Методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Штурмовой КВЕСТ «Тайна исчезнувшей планеты».
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Цветкова Ирина Владимировна

Данная разработка представляет новую игровую технологию штурмового "КВЕСТа", которая даёт возможность формировать первичные представления о планетах Солнечной системы через игровую деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

совместной образовательной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста (5-6лет).

Штурмовой КВЕСТ «Тайна исчезнувшей планеты».

Автор конспекта: Ирина Владимировна Цветкова, воспитатель высшей квалификационной категории ГБДОУ № 46 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга.

Используемые современные образовательные технологии:

КВЕСТ – технология, проблемно-поисковая технология, ИКТ - технология, игровые технологии, элементы здоровьесберегающей технологии (зрительная гимнастика, координация речи с движением), развивающие технологии (метод моделирования, мнемотехника), технология командного взаимодействия участников образовательных отношений (обучение в сотрудничестве).

Цель: формирование первичных представлений о планетах Солнечной системы.

Задачи приоритетной образовательной области «Познавательное развитие».

Образовательные задачи: 

  • способствовать развитию любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей;
  • формировать представления о планетах Солнечной системы;
  • расширять формы моделирования различных действий, направленных на воспроизведение величины, формы предметов, с помощью знаково-символических графических средств на основе предварительного зрительного обследования;
  • совершенствовать счетные действия детей с множествами предметов на основе        тактильного и зрительного восприятия;
  • формировать навык узнавания цифр 0, 1—9 в правильном изображении, решать простые арифметические задачи устно, соотносить плоскостные и объемные формы;
  • уточнить представления детей об основных цветах и их оттенках, учить смешивать и     получать оттеночные цвета красок;
  • совершенствовать навык фонематического анализа (определение первого звука в слове);
  • учить детей речевым действиям в соответствии с планом повествования, составлять рассказы, используя графические схемы.

Развивающие задачи:

  • укреплять интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое;
  • создать условия для поиска детьми возможных путей решения проблемной ситуации во время игровой деятельности;
  • развивать у детей мыслительные операции: понимать и устанавливать логические связи, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия;
  • способствовать формированию произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений;
  • создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;  

Воспитательные задачи:

  • воспитывать навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции, согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого;
  • формировать умение работать в паре;
  • поддерживать интерес и желание расширять свой кругозор;
  • воспитывать любознательность, взаимопомощь;
  • формировать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами;
  • создать условия для положительного эмоционального настроя.

  Задачи образовательных областей в интеграции:

  • формировать умение работать в паре (социально-коммуникативное развитие);
  • создавать условия для побуждения детей к речевой активности, активизации словаря; способствовать развитию связной речи (речевое развитие)
  • формировать умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения (речевое развитие)
  • развивать навыки пространственной организации движений (физическое развитие)
  • закреплять умение ползать разными способами, формировать у детей умения лазать по гимнастической лестнице (физическое развитие)
  • развивать эмоциональную отзывчивость к музыке и ситуациям со сказочными персонажами (художественно-эстетическое развитие)

Тип, форма и методы, используемые в образовательной деятельности.

Тип – комплексное (использование различных видов деятельности, решение задач в разных образовательных областях в соответствии с ФГОС ДО)

Метод – игровой, словесный, практический, наглядный.

Форма – подгрупповая 

Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская деятельность, коммуникативная деятельность, игровая деятельность, двигательная деятельность.

Предварительная работа: Чтение литературы на тему «Космос»; Игровые упражнения с Блоками Дьенеша; опыты  в лаборатории по окраске снега; деятельность в уголке по изобразительной деятельности  по смешиванию красок; игры коммуникативного содержания, направленные на взаимодействие детей в паре и подгруппе.

