к цветам.
  • Освоили нормы поведения в природном окружении.
  • Видят красоту окружающего мира.
  • Родители приняли активное участие в реализации проекта.

Итоговое мероприятие:

  • Выставка детского творчества «Цветочный калейдоскоп».
  • Творческая выставка поделок с участием родителей «Цветочные фантазии».
  • Мини – развлечение.

Методы, используемые в реализации проекта:

  • Исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения (самостоятельное, коллективное).
  • Наглядные: иллюстрации, фото, картины художников, живые объекты, театральное представление.
  • Технологии моделирования.

Слушание музыкальных произведений.

  • Детское проектирование, семейные проекты.
  • Непосредственно организованная деятельность (интеграция образовательных областей).

Формы организации по реализации проекта:

  • Игровая деятельность: дидактические, экологические, настольные и др. игры.
  • Детское экспериментирование (опыты, наблюдения, исследования).
  • Художественно-творческая деятельность детей и родителей воспитанников (рисование, творческие конкурсы, поделки из бросового материала и пр.).
  • Трудовая деятельность (работа в уголке природы – посадка, уход за растениями).

Этапы проекта:

1 этап: Организационный этап. Информационно – проектировочный.

- Определение уровня знаний детей по теме проекта.

- Подбор и изучение литературы по теме проекта.

- Подбор опытов и экспериментов.

- Создание мультимедийных презентаций по теме проекта.

- Создание развивающей среды: дидактические игры, пособия, демонстрационный материал.

2 этап: Основной этап. Организационно – исполнительный.

- Цикл познавательных занятий.

- Просмотр мультимедийных презентаций «Путешествие в царство комнатных растений», «Садовые цветы», «Красная книга природы».

- Отражение результатов познавательной деятельности через художественно – творческую деятельность детей.

3 этап: Заключительный этап.

- Анализ и обобщение результатов познавательно – исследовательской деятельности детей.

- Выставка детского творчества «Цветочный калейдоскоп».

- Составление сборников: «Стихи о цветах для детей», «Загадки о цветах».

- Презентация проекта.

- Реализация проекта.

Физическое развитие:

- Здоровье.

Познавательное развитие:

- Ознакомление с природой:

- «Комнатные растения»;

- «Садовые цветы»;

- «Зелёная служба» Айболита –  уход за комнатными растениями.

Исследовательская деятельность:

- «Как пьет растение?»;

- «Где лучше расти?»;

- «Цветы не поливаешь, что произойдет?»;

- «Как продлить жизнь срезанным цветам?».

Конструирование:

- Оригами «Тюльпан».

- «Волшебный детский сад»

Речевое развитие, Коммуникация:

- Беседы: «Мой любимый цветок», «Какие комнатные растения живут у вас дома?», «Какие цветы растут на даче?», «Если бы я был садовым (лекарственным, луговым, комнатным) цветком», «Что мне больше всего запомнилось и понравилось».

- Наблюдения: за ветками в вазе, комнатными растениями в группе.

Развитие речи:

- «Что мы знаем о цветах?».

Чтение художественной литературы: Сказки, стихи – «Дюймовочка», «Как поссорились растения», С.Караулис «Фея с волшебной поляны», М.Пришвин «Золотой луг», «Цветик – колокольчик» (по методике «Расскажи стихи руками»), А.Толстой «Колокольчики», У.Благинина «Ромашка», Е.Трутнева «Цветы» и др.

- Словотворчество (стихи, загадки, заклички).

- Составление описательных рассказов.

Художественно – эстетическое развитие:

Рисование: «Мой любимый цветок» (по выбору детей).

Лепка: «Волшебные цветы».

Аппликация:

- «Фиалка» (коллективная работа).

Музыка: «Вальс цветов» П.И.Чайковский, «Цветы» В.Моцарт, «Вальс цветов» Шопен.

