Методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Штурмовой КВЕСТ «Тайна исчезнувшей планеты».
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Данная разработка представляет новую игровую технологию штурмового "КВЕСТа", которая даёт возможность формировать первичные представления о планетах Солнечной системы через игровую деятельность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
совместной образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста (5-6лет).
Штурмовой КВЕСТ «Тайна исчезнувшей планеты».
Автор конспекта: Ирина Владимировна Цветкова, воспитатель высшей квалификационной категории ГБДОУ № 46 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга.
Используемые современные образовательные технологии:
КВЕСТ – технология, проблемно-поисковая технология, ИКТ - технология, игровые технологии, элементы здоровьесберегающей технологии (зрительная гимнастика, координация речи с движением), развивающие технологии (метод моделирования, мнемотехника), технология командного взаимодействия участников образовательных отношений (обучение в сотрудничестве).
Цель: формирование первичных представлений о планетах Солнечной системы.
Задачи приоритетной образовательной области «Познавательное развитие».
Образовательные задачи:
- способствовать развитию любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей;
- формировать представления о планетах Солнечной системы;
- расширять формы моделирования различных действий, направленных на воспроизведение величины, формы предметов, с помощью знаково-символических графических средств на основе предварительного зрительного обследования;
- совершенствовать счетные действия детей с множествами предметов на основе тактильного и зрительного восприятия;
- формировать навык узнавания цифр 0, 1—9 в правильном изображении, решать простые арифметические задачи устно, соотносить плоскостные и объемные формы;
- уточнить представления детей об основных цветах и их оттенках, учить смешивать и получать оттеночные цвета красок;
- совершенствовать навык фонематического анализа (определение первого звука в слове);
- учить детей речевым действиям в соответствии с планом повествования, составлять рассказы, используя графические схемы.
Развивающие задачи:
- укреплять интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое;
- создать условия для поиска детьми возможных путей решения проблемной ситуации во время игровой деятельности;
- развивать у детей мыслительные операции: понимать и устанавливать логические связи, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия;
- способствовать формированию произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений;
- создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
Воспитательные задачи:
- воспитывать навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции, согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого;
- формировать умение работать в паре;
- поддерживать интерес и желание расширять свой кругозор;
- воспитывать любознательность, взаимопомощь;
- формировать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами;
- создать условия для положительного эмоционального настроя.
Задачи образовательных областей в интеграции:
- формировать умение работать в паре (социально-коммуникативное развитие);
- создавать условия для побуждения детей к речевой активности, активизации словаря; способствовать развитию связной речи (речевое развитие)
- формировать умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения (речевое развитие)
- развивать навыки пространственной организации движений (физическое развитие)
- закреплять умение ползать разными способами, формировать у детей умения лазать по гимнастической лестнице (физическое развитие)
- развивать эмоциональную отзывчивость к музыке и ситуациям со сказочными персонажами (художественно-эстетическое развитие)
Тип, форма и методы, используемые в образовательной деятельности.
Тип – комплексное (использование различных видов деятельности, решение задач в разных образовательных областях в соответствии с ФГОС ДО)
Метод – игровой, словесный, практический, наглядный.
Форма – подгрупповая
Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская деятельность, коммуникативная деятельность, игровая деятельность, двигательная деятельность.
Предварительная работа: Чтение литературы на тему «Космос»; Игровые упражнения с Блоками Дьенеша; опыты в лаборатории по окраске снега; деятельность в уголке по изобразительной деятельности по смешиванию красок; игры коммуникативного содержания, направленные на взаимодействие детей в паре и подгруппе.
Предметно-пространственная развивающая среда (материалы и оборудование):
Перед началом КВЕСТа раздать всем гостям бейджики со звездами разного цвета. Такие же бейджики, со звездами трёх цветов для детей, лежат под панно «Солнечная система». Зал украшен под космическое пространство: на стене Панно «Солнечная система», орбиты с планетами, звезды. Вместо трех планет белые круги соответствующих размеров. В пространстве зала стоят тоннели, сундуки, горки из спортивных модулей, обозначенные звездами трех цветов: красная, желтая, синя (что соответствует цветам бейджиков у команд), где и спрятаны подсказки. Кочки обернуты фольгой, лежат под стеной с орбитами, под ними – звёздная карамель для детей. Ноутбук, компьютерная мышь, колонки, аудиозаписи: «Голос жителей планеты Железяка», Саундтрек к мультфильму «Тайна третьей планеты», магнитная доска. Контейнеры (помеченные звездами трех цветов), Блоки Дьенеша 3 шт. по одному на пару; контейнеры с бутылками для смешивания цветной воды -3 шт. по одному на пару; контейнеры с «космическим песком» и цифрами 6 шт. по 2 на пару; 3 конверта с картинками по одному на пару.
