Конспект НОД. Тема НОД: «История флага России»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ионцева Наталья Владимировна

Цель: содействовать развитию у детей дошкольного возраста гражданско-патриотических чувств и интереса к отдельным фактам истории родной страны посредством познавательно-исследовательской деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx40.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД. 

Тема НОД: «История флага России»

Возрастная группа: разновозрастная

Направление образования и развития (образовательная область) «Познавательное развитие»

Цель: содействовать развитию у детей дошкольного возраста гражданско-патриотических чувств и интереса к отдельным фактам истории родной страны посредством познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи (по содержанию – обучающая, воспитательная, развивающая):

  • продолжать формировать у детей представления о Государственном флаге, как о символе России о символическом значении цветов, их последовательности.
  • познакомить детей с историей происхождения государственного флага страны, о его изменениях в разные исторические эпохи;
  • развивать связную речь; расширить и пополнить словарный запас, познакомить со словами «стяг», «знамя»;
  • развивать познавательный интерес к истории родной страны, расширять кругозор;
  • воспитывать у детей чувство патриотизма,  уважение к могуществу Российской державы, ее прошлому, к государственному  символу флагу России, прививать чувство гордости за свою страну;
  • Формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности;

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная

Формы реализации детских видов деятельности: экспериментирование, решение проблемной ситуации, игры «Передай сердечко и скажи словечко», «Я живу в России", «Салют, зажгись!»

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Материал и оборудование: слайдовая презентация, музыкальное сопровождение, игрушка-сердце, флажки, султанчики по цветам флага, стяги и знамя, на каждого ребенка: тарелочки, воронки, стаканчики с цветным песком (белый, красный, синий), емкости для песка, эмблемы.

Предварительная работа: беседы, ручной труд «Государственный флаг РФ», рассматривание слайдовых презентаций, чтение и заучивание стихов поговорок, пословиц, рассматривание флагов разных стран, альбомов с флагами разных городов.

  • -хз0жроьоЦель:  дать    детям  элементарные  представления  о  происхождении  флага
  • вообще и об истории Российского флага. Познакомить со значением флага
  • в  современной  жизни.  Формировать  представление  о  цветах  Российского
  • флага, помочь понять символическое  значение каждого цвета Воспитывать
  • эстетическое отношение  и патриотическое чувство к Российскому флагу

Организационный момент.

Воспитатель: Колокольчик озорной,

                         Ты ребят скорей построй.       (под звон колокольчика дети входят в зал)

Воспитатель Ребята, сегодня необычный день. Посмотрите, сколько гостей к нам пришло, а чтобы день был добрым, радостным его нужно начинать с хорошим настроением. Давайте поприветствуем наших гостей и пожелаем всем от всего сердца здоровья и добра.

Дети: Здравствуйте. (прижимаем руки к сердцу и как птицу выпускаем добро вверх, в небо - лети). Всем желаем доброго дня.

2.Основная часть.

А сейчас я предлагаю вам послушать отрывок из песни.

Звучит песня «С чего начинается Родина» 

Воспитатель: Ребята, а что же такое Родина? Кто мне расскажет?

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живём,                 

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Россией родной мы зовём.

Мы нашу Родину, как мать,
Должны беречь и защищать!

Воспитатель: Правильно, ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. 

А вы знаете, почему у нашей страны такое название?

За ясные зори, умытые росами,                            

За русское поле, с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем,

 Тебя по-славянски назвали – Россия!

Игра «Передай сердечко и скажи словечко»

А сейчас я попрошу вас встать вкруг, мы будем передавать друг другу сердечко и отвечать на вопрос: какая наша Родина - Россия? Каждый должен назвать одно слово. (Дети передают по кругу сердечко и называют по одному прилагательному к слову Родина: милая, любимая, красивая, чудесная, дорогая, единственная, сильная, могучая, большая, огромная, богатая, мужественная, гордая.)

Воспитатель:  сегодня мы с вами получили необычное задание – рассказать нашим гостям  об одном из символов нашей родины. Вы готовы мне помочь?

Ответы детей: да

Воспитатель: А о каком символе России пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадку.

У него названий много:

Триколор, трёхцветный стяг –

С ветром гонит прочь тревоги

Бело-сине-красный … (Флаг)

Ответы детей.

На экране появляется флаг. Слайд 1

Воспитатель: посмотрите на экран! Правильно, это Российский флаг – символ доблести и чести российского народа.  А кто же нам о нем расскажет?

Выходят три ребенка в футболках цвета флага.

Флаг у нас прекрасный-            

Белый, синий, красный!

Сверху, словно облака,
Цвет снегов и молока.
Чистый белый – мира цвет,
Говорит он – войнам нет!

