ООД Познавательно - исследовательская деятельность в средней группе "Секреты песка"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
Формирование представления детей о происхождении, составе, свойствах песка через опытно-исследовательскую
деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_v_sredney_gruppe_sekrety_peska.docx | 22.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД в средней группе
Тема: «Секреты песка»
1. Образовательная область:
- Познавательное развитие
Интеграции образовательных областей:
- «Физическое развитие» - двигательная деятельность
- «Социально-коммуникативное развитие» - игровая деятельность
- «Речевое развитие» - развитие диалогической формы речи
- «Художественно-эстетическое развитие» - музыкально-художественная деятельность
2. Раздел: «ФЦКМ»
Проектировочный компонент:
Цель: Формирование представления детей о происхождении, составе, свойствах песка через опытно-исследовательскую деятельность.
Программные задачи:
1. Образовательная задача: создать условия для формирования познавательных действий у детей при знакомстве с составом и свойствами песка: песчинки, сухой-мокрый; поддерживать стремление детей активно вступать в диалог, высказывать своё мнение, делать простые выводы. Формировать опыт соблюдения правил безопасного поведения в процессе экспериментирования.
2. Развивающая задача: стимулировать развитие мышления, любознательности и познавательной мотивации, способности анализировать, сравнивать, делать простейшие обобщения; создать условия для развития мелкой моторики; способствовать развитию самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции действий; развитие умения понимать речь взрослого и активно реагировать на неё.
3. Воспитывающая задача: воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение сверстников; воспитывать аккуратность при работе с песком; создавать условия радостного эмоционального настроя у детей при общении с педагогом и детьми.
4. Оздоровительная задача: развивать двигательную активность детей в процессе смены деятельности.
Обогащение словаря:
Методы и приёмы: исследовательский, словесный, наглядный, игровой.
Мультимедия – представление объектов с помощью анимации, звука.
Интерактивность – взаимодействие ребёнка и экрана проектора.
Предварительная работа: чтение рассказов, сказок познавательного характера. Просмотр мультфильма, разучивание стихов по подбору воспитателя, беседа по стихотворению, наблюдения на прогулке за песком на участке и в песочнице.
Материалы: формочки для песка, лопатки или маленькие ложки, тарелки глубокие, стаканчики с песком, бумага и камни, лейки с водой, лупы.
Организационный компонент
НОД составлена в соответствии с СанПином. Учтено время занятия в соответствии с возрастными особенностями детей 4 – 5 лет (20 мин.), оборудование соответствует возрасту детей, выполнена влажная уборка помещения, расстояние детей от экрана проектора до детей в соответствии с нормами, освещение искусственное.
Мотивационный компонент:
Побуждение детей к деятельности: воспитатель приносит игрушки для игр в песочнице в группу.
Ход НОД:
Ребята сидят в группе, воспитатель вносит ведерко с формочками и лопаткой
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня в руках (ответы детей) Для чего они нужны? (ответы детей) Где нам взять песок, чтобы поиграть с формочками? (ответы детей). А давайте вместе узнаем откуда берется песок, какой он бывает и сможем ли мы сами сделать его у нас в группе и поиграть с ним?
Дети – Да
Воспитатель: Для этого нам нужно отправится в исследовательскую лабораторию - это то место, где люди, ученые, изучают разные предметы.
А наблюдать за нашей работой будут самые настоящие научные эксперты. Давайте с ними поздороваемся!
Дети здороваются.
В: Прежде, чем зайти в лабораторию, нам нужно вспомнить правила поведения с песком в лаборатории.
Это очень познавательно! И очень важно.
Слушайте внимательно!
1. Что бы опыт был наш в прок,
В рот мы не берем песок!
2. Рассыпать песок не нужно!
Опыты проводим дружно!
3. Будем очень аккуратны,
Как настоящие лаборанты!
4. Перед началом нужно потрудиться
В униформу облачиться! (фартуки)
5. Старшим лаборантом буду я,
А вы, мои помощники, друзья!
В: Все оделись, молодцы! Проходим в лабораторию к первому столу.
- Мы с вами хотим узнать, откуда же на самом деле появился песок?!
Я знаю историю (показ видео фрагмента как появляется песок из горных пород)……… Давайте проверим, правда ли можно получить песок из камней?
Опыт №1
Перед вами на тарелке лежат 2 камня, возьмите их в руки и потрите между собой. Посмотрите, что у вас появилось на тарелке! (ответы детей - песок)
В: Правильно, получился песок!
В: Давайте сделаем вывод: песок появляется от разрушения камня.
Опыт №2
Ребята, для того чтобы лучше рассмотреть песок в тарелочке, нам нужен специальный увеличительный прибор – лупа. Возьмите их в руки и посмотрите на песок, который у вас получился. Дети рассматривают песок.
Что вы видите? Ответы детей.
В: Из чего состоит песок? Ответы детей.
В: Как выглядят песчинки? Ответы детей
В: Они похожи одна на другую? Ответы детей.