Социально – коммуникативное развитие:

Игровая деятельность:

Дидактические игры: «Найди растение», «Собери цветок», «Отгадай, что за цветок», «Какого цветка не стало», «Четвертый лишний», «Найди такой же», «Найди растение по названию»,  «Узнай по описанию», «Что изменилось?».

Словесные игры:  «Я садовником родился», «Опиши цветок», «Загадай, мы отгадаем», «Праздник цветов».

Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Цветы и ветер», «Растения».

Хороводные игры: «Мы на луг ходили», «Галя по саду гуляла».

Пальчиковые игры: «Цветы», «Наши алые цветы».

Настольные игры: мозаика «Выложи цветы», «Собери комнатное растение»,

«Собери букет», «Цветочное лото», Домино «Наш сад».

Сюжетно – ролевые игры: «Магазин цветов».

Труд:

- Полив и мытье комнатных растений.

- Черенкование комнатных растений.

- Полив цветов на клубе.

Безопасность:

- Формирование основ экологической культуры.

- Знакомство с Красной книгой.

- Продолжение знакомства с правилами поведения на природе.

Этапы и предполагаемые результаты проектной деятельности:

Темы дня:

Ожидаемый результат:

«Комнатные растения» - Дети знают комнатные растения группы, знают, как пьют растения и хотят за ними ухаживать.

«Садовые цветы» - Дети называют садовые цветы. Узнают их на картинках и на участке. У детей вызван интерес к участию в выставке. Дети умеют делать оригами

«Луговые цветы» - Дети называют луговые цветы. Узнают их на картинках. Формируется желание бережно относиться к луговым цветам.

«Лечебные цветы» - Дети узнают и называют лекарственные растения.

        «Цветочный фейерверк» - Дети называют лекарственные, комнатные, луговые цветы, узнают их по описанию и по свойствам.

ПОНЕДЕЛЬНИК

Тема: «Комнатные растения».

Цель: Определить уровень знаний детей по теме проекта.

Подбор и изучение литературы по теме проекта. Формировать  знания о комнатных растениях.

Просмотр мультимедийной презентации: «Путешествие в царство комнатных растений».

Беседа: «Какие комнатные растения живут у вас дома?», «Зелёная служба» Айболита –  уход за комнатными растениями.

Беседа: «Роль цветов в жизни человечества».

Экспериментальная деятельность: «Как  пьёт растение?»

Лепка: «Волшебные цветы»

Чтение сказки: «Дюймовочка».

Загадывание загадок из  книг.

Дидактические игры: «Найди растение», «Собери цветок».

Объявление выставки детского творчества: «Цветочный калейдоскоп». 

ВТОРНИК

Тема: «Садовые цветы».

Цель: Закрепить название цветов, воспитывать желание ухаживать за растениями.

Экспериментальная деятельность: «Как продлить жизнь срезанным цветам?».

Оригами: «Тюльпан».

Чтение сказки: С. Караулис «Фея с волшебной поляны»;

Загадывание загадок о садовых цветах;

Раскрашивание  садовых цветов (раскраски).

Дидактические игры: «Отгадай, что за цветок», «Какого цветка не стало», «Четвертый лишний», «Найди такой же».

Прослушивание: «Цветы» В.Моцарта. 

СРЕДА

Тема: «Луговые цветы».

Цель: Формировать знания о луговых цветах, их разнообразии, желании бережно относиться к природе.

Беседа: «Какие цветы растут на даче и на лугу?».

Мультимедийная презентация: «Красная книга природы».

Исследовательская деятельность: «Где лучше расти?»

Аппликация: «Фиалка» (коллективная работа).

Хороводные игры: «Мы на луг ходили», «Галя по саду гуляла».

Пальчиковые игры: «Цветы», «Наши алые цветы».

Настольные игры: мозаика «Выложи цветы».

Музыка: «Вальс цветов» П.И.Чайковский.

Чтение: М.Пришвин «Золотой луг», «Цветик – колокольчик» (по методике «Расскажи стихи руками»).

