Конспект организованной образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) для детей 5-6 лет тема: «ДЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФЛАГА РОССИИ»
план-конспект занятия (старшая группа)
Давыдова Светлана Алексеевна
Воспитатель
МАДОУ детский сад « Звездочка»
Село Тоцкое Второе Оренбургская область
alekcsvet096@mail. ru
Конспект организованной образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) для детей 5-6 лет
тема: «ДЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФЛАГА РОССИИ»
Цель: формирование у детей патриотических чувств и любви к Родине и родному краю, чувство гордости за свой народ и уважение к его традициям, воспитание уважительного отношения к государственным символам России
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с государственным флагом России (история появления, цветовое решение, расположение полос);
- формировать представление о значении государственного флага РФ;
- уточнить представление детей о России как о государстве, в котором они живут.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к историческому наследию России;
- развивать память, коммуникативные навыки, творческое воображение
Воспитательные:
- воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свою страну - Россию.
- формировать уважительное отношения к государству и государственной символике.
Материалы и оборудование:
1.Технические средства обучения: аудиозаписи, проектор, ноутбук, фонограмма гимна, слайды о государственных символах России.
2. Учебно-наглядные пособия: российский флаг, карта России, карточки с изображением различных стягов (по количеству детей), флажки (по два на каждого ребенка).
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, двигательная, коммуникативная. Методы и приемы:
1. Наглядный - использование пособий, демонстрация презентации.
2. Словесный – беседа, поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу.
3. Игровой - создание игровой мотивации, сюрпризный момент, игры «Продолжи предложение», « Найди правильный стяг», «Какие флаги похожи на наш триколор»
4. Практический:- выполнение заданий, аппликация
Предварительная работа: чтение стихов и рассказов о России, рассматривание иллюстраций; индивидуальная работа: разучивание стихотворения Т.Боковой "Родина"
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент.
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята!
Дети: - Здравствуйте!
Воспитатель: - Ребята, возьмемся за руки и поприветствуем, друг друга! ( Дети строятся кругом).
«Я, ты, он, она - Вместе дружная семья
Улыбнись соседу справа! Улыбнись соседу слева!
Я, ты, он, она - Вместе дружная семья
Обними соседа справа! Обними соседа слева!
Я, ты, он, она - Вместе дружная семья
Дружно будем заниматься. И успехов добиваться!»
(Стук в дверь, воспитатель открывает дверь, за ней стоит почтальон и протягивает письмо. На конверте написано: «Для детей группы «Яблонька» детский сад «Звездочка».)
Воспитатель: - Ребята, нам пришло письмо. Хотите узнать, от кого письмо и что же нам написали?
Дети: - Да, давайте посмотрим,
Воспитатель:
- Ребята, нас с вами поздравляют дети старшей группы детского сада « Колосок» с государственным праздником, а с каким вы узнаете, если отгадаете загадку:
- У него названий много:
Триколор, трёхцветный стяг,
С ветром гонит прочь тревоги
Бело-сине-красный ... (флаг).
- На парад когда идём,
То его с собой берём.
Без него нельзя никак,
Это наш, Российский …(флаг).
Дети: - Флаг
Воспитатель: - Правильно это флаг. Сегодня 22 августа мы отмечаем праздник, который носит название «День Российского флага»
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, в какой стране мы живем?
Дети: - В России.
Воспитатель: - Правильно, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А как можно назвать всех нас - жителей России?
Дети: - Россияне
Воспитатель:
- Россия – это страна, это наша Родина.
- Обратите внимание на карту нашей страны. Какая она?
(Дети рассматривают политическую карту мира. Воспитатель указкой очерчивает контур РФ)
Воспитатель: - Посмотрите, какая огромная наша страна. Сколько в ней городов, сел, рек, озер, морей, лесов. И это всё наша Родина!
- А как вы думаете, ребята, что такое Родина?
Дети: - Это родная земля, место, где человек родился.
