Конспект организованной образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) для детей 5-6 лет тема: «ДЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФЛАГА РОССИИ»
план-конспект занятия (старшая группа)

Давыдова Светлана Алексеевна

Цель: формирование у детей патриотических чувств и любви к Родине и родному краю, чувство гордости за свой народ и уважение к его традициям, воспитание уважительного отношения к государственным символам России

Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с государственным флагом России (история появления, цветовое решение, расположение полос);

 - формировать представление о значении государственного флага РФ;

- уточнить представление детей о России как о государстве, в котором они живут.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к историческому наследию России;

- развивать память, коммуникативные навыки, творческое воображение

Воспитательные:
- воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свою страну - Россию.

- формировать уважительное отношения к государству и государственной символике.
Материалы и оборудование:

1.Технические средства обучения: аудиозаписи, проектор, ноутбук, фонограмма гимна, слайды о государственных символах России.

2. Учебно-наглядные пособия: российский флаг, карта России, карточки с изображением различных стягов (по количеству детей), флажки (по два на каждого ребенка).

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, двигательная, коммуникативная. Методы и приемы:

1. Наглядный - использование пособий, демонстрация презентации.

2. Словесный – беседа, поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу.

 3. Игровой - создание игровой мотивации, сюрпризный момент, игры «Продолжи предложение», « Найди правильный стяг», «Какие флаги похожи на наш триколор»

4. Практический:- выполнение заданий, аппликация
Предварительная работа: чтение стихов и рассказов о России, рассматривание иллюстраций; индивидуальная работа: разучивание стихотворения Т.Боковой "Родина"

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

 

Ход образовательной деятельности:

 

Организационный момент.

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята!

Дети: - Здравствуйте!

Воспитатель: - Ребята, возьмемся за руки и  поприветствуем, друг друга!  ( Дети строятся кругом).

«Я, ты, он, она - Вместе дружная семья

Улыбнись соседу справа! Улыбнись соседу слева!

Я, ты, он, она - Вместе дружная семья

Обними соседа справа! Обними соседа слева!

Я, ты, он, она - Вместе дружная семья

Дружно будем заниматься. И успехов добиваться!»

 (Стук в дверь, воспитатель открывает дверь, за ней стоит почтальон и протягивает письмо. На конверте написано: «Для детей группы «Яблонька» детский сад «Звездочка».)

 

Воспитатель: - Ребята, нам пришло письмо. Хотите узнать, от кого письмо и что же нам написали?

Дети: - Да, давайте посмотрим,

Воспитатель:

- Ребята, нас с вами поздравляют дети старшей группы детского сада « Колосок» с государственным праздником, а с каким  вы узнаете, если отгадаете  загадку:

  • У него названий много:

                            Триколор, трёхцветный стяг,

                            С ветром гонит прочь тревоги

                            Бело-сине-красный ... (флаг).

  • На парад когда идём,

                            То его с собой берём.

                            Без него нельзя никак,

                            Это наш, Российский …(флаг).

Дети: - Флаг

Воспитатель: - Правильно это флаг. Сегодня 22 августа мы отмечаем праздник, который носит название «День Российского флага»

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, в какой стране мы живем?

Дети: - В России.

Воспитатель: - Правильно, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А как можно назвать всех нас - жителей России?

Дети: - Россияне


Воспитатель:
- Россия – это страна, это наша Родина.

- Обратите внимание на карту нашей страны. Какая она?

(Дети рассматривают  политическую карту мира. Воспитатель  указкой очерчивает контур РФ)

 

Воспитатель: - Посмотрите, какая огромная наша страна. Сколько в ней городов, сел, рек, озер, морей, лесов. И это всё наша Родина!

- А как вы думаете, ребята, что такое Родина?

Дети: - Это родная земля, место, где человек родился.


Воспитатель: - Верно.

