ООД Познавательно - исследовательская деятельность в средней группе "Секреты песка"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Виноградчая Елена Григорьевна

Формирование представления детей о происхождении, составе, свойствах песка через опытно-исследовательскую

деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_v_sredney_gruppe_sekrety_peska.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД в средней группе

Тема: «Секреты песка»

1. Образовательная область:

  • Познавательное развитие

Интеграции образовательных областей:

  • «Физическое развитие» - двигательная деятельность
  • «Социально-коммуникативное развитие» - игровая деятельность
  •  «Речевое развитие» - развитие диалогической формы речи
  • «Художественно-эстетическое развитие» - музыкально-художественная деятельность

2. Раздел: «ФЦКМ»

Проектировочный компонент:

Цель: Формирование представления детей о происхождении, составе, свойствах песка через опытно-исследовательскую деятельность.

Программные задачи:

1. Образовательная задача: создать условия для формирования познавательных действий у детей при знакомстве с составом и свойствами песка: песчинки, сухой-мокрый; поддерживать стремление детей активно вступать в диалог, высказывать своё мнение, делать простые выводы. Формировать опыт соблюдения правил безопасного поведения в процессе экспериментирования.

2. Развивающая задача: стимулировать развитие мышления, любознательности и познавательной мотивации, способности анализировать, сравнивать, делать простейшие обобщения; создать условия для развития мелкой моторики; способствовать развитию самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции действий; развитие умения понимать речь взрослого и активно реагировать на неё.

3. Воспитывающая задача: воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение сверстников; воспитывать аккуратность при работе с песком; создавать условия радостного эмоционального настроя у детей при общении с педагогом и детьми.

4. Оздоровительная задача: развивать двигательную активность детей в процессе смены деятельности.

    Обогащение словаря: 

Методы и приёмы: исследовательский, словесный, наглядный, игровой.

Мультимедия – представление объектов с помощью анимации, звука.

Интерактивность – взаимодействие ребёнка и экрана проектора.

Предварительная работа: чтение рассказов, сказок познавательного характераПросмотр мультфильма, разучивание стихов по подбору воспитателя, беседа по стихотворению, наблюдения на прогулке за песком на участке и в песочнице.

Материалы: формочки для песка, лопатки или маленькие ложки, тарелки глубокие, стаканчики с песком, бумага и камни, лейки с водой, лупы.

Организационный компонент

НОД составлена в соответствии с СанПином. Учтено время занятия в соответствии с возрастными особенностями детей 4 – 5 лет (20 мин.), оборудование соответствует возрасту детей, выполнена влажная уборка помещения, расстояние детей от экрана проектора до детей в соответствии с нормами, освещение искусственное.

Мотивационный компонент:

Побуждение детей к деятельности: воспитатель приносит игрушки для игр в песочнице в группу.

Ход НОД:

Ребята сидят в группе, воспитатель вносит ведерко с формочками и лопаткой

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня в руках (ответы детей) Для чего они нужны? (ответы детей) Где нам взять песок, чтобы поиграть с формочками? (ответы детей). А давайте вместе узнаем откуда берется песок, какой он бывает и сможем ли мы сами сделать его у нас в группе и поиграть с ним?

Дети – Да

Воспитатель: Для этого нам нужно отправится в исследовательскую лабораторию - это то место, где люди, ученые, изучают разные предметы.

А наблюдать за нашей работой будут самые настоящие научные эксперты. Давайте с ними поздороваемся!

Дети здороваются.

В: Прежде, чем зайти в лабораторию, нам нужно вспомнить правила поведения с песком в лаборатории.

Это очень познавательно! И очень важно.

Слушайте внимательно!

1. Что бы опыт был наш в прок,

В рот мы не берем песок!

2. Рассыпать песок не нужно!

Опыты проводим дружно!

3. Будем очень аккуратны,

Как настоящие лаборанты!

4. Перед началом нужно потрудиться

В униформу облачиться! (фартуки)

5. Старшим лаборантом буду я,

А вы, мои помощники, друзья!

В: Все оделись, молодцы! Проходим в лабораторию к первому столу.

- Мы с вами хотим узнать, откуда же на самом деле появился песок?!

Я знаю историю (показ видео фрагмента как появляется песок из горных пород)……… Давайте проверим, правда ли можно получить песок из камней?

Опыт №1

Перед вами на тарелке лежат 2 камня, возьмите их в руки и потрите между собой. Посмотрите, что у вас появилось на тарелке! (ответы детей - песок)

В: Правильно, получился песок!

В: Давайте сделаем вывод: песок появляется от разрушения камня.

Опыт №2

Ребята, для того чтобы лучше рассмотреть песок в тарелочке, нам нужен специальный увеличительный прибор – лупа. Возьмите их в руки и посмотрите на песок, который у вас получился. Дети рассматривают песок.