В середине флага – синий,
Словно Волга по равнине…      
Синеву родимых рек
Любит русский человек.

Снизу красный – самый яркий,                  
Цвет побед в сраженьях жарких,
Русской кровью что добыты
И народом не забыты.

Воспитатель: Так какого же цвета флаг у России? 

Ответы детей: Российский  флаг трехцветный.

Воспитатель: А какого цвета верхняя полоса, и что означает этот цвет?

Ответы детей: Верхняя полоса белого цвета - это цвет мира и чистоты. Он означает, что наша страна миролюбивая.      

Воспитатель: А о чем же говорит нам средняя полоса.

Ответы детей: Синий цвет означает веру, надежду и честность. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей.  

Воспитатель: А кто мне расскажет о нижней полосе нашего флага?

Ответы детей: Красный цвет-цвет силы и мужества. Красный цвет означает Победу добра над злом.    

Воспитатель: молодцы, ребята.  А теперь я хочу проверить вашу внимательность с помощью флажков. Когда я подниму белый цвет, вы дружно кричите «Я», на синий - «ЖИВУ», на красный - «В РОССИИ».

Игра «Я живу в России". 

Воспитатель: Вы, наверное, немного устали? Я предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Игра называется «Салют, зажгись!» Внимательно слушайте, двигайтесь так, как подскажет вам музыка. И с окончанием музыки постройтесь в три шеренги по порядку цветов Российского флага и помашите ленточками над головой. Возьмите по одной ленточке.

Игра «Салют, зажгись!»

(Дети двигаются по залу в соответствии с музыкой: марш: - шагают, вальс: - кружатся. По окончании музыки выстраиваются в три шеренги по порядку цветов Российского флага - белый, синий, красный, машут ленточками над головой)

Воспитатель: — Молодцы, не перепутали порядок цветов.

Воспитатель: Почему полосы расположены так, а не иначе? Как вы думаете?
Ответы детей: – Красная полоса – наша прекрасная, красивая земля.  

 Над землей синее небо. Это синяя полоса.  

 А над землей и небом находится все самое чистое и светлое, доброе.  
Воспитатель: Что мы считаем самым чистым, светлым, добрым? 

Ответы детей: Добрые дела, поступки, улыбки, дружба.  

Воспитатель:  А как вы думаете, всегда ли флаг выглядел именно так?   Ответы детей 

Воспитатель: Не всегда наш флаг был таким, какой он сейчас ребята, а вы хотите узнать историю возникновения флага России? Узнать каким наш флаг был в далеком прошлом и как он впоследствии изменялся? Я предлагаю вам посетить музей  символов России. Прошу занять места в автобусе.

Мы в автобус дружно сели (Дети садятся на корточки)
И в окошко посмотрели. (смотрят по сторонам)
Наш шофёр педаль нажал, («нажимают» на педаль)
И автобус побежал. (убегают)

Итак, наша экскурсия в прошлое начинается.

Подходят к стягу.

Воспитатель: как вы думаете, что это такое?  Послушайте, что я вам расскажу.

Много лет тому назад вместо флага, наши далекие предки славяне использовали длинный шест, привязывали к его верхушке пучки травы, веток или даже конский хвост, окрашенный яркой краской. Назывался этот шест стягом. В те далекие времена жизнь людей была очень опасной. С любой стороны можно было ожидать нападения врагов, поэтому главным назначением стяга было собрать, «стянуть к себе» воинов для защиты родной земли. Человек поднимал этот стяг над головой, его было хорошо видно издалека, и все люди знали, что нужно быстро собраться возле этого стяга.

ПОДХОДЯТ К СЛЕДУЮЩЕМУ СТЯГУ.

Шло время  все вокруг менялось, изменились и стяги — их стали делать из ткани. Косой клин прикрепляли к древку, а над ним появилось железное навершие – острожник. Чаще всего стяги были червлёные или багряные – так называли оттенки красного цвета в старину. Ткань колыхалась на ветру, и ее было видно еще лучше. Стяг взметался ветром, придавая воинам уверенность и мужество.

Ох, какие богатыри жили тогда на Руси! Давайте и мы с вами силушку богатырскую испытаем!

Физминутка.

Мы — витязи отважные, сильные и важные!

Мы Россию охраняем, от врага оберегаем! ( Ходьба на месте)

Дружно топнем 1-2-3

Мы теперь богатыри (руки к плечам )

Ноги крепкие расставим, 

И ладонь к глазам приставим,(правую руку подносят козырьком к глазам) 

Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво.  

И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек. 
И наклоны вниз еще

Тело выпрямилось все

Приседанья начинаем, 
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз 
Приседать не торопись.  

 Точно в танце руки в боки,

Начинаем мы подскоки

Врагов прогоним и опять пойдем Русь мы охранять !( ходьба друг за другом).