Воспитатель: - Верно.
Родина - это место, где ты родился. Но человек не всегда остается в том месте, где родился, поэтому Родина - это твой город, село, дом, в котором ты живешь, твой двор, улица, детский сад, школа. Это - твоя страна, а что вы знаете о нашей стране? (ответы детей)
А сейчас проверим ваши знания. Игра «Продолжи предложение»
Наша страна называется… Россия.
Граждане России называются… россияне.
Столица России – город… Москва.
Кто президент в России… Путин.
Кто выбирает президента… российский народ.
Какой документ имеет гражданин России… паспорт.
В каком документе записаны права гражданина России… конституция РФ.
Что должен делать гражданин, живя в российском государстве… соблюдать права и обязанности гражданина России.
Какие вы знаете символы России?
Дети: - Флаг, гимн, герб.
Воспитатель: - Есть мелодия одна, ей подвластна вся страна.
Гражданин, отбросив все, стоя слушает ее.
Дети: - Гимн.
Воспитатель: - Гимн – это торжественная песня. Его исполняют во время самых торжественных случаев. Гимн России очень красивый и величественный. Автор стихов гимна С. Михалков, музыку написала А. Александрова.
Воспитатель: - Чему посвящён гимн? (ответы детей).
Гимн посвящён нашей стране, её бескрайним просторам, прекрасным отважным людям, великой истории, в гимне поётся о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине. Каждый гражданин России должен знать слова гимна. Ребята, а почему нужно слушать стоя и не разговаривать? (ответы детей)
Государственный гимн – торжественное музыкально-поэтическое произведение. Под музыку и слова гимна, под расправленным Государственным флагом России ученым и спортсменам вручают награды, молодые воины принимают присягу. Во время торжественного исполнения гимна его слушают стоя.
Воспитатель:- Мы с вами тоже являемся гражданами нашей страны. Давайте и мы сейчас встанем и послушаем гимн России.
Звучит гимн, дети встают
После гимна дети садятся на свои места.
Воспитатель показывает детям флаг
Воспитатель: - Скажите, что у меня в руках?
Дети: - Флаг.
Воспитатель: - А вы знаете, откуда появился флаг?
Дети:- Нет
Воспитатель: - Я хочу вам рассказать немного об его истории.
Флаг нашей страны имеет свою историю. В старину наши предки использовали в качестве флага шест с привязанным на конце пучком травы, веток или покрашенный яркой краской хвост коня. И это сооружение называлось стягом. Его главным назначением было собрать,
т. е. «стянуть» всех воинов для защиты от врага. Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин прикреплялся к древку, а над ним возвышалось наведшие, сделанное из железа и называемое острожником. Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них нашивали
или рисовали красками изображения святых, т. е. «знамения». Отсюда и появилось слово знамя.
Игра "Найди правильный стяг"
Дети делятся на три команды. Каждая команда получает карточки с изображениями различных стягов. Воспитатель поднимает вверх большую карточку с изображением стяга. Задача детей: найти у себя карточку с изображением такого же стяга.
Воспитатель: - Внимательно рассмотрите наш флаг.
- Сколько цветов на нашем флаге?
- В какой последовательности расположены цвета?
- Что означает каждый цвет? (Ответы детей)
Дети:
1. Флаг бывает разный, но мне всего милей
Бело-сине-красный флаг родины моей.
2. Что за радуга на небе? Красный, синий, белый цвет?
Это флаг моей России прекрасней флага в мире нет.
3. Снизу красный-цвет побед в середине- синий
Это цвет великих рек, что текут в России!
4. Ну, а сверху- белый цвет это всякий знает
Что душевной чистотой Русь гостей встречает.
5. Белый цвет-березка, синий- неба цвет
Воспитатель: - Действительно, на нашем государственном флаге три ярких полосы:
белая, синяя, красная. Каждая полоса несет свой определенный смысл:
Красная - это сила, мощь и победы нашей страны;
Синяя – это синева неба, верность Родине;
Белая – это мир, честность и свобода.
