Конспект НОД. Тема НОД: «История флага России»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: содействовать развитию у детей дошкольного возраста гражданско-патриотических чувств и интереса к отдельным фактам истории родной страны посредством познавательно-исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД.
Тема НОД: «История флага России»
Возрастная группа: разновозрастная
Направление образования и развития (образовательная область) «Познавательное развитие»
Цель: содействовать развитию у детей дошкольного возраста гражданско-патриотических чувств и интереса к отдельным фактам истории родной страны посредством познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи (по содержанию – обучающая, воспитательная, развивающая):
- продолжать формировать у детей представления о Государственном флаге, как о символе России о символическом значении цветов, их последовательности.
- познакомить детей с историей происхождения государственного флага страны, о его изменениях в разные исторические эпохи;
- развивать связную речь; расширить и пополнить словарный запас, познакомить со словами «стяг», «знамя»;
- развивать познавательный интерес к истории родной страны, расширять кругозор;
- воспитывать у детей чувство патриотизма, уважение к могуществу Российской державы, ее прошлому, к государственному символу флагу России, прививать чувство гордости за свою страну;
- Формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности;
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная
Формы реализации детских видов деятельности: экспериментирование, решение проблемной ситуации, игры «Передай сердечко и скажи словечко», «Я живу в России", «Салют, зажгись!»
Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Материал и оборудование: слайдовая презентация, музыкальное сопровождение, игрушка-сердце, флажки, султанчики по цветам флага, стяги и знамя, на каждого ребенка: тарелочки, воронки, стаканчики с цветным песком (белый, красный, синий), емкости для песка, эмблемы.
Предварительная работа: беседы, ручной труд «Государственный флаг РФ», рассматривание слайдовых презентаций, чтение и заучивание стихов поговорок, пословиц, рассматривание флагов разных стран, альбомов с флагами разных городов.
- -хз0жроьоЦель: дать детям элементарные представления о происхождении флага
- вообще и об истории Российского флага. Познакомить со значением флага
- в современной жизни. Формировать представление о цветах Российского
- флага, помочь понять символическое значение каждого цвета Воспитывать
- эстетическое отношение и патриотическое чувство к Российскому флагу
Организационный момент.
Воспитатель: Колокольчик озорной,
Ты ребят скорей построй. (под звон колокольчика дети входят в зал)
Воспитатель Ребята, сегодня необычный день. Посмотрите, сколько гостей к нам пришло, а чтобы день был добрым, радостным его нужно начинать с хорошим настроением. Давайте поприветствуем наших гостей и пожелаем всем от всего сердца здоровья и добра.
Дети: Здравствуйте. (прижимаем руки к сердцу и как птицу выпускаем добро вверх, в небо - лети). Всем желаем доброго дня.
2.Основная часть.
А сейчас я предлагаю вам послушать отрывок из песни.
Звучит песня «С чего начинается Родина»
Воспитатель: Ребята, а что же такое Родина? Кто мне расскажет?
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Россией родной мы зовём.
Мы нашу Родину, как мать,
Должны беречь и защищать!
Воспитатель: Правильно, ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия.
А вы знаете, почему у нашей страны такое название?
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле, с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем,
Тебя по-славянски назвали – Россия!
Игра «Передай сердечко и скажи словечко»
А сейчас я попрошу вас встать вкруг, мы будем передавать друг другу сердечко и отвечать на вопрос: какая наша Родина - Россия? Каждый должен назвать одно слово. (Дети передают по кругу сердечко и называют по одному прилагательному к слову Родина: милая, любимая, красивая, чудесная, дорогая, единственная, сильная, могучая, большая, огромная, богатая, мужественная, гордая.)
Воспитатель: сегодня мы с вами получили необычное задание – рассказать нашим гостям об одном из символов нашей родины. Вы готовы мне помочь?
Ответы детей: да
Воспитатель: А о каком символе России пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадку.
У него названий много:
Триколор, трёхцветный стяг –
С ветром гонит прочь тревоги
Бело-сине-красный … (Флаг)
Ответы детей.
На экране появляется флаг. Слайд 1
Воспитатель: посмотрите на экран! Правильно, это Российский флаг – символ доблести и чести российского народа. А кто же нам о нем расскажет?
Выходят три ребенка в футболках цвета флага.
Флаг у нас прекрасный-
Белый, синий, красный!
Сверху, словно облака,
Цвет снегов и молока.
Чистый белый – мира цвет,
Говорит он – войнам нет!