В: Чем похожи? Чем отличаются? Ответы детей.
Вывод: Ребята, давайте сделаем вывод: Песок состоит из песчинок разных по размеру, цвету и форме.
В: Уважаемые исследователи, нам осталось с вами разгадать последние секреты песка.
Подходите ко мне (Физминутка)
«Словно дружные песчинки
Мы потянем наши спинки.
Наклонились вправо, влево.
Ручками помашем смело!
Ножки тоже разомнем
Приседаем и встаем.
Вдруг, подует ветерок!
И закружится песок!»
Молодцы, отдохнули!
В: Уважаемые исследователи, подходите к столу номер два. Садитесь на стульчики.
В: И так, перед вами на столе глубокая тарелка с песком, воронка, ложка и стаканчик с водой.
В: Возьмите, пожалуйста воронку в левую руку, держите ее над тарелкой, а ложку в правую. Зачерпните песок в ложку и попробуйте его просыпать через воронку в тарелку.
Дети выполняют.
В: Что происходит? Ответы детей
В: Как вы думаете почему песок сыпется?
Ответы детей.
В: Значит мы какой вывод можем сделать?
Ответы детей. Песок сыпучий, сухой (а давайте попробуем сделать куличик из наших формочек) не лепится! Вывод: песок сыпучий, потому что сухой.
В: Теперь давайте возьмем стакан и аккуратно, чтобы не пролить воду польем песок в тарелке.
В: Молодцы. Теперь ложечкой перемешаем. Отлично.
В: Скажите, что произошло с песком?
Ответы детей он стал мокрый.
В: почему он стал мокрый?
Ответы детей Мы его полили водой.
В: А где же вода? Куда она делась?
Ответы детей песок воду впитал в себя.
В: Давайте попробуем просыпать его через воронку.
В: Сыпется?
Ответы детей нет!
В: Почему нет (не очень?)
Ответы детей
В: Потому что, он стал мокрый, вязкий, липкий.
В: Значит какой вывод мы можем сделать:
Ответы детей песок впитал в себя воду, от воды песчинки склеились и песок стал липким и вязким и совсем не сыпучим.
В: А что можно сделать из мокрого песка?
Ответы детей -куличик.
В: Ну, что ж дорогие мои исследователи, мы с вами сегодня узнали много интересных секретов песка и смогли поиграть с ним в группе. Давайте вспомним, какие это секреты?
И так, мы узнали, что: (воспитатель показывает картинки)
Ответы детей
1. Песок - это частички разрушенных камней.
2. Песок состоит из песчинок. Песчинки имеют разный цвет, форму и размер.
3. Сухой песок сыпучий, а мокрый – (липкий)
4. Что случается с водой, когда она попадает в песок? (впитывается)
В: Ребята, вам понравилось в лаборатории? А что больше всего вам запомнилось?
В: Какой опыт был самым сложным (легким)?
В: Давайте поблагодарим научных экспертов за то, что пришли на нас посмотреть и попрощаемся с ними.
В: Мне нужна ваша помощь, чтобы навести порядок в лаборатории (свободная деятельность с воспитателем)
Итог проводится в течение дня…. (сидя на ковре, в свободной обстановке)
Рефлексивный компонент
(самоанализ педагогом ООД)
Работа педагога:
Задачи поставленные раскрыты,
использовала методы (какие?) (словесные, наглядные, практические)
- Оценка собственных действий
Что заметили при проведении занятия? Может что-то бы изменили, поменяли местами и т.д.
- Конкретизировать пути совершенствования своего педагогического мастерства в аспекте сохранения здоровья детей.
Работа с детьми:
Дети были активны, им понравился результат….
У детей сформированы:
- представление о происхождение песка
- представления о свойствах песка
- создали условия для познавательной активность детей;
- закрепили навыки и умения исследовательской деятельности;
- проявлен интерес к совместной деятельности и коллективному
взаимодействию в процессе трудовой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно - исследовательская деятельность «Знакомим Буратино с песком»
Познаватено - исследовательская деятельность с детьми средней группы...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Чудеса на песке»
Цель: формировать представление о свойствах песка. Задачи:- расширять представление о песке, изучить свойства и качества песка по внешнему виду и на ощупь.- закреплять правила безопасно...
Методическая разработка . "Конспект ООД познавательно-исследовательская деятельность Тема: "Песок- свойство песка, цвет, форма."
ТЕМА: Песок- свойство песка, цвет, форма....
Самоанализ образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности «Знакомство со свойствами песка и глины» (подготовительная группа)
Мы пришли к выводу, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. Детское экспериментирование оказывает положительное влияние ...
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности: "Знакомство со свойствами песка"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23376280","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе "Помощь Курочке" (технология исследовательской деятльности)
Тема: «Помощь Курочке» Возрастная группа: дети 4-5 лет.Цель: создание условий для вызова интереса детей к познавательно-исследовательской деятельности.Задачи:Образовательная:...
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе на тему: «Свойства песка»
Проведение опытов на изучение свойств песка....