 

ЧЕТВЕРГ

Тема: «Лекарственные растения».

Цель: Формирование  знаний  о внешнем виде и свойствах лекарственных растений Кемеровской области.   Формирование знаний о правилах поведения на природе.

Беседа: «Лекарственные растения Югры».

Чтение: У.Благинина «Ромашка.

Словесные игры: «Опиши цветок», «Загадай, мы отгадаем».

Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Цветы и ветер», «Растения».

Хороводные игра: «Мы на луг ходили».

Домино: «Наш сад».

Сюжетно – ролевые игра: «Магазин цветов».

Рисование:  «Мой любимый цветок» (по выбору детей).

ПЯТНИЦА

Тема: «Цветочный фейерверк».

Цель: Закрепление полученных знаний в течение недели. Формирование устойчивого интереса к живой природе.

Беседа: «Если бы я был лекарственным, луговым, комнатным цветком…».

Подведение итогов выставки: «Цветочный калейдоскоп».

Мини-викторина: «Что я знаю о цветах?».

Словесные игры: «Праздник цветов».

Музыка: «Вальс цветов» Шопен.

Приложение 1

ЗАГАДКИ О КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЯХ

Ответь на вопрос:

Что это такое?

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут (Комнатные растения)

1. На окне зимой и летом

Вечно зелен и красив.

Ярко-красным цветом

Горит нежно... (Бальзамин)

2. Накрыт бокал с водицей

Ежовой рукавицей (Кактус)

3. У садовницы – первой модницы

Платье то ли полиняло,

То ли краску поменяло:

Все было лиловое,

Стало васильковое (Гортензия)

4. Плоский, длинный, а не брус,

Полосат, а не арбуз (Сансевьера)

5. Чтобы солнце сквозь стекло

К нам в окошко не пекло,

Я повешу шторочку

На белую распорочку,

Не крючком плетеную –

Живую и зеленую (Традесканция)

6. С молоком, а не коза,

С корой, а не лоза (Фикус)

7. Вырос кустик пышный,

На окне не лишний.

Листья незаметные,

А плоды запретные (Аспарагус)

8. Вверх по стенке крутой,

По бетонке литой

Многоножка ползет,

С собой листья везет (Плющ)

9. Комнатное растение,

называемое в народе "крапивкой" (Колеус)

10. Лист с горбочком, желобочком,

Шипы имеет, а ранить не умеет,

Зато лечит нас в любой час (Алоэ)

11. С горы на паутинках

Свисают паучки –

Зеленые пучки (Камнеломка)

12. Плоские лепешки

На длинной тонкой ножке.

Лепешки очень колки,

На них растут иголки (Опунция)

13. Куст оконный и балконный.
Лист - пушистый и душистый,
А цветы на окне -
Словно шапка в огне  
(Герань)

14. Всю зиму и все лето
В красное платье одета  
(Бегония)

Приложение 2

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ЦВЕТАХ

Где цветок, там и медок.

Где цветы, там и бабочки.

Девушка без любви, что цветок без солнца.

Если любишь плоды дерева — оберегай его цветы.

Есть цветы — радуйся цветам, нет цветов — радуйся бутонам.

И в пышном цветке гнездится змея.

И крапива красива, когда она цветет.

И красивые цветики ядовиты бывают.

И пчелка летит на красный цветок.

Красен, как маков цвет, а глуп, как горелый пень.

Кто найдет в цветках лишний лепесток — к счастью.

Лен две недели цветет, четыре недели спеет, на седьмую семя летит.

На красный цветок летит и мотылек.

Оставь полевые цветы в полях.

Отцветают розы, падают хорошие росы.

От хорошего цветка хороший аромат.

Поговорка — цветочек, пословица — ягодка.

Хорош цветок, да остер шипок.

Цветов много в поле, да все не сорвешь.

Человек — что цветок: где он есть, там и аромат.