В середине флага – синий,
Словно Волга по равнине…
Синеву родимых рек
Любит русский человек.
Снизу красный – самый яркий,
Цвет побед в сраженьях жарких,
Русской кровью что добыты
И народом не забыты.
Воспитатель: Так какого же цвета флаг у России?
Ответы детей: Российский флаг трехцветный.
Воспитатель: А какого цвета верхняя полоса, и что означает этот цвет?
Ответы детей: Верхняя полоса белого цвета - это цвет мира и чистоты. Он означает, что наша страна миролюбивая.
Воспитатель: А о чем же говорит нам средняя полоса.
Ответы детей: Синий цвет означает веру, надежду и честность. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей.
Воспитатель: А кто мне расскажет о нижней полосе нашего флага?
Ответы детей: Красный цвет-цвет силы и мужества. Красный цвет означает Победу добра над злом.
Воспитатель: молодцы, ребята. А теперь я хочу проверить вашу внимательность с помощью флажков. Когда я подниму белый цвет, вы дружно кричите «Я», на синий - «ЖИВУ», на красный - «В РОССИИ».
Игра «Я живу в России".
Воспитатель: Вы, наверное, немного устали? Я предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Игра называется «Салют, зажгись!» Внимательно слушайте, двигайтесь так, как подскажет вам музыка. И с окончанием музыки постройтесь в три шеренги по порядку цветов Российского флага и помашите ленточками над головой. Возьмите по одной ленточке.
Игра «Салют, зажгись!»
(Дети двигаются по залу в соответствии с музыкой: марш: - шагают, вальс: - кружатся. По окончании музыки выстраиваются в три шеренги по порядку цветов Российского флага - белый, синий, красный, машут ленточками над головой)
Воспитатель: — Молодцы, не перепутали порядок цветов.
Воспитатель: Почему полосы расположены так, а не иначе? Как вы думаете?
Ответы детей: – Красная полоса – наша прекрасная, красивая земля.
Над землей синее небо. Это синяя полоса.
А над землей и небом находится все самое чистое и светлое, доброе.
Воспитатель: Что мы считаем самым чистым, светлым, добрым?
Ответы детей: Добрые дела, поступки, улыбки, дружба.
Воспитатель: А как вы думаете, всегда ли флаг выглядел именно так? Ответы детей
Воспитатель: Не всегда наш флаг был таким, какой он сейчас ребята, а вы хотите узнать историю возникновения флага России? Узнать каким наш флаг был в далеком прошлом и как он впоследствии изменялся? Я предлагаю вам посетить музей символов России. Прошу занять места в автобусе.
Мы в автобус дружно сели (Дети садятся на корточки)
И в окошко посмотрели. (смотрят по сторонам)
Наш шофёр педаль нажал, («нажимают» на педаль)
И автобус побежал. (убегают)
Итак, наша экскурсия в прошлое начинается.
Подходят к стягу.
Воспитатель: как вы думаете, что это такое? Послушайте, что я вам расскажу.
Много лет тому назад вместо флага, наши далекие предки славяне использовали длинный шест, привязывали к его верхушке пучки травы, веток или даже конский хвост, окрашенный яркой краской. Назывался этот шест стягом. В те далекие времена жизнь людей была очень опасной. С любой стороны можно было ожидать нападения врагов, поэтому главным назначением стяга было собрать, «стянуть к себе» воинов для защиты родной земли. Человек поднимал этот стяг над головой, его было хорошо видно издалека, и все люди знали, что нужно быстро собраться возле этого стяга.
ПОДХОДЯТ К СЛЕДУЮЩЕМУ СТЯГУ.
Шло время все вокруг менялось, изменились и стяги — их стали делать из ткани. Косой клин прикрепляли к древку, а над ним появилось железное навершие – острожник. Чаще всего стяги были червлёные или багряные – так называли оттенки красного цвета в старину. Ткань колыхалась на ветру, и ее было видно еще лучше. Стяг взметался ветром, придавая воинам уверенность и мужество.
Ох, какие богатыри жили тогда на Руси! Давайте и мы с вами силушку богатырскую испытаем!
Физминутка.
Мы — витязи отважные, сильные и важные!
Мы Россию охраняем, от врага оберегаем! ( Ходьба на месте)
Дружно топнем 1-2-3
Мы теперь богатыри (руки к плечам )
Ноги крепкие расставим,
И ладонь к глазам приставим,(правую руку подносят козырьком к глазам)
Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И наклоны вниз еще
Тело выпрямилось все
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз
Приседать не торопись.