Предметно-пространственная развивающая среда (материалы и оборудование): 

Перед началом КВЕСТа раздать всем гостям бейджики со звездами разного цвета. Такие же бейджики, со звездами трёх цветов для детей, лежат под панно «Солнечная система». Зал украшен под космическое пространство: на стене Панно «Солнечная система», орбиты с планетами, звезды. Вместо трех планет белые круги соответствующих размеров.  В пространстве зала стоят тоннели, сундуки, горки из спортивных модулей, обозначенные звездами трех цветов: красная, желтая, синя (что соответствует цветам бейджиков у команд), где и спрятаны подсказки. Кочки обернуты фольгой, лежат под стеной с орбитами, под ними – звёздная карамель для детей. Ноутбук, компьютерная мышь, колонки, аудиозаписи: «Голос жителей планеты Железяка», Саундтрек к мультфильму «Тайна третьей планеты», магнитная доска. Контейнеры (помеченные звездами трех цветов), Блоки Дьенеша 3 шт. по одному на пару; контейнеры с бутылками для смешивания цветной воды -3 шт. по одному на пару; контейнеры с «космическим песком» и цифрами 6 шт. по 2 на пару; 3 конверта с картинками по одному на пару.

Организация рабочего пространства

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I этап

образовательной деятельности

Вводная часть

(мотивационный, подготовительный этап)

Звучит космическая музыка - Дети с воспитателем заходят в зал и рассматривают его.

Вос-ль: Где  мы оказались? Что вам напоминает наш зал?

Вос-ль: Ребята, гости в нашем  зале  сегодня тоже необычные. Это звездные гости – посмотрите у каждого гостя своя звезда.

Давайте поприветствуем наших звездных гостей и помашем им рукой.

Дети отвечают.

Воспитатель и дети машут друг другу рукой.

Музыка резко прерывается – слышится скрежет металла – звучит «Железный голос»

Голос: «СОС! СОС! Я – житель планеты Железяка! По-мо-ги-те! Кто меня слышит – помогите! Космические разбойники хотят уничтожить нашу Галактику. Они похитили планеты. Помогите нам! Откройте тайну исчезнувших планет!»

Дети стоят посередине зала и слушают

Помощники выходят и присоединяются к командам детей.

Вос-ль: Ребята, вы слышали?

 Кто просит помощи?

Что случилось?

Мы поможем жителям планеты Железяка?

Сколько планет исчезло?

Может нам разделится на команды?

Как же это сделать?

А может найденные звезды

 нам помогут?

Первая команда – команда Красных

Вторая команда – команда Синих

Третья команда – команда Желтых

Вос-ль: Космос пока еще не до конца изучен, вы можете встретиться с трудностями, а кто вам помогает преодолевать трудности?

Может быть, среди наших звездных гостей, вы сможете найти звезды вашей команды.

Обратитесь за помощью и помните про вежливые слова.

Дети дают ответы на каждый из вопросов.

Дети и воспитатель рассматривают исчезнувшие планеты стоя у панно.

Дети находят звезды трех цветов и делятся на три команды (по два человека в каждой)

Дети отвечают.

Один из членов команды подходит к гостю, у которого звездный бейджик такого же цвета и обращаясь к нему, просит помочь команде: «Добрый день, нам очень нужна ваша помощь» или «Здравствуйте, помогите пожалуйста нашей команде».

II этап

образовательной деятельности

Основная часть

 (содержательный, деятельностный этап)

 В зале три стола.

Для команды -  один стол.

Команды рассматривают поисковые карты

Музыка возобновляется

Команды приступают к разгадыванию тайны планеты

кОписание: C:\Users\TSC\Desktop\бутылка 4.jpg    Б  Описание: C:\Users\TSC\Desktop\бутылка 4.jpg      ?    Описание: C:\Users\TSC\Desktop\бутылка 4.jpg           

1.К-красный+Б-белый= Розовый

 2.С-синий+Б-белый= Голубой

 3.Ж-желтый+Б-белый= Бледно       желтый.

Определите размер планеты с помощью блоках Дьенеше

Найдите в космическом песке подсказки и узнайте на какой орбите по счету от Солнца находится ваша планета.