Чем красивее роза, тем длиннее у нее шипы.

Приложение 3

СТИХИ

ГЕРАНЬ

Герань на подоконнике

Раскрыла лепестки

И венчик спиц зелененьких

Развесил огоньки.

Когда мне грустно станет,

Весенним вечерком

Тогда цветок герани

Пусть светит маячком.

ФИАЛКА

Лиловый букет удивленных фиалок

Похож на лиловый закат

Подобно закату он светит устало

И нежный стоит аромат.

ХЛОРОФИТУМ

Под землей корешки - крепыши

Над землей стебельки - сабельки

В зеленой рубашке родился

Немного подрос и от мамы отделился.

Растет хлорофитум, крепчает

Время придет, ростки выпускает.

АЛОЭ

Говоря – алоэ, алоэ

Интересно, что это такое?

Какое оно алоэ-

Алоэ голубое?

Доброе или злое?

Маленькое или большое?

Хорошее или плохое?

И вот я увидел алоэ

На комоде у тети Зои.

На комоде у тети Зои

В горшочке растет алоэ

Зеленое, небольшое,

Колючее и кривое.

Но симпатичное такое!

Приложение 4

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

«Фиалка»

«Фью, фью!» - птицы распевают.       Пальцы рук плотно сжаты,

                                                                     открываем – закрываем «клювики».  

На лугу фиалки расцветают.                 Руки в вертикальном положении, ладони

                                                                      прижаты друг к другу,  пальцы округлить.                                                                                                  

И земля глядит на нас                             Поочередно соединяем каждый пальчик

Сотней фиолетовых глаз.                       руки с большим пальцем.

«Мы цветы в саду сажаем»

Мы цветы в саду сажаем,                     Ладошку левой руки сложить в горсть,

                                                                     правой взять «семя», опускать вниз.  

Их из лейки поливаем.                          Имитировать движение «полив из лейки».

Астры,                                                         Соединить кисти рук, образуя шарик.

Лилии,                                                         Раскрыть пальцы в стороны.                                                                                                  

Тюльпаны                                                  Сложить ладошки лодочкой.

Пусть растут для нашей мамы.          Медленно поднять руки вверх, раскрыть в

                                                                            стороны.

«Цветок распускается»

Солнце поднимается,                    Скрещенные руки с широко расставленными

Цветочек распускается.                 пальцами медленно поднимаются над головой.  

Солнышко садится,                         Ладони с сомкнутыми пальцами соприкасаются

Цветочек спать ложится.               запястьями.

«Цветы растут»

Высокие, красивые                           Скрещенные руки с широко расставленными

                                                                пальцами медленно опускаются.

Цветы у нас растут.                            Ладони вместе соприкасаются пальцами и

                                                                запястьями.

А корни под землею                         Руки вверх, ладони с сомкнутыми пальцами,

                                                                соприкасаются запястьями.

Для них водичку пьют.                            Руки опустить вниз, ладони соединить

                                                                 обратной стороной, широко расставить

                                                                 пальцы.

«Наши нежные цветки»

Наши нежные цветки               Руки в вертикальном положении. 

Распускают лепестки                Развести пальцы рук.

Ветерок чуть дышит,                 Ритмичные движения пальцев рук.

Лепестки колышит.  

Наши нежные цветки

Закрывают лепестки.               Соединить пальцы вместе.

Тихо засыпают,                         Небольшие покачивания рук со сжатыми пальцами.

Головой качают.    

 «Цветок»

Утром рано он закрыт,              Кисти рук находятся в исходном положении.

Но к полудню ближе

Раскрывает лепестки –              Ладони отходят друг от друга, подушечки больших

                                                        пальцев прижаты к концам указательных, кисти рук

                                                         напоминают полураскрытый бутон.

Красоту их вижу.                         Кисти рук у запястья соединены, пальцы плавно

                                                         расходятся в разные стороны, напоминая

                                                         раскрывшийся цветок.