Точно в танце руки в боки,
Начинаем мы подскоки
Врагов прогоним и опять пойдем Русь мы охранять !( ходьба друг за другом).
Подходят к следующему стягу.
Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них вышивали или рисовали изображения святых, звёзды и кресты, «знамения», так появилось слово «знамя». Их пышно украшали богатыми узорами, они горели на солнце – золотом и серебром.
В древности все звали стяг, позже знамя, сейчас флаг.
Воспитатель: Давайте посмотрим на экран.
2-3 слайд.
Посмотрите, какие разные знамена были в те далекие времена. У каждого города, у каждого войска было свое знамя. Они были разных цветов: зеленые, желтые, белые, красные.
Ребята, а как вы думаете, зачем раскрашивали знамена в разные цвета? (Варианты ответов детей).
По цвету флага можно было определить, какие войска приближаются к городу. Может быть, это свои воины возвращаются домой? Может быть это враги, которые хотят захватить город?
Когда путешественники подъезжали к какому-нибудь городу, они видели, флаг какого народа развевается над воротами. И тогда они понимали, опасно въезжать в город или нет.
То же самое происходило и в море: каждый корабль отправлялся в плаванье под каким-нибудь флагом. Встречаясь в море, капитаны кораблей, глядя на флаг, понимали, с судном какой страны они встретились.
4 слайд.
Собиралось под стягом войско и отправлялось защищать свою землю. Воины, давая клятву верности Родине, целовали кончик стяга.
5 слайд.
Традиция целовать кончик флага сохранилась и до сих пор. Наши солдаты, давая присягу, клятву, Родине, все так же целуют кончик флага.
5. слайд.
Носителем стяга являлся стяговник — крепкий витязь-богатырь, способный защитить войсковой символ.
Существовала даже такая пословица: Стяг несть - велика честь.
Сражающиеся стороны стремились сбить в первую очередь стяг противника, и если стяг удавалось захватить, войско считалось побежденным.
Недаром в народе говорили: «Сам погибай, но знамя спасай»
6 слайд.
Когда войско захватывало город чужой, то они на его сторожевых башнях вывешивали свои стяги.
Прошло некоторое время и вместо слова «стяг» люди стали говорить «флаг».
Мы с вами смотрели на экран, наши глаза устали и им нужно отдохнуть.
Глазкам нужно отдохнуть.
Нужно глубоко вздохнуть.
Глубоко вдыхаем,
Глазки закрываем.
А сейчас мы выдыхаем,
Наши глазки открываем
Вправо, влево, вверх и вниз,
Повторить ты не ленись.
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро — быстро поморгаем
И немножечко потрем.
И все-таки это еще не наш российский флаг, а значит, впереди нас ждет много интересного. Вы хотите узнать, как дальше менялся флаг?
Ответы детей.
Воспитатель: Об этом я расскажу вам в следующий раз, а сейчас наша экскурсия подошла к концу, вы ребята большие молодцы, справились со всеми заданиями, но мы как российские люди не можем отпустить наших гостей без подарков. Давайте вернемся в детский сад и сделаем своими руками подарки для наших гостей.
Руки в стороны — в полёт
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Полетел наш самолёт.
Воспитатель: Ну вот, мы и прилетели. Прошу занять места за столами.
«Российский флаг» из цветного песка.
Рефлексия.
Воспитатель: Молодцы ребята, справились, поставьте с вои работы на стол и давайте немного вспомним.
- где мы сегодня побывали?
-как же назывались древние флаги?
- Из чего их делали?
А что вам понравилось сегодня в нашем путешествии?
А что было самым сложным?
Дети дарят подарки. Исполняется песня «Флаг России» И. Смирновой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нод по развитию речи в старшей группе на тему: «Герб и флаг России»
Цель: Закрепить знания детей о символике России ( флаг России, герб России). Задачи: Образов...
История флага России
История флага России...

Конспект организованной образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) для детей 5-6 лет тема: «ДЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФЛАГА РОССИИ»
Цель: формирование у детей патриотических чувств и любви к Родине и родному краю, чувство гордости за свой народ и уважение к его традициям, воспитание уважительного отношения к государствен...

Конспект организованной образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) для детей 5-6 лет тема: «ДЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФЛАГА РОССИИ»
Давыдова Светлана АлексеевнаВоспитательМАДОУ детский сад « Звездочка»Село Тоцкое Второе Оренбургская областьalekcsvet096@mail. ru Конспект организованной образовательной деятельности ...