Конспект ООД "Пернатые друзья" старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Хикматуллина Гульнара Мусавировна

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (ознакомление с миром природы) в старшей группе "Пернатые друзья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_pernatye_druzya.docx25.03 КБ

Предварительный просмотр:

Цель. Формирование представлений детей о зимующих и перелетных птицах.

Задачи. Образовательные. Дать представление о значении птиц для окружающей природы. Совершенствовать умение отгадывать загадки.

Развивающие. Развивать интерес к миру пернатых, любознательность. Развивать внимание, творческую активность.

Воспитательные. Воспитывать у детей желание заботиться о птицах.

Предварительная работа. Чтение художественной литературы о птицах, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением птиц; беседа о повадках птиц. Рисование птиц. Наблюдения за птицами на участке. Беседа о птицах.

Методы и приемы. Вопросы, загадки, художественное слово (стихотворение), игра, итог.

Средства реализации. Три комплекта картинок с изображением птиц (совы, синицы, голубя, снегиря, дятла, ласточки, скворца); эмблемы «Синичка» и «Снегирь», карточки с изображениями зимующих и перелетных птиц (4 шт.), фишки красного и синего цвета.

Ход ООД.

Воспитатель: - Дети, сегодня у нас не простое занятие, мы его проведем в виде викторины. Будут много заданий, загадок. Перед началом занятия нам нужно разделиться на две команды. Первая команда будет с эмблемами «Синичка», вторая команда «Снегирь» (Разделение на команды).

Команда «Синичка» садятся за столом с эмблемой «Синичка», команда «Снегири» садятся за стол с эмблемой «Снегирь».

- Молодцы дети. Но для того, чтобы нам начать нашу викторину, послушайте правила.

Правила: внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы не выкрикивая, а поднимать карточку с правильным ответом, не перебивать друг друга, и выполнять задания. Выигрывает команда, набравшая больше всего фишек. У вас на столах лежат карточки, это ответы на мои вопросы.

Тему нашей викторины вы узнаете отгадав мою загадку.

Воробьи, стрижи, пингвины,

Снегири, грачи, павлины,

Попугаи и синицы:

Одним словом, это… (птицы)

Дети: Птицы.

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о наших пернатых друзьях - птицах.

(читаю детям стихотворение)

Наступили холода,

Скоро к нам придёт зима.

И птицы – наши верные друзья,

Улетают в тёплые края.

- Как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края?

Дети: - Перелетные (за правильный ответ получают фишку).

Воспитатель: - Совершенно верно, перелётные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами, а на вторую половину года покидают нас, отправляясь в тёплые страны.

- Почему перелётные птицы улетают в тёплые края?

Дети: тяжело найти корм.

Воспитатель: -Перелётные птицы питаются насекомыми, но осенью насекомые исчезают, птицы лишаются основного корма и улетают в тёплые края.

- Дети, послушайте задание. Отгадайте загадку.

Загадка:

Ночь, как смола, черным - черна

Серой птице не до сна.

Меж кустов, как тень, скользит

Караулит, кто не спит.

Ловит каждый шорох чутко

А как крикнет, станет жутко.

Вздрогнет спящая трава

Это ухает …      

Дети: Сова.

Воспитатель: - Найдите карточку с правильным ответом. Правильно, молодцы. Это сова.

- Дети, рассмотрите внимательно картинку.

- Расскажите какой внешний вид у совы?

Дети: Голова круглая, нос крючком.      

Воспитатель: Что вы еще можете сказать про сову?

Дети: - Днем сова видит плохо и поэтому охотится ночью.

Воспитатель: - Дети, а скажите сова зимующая или перелетная птица?    

Дети: сова зимующая птица.

Воспитатель: - Молодцы. Давайте подведем итог.

- Сова – крупная птица. Голова круглая как тарелка, по бокам перышки торчат, клюв крючком. Глаза большие круглые, но днем сова видит плохо и поэтому охотится ночью. Издает звуки словно охает  у-ху  – поэтому       говорят: сова «ухает». Сова у нас зимующая птица.

- За ваши правильные ответы каждая команда получает по одной фишке.

Воспитатель: - Дети, послушайте следующее задание

Загадка:

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата

Черненькая шапочка,

И полоска шарфика.    

Дети: Синица

Воспитатель: Покажите карточку. Молодцы правильно, это синица

- Дети, рассмотрите внимательно картинку.  

- Расскажите, что вы знаете про синицу? Чем покрыто тело птиц?

Дети: грудка желтая, голова черная, укороченный клюв и длинный хвост. Тело покрыто перьями.