Что вы видите? Ответы детей.

В: Из чего состоит песок? Ответы детей.

В: Как выглядят песчинки? Ответы детей

В: Они похожи одна на другую? Ответы детей.

В: Чем похожи? Чем отличаются? Ответы детей.

Вывод: Ребята, давайте сделаем вывод: Песок состоит из песчинок разных по размеру, цвету и форме.

В: Уважаемые исследователи, нам осталось с вами разгадать последние секреты песка.

Подходите ко мне (Физминутка)

«Словно дружные песчинки

Мы потянем наши спинки.

Наклонились вправо, влево.

Ручками помашем смело!

Ножки тоже разомнем

Приседаем и встаем.

Вдруг, подует ветерок!

И закружится песок!»

Молодцы, отдохнули!

В: Уважаемые исследователи, подходите к столу номер два. Садитесь на стульчики.

В: И так, перед вами на столе глубокая тарелка с песком, воронка, ложка и стаканчик с водой.

В: Возьмите, пожалуйста воронку в левую руку, держите ее над тарелкой, а ложку в правую. Зачерпните песок в ложку и попробуйте его просыпать через воронку в тарелку.

Дети выполняют.

В: Что происходит? Ответы детей

В: Как вы думаете почему песок сыпется?

Ответы детей.

В: Значит мы какой вывод можем сделать?

Ответы детей. Песок сыпучий, сухой (а давайте попробуем сделать куличик из наших формочек) не лепится! Вывод: песок сыпучий, потому что сухой.

В: Теперь давайте возьмем стакан и аккуратно, чтобы не пролить воду польем песок в тарелке.

В: Молодцы. Теперь ложечкой перемешаем. Отлично.

В: Скажите, что произошло с песком?

Ответы детей он стал мокрый.

В: почему он стал мокрый?

Ответы детей Мы его полили водой.

В: А где же вода? Куда она делась?

Ответы детей песок воду впитал в себя.

В: Давайте попробуем просыпать его через воронку.

В: Сыпется?

Ответы детей нет! 

В: Почему нет (не очень?)

Ответы детей

В: Потому что, он стал мокрый, вязкий, липкий.

В: Значит какой вывод мы можем сделать:

Ответы детей песок впитал в себя воду, от воды песчинки склеились и песок стал липким и вязким и совсем не сыпучим.

В: А что можно сделать из мокрого песка?

Ответы детей -куличик.

В: Ну, что ж дорогие мои исследователи, мы с вами сегодня узнали много интересных секретов песка и смогли поиграть с ним в группе. Давайте вспомним, какие это секреты?

И так, мы узнали, что: (воспитатель показывает картинки)

Ответы детей

1. Песок - это частички разрушенных камней.

2. Песок состоит из песчинок. Песчинки имеют разный цвет, форму и размер.

3. Сухой песок сыпучий, а мокрый – (липкий)

4. Что случается с водой, когда она попадает в песок? (впитывается)

В: Ребята, вам понравилось в лаборатории? А что больше всего вам запомнилось?

В: Какой опыт был самым сложным (легким)?

В: Давайте поблагодарим научных экспертов за то, что пришли на нас посмотреть и попрощаемся с ними.

В: Мне нужна ваша помощь, чтобы навести порядок в лаборатории (свободная деятельность с воспитателем)

Итог проводится в течение дня…. (сидя на ковре, в свободной обстановке)

Рефлексивный компонент

(самоанализ педагогом ООД)

Работа педагога:

Задачи поставленные раскрыты,

использовала методы (какие?) (словесные, наглядные, практические)

- Оценка собственных действий

Что заметили при проведении занятия? Может что-то бы изменили, поменяли местами и т.д.

- Конкретизировать пути совершенствования своего педагогического мастерства в аспекте сохранения здоровья детей.

Работа с детьми:

Дети были активны, им понравился результат….

У детей сформированы:

- представление о происхождение песка

- представления о свойствах песка

- создали условия для познавательной активность детей;

- закрепили навыки и умения исследовательской деятельности;

- проявлен интерес к совместной деятельности и коллективному

взаимодействию в процессе трудовой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательская деятельность «Знакомим Буратино с песком»

Познаватено - исследовательская деятельность с детьми средней группы...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Чудеса на песке»

Цель: формировать представление о свойствах песка. Задачи:- расширять представление о песке, изучить свойства и качества песка по внешнему виду и на ощупь.- закреплять правила безопасно...

Самоанализ образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности «Знакомство со свойствами песка и глины» (подготовительная группа)

   Мы пришли к выводу, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. Детское экспериментирование оказывает положительное влияние ...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе "Помощь Курочке" (технология исследовательской деятльности)

Тема: «Помощь Курочке» Возрастная группа: дети 4-5 лет.Цель: создание условий для вызова интереса детей к познавательно-исследовательской деятельности.Задачи:Образовательная:...