Родина - это место, где ты родился. Но человек не всегда остается в том месте, где родился, поэтому Родина - это твой город,  село, дом, в котором ты живешь, твой двор, улица, детский сад, школа. Это - твоя страна, а что вы знаете о нашей стране? (ответы детей)

 А сейчас проверим ваши знания. Игра «Продолжи предложение»
Наша страна называется…  Россия.
Граждане России называются…  россияне.
Столица России – город…  Москва.
Кто президент в России… Путин.
Кто выбирает президента… российский народ.
Какой документ имеет гражданин России…  паспорт.
В каком документе записаны права гражданина России… конституция РФ.
Что должен делать гражданин, живя в российском государстве… соблюдать права и обязанности  гражданина России.

Какие вы знаете символы России?

 Дети: - Флаг, гимн, герб.

Воспитатель: - Есть мелодия одна, ей подвластна вся страна.

 Гражданин, отбросив все, стоя слушает ее.

Дети: - Гимн.

Воспитатель: - Гимн – это торжественная песня. Его  исполняют во время самых торжественных случаев. Гимн России очень красивый и величественный. Автор стихов гимна С. Михалков, музыку написала А. Александрова.
Воспитатель: - Чему посвящён гимн? (ответы детей).

Гимн посвящён нашей стране, её бескрайним просторам, прекрасным отважным людям, великой истории, в гимне поётся о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине. Каждый гражданин России должен знать слова гимна. Ребята, а почему нужно слушать стоя и не разговаривать? (ответы детей)

Государственный  гимн – торжественное музыкально-поэтическое произведение. Под музыку и слова гимна, под расправленным Государственным флагом России ученым и спортсменам вручают награды, молодые воины принимают присягу. Во время торжественного исполнения гимна его слушают стоя.

Воспитатель:- Мы с вами тоже являемся гражданами нашей страны. Давайте и мы сейчас встанем и послушаем гимн России.


Звучит гимн, дети встают

После гимна дети садятся на свои места.

Воспитатель показывает детям флаг

Воспитатель:  - Скажите, что у меня в руках?

 Дети: - Флаг.

 

 Воспитатель: - А вы знаете, откуда появился флаг?

Дети:- Нет

Воспитатель: -  Я хочу вам рассказать немного об его истории.

Флаг нашей страны имеет свою историю. В старину наши предки использовали в качестве флага шест с привязанным на конце пучком травы, веток или покрашенный яркой краской хвост коня. И это сооружение называлось стягом. Его главным назначением было собрать,

т. е. «стянуть» всех воинов для защиты от врага. Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин прикреплялся к древку, а над ним возвышалось наведшие, сделанное из железа и называемое острожником. Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них нашивали

или рисовали красками изображения святых, т. е. «знамения». Отсюда и появилось слово знамя.

Игра "Найди правильный стяг"

Дети делятся на три команды. Каждая команда получает карточки с изображениями различных стягов. Воспитатель поднимает вверх большую карточку с изображением стяга. Задача детей:  найти у себя карточку с изображением такого же стяга.

 

Воспитатель: -  Внимательно рассмотрите наш флаг.

- Сколько цветов на нашем флаге?

- В какой последовательности расположены цвета?

- Что означает каждый цвет? (Ответы детей)

Дети:

1. Флаг бывает разный, но мне всего милей

     Бело-сине-красный флаг родины моей.

2.  Что за радуга на небе? Красный, синий, белый цвет?

     Это флаг моей России прекрасней флага в мире нет.

3.  Снизу красный-цвет побед в середине- синий

     Это цвет великих рек, что текут в России!

4.  Ну, а сверху- белый цвет это всякий знает

      Что душевной чистотой Русь гостей встречает.

5.   Белый цвет-березка, синий- неба цвет

Воспитатель: - Действительно, на нашем государственном флаге три ярких полосы:

белая, синяя, красная. Каждая полоса несет свой определенный смысл:

Красная  - это сила, мощь и победы нашей страны;

Синяя – это синева неба, верность Родине;

Белая – это мир, честность и свобода.