К вечеру цветок опять

Закрывает венчик.                      Пальцы сомкнуты – нераскрывшийся цветок.

И теперь он будет спать

До утра, как птенчик.                 Кисти рук кладут под щеку – имитация сна. 

 

«На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы                                 Руки в вертикальном положении,

Небывалой красоты.                                 ладони раскрыты.                                                                                                      

К солнцу тянутся цветы –                         Потянуться, руки вверх.

С ними потянись и ты.                                                                                                                    

Ветер дует иногда,                                     Взмахи руками, изображая ветер.

Только это не беда.                                                           

Наклоняются цветочки,                            Наклонить кисти рук.

Опускают лепесточки.

А потом опять встают                                Распрямить кисти рук, пальцы раскрыты.

И по-прежнему цветут.

«Каждый бутончик»

Каждый бутончик                              Пальцы рук собраны в щепоть – «бутончики».

Склониться бы рад                                             

Влево и вправо,                                 Раскачивать «бутончики».

Вперед и назад.                                                                                                                    

От ветра и зноя                                  Соединить вместе локти и ладони рук,

Бутончики эти                                     образуя один большой «букет».

Спрятались  быстро                    

В цветочном букете.

«Подсолнух»

У подсолнуха ладонь – ого-го!                Показать левую ладонь.                                                                            

Сто семян в ладони щедрой у него.      Постучать пальчиками правой руки по

                                                                         по левой ладони.

В тесноте, да не в обиде все сидят,       Сжать левую ладонь в кулачок.

С ясным солнышком о лете говорят.     Поднять обе руки вверх, растопырить

                                                                         пальчики.

Приложение 5

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«СОБЕРИ БУКЕТ»

Выбирается «садовник». Остальные дети садятся в круг и закладывают руки за спину. В центр ставится ваза или цветочный горшочек. Выходит «садовник». У него в руках карточки с цветами. Он произносит слова: «Я цветы свои люблю, я цветы свои полью». Изображает, как он поливает цветы, и дает карточки некоторым детям в руки. «Садовник» называет эти карточки: «мак, ромашка, василек…» Затем дети произносят слова: «раз, два, три, букет собери!» Игроки, получившие карточки, должны встать, выйти за круг, оббежать круг до своего места, забежать в круг и положить свой цветок в вазу. Игрок, положивший цветок первым, становится «садовником». Он достает цветы из вазы, и игра повторяется.

«НЕЗАБУДКА»

Выбирается «незабудка» и водящий. Остальные дети – цветы, им раздаются по одной карточке с изображением какого-либо цветка. «Цветы» разбегаются по всей комнате. Водящий выбирает три цветка, ставит детей в одну линию и произносит: «Всем цветам всегда я рад. Посажу цветочки в ряд. Мак, ромашка, василек (или другие три цветка)». Водящий ставит цветы в определенной последовательности. Далее три выбранных «цветка» «теряются» среди других. «Незабудка» должна найти их, поставить в нужном порядке и назвать.

«КУЗНЕЧИКИ, ТРАВЫ, БАБОЧКИ, ЦВЕТЫ»

Дети делятся на кузнечиков, бабочек, цветы, травы и репетируют роли: кузнечики- прыгают, травы- приседают, бабочки- машут руками, цветы складывают ладони, как чашечки цветов. Ведущий (взрослый) произносит слова: «Начинается игра, просыпаться всем пора». Дети превращаются в обитателей луга и выполняют свои движения. Затем ведущий говорит: «Солнце скрылось до утра, на лугу всем спать пора». Дети приседают и «засыпают». Затем дети выбирают себе другие роли, и игра повторяется.

«КТО БЫСТРЕЕ ВЫЛОЖИТ ЦВЕТОК»

Дети делятся на 2 равные команды. На полу выкладываются 2 ромашки из лепестков (лепестков должно быть столько, сколько детей в команде). Командам предлагается перенести цветы на определенное расстояние (5-7 метров) и выложить лепестки вокруг приготовленных серединок. Команды стоят за линией. Каждый участник может взять только один лепесток Игрок начинает движение после того, как предыдущий игрок хлопнет его по руке. Выигрывает та команда, которая раньше соберет цветок.

