Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе на тему: «Свойства песка»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе
на тему: «Свойства песка»
Подготовила:
воспитатель Наконечная Н.Е.
Цель: познакомить детей со свойствами песка
Задачи: развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей путём ознакомления со свойствами песка: сыпучесть, изменения плотности и веса при взаимодействии с песком, способность пропускать воду, учить анализировать, сравнивать, обобщать;
Оборудование и материалы: песок, одноразовые стаканчики, ложечки, деревянные палочки, тарелочки, лупа, бутылочки, баночки с воронками, салфетки, поднос.
Предварительная работа: рассматриваем мелкие игрушки через лупу, раскрашивание раскрасок.
Словарная работа: сыпучий песок, песчинки, песок пропускает воду, лупа.
Ход занятия:
Воспитатель:
Поиграем мы с утра
Заниматься нам пора
Но не лепкой и не чтеньем
Ждёт нас опыт и игра.
Сюрпризный момент. Подъезжает игрушечный грузовик, груженный мешочком.
В: А что за «чудесный мешочек» нам привёз грузовик давайте посмотрим что это. Определите на ощупь, что там находится. Дети щупают мешочек и начинают отгадывать что в мешочке (сахар, песок, соль). Затем воспитатель открывает мешочек и показывает детям, что там песок.
В: Мы сегодня будем с вами проводить опыты с песком, проходите на свои места. С песком нужно работать аккуратно, чтобы он не попал нам ни в рот, ни в глаза.
Опыт 1.
В: Давайте с вами посмотрим, что же такое песок, из чего он состоит? Поставьте перед собой тарелочку. Кончиком ложки наберите чуть-чуть песка и высыпьте её на тарелочку. Дети берут ложечки и насыпают в тарелочки песок.
В: Легко ли сыплется песок?
Д: легко
В: Почему он легко сыплется?
Д: Потому что он сухой, сыпучий.
В: А если бы он был мокрый, он сыпался бы?
Д: Нет
В: правильно, мокрый песок не сыпется. Вода утяжеляет песок.
В: А теперь возьмите вот такое приспособление, кто знает, как оно называется? Воспитатель показывает лупу.
Д: Это лупа.
В: Правильно, она так называется, потому что увеличивает, а ещё можно назвать увеличительное стекло. Теперь возьмём лупу и внимательно рассмотрим песок. Из чего он состоит? Дети берут лупу и рассматривают песок.
Д: Песок состоит из зёрнышек, камешек.
В: Правильно, эти маленькие камешки называются песчинки, которые не прилипают друг к другу. А как выглядят песчинки?
Д: Они маленькие, разные.
В: Правильно, они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка. Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи, и чем отличаются? (Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчаные зернышки).
Д: Песчинки разной формы и размера, и разного цвета.
Опыт 2
В: А теперь перейдем ко второму опыту. Возьмите два стаканчика с песком. В один стаканчик с песком налейте воды из маленького стаканчика. Какой стал песок? Дети в стакан с песком наливают воды и рассматривают его. Возьмите палочку и воткните её по очереди в стаканчики с мокрым песком и с сухим песком. Представим, что мы сажаем маленькое деревце. В какой песок легче входит палочка в мокрый или сухой?
Д: В сухой песок палочка легко входит, а в мокрый – трудно.
В: Правильно, в мокрый песок, палочку воткнуть трудно. А вот в сухой песок палочка расталкивает песчинки, которые «не держатся друг за друга», и поэтому ее воткнуть легче. Мы ведь уже выяснили, что песок — рыхлый. А мокрый песок становится плотным. Вода связывает мелкие песчинки в песке.
Опыт 3
Наш следующий опыт будет на сравнение. Возьмите в одну руку стакан с мокрым песком, а в другую руку стакан с сухим песком. Какой стаканчик тяжелее, где мокрый песок или где сухой?
Д: Стакан с мокрым песком тяжелее, чем стакан с сухим песком.
В: Правильно, песок стал плотным и тяжелым из-за воды. Мокрый песок всегда тяжелее сухого песка. Убираем стаканы с песком.
Опыт 4.
В: Ребята, как вы думаете, песок может пропускать воду?
Д: Да
В: Давайте это проверим. Дети берут приготовленные баночки с воронками. Внутри воронок бумажные салфетки.
В: Возьмите баночки с воронками. В воронку насыпьте сухой песок из стаканчика, А теперь налейте из бутылочки воду в песок. Что происходит с водой? Дети насыпают песок ложечками в воронку с салфеткой и наливают из бутылочки воду. И наблюдают как через песок просачивается вода.
Д: Вода легко проходит через песок.
В: Да, верно. Песок легко пропускает воду.
Заключительная часть:
В: Ребята, сегодня, при помощи опытов, мы с вами узнали много интересного о песке. Вместе дети с воспитателем подводят итог о свойствах песка:
В: Что мы узнали?
Д: Песок состоит из песчинок;
Сухой песок сыпучий;
Мокрый песок тяжелее сухого;
Песок пропускает воду.
В: Ребята, давайте с вами подумаем и вспомним, для чего нужен песок.
Д: Песок нужен в строительстве.
В: Верно. Из него делают раствор, которым скрепляют кирпичи и камни при постройке зданий.
Д: Песок используется для детских игр;
В: Очень хорошо. Еще песок используется в гололёд, для посыпания дорожек, чтобы не было скользко. В давние времена, когда еще не было других часов, именно песочные часы помогали людям отмерять время. А ещё с песком играют не только дети, но иногда и взрослые. Оказывается, взрослые художники тоже любят рисовать на песке. И мы сейчас с вами тоже попробуем нарисовать на песке как маленькие художники. Возьмите тарелочки, насыпьте в них песок. Разровняйте песок пальчиками, а затем пальчиками нарисуйте весеннее солнышко, чтобы оно нам ярче светило, скорее растопил наш снег и мы с вами пошли гулять на наш участок и играть в песочницу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе Тема: «Свойства и признаки воды»
Непосредственная образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста в форме экспериментирования....
Конспект НОД по познавательно-исследовательская/продуктивная деятельности в средней группе." Космическое путешествие"
Рисование в технике граттаж....
Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Свойства воды»
Предлагаю Вашему вниманию конпект занятия по опытно-экспериментальной деятельности, в котором дети с удовольствием принимали участие....
Непосредственная образовательная деятельность в средней группе Тема: «Свойства воздуха»
Цель: формирование представлений о воздухе и его свойствах.Обучающие задачи:• Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.• Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах....
Конспект открытого занятия непосредственно образовательной деятельности в средней группе тема: " Одежда". Окружающий мир с элементами исследовательской деятельности.
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе тема: " Одежда".Окружающий мир с элементами исследовательской деятельности....
Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе. Тема: «Свойства воздуха узнаем"
Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе. Тема: «Свойства воздуха узнаем"...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе Тема: «Свойства дерева и металла»
Цель: - Уточнить и обобщить представления детей о свойствах дерева и металла. Задачи:...