Поэтому его и называют триколор, три цвета, три брата, которых нельзя разделить и победить. Наш флаг называется стягом, трехцветным полотнищем.

Послушайте стихотворение о флаге:

Российский флаг – страны любимой символ!

Сегодня – праздник флага моего!

Пусть все сейчас поверят в эту силу –

Под флагом не боятся ничего!

Солдаты с этим флагом наступают,

И при победе громкое «Ура!»

Звучит, и флаг России поднимают!

Наш стяг великий чествовать пора!

С Днем флага всю Россию поздравляю,

И лучшего хочу вам пожелать:

Чтоб жили вы,

 Отчизну уважая,

Свой дом, семью, своих отца и мать!

Флаги многих государств похожи между собой. Посмотрите внимательно на картинки. Здесь изображены флаги разных государств. Найдите, какие флаги похожи на наш триколор.

Дети выбирают картинки с изображением похожих флагов.

Воспитатель: - Где мы можем увидеть флаги?

Дети: - На параде, на празднике, на спортивных соревнованиях.

Воспитатель: - Вы правы!  Посмотрите на экран.

Презентация "Флаг России"

Слайд 1.

Флаг символизирует нашу Родину. Он развевается над зданием правительства в каждом городе, и конечно же, над Кремлем в Москве.

 

Слайд 2-3.

Флаги вывешиваются во время праздников, люди несут их в руках во время демонстраций, военные несут флаги во время парада.

 

Слайд 4.

Спортсмены выносят флаги во время крупных соревнований (например, во время Олимпийских игр), а когда спортсмены одерживают победу, в честь их страны торжественно поднимают флаг.

 

Слайд 5.

Флаг нарисован на каждом самолете.

Слайд 6.

Флаг есть на каждом корабле.


Воспитатель: - У нас с вами тоже есть флажки. Возьмите их в руки, и мы с вами немного отдохнем.
Дети берут по два флажка и выполняют упражнения

Физминутка

 

Вышли дети на парад.  

Друг за другом встали в ряд.  Маршируют, высоко поднимая колени

Как красиво все шагают.

Дружно ноги поднимают.

 

Руки вверх поднимем.                   Поднимают флажки вверх

 

Руки вниз опустим.                             Опускают флажки вниз

В стороны, помашем,                        Руки - в стороны

На пояс – и попляшем.                      Руки на пояс, пружинка

Покажи мне свой флажок!               Руки вперед

Спрячь-ка за спину, дружок!           Руки за спину

 

 

Дети садятся на свои места

Воспитатель:

- Посмотрите повнимательней на флаг. Что вы еще видите на нем?

 Дети:

-На флаге изображен герб нашей страны, орел с двумя головами его так и называют

двуглавый орел

Воспитатель:

-Правильно!

Ребята, а вы  знаете историю возникновения на гербе двуглавого орла?

Дети: - Нет

Воспитатель:- Сейчас я Вам расскажу притчу его возникновения:

Однажды – это было давним – давно. На большой поляне собрались звери и птицы, которые живут в российских лесах, стали они думать и решать, кому  из них быть на гербе России. Первой выскочила попрыгунья белка,«посмотрите какой у меня красивый и пушистый хвост. Мы белки живём почти во всех лесах этой страны. Мне и быть на гербе». Звери и птицы засмеялись – да что ты, белочка ты такая маленькая, а Россия такая большая, куда уж тебе. Тут вперед вышел огромный бурый медведь «мне  - то вы не скажете, что я ростом невелик, я сильный и могучий, как сама Россия. Мне и быть на гербе. Звери уже готовы были согласиться с медведем, но вдруг заговорила мудрая сова. Вы медведи на земле живете и кроме своего леса ничего не видите, а мы птицы высоко в небе летаем, с высоты всю страну видим и леса, и моря, и степи. Есть у нас орел с двумя головами. Орёл с двумя головами самый умный, самый сильный. Летает выше облаков и может смотреть сразу в две стороны: налево и направо. Он всегда знает, что в разных концах страны делается. Вот кому надо быть на гербе. Все звери и птицы согласились с мудрой совой, и сразу с неба спустился прекрасный двуглавый орел, а его изображение появилось на гербе. 