Воспитатель: - У синицы яркая и красивая окраска брюшка – желтая или лимонная, с продольной черной полосой. Снежно-белые щечки и затылок, а сама голова черная. Со стороны спины зеленоватый или голубоватый отлив. Черный суженный, прямой, укороченный клюв и длинный хвост. Крыло серо-голубого цвета с поперечными светлыми полосками.

Воспитатель: - А, чем синица питается?  

Дети: семенами, зернами, сало

Воспитатель: - Молодцы, синица питается различными семенами.

- Дети, а скажите синица зимующая птица?  

Дети: Синица зимующая птица.

Воспитатель: Правильно. Живут синицы в лесах, парках и садах, а зимой переселяются в город, где легче найти еду.

Дети: - Правильно, молодцы. За правильные ответы каждая команда получает по фишке.

Воспитатель: - Следующее задание.

Загадка:  

Собирает он проворно,

горстью брошенные зерна,

И гнездится под карнизом,

наш любимый…(голубь сизый)

(Дети показывают карточку)

Воспитатель: - Правильно. Это голубь.

- Дети, рассмотрите внимательно картинку

Расскажите про голубя что вы знаете? (ответы детей)

Воспитатель: - Дети, а голубь больше или меньше воробья?  

Дети: Голубь больше воробья.

Воспитатель: - Молодцы, правильно.            

-Дети, чем питаются голуби?

Дети: семенами, ягодами, зернами, насекомыми.

Воспитатель: - А могут ли голуби передавать письма?  (ответы детей)

Воспитатель: - А как называют таких голубей?  

Дети: почтовые голуби.

Воспитатель: - Правильно, почтовые голуби.

«Голуби — это птицы, которых можно научить передавать письма. Для этого к лапкам голубя привязывают письмо, и он приносит его в определенное место — в свою голубятню. Во время войны голуби служили почтальонами и доставляли ценные письма адресатам. Голубь — одна из самых добрых и мирных птиц. За это люди избрали ее символом мира и дружбы. А веточка в клюве у голубя означает, что он несет добрую весть о мире и дружбе».

- Дети, а скажите голуби зимующие или перелетные птицы?

Дети: Голуби зимующие птицы.

Воспитатель: - За правильные ответы каждая команда получает по фишке.

Воспитатель: Послушайте следующую загадку.

Загадка:

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери.

И вдруг, вспорхнули яблоки,

Ведь это…

Дети: Снегирь (показывают карточку)

Воспитатель: - Правильно. Это снегирь (правильно ответившая команда получает фишку).

- Рассмотрите внимательно картинку.

- Скажите, какой окрас у снегиря?

Дети: Грудка красная, голова черная, клюв маленький.

Воспитатель: - Как вы думаете слово снегирь связано со словом снег?

Дети: Да

Воспитатель: - Правильно, можно сказать, что снегирь связан со словом снег, потому что снегири появляются с первым снегом. Летом снегири живут в лесу, а зимой прилетают в город, где больше пищи.

- Чем питаются снегири?

Дети: семенами, ягодами, почками.

Воспитатель: - Правильно, питаются семенами, ягодами, и т.д.  За ваши правильные ответы вы получаете по одной фишке.

Физминутка

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу (плавное покачивание  поднятыми вверх руками)

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.  (встряхивание рук перед собой)

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят (горизонтальные, одновременные движения руками  вправо - влево)

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложили назад.

Воспитатель: - Следующее задание. Отгадайте загадку.

Загадка:  

Все время стучит, деревья долбит

Но их не калечит, а только лечит

Дети: дятел.

Воспитатель – Покажите карточку с изображением дятла. Правильно, это дятел.  Рассмотрите внимательно картинку. Что вы можете рассказать о дятлах?

Дети: на голове красная шапочка, клюв тонкий, которым он долбит кору.

Воспитатель: - Правильно.

- Дети, как вы думаете. Почему дятлы стучат по дереву?

Дети: ищут насекомых, лечат деревья от вредителей.

Воспитатель: - Да, правильно. Дятел стучит по дереву, чтобы пробить кору деревьев и добраться до самых потаенных насекомых, скрывающихся в древесной коре, освобождает дерево от вредителей.

- Чем питается дятел?

Дети: насекомыми, ягодами, семенами.

Воспитатель: - Дятел питается насекомыми летом, а зимой в основном семенами сосны и ели.  

- Скажите дятел зимующая птица или перелетная?

Дети: Дятел зимующая птица.

Воспитатель: - Правильно, зимующая. Вы ответили правильно на мои вопросы, поэтому получаете по одной фишке.

- Дети, я вам сейчас прочитаю стихотворение. А вы мне потом скажите про кого это стихотворение.

Наши ласточки – сестрички, но живут не вместе!

Гнездышки в особом месте строят эти птички.