Поэтому его и называют триколор, три цвета, три брата, которых нельзя разделить и победить. Наш флаг называется стягом, трехцветным полотнищем.
Послушайте стихотворение о флаге:
Российский флаг – страны любимой символ!
Сегодня – праздник флага моего!
Пусть все сейчас поверят в эту силу –
Под флагом не боятся ничего!
Солдаты с этим флагом наступают,
И при победе громкое «Ура!»
Звучит, и флаг России поднимают!
Наш стяг великий чествовать пора!
С Днем флага всю Россию поздравляю,
И лучшего хочу вам пожелать:
Чтоб жили вы,
Отчизну уважая,
Свой дом, семью, своих отца и мать!
Флаги многих государств похожи между собой. Посмотрите внимательно на картинки. Здесь изображены флаги разных государств. Найдите, какие флаги похожи на наш триколор.
Дети выбирают картинки с изображением похожих флагов.
Воспитатель: - Где мы можем увидеть флаги?
Дети: - На параде, на празднике, на спортивных соревнованиях.
Воспитатель: - Вы правы! Посмотрите на экран.
Презентация "Флаг России"
Слайд 1.
Флаг символизирует нашу Родину. Он развевается над зданием правительства в каждом городе, и конечно же, над Кремлем в Москве.
Слайд 2-3.
Флаги вывешиваются во время праздников, люди несут их в руках во время демонстраций, военные несут флаги во время парада.
Слайд 4.
Спортсмены выносят флаги во время крупных соревнований (например, во время Олимпийских игр), а когда спортсмены одерживают победу, в честь их страны торжественно поднимают флаг.
Слайд 5.
Флаг нарисован на каждом самолете.
Слайд 6.
Флаг есть на каждом корабле.
Воспитатель: - У нас с вами тоже есть флажки. Возьмите их в руки, и мы с вами немного отдохнем.
Дети берут по два флажка и выполняют упражнения
Физминутка
Вышли дети на парад.
Друг за другом встали в ряд. Маршируют, высоко поднимая колени
Как красиво все шагают.
Дружно ноги поднимают.
Руки вверх поднимем. Поднимают флажки вверх
Руки вниз опустим. Опускают флажки вниз
В стороны, помашем, Руки - в стороны
На пояс – и попляшем. Руки на пояс, пружинка
Покажи мне свой флажок! Руки вперед
Спрячь-ка за спину, дружок! Руки за спину
Дети садятся на свои места
Воспитатель:
- Посмотрите повнимательней на флаг. Что вы еще видите на нем?
Дети:
-На флаге изображен герб нашей страны, орел с двумя головами его так и называют
двуглавый орел
Воспитатель:
-Правильно!
Ребята, а вы знаете историю возникновения на гербе двуглавого орла?
Дети: - Нет
Воспитатель:- Сейчас я Вам расскажу притчу его возникновения:
Однажды – это было давним – давно. На большой поляне собрались звери и птицы, которые живут в российских лесах, стали они думать и решать, кому из них быть на гербе России. Первой выскочила попрыгунья белка,«посмотрите какой у меня красивый и пушистый хвост. Мы белки живём почти во всех лесах этой страны. Мне и быть на гербе». Звери и птицы засмеялись – да что ты, белочка ты такая маленькая, а Россия такая большая, куда уж тебе. Тут вперед вышел огромный бурый медведь «мне - то вы не скажете, что я ростом невелик, я сильный и могучий, как сама Россия. Мне и быть на гербе. Звери уже готовы были согласиться с медведем, но вдруг заговорила мудрая сова. Вы медведи на земле живете и кроме своего леса ничего не видите, а мы птицы высоко в небе летаем, с высоты всю страну видим и леса, и моря, и степи. Есть у нас орел с двумя головами. Орёл с двумя головами самый умный, самый сильный. Летает выше облаков и может смотреть сразу в две стороны: налево и направо. Он всегда знает, что в разных концах страны делается. Вот кому надо быть на гербе. Все звери и птицы согласились с мудрой совой, и сразу с неба спустился прекрасный двуглавый орел, а его изображение появилось на гербе.