Подходят к следующему стягу.

Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них вышивали или рисовали изображения святых, звёзды и кресты, «знамения», так появилось слово «знамя». Их пышно украшали богатыми узорами, они горели на солнце – золотом и серебром.

В древности все звали стяг, позже знамя, сейчас флаг.

Воспитатель: Давайте посмотрим на экран.

2-3 слайд.

 Посмотрите, какие разные знамена были в те далекие времена. У каждого города, у каждого войска было свое знамя. Они были разных цветов: зеленые, желтые, белые, красные. 

Ребята, а как вы думаете, зачем раскрашивали знамена в разные цвета?  (Варианты ответов детей).                                                                                                              

 По  цвету  флага  можно  было  определить,  какие  войска  приближаются  к городу.   Может  быть,    это  свои  воины  возвращаются  домой?  Может  быть это  враги,  которые  хотят  захватить  город?

Когда путешественники подъезжали к какому-нибудь городу, они видели, флаг какого народа развевается над воротами. И тогда они понимали, опасно въезжать в город или нет.  

То же самое происходило и в море: каждый корабль отправлялся в плаванье под каким-нибудь флагом. Встречаясь в море, капитаны кораблей, глядя на флаг, понимали, с судном какой страны они встретились.

4 слайд.

 Собиралось под стягом войско и отправлялось защищать свою землю. Воины, давая клятву верности Родине, целовали кончик стяга. 

5 слайд.

Традиция целовать кончик флага сохранилась и до сих пор. Наши солдаты, давая присягу, клятву, Родине, все так же целуют кончик флага.

5. слайд.

Носителем стяга являлся стяговник — крепкий витязь-богатырь, способный защитить войсковой символ. 

Существовала даже такая пословица: Стяг несть - велика честь.

Сражающиеся стороны стремились сбить в первую очередь стяг противника, и если стяг удавалось захватить, войско считалось побежденным.

     Недаром в народе говорили: «Сам погибай, но знамя спасай»

6 слайд.

Когда войско захватывало город чужой, то они на его сторожевых башнях вывешивали свои стяги.

Прошло некоторое время и вместо слова «стяг» люди стали говорить «флаг».

Мы с вами смотрели на экран, наши глаза устали и им нужно отдохнуть.

Глазкам нужно отдохнуть.

Нужно глубоко вздохнуть.

Глубоко вдыхаем,

Глазки закрываем.

А сейчас мы выдыхаем,

Наши глазки открываем

Вправо, влево, вверх и вниз,

Повторить ты не ленись.

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро — быстро поморгаем

И немножечко потрем.

И все-таки это еще не наш российский флаг, а значит, впереди нас ждет много интересного. Вы хотите узнать, как дальше менялся флаг?

Ответы детей.

Воспитатель: Об этом я расскажу вам в следующий раз, а сейчас наша экскурсия подошла к концу, вы ребята большие молодцы, справились со всеми заданиями, но мы как российские люди не можем отпустить наших гостей без подарков. Давайте вернемся в детский сад и сделаем своими руками подарки для наших гостей.

Руки в стороны — в полёт

Отправляем самолёт,

Правое крыло вперёд,

Левое крыло вперёд.

Полетел наш самолёт.

Воспитатель:  Ну вот, мы и прилетели. Прошу занять места за столами.

«Российский флаг» из цветного песка.

Рефлексия.

Воспитатель: Молодцы ребята, справились, поставьте с вои работы на стол и давайте немного вспомним.

- где мы сегодня побывали?

 -как же назывались древние флаги?
- Из чего их делали?

А что вам понравилось сегодня в нашем путешествии?

А что было самым сложным?

Дети дарят подарки. Исполняется песня «Флаг России» И. Смирновой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нод по развитию речи в старшей группе на тему: «Герб и флаг России»

Цель: Закрепить знания детей о символике России ( флаг России, герб   России).          Задачи:        Образов...

История флага России

История становления российского флага от истков до современности....

презентация " история флага России"

как в великой стране мнялся флаг...

Презентация "История Флага России"

Материал для старших дошкольников ко дню Российского флага...

История флага России

История флага России...

Конспект организованной образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) для детей 5-6 лет тема: «ДЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФЛАГА РОССИИ»

Цель: формирование у детей патриотических чувств и любви к Родине и родному краю, чувство гордости за свой народ и уважение к его традициям, воспитание уважительного отношения к государствен...

Конспект организованной образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) для детей 5-6 лет тема: «ДЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФЛАГА РОССИИ»

Давыдова Светлана АлексеевнаВоспитательМАДОУ детский сад « Звездочка»Село Тоцкое Второе Оренбургская областьalekcsvet096@mail. ru Конспект организованной образовательной деятельности ...