Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе на тему: «Свойства песка»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Наконечная Наталья Евгеньевна

Проведение опытов на изучение свойств песка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svoystva_peska.doc538.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе

на тему: «Свойства песка»

Подготовила:

воспитатель Наконечная Н.Е.

Цель: познакомить детей со свойствами песка

Задачи: развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей путём ознакомления со свойствами песка: сыпучесть, изменения плотности и веса при взаимодействии с песком, способность пропускать воду, учить анализировать, сравнивать, обобщать;

Оборудование и материалы: песок, одноразовые стаканчики, ложечки, деревянные палочки, тарелочки, лупа, бутылочки, баночки с воронками, салфетки, поднос.

Предварительная работа: рассматриваем мелкие игрушки через лупу, раскрашивание раскрасок.

Словарная работа: сыпучий песок, песчинки, песок пропускает воду, лупа.

Ход занятия:

Воспитатель:

Поиграем мы с утра

Заниматься нам пора

Но не лепкой и не чтеньем

Ждёт нас опыт и игра.

Сюрпризный момент. Подъезжает игрушечный грузовик, груженный мешочком.

В: А что за «чудесный мешочек» нам привёз грузовик давайте посмотрим что это. Определите на ощупь, что там находится. Дети щупают мешочек и начинают отгадывать что в мешочке (сахар, песок, соль). Затем воспитатель открывает мешочек и показывает детям, что там песок.

В: Мы сегодня будем с вами проводить опыты с песком, проходите на свои места. С песком нужно работать аккуратно, чтобы он не попал нам ни в рот, ни в глаза.

Опыт 1.

В: Давайте с вами посмотрим, что же такое песок, из чего он состоит? Поставьте перед собой тарелочку. Кончиком ложки наберите чуть-чуть песка и высыпьте её на тарелочку. Дети берут ложечки и насыпают в тарелочки песок.

В: Легко ли сыплется песок?

Д: легко

В: Почему он легко сыплется?

Д: Потому что он сухой, сыпучий.

В: А если бы он был мокрый, он сыпался бы? 

Д: Нет

В: правильно, мокрый песок не сыпется. Вода утяжеляет песок.

В: А теперь возьмите вот такое приспособление, кто знает, как оно называется? Воспитатель показывает лупу.

Д: Это лупа.

В: Правильно, она так называется, потому что увеличивает, а ещё можно назвать увеличительное стекло. Теперь возьмём лупу и внимательно рассмотрим песок. Из чего он состоит? Дети берут лупу и рассматривают песок.

Д: Песок состоит из зёрнышек, камешек.

В: Правильно, эти маленькие камешки называются песчинки, которые не прилипают друг к другу. А как выглядят песчинки?

Д: Они маленькие, разные.

В: Правильно, они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка. Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи, и чем отличаются? (Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчаные зернышки).

Д: Песчинки разной формы и размера, и разного цвета.

Опыт 2

В: А теперь перейдем ко второму опыту. Возьмите два стаканчика с песком. В один стаканчик с песком налейте воды из маленького стаканчика. Какой стал песок? Дети в стакан с песком наливают воды и рассматривают его. Возьмите палочку и воткните её по очереди в стаканчики с мокрым песком и с сухим песком. Представим, что мы сажаем маленькое деревце. В какой песок легче входит палочка в мокрый или сухой?

Д: В сухой песок палочка легко входит, а в мокрый – трудно.

В: Правильно, в мокрый песок, палочку воткнуть трудно. А вот в сухой песок палочка расталкивает песчинки, которые «не держатся друг за друга», и поэтому ее воткнуть легче. Мы ведь уже выяснили, что песок — рыхлый. А мокрый песок становится плотным. Вода связывает мелкие песчинки в песке.

Опыт 3

Наш следующий опыт будет на сравнение. Возьмите в одну руку стакан с мокрым песком, а в другую руку стакан с сухим песком. Какой стаканчик тяжелее, где мокрый песок или где сухой?

Д: Стакан с мокрым песком тяжелее, чем стакан с сухим песком.

В: Правильно, песок стал плотным и тяжелым из-за воды. Мокрый песок всегда тяжелее сухого песка. Убираем стаканы с песком.

Опыт 4.

В: Ребята, как вы думаете, песок может пропускать воду?

Д: Да

В: Давайте это проверим. Дети берут приготовленные баночки с воронками. Внутри воронок бумажные салфетки.

В: Возьмите баночки с воронками. В воронку насыпьте сухой песок из стаканчика, А теперь налейте из бутылочки воду в песок. Что происходит с водой? Дети насыпают песок ложечками в воронку с салфеткой и наливают из бутылочки воду. И наблюдают как через песок просачивается вода.

Д: Вода легко проходит через песок.

В: Да, верно. Песок легко пропускает воду.

Заключительная часть:

В: Ребята, сегодня, при помощи опытов, мы с вами узнали много интересного о песке. Вместе дети с воспитателем подводят итог о свойствах песка:

В: Что мы узнали?

Д: Песок состоит из песчинок;

Сухой песок сыпучий;

Мокрый песок тяжелее сухого;

Песок пропускает воду.

В: Ребята, давайте с вами подумаем и вспомним, для чего нужен песок.

Д: Песок нужен в строительстве.

В: Верно. Из него делают раствор, которым скрепляют кирпичи и камни при постройке зданий.

Д: Песок используется для детских игр;

В: Очень хорошо. Еще песок используется в гололёд, для посыпания дорожек, чтобы не было скользко. В давние времена, когда еще не было других часов, именно песочные часы помогали людям отмерять время. А ещё с песком играют не только дети, но иногда и взрослые. Оказывается, взрослые художники тоже любят рисовать на песке. И мы сейчас с вами тоже попробуем нарисовать на песке как маленькие художники. Возьмите тарелочки, насыпьте в них песок. Разровняйте песок пальчиками, а затем пальчиками нарисуйте весеннее солнышко, чтобы оно нам ярче светило, скорее растопил наш снег и мы с вами пошли гулять на наш участок и играть в песочницу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе Тема: «Свойства и признаки воды»

Непосредственная образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста в форме экспериментирования....

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Свойства воды»

Предлагаю Вашему вниманию конпект занятия по опытно-экспериментальной деятельности, в котором дети с удовольствием принимали участие....

Непосредственная образовательная деятельность в средней группе Тема: «Свойства воздуха»

Цель: формирование представлений о воздухе и его свойствах.Обучающие задачи:• Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.• Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах....

Конспект открытого занятия непосредственно образовательной деятельности в средней группе тема: " Одежда". Окружающий мир с элементами исследовательской деятельности.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе тема: " Одежда".Окружающий мир с элементами исследовательской деятельности....

Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе. Тема: «Свойства воздуха узнаем"

Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе. Тема: «Свойства воздуха узнаем"...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе Тема: «Свойства дерева и металла»

Цель:               - Уточнить и обобщить представления детей о свойствах дерева и металла. Задачи:...