Приложение 6

Аптека под ногами

Как рассказать детям о лекарственных растениях


Описание материала: данная публикация имеет практическую значимость для воспитателей и родителей в том, что он поможет помочь рассказать детям о лекарственных растениях: что понимать под термином «лекарственные растения», какие растения относятся к лекарственным, как их можно использовать. Материал этой публикации может использоваться педагогами ДОУ и школ на экскурсиях по ознакомлению детей с природой родного края.

Цель: знакомство с разнообразием растительного мира, его экологического единства, воспитания бережного отношения к растениям.

Задачи:
• Знакомить детей с лекарственными растениями, их лечебными свойствами.
• Расширять знания детей о лекарственных растениях, способных частично заменить химические препараты, что растения более безвредны для организма человека.
• Воспитывать бережное отношение к растениям для сохранения целостности экосистем.

Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
В.Рождественский

Известно предание, повествующее о том, как древнеиндийского врача Чараки учитель послал в лес принести несколько совершенно бесполезных растений. «Учитель, - сказал, вернувшись из лесу, Чараки, - я три дня ходил по лесу и не нашёл ни одного бесполезного растения».
По существу любое растение создано природой во благо, а задача человека лишь понять его предназначение, поскольку весь зелёный мир – это своего рода аптека, о которой справедливо писал поэт С.Кирсанов:
Я не степью хожу
- Я хожу по аптеке,
Разбираясь в её травяной картотеке.
Хотелось бы воспитать детей, которые не безразлично топтали бы луга и поля, а смогли увидеть красоту и пользу каждого цветочка, каждой травинки!

Крапива двудомная

Русское название происходит от древнерусского слова коприна – шёлк. Из крапивы получали волокно для выработки тканей.
У русского народа крапива пользовалась известностью как верное средство против нечистой силы – ведьм и русалок.
Известна она как пищевое растение. Из её листьев готовят супы, салаты. Не один раз благодаря своей питательности она выручала народ в тяжёлые годы испытаний:
Я цветы обходил стороной.
Их считал за ненужное диво,
И искал те места, где крапива
Неприступной стояла стеной.
Обжигаясь зелёным огнём,
Обрезал я колючие ножки,
Необычного цвета лепёшки,
Обжигаясь мы ели потом.
А сейчас я любитель цветов,
Улыбаюсь любому счастливо,
На задворках стоит крапива,
Словно память тех грозных годов. (В.Сергин)

Как лекарственное растение крапива известна давно. Рекомендуют её при воспалении лёгких, кровотечениях, нарывах, ранах.
«Одна крапива заменит семерых врачей», - говорит народная мудрость. Применяют её как ранозаживляющее, при застарелом кашле рекомендуют отвар корней крапивы в сахарном сиропе.

Настой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангине, а так же для укрепления волос.
Стебли и листья крапивы покрыты множеством жгучих волосков. Эта особенность отражена в пословицах, поговорках, загадках.
С ним водиться, что в крапиву садиться.
Хоть не огонь, а жжется.
Сама холодна, а людей жжёт.
Какую траву и слепой узнает?

В листьях крапивы содержится значительное количество аскорбиновой кислоты, глюкозы.