     

В конверте картинки:

1 - Машина, автобус, ракета, самолет

2 – слон, аист, таракан, улитка, рысь, носорог

3 – указка, ручка, альбом, ножницы

Найдите и займите свой штаб. В этом вам помогут ваши звезды.

Посмотрите у вас на столах находятся поисковые карты.  В них вы будете отмечать найденные признаки планеты, которую вы ищите. Рассмотрите их. Что вы должны узнать о планете?

В этом зале спрятаны подсказки, а помогут вам их найти ваши звездочки.

Вы должны запомнить главное правило. «Пока не разгадаете одну подсказку- другую не ищите».

На столе -  колокольчики.   Когда вы все узнаете о планете которую ищите позвоните в него.

Так же вы сможете им воспользоваться если понадобится помощь.

Вос-ль: Итак, команды готовы? Начинаем спасательную операцию.

Напоминаю вам что вы команда и действовать должны  дружно.

Задания:

«Определи цвет планеты»-

Цвет определяется путем смешивания воды двух цветов.

«Определи размер планеты».

Размер определяется путем выполнения упражнения с Блоками Дьенеша». Оставшийся блок (круг) укажет на размер разыскиваемой планеты(большая или маленькая).

 

«Определи номер орбиты».

Номер планеты узнаётся путем сложения найденных цифр. Результат сложения и будет номером  орбиты.

Марс-4, Сатурн-6, Уран -7.

«Узнайте название планеты»

Складывают слова из первых звуков, найденных картинок.

Марс, Сатурн, Уран.

 

Дети подходят к столам, обозначенными соответствующими звездами.

Дети отвечают, что они должны узнать цвет, размер, величину и название планеты.

Каждая команда находит в зале подсказки и определяют название разыскиваемой планеты, цвет, размер, порядковый номер орбиты, по которой планета движется вокруг Солнца и отмечают в поисковых картах.

Дети находят контейнер в котором находятся три бутылки, две из которых наполнены цветной водой, и схема по которой дети должны догадаться что нужно сделать чтобы узнать цвет разыскиваемой планеты.

Дети находят контейнер в котором Блоки Дьенеша и схема по которой они должны решить логическую задачу.

Дети находят контейнер в котором лежат два маленьких контейнера с «космическим песком» и спрятанными в нем цифрами. По предложенной и схеме вычисляют сумму.  

Дети находят конверты с картинками.

III  этап

образовательной деятельности

Заключительный (рефлексивный этап)

Дети подходят к мольберту, который расположен рядос панно

Вос-ль: Доложите о результатах поиска.

Каждая команда рассказывает о найденной планете и один из членов команды находит её на мольберте и берет в руки.

После того как каждая команда доложила о результатах поиска, планеты возвращаются на панно, на место белого кружка.

Прерывается музыка и звучит голос жителя планеты Железяка

Голос: «Жители планеты Железяка благодарят вас за восстановление нашей Галактики. Для вас отправлен космический подарок. Найти вы его сможете под последним камнем, если пройдете по дорожке из вулканических камней».

Вос-ль: На этом наша игра закончена.

Дети проходят по дорожке из «вулканических» камней и под последним находят подарок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА. Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Учим Незнайку сочинять стихи»

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему:  «Учим Незнайку сочинять стихи»...

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в мир природы»

laquo;Путешествие в мир природы»Актуальность проведения:         Планета Земля - наш общий дом. Человек и природа - одно целое, неделимое. Человек не мож...

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Зимовье зверей и птиц"

В методической разработке рассматриваются вопросы развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством создания игровых образовательных ситуаций на песочном столе....

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме педагогического опыта

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме педагогического опыта...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Развитие элементарных математических представлений. «По

Математика сложна для восприятия как для детей-школьников, так и для дошкольников. Но не изучать её нельзя, ведь она помогает ориентироваться в жизни, развивает мышление и приводит в порядок ум. Поэто...

конспект по ПДД "Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"

1 испытание: «Препятствия на дороге»  2 испытание: «А как добраться в Бурашкино?» 3 испытание: «Какие знаки встретит Чебурашка?» 4 испытание: &l...