Ребята, посмотрите, одной головой орел смотрит  на запад, а другой на восток. Как вы думаете, для чего?

Дети:

-Наша страна мирная, она не желает войны. Поэтому орел смотрит, чтобы никакой враг не смог напасть на нашу страну.

Воспитатель: - Кроме двуглавого орла на гербе изображен воин на белом коне и страшный дракон, которого воин поражает своим копьем. Этого война зовут Георгий Победоносец. Георгий Победоносец защищает нашу страну от всякого зла, и Россия всегда побеждает всех «врагов». Государственный Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. 

Ребенок читает стихотворение

У России величавый
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.

(В. Степанов)

Воспитатель:

- Про российский флаг написано не только много стихов, но и песен. И пока вы их будите, слушать я предлагаю вам сделать аппликацию нашего российского флага из готовых полосок белого, синего и красного цветов.

Дети делают аппликацию.

 

Молодцы, ребята! Какие нарядные красивые флажки у вас получились.  Теперь вы можете показать их своим родителям, бабушкам и дедушкам и рассказать всё то, что сегодня узнали на занятии.

Рефлексия.

Ребята  вспомним:

Какой праздник празднуют 22 августа?

Какие цвета нашего флага? Что они обозначают?

Что такое полотнище и древко?

А теперь, ребята, возьмите свои флажки и если:

- вам всё понравилось, у вас все получилось, было интересно на занятии, то поднимите свой флажок,

- если вы немного устали и у вас что-то не получилось, то опустите флажок.

 

Итог.

Как здорово, что все ваши флажки подняты. Я очень рада, что у вас все получилось.

Вы – маленькие россияне. Вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких. Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнемся и дружно скажем:

«Если дружба велика – будет Родина крепка!»

Наше занятие подходит к концу. Все работали очень хорошо. Молодцы!

Всем спасибо. До свидания!

 

Литература:

              1.https://vk.com/video-213802465_456239239?list=11c7b9b4210bc183c5

  1. https://vk.com/video-213802465_456239235
  2. .Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
  3. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. – М,: АРКТИ, 2003.
  4. Романовский В.К. Символы российской государственности. М., 2002.
  5. Соболева Н.А. Российская государственная символика: История и современность. М., 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого занятия по реализации ОО "Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира" Эксперимент "Волшебные свойства воздуха" для детей старшей группы.

План - конспект открытого  занятия по реализации ОО "Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира" Эксперимент "Волшебные свойства воздуха" для детей старшей группы.Цели: Формиров...

Конспект организации и проведения ОД по познавательному развитию – формирование целостной картины мира Тема: «8 Марта — Международный женский день! »

Цель: расширять представления детей о весеннем празднике- 8 Марта!Задачи:·       Образовательная: познакомить детей с историей праздника – 8 Марта...

Сценарий НОД по образовательной области «Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира» для детей 6-7 летнего возраста Тема: «Зимующие птицы»

Сценарий НОД по образовательной области "Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира" для детей 6-7 летнего возраста тема "Зимующие птицы"Активизация и закрепление...

Конспект организованной образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) для детей 5-6 лет тема: «ДЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФЛАГА РОССИИ»

Давыдова Светлана АлексеевнаВоспитательМАДОУ детский сад « Звездочка»Село Тоцкое Второе Оренбургская областьalekcsvet096@mail. ru Конспект организованной образовательной деятельности ...

Организованная образовательная деятельность для детей первой младшей группы Познавательное развитие формирование целостной картины мира Спички детям не игрушки!

Организованная образовательная деятельностьдля детей первой  младшей группыПознавательное развитие: формирование целостной картины мираСпички детям не игрушки!...