Ромашка аптечная


Как будто солнца луч пророс,
За городским овражком,
Сияют капельками рос
Старинные ромашки. (А.Марков)
Русское название произошло от латинского «romona» - «римская» и заимствовано из польского языка. В литературе её образ ассоциируется с образом скромной красоты, отзывчивости, доброты и стойкости.
На Карпатах существовало поверье, что весной, едва пригреет солнышко, снежинки со склонов гор превращаются в ромашки, а в начале зимы ромашки превращаются в снежинки.
Лекарственные свойства.
Ромашка – древнейшее и популярное у многих народов лекарственное средство. Считалось, что ромашка по нежности действия недалека от розы.
В русской медицине она пользовалась особой любовью об этом говорят её народные названия: маточная трава, румяна, купальница. Применяют её как успокаивающее, мочегонное, противопростудное средство.
Наружно для полосканий при заболевании полости рта. Цветки ромашки также применяются как противовоспалительное средство при желудочных заболеваниях, обладает противоаллергическим действием.
Цветки ромашки применяются в косметике для придания светлым волосам золотистого оттенка.
Очень много загадок о ромашке:

У лесной сторожки
Стоит солнышко на ножке.
Середка желтая,
Юбка белая (ромашка)

Лепестки белы, как снег,
Серединка желтый мех!
Что за глупые замашки,
Не гадайте на (Ромашке)

Шел я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи.


Подорожник большой
(семижильник, порезник, попутник, ранник)


Есть множество цветов
Красивых, осторожных,
Но мне приятней всех
Обычный подорожник.
Ему, быть может
И трудней расти,
И всё же он с людьми
Находится в пути. ( С.Баруздин)

Русское название «подорожник», «попутчик» связано с местообитанием его у дорог.
Другая группа названий «порезник», «ранник» - даны растению за ярко выраженные ранозаживляющие свойства.
В легенде эти свойства были открыты так. Однажды две змеи грелись у дороги. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, другую переехало колесо телеги. Люди, сидящие в телеге, увидели, что невредимая змея вскоре вернулась с листком подорожника, которым исцелила пострадавшую. Этот случай и подтолкнул людей на использование подорожника для лечения ран.
Лекарственные свойства.
В народной медицине листья подорожника применяются в виде свежеистолченной массы при длительно незаживающих ранах и язвах. Применяют его и при заболевании верхних дыхательных путей.
В народной медицине используются листья и трава подорожника при заболевании желудочно-кишечного тракта, гастрита.
Наружный слой оболочки семян слизистый и липкий. Прилипая к обуви человека, копытам и лапам животных, переносятся на далёкие расстояния. Полагают, что именно таким образом подорожник попал в Америку, прилипнув к обуви первых переселенцев. Везде, где поселяются белые люди, вскоре появляется подорожник. Интересно, что его листья накапливают меньше токсических веществ, чем другие растения, живущие вдоль оживлённых трасс.

Не однажды, не дважды поранивши ноги
Ты целебною силой своею помог.
Подорожник, всегда ты растёшь по дороге,
Рос ли ты, когда не было в мире дорог? (М.Владимиров)
Подорожник приспособился к вытаптыванию. Люди придумали загадку на этот случай:

Лёг пластом у дороги, разметав руки, ноги.
Его бьют сапогом, его бьют каблуком,
Всё ему нипочём, хоть ударь кирпичом.

Любите и берегите природу!


Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Летать в одном полёте...
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюквы на болоте.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический КВН "Цветы Сибири"

Закрепить у детей знания об особоохраняемых территориях , их значении для окружающей среды. Познакомить с растениями занесенными в Красную книгу Красноярского края....

Экологический проект «Цветы вокруг нас»

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому к...

Экологический проект "Цветы вокруг нас"

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплек...

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕСЕДА "Цветы"

Давайте, дошколята, природу охранять!О ней ни на минуту не надо забывать.Ведь цветы, леса, поля и речки,Это все для нас навечно!...

КОНСПЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «Цветы - первоцветы». у детей с особыми образовательными потребностями (6-7год жизни)

Конспект занятия на экологическую тему расширит знания о первых весенних цветах, о том как беречь природу, не уничтожать растения. Для лучшего усвоения материала использованы элементы театрализации, И...

Экологический проект «Цветы на клумбе»

Экологическое воспитание-одно из основных в системе воспитания детей дошкольного возраста....