открытое занятие
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Ознакомление с окружающим» с детьми старшей группы
Тема: «Путешествие по загадочным островам».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod.docx | 37.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 70»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Сценарий НОД
Образовательная область «Познавательное развитие.
Ознакомление с окружающим» с детьми старшей группы №4
Тема: «Путешествие по загадочным островам».
Подготовила воспитатель:
Костыря Вера Павловна
г. Энгельс
2021 г.
Сценарий НОД
Образовательная область «Познавательное развитие.
Ознакомление с окружающим» с детьми старшей группы
Тема: «Путешествие по загадочным островам».
Выполнила воспитатель: Костыря Вера Павловна МДОУ «Детский сад №70»
Вид занятия: путешествие.
Возраст детей: 5-6 лет
Цель:
Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.
Задачи :
Образовательные:
Упражнять в умении анализировать , делать выводы, развивать логическое мышление.
Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.
Объяснить «волшебные явления» с точки зрения химии и физики (распускаются цветы в воде).
Развивающие:
Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.
Познакомить со свойствами воды, магнита.
Воспитательные:
Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.
Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.
Предварительная работа: изучение свойства воды, магнитизм, свойство бумаги, заучивание чистоговорок, пальчиковая гимнастика, кинезеологические упражнения, алгоритмы
Технологии исследовательской деятельности: наблюдение, экспериментирование.
Здоровье-сберегающая технология: физминутка (танец с движением под музыку), использование работоспособности детей в разной пространственной среде (на ковре, за столом), пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дорожка здоровья.
Инновационные технологии: индивидуальные карты фиксации результатов опытов, триз технология игра «Данетка», составление алгоритма.
Методы и приёмы:
Словесные: вопросы, художественное слово.
Практические: физкультминутка, исследование предметов.
Оборудование: бутылка с картой, с запиской, атрибуты для с.р игры «Корабль» - руль., грязная вода в стакане, пустая емкость для воды – 8 шт., воронки – 8 шт., вата, ложечки для размешивания воды – 8 шт., фартуки 8 шт., мультимедийное оборудование, слайдовая презентация, столы и стулья, магниты, железные предметы (гаечки, болтики), пластмассовые, бумажные, деревянные предметы, кусочки ткани., сундук., индивидуальные карты фиксации результатов опытов.
Сценарий в старше группе «Путешествие по загадочным островам»
№ | Этапы занятия | Ход ОД | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Время | ||
1. | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Организационный момент. | Посмотрите ребята, сколько к нам сегодня пришло гостей. Что нужно сделать при встречи? Давайте с вами поднимем друг другу настроение. А сделаем это следующим образом: настроимся на работу, и сделаем зарядку, слушайте стихотворение и повторяйте. Мы построим ровный круг Справа друг и слева друг, Повернись на право к другу, Правую дай другу руку, Повернись на лево к другу, Левую дай другу руку Сделай шаг вперед дружок Станет тесным наш кружок. - Давайте и на занятии будем такими дружными | Здороваются с гостями Слушают педагога. Делают зарядку. | 1.5мин. |