Организация рабочего пространства | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | ||
I этап образовательной деятельности | Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) | |||
Звучит космическая музыка - Дети с воспитателем заходят в зал и рассматривают его. | Вос-ль: Где мы оказались? Что вам напоминает наш зал? Вос-ль: Ребята, гости в нашем зале сегодня тоже необычные. Это звездные гости – посмотрите у каждого гостя своя звезда. Давайте поприветствуем наших звездных гостей и помашем им рукой. | Дети отвечают. Воспитатель и дети машут друг другу рукой. | ||
Музыка резко прерывается – слышится скрежет металла – звучит «Железный голос» | Голос: «СОС! СОС! Я – житель планеты Железяка! По-мо-ги-те! Кто меня слышит – помогите! Космические разбойники хотят уничтожить нашу Галактику. Они похитили планеты. Помогите нам! Откройте тайну исчезнувших планет!» | Дети стоят посередине зала и слушают | ||
Помощники выходят и присоединяются к командам детей. | Вос-ль: Ребята, вы слышали? Кто просит помощи? Что случилось? Мы поможем жителям планеты Железяка? Сколько планет исчезло? Может нам разделится на команды? Как же это сделать? А может найденные звезды нам помогут? Первая команда – команда Красных Вторая команда – команда Синих Третья команда – команда Желтых Вос-ль: Космос пока еще не до конца изучен, вы можете встретиться с трудностями, а кто вам помогает преодолевать трудности? Может быть, среди наших звездных гостей, вы сможете найти звезды вашей команды. Обратитесь за помощью и помните про вежливые слова. | Дети дают ответы на каждый из вопросов. Дети и воспитатель рассматривают исчезнувшие планеты стоя у панно. Дети находят звезды трех цветов и делятся на три команды (по два человека в каждой) Дети отвечают. Один из членов команды подходит к гостю, у которого звездный бейджик такого же цвета и обращаясь к нему, просит помочь команде: «Добрый день, нам очень нужна ваша помощь» или «Здравствуйте, помогите пожалуйста нашей команде». | ||
II этап образовательной деятельности | Основная часть (содержательный, деятельностный этап) | |||
В зале три стола. Для команды - один стол. Команды рассматривают поисковые карты Музыка возобновляется Команды приступают к разгадыванию тайны планеты к Б ? 1.К-красный+Б-белый= Розовый 2.С-синий+Б-белый= Голубой 3.Ж-желтый+Б-белый= Бледно желтый. Определите размер планеты с помощью блоках Дьенеше Найдите в космическом песке подсказки и узнайте на какой орбите по счету от Солнца находится ваша планета.
В конверте картинки: 1 - Машина, автобус, ракета, самолет 2 – слон, аист, таракан, улитка, рысь, носорог 3 – указка, ручка, альбом, ножницы | Найдите и займите свой штаб. В этом вам помогут ваши звезды. Посмотрите у вас на столах находятся поисковые карты. В них вы будете отмечать найденные признаки планеты, которую вы ищите. Рассмотрите их. Что вы должны узнать о планете? В этом зале спрятаны подсказки, а помогут вам их найти ваши звездочки. Вы должны запомнить главное правило. «Пока не разгадаете одну подсказку- другую не ищите». На столе - колокольчики. Когда вы все узнаете о планете которую ищите позвоните в него. Так же вы сможете им воспользоваться если понадобится помощь. Вос-ль: Итак, команды готовы? Начинаем спасательную операцию. Напоминаю вам что вы команда и действовать должны дружно. Задания: «Определи цвет планеты»- Цвет определяется путем смешивания воды двух цветов. «Определи размер планеты». Размер определяется путем выполнения упражнения с Блоками Дьенеша». Оставшийся блок (круг) укажет на размер разыскиваемой планеты(большая или маленькая).
«Определи номер орбиты». Номер планеты узнаётся путем сложения найденных цифр. Результат сложения и будет номером орбиты. Марс-4, Сатурн-6, Уран -7. «Узнайте название планеты» Складывают слова из первых звуков, найденных картинок. Марс, Сатурн, Уран.
| Дети подходят к столам, обозначенными соответствующими звездами. Дети отвечают, что они должны узнать цвет, размер, величину и название планеты. Каждая команда находит в зале подсказки и определяют название разыскиваемой планеты, цвет, размер, порядковый номер орбиты, по которой планета движется вокруг Солнца и отмечают в поисковых картах. Дети находят контейнер в котором находятся три бутылки, две из которых наполнены цветной водой, и схема по которой дети должны догадаться что нужно сделать чтобы узнать цвет разыскиваемой планеты. Дети находят контейнер в котором Блоки Дьенеша и схема по которой они должны решить логическую задачу. Дети находят контейнер в котором лежат два маленьких контейнера с «космическим песком» и спрятанными в нем цифрами. По предложенной и схеме вычисляют сумму. Дети находят конверты с картинками. | ||
III этап образовательной деятельности | Заключительный (рефлексивный этап) | |||
Дети подходят к мольберту, который расположен рядос панно | Вос-ль: Доложите о результатах поиска. | Каждая команда рассказывает о найденной планете и один из членов команды находит её на мольберте и берет в руки. После того как каждая команда доложила о результатах поиска, планеты возвращаются на панно, на место белого кружка. | ||
Прерывается музыка и звучит голос жителя планеты Железяка | Голос: «Жители планеты Железяка благодарят вас за восстановление нашей Галактики. Для вас отправлен космический подарок. Найти вы его сможете под последним камнем, если пройдете по дорожке из вулканических камней». Вос-ль: На этом наша игра закончена. | Дети проходят по дорожке из «вулканических» камней и под последним находят подарок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА. Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Учим Незнайку сочинять стихи»
Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Учим Незнайку сочинять стихи»...
Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в мир природы»
laquo;Путешествие в мир природы»Актуальность проведения: Планета Земля - наш общий дом. Человек и природа - одно целое, неделимое. Человек не мож...
Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Зимовье зверей и птиц"
В методической разработке рассматриваются вопросы развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством создания игровых образовательных ситуаций на песочном столе....
Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме педагогического опыта
Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме педагогического опыта...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Развитие элементарных математических представлений. «По
Математика сложна для восприятия как для детей-школьников, так и для дошкольников. Но не изучать её нельзя, ведь она помогает ориентироваться в жизни, развивает мышление и приводит в порядок ум. Поэто...
конспект по ПДД "Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"
1 испытание: «Препятствия на дороге» 2 испытание: «А как добраться в Бурашкино?» 3 испытание: «Какие знаки встретит Чебурашка?» 4 испытание: &l...