Кто под крышей выбирает спальню для детишек,

Кто под берегом копает норки для малышек.

Ласточки – друзья, как люблю вас я!

- Дети, про кого это стихотворение? Покажите карточку с изображением этой птицы.

Дети: Про ласточку.

Воспитатель: - Да, правильно про ласточку.

- Рассмотрите картинку, и скажите, какой окрас у ласточки?

Дети: Сине – черный.

Воспитатель: Какой хвост у ласточки?

Дети:- Длинный, раздвоенный хвост.

Воспитатель: - Правильно, ласточки имеют металлический сине-черный окрас, грудка и живот светло-серые, с рыжиной на лбу. У них длинный раздвоенный хвост. Крылья ласточки заостренные.

- Чем питаются ласточки?

Дети: насекомыми.

Воспитатель: - Ласточки ловят мошек и насекомых.

- А где строят свои гнезда?      

Дети: Под крышей домов.

Воспитатель - Да, ласточки строят свои гнезда под крышей домов и под берегом копают норки.

- Дети, скажите ласточка зимующая или перелетная птица?

Дети: Ласточка перелетная птица.

Воспитатель: - Молодцы. Команды получают по фишке.

- Следующее задание. Загадка.

На шесте – дворец. Во дворце – певец,

Как зовут его? (Скворец)

Дети: скворец.

Воспитатель: - Да, правильно скворец.

- Рассмотрите картинку, скажите какой окрас у скворца?    

Дети: черный окрас.

Воспитатель: - Да, у скворца окрас черное оперение с металлическим блеском фиолетового, зеленого, синего или коричневого цвета.

- Дети, скажите где живут скворцы?                  

Дети: в скворечнике.

Воспитатель: - А кто для них строит скворечники?  

Дети: люди.    

Воспитатель: - Скворцы живут в скворечнике или в дупле.          

- Дети, скажите, чем питаются скворцы? (ответы детей)    

Дети: насекомыми, ягодами.

Воспитатель: - Питаются дождевыми червями, насекомыми, бабочками, кузнечиками, многоножками и пауками, семенами, ягод и различными фруктами: яблоки, груши, вишня, слива.

Воспитатель: Давайте мы с вами закрепим наши знания. Перед вами лежат карточки с изображением перелетных и зимующих птиц и фишки красных и синих цветов. Перелетных птиц обозначьте синей фишкой, а зимующих красной фишкой. За правильное выполнение заданий вы получаете по одной фишке.

Воспитатель: - Молодцы, вы правильно выполнили задание и ответили на все вопросы, и теперь нам нужно подвести итоги нашей викторины. Подсчитать все ваши фишки и узнать какая команда у нас выиграла.

- Я подсчитала количество фишек у команд, и у вас одинаковое количество фишек. Победила дружба.

Воспитатель: - Дети, скоро какое время наступит?

Дети: Зима.

Воспитатель: как мы можем помочь птицам пережить зиму?  

Дети: - Зимой нужно покармливать птиц. Надо сделать для них кормушки и положить туда корм.

Воспитатель: - Да, правильно давайте мы все попросим пап нам сделать кормушки.

Рефлексия.

С какими птицами мы познакомились?

Дети: перелетными и зимующими (сова, ласточка, голубь, синица, снегирь, дятел, скворец)

Что нового узнали?

Какое задание было для вас трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД (старшая группа) Тема: «Государственные символы России. Создадим эмблему своей группы».

Конспект НОД(старшая группа)Тема:   «Государственные символы России. Создадим эмблему своей группы»...

Конспект дидактической игры "Группы растений" II младшая группа

Игра знакомит детей с различными группами растений: овощами, фруктами, ягодами, цветами. Игра направлена на развитие речи, способствует мыслительной деятельности, обогащению словаря детей. В процессе ...

План-конспект занятия (средняя группа) по теме: НОД в средней группе по обучению татарскому языку. Тема: "Бабай күчтәнәче"

Бурычлар:  1. Сүз байлыгы булдыру, сөйләмдә активлаштыру.                      2.Тәрбияче ...

Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (подготовительная группа) на тему: «Согласование числительного с именем существительным в Именительном и Родительном падеже»

Учить детей образовывать словосочетания в Именительном, Родительном падеже, согласовывая при этом числительные существительные между собой,  обогащать словарный запас, развивать зрительное ...

План-конспект занятия (младшая группа) на тему: Конспект интегрированного занятия "Прогулка по весеннему лесу"

Обобщить знания детей по теме "Весна",уточнить знания детей о времени года,изменениях в природе,происходящих весной.Развивать речь детей,расширять словарный запас,ввести в активный словарь слово "стре...

План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)

В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....