Ребята, посмотрите, одной головой орел смотрит на запад, а другой на восток. Как вы думаете, для чего?
Дети:
-Наша страна мирная, она не желает войны. Поэтому орел смотрит, чтобы никакой враг не смог напасть на нашу страну.
Воспитатель: - Кроме двуглавого орла на гербе изображен воин на белом коне и страшный дракон, которого воин поражает своим копьем. Этого война зовут Георгий Победоносец. Георгий Победоносец защищает нашу страну от всякого зла, и Россия всегда побеждает всех «врагов». Государственный Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Ребенок читает стихотворение
У России величавый
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
(В. Степанов)
Воспитатель:
- Про российский флаг написано не только много стихов, но и песен. И пока вы их будите, слушать я предлагаю вам сделать аппликацию нашего российского флага из готовых полосок белого, синего и красного цветов.
Дети делают аппликацию.
Молодцы, ребята! Какие нарядные красивые флажки у вас получились. Теперь вы можете показать их своим родителям, бабушкам и дедушкам и рассказать всё то, что сегодня узнали на занятии.
Рефлексия.
Ребята вспомним:
Какой праздник празднуют 22 августа?
Какие цвета нашего флага? Что они обозначают?
Что такое полотнище и древко?
А теперь, ребята, возьмите свои флажки и если:
- вам всё понравилось, у вас все получилось, было интересно на занятии, то поднимите свой флажок,
- если вы немного устали и у вас что-то не получилось, то опустите флажок.
Итог.
Как здорово, что все ваши флажки подняты. Я очень рада, что у вас все получилось.
Вы – маленькие россияне. Вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких. Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнемся и дружно скажем:
«Если дружба велика – будет Родина крепка!»
Наше занятие подходит к концу. Все работали очень хорошо. Молодцы!
Всем спасибо. До свидания!
Литература:
1.https://vk.com/video-213802465_456239239?list=11c7b9b4210bc183c5
- https://vk.com/video-213802465_456239235
- .Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
- Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. – М,: АРКТИ, 2003.
- Романовский В.К. Символы российской государственности. М., 2002.
- Соболева Н.А. Российская государственная символика: История и современность. М., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе Познание (формирование целостной картины мира) на тему: «Город в котором я живу»
Познание (формирование целостной картины мира) на тему: «Город в котором я живу»...
План-конспект открытого занятия по реализации ОО "Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира" Эксперимент "Волшебные свойства воздуха" для детей старшей группы.
План - конспект открытого занятия по реализации ОО "Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира" Эксперимент "Волшебные свойства воздуха" для детей старшей группы.Цели: Формиров...
Конспект организованной образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» (Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора)
Тема беседы : "Природные явления"...
Конспект непрерывной образовательной деятельности со старшими дошкольниками по формированию целостной картины мира по теме: "МОЯ СЕМЬЯ"
Формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг-друга и заботятся друг о друге....
Конспект организации и проведения ОД по познавательному развитию – формирование целостной картины мира Тема: «8 Марта — Международный женский день! »
Цель: расширять представления детей о весеннем празднике- 8 Марта!Задачи:· Образовательная: познакомить детей с историей праздника – 8 Марта...
Сценарий НОД по образовательной области «Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира» для детей 6-7 летнего возраста Тема: «Зимующие птицы»
Сценарий НОД по образовательной области "Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира" для детей 6-7 летнего возраста тема "Зимующие птицы"Активизация и закрепление...
Конспект организованной образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) для детей 5-6 лет тема: «ДЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФЛАГА РОССИИ»
Цель: формирование у детей патриотических чувств и любви к Родине и родному краю, чувство гордости за свой народ и уважение к его традициям, воспитание уважительного отношения к государствен...