2. | Проблемная ситуация (или мотивация)и постановка и принятие детьми цели занятия. | Звучит « шум моря». Ребята что это за шум? Посмотрите нам по морским волнам выбросило бутылку. Как вы думаете стоит ли открывать бутылку? (Из бутылки вынимаю письмо и маршрутную карту). -Кто нашёл это послание - настоящий счастливый человек. Карта указывает путь к кладу. Но чтобы добраться к кладу нам нужно отправиться в путешествие по загадочным островам, указанным на карте, на каждом из которых вас ждут задания – испытания. Они очень сложные и справиться с ними могут только очень внимательные, сообразительные, ловкие и добрые дети, те, кто умеет слушать и думать. Нам нужно на каждом острове выполнить задание испытание и заполнить ключи – помощники. Только тогда мы сможем отыскать клад. Обратите внимание на карту! У каждого острова свой флаг с определенным цветом. Посмотрите первый остров, имеет флаг желтого цвета, второй остров красного цвета, третий остров синего цвета. Спрашиваю детей, каким цветом остров. -Ребята как вы думаете на чём можно отправиться в путешествие? - я предлагаю с вами поиграть в игру «Да Нет» и мы тогда узнаем на чем отправимся в путешествие. Но для начала нам нужно вспомнить правило игры: - первое правило скажет нам…(мы должны задавать четкие вопросы) -второе правило скажет нам …. (А вы нам должны отвечать да или нет). - Молодцы ребята! - Где наш планшет, сейчас мы с вами отметим середину его. (задают вопросы). Конечно мы отправимся с вами в путешествие по загадочным островам на корабле, проходите в наш корабль | Отвечают на вопросы. Дети отвечают на вопросы педагога. Играют в игру | 3 мин. |
3. | ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний или начало выполнения действий по задачам НОД. | -Ребята обратите внимание на нашу карту. Кто подскажет каким цветом флаг на первом острове, к которому мы сейчас с вами отправимся? Для того чтобы наш корабль пошел на полном ходу, нам необходимо сказать волшебные слова. Ребята проговариваем все звуки правильно! АН-АН-АН Глубокий океан - Смотрите ребята вот и первый наш остров. - Посмотрите ребята, что-то на этом острове не так, не слышно пения птиц. Что с ним случилось? (версии детей). Пойдемте, посмотрим. -Ребята посмотрите сколько на нем мусора. Что же мы можем сделать? Собираем бумажки, разбросанные на полу. -Ребята, посмотрите на этом острове стало чище, но посмотрите на острове еще и грязная вода. Нам нужно помочь жителям этого острова очистить воду! Я вам предлагаю отправится в тропическую в лабораторию! Эксперимент «Очистим воду» Перед работой давайте вспомним с вами правила работы в лаборатории? Правило 1. Нельзя шуметь, и разговаривать. Правило 2. Нужно быть внимательным и осторожным. Правило 3. Начинать работу можно только, после того как разрешит старший лаборант. Правило 4. Надеть фартуки. - Ребята посмотрите, какая у нас с вами в стаканчике вода? - Чтобы очистить воду у нас на столе лежат предметы. Один из них самый главный – это фильтр. Фильтром называют предмет, который помогает задерживать грязь. Как вы думаете какой из предметов на столе может служить нам фильтром? - Давайте с вами попробуем отфильтровать воду. В качестве фильтров будем использовать вату. - Для нашего опыта у нас на столе есть пустой стакан, воронка, фильтр-вата. А теперь приступим к нашему эксперименту. В пустой стакан кладем воронку, сверху воронки кладем вату. Вату прижимаем, затем берем стаканчик с грязной водой и тихонечко переливаем. Посмотрите, ребята, какой стала вода? - Посмотрите на фильтр. Что на нем осталось? - Значит фильтр-вата помог нам очистить воду. Какой можем мы с вами сделать вывод? - Посмотрите какой чистый стал остров. Но вода может снова стать грязной и, чтобы жители острова знали, что надо делать, мы сейчас составим соответствующую схему. У вас лежат картинки. Расположите картинки в последовательности, как мы проводили опыт. Если выполним задание правильно мы получим первый ключ. - Эти карточки мы оставляем жителям острова, что бы они знали, что нужно делать, а ключ помощник мы возьмем с собой. - Ну что ребята нам нужно отправляться на следующий остров. -Возвращаемся на наш корабль. - Для того чтобы наш корабль пошел на полном ходу, нам необходимо сделать упражнение, повторяйте за мною. Ожерелье мы составим Маме мы его подарим -Посмотрите это «Танцующий остров», на этом острове жители всегда с музыкой. Они очень любят танцевать. Пойдемте с вами потанцуем. Физминутка «Чунга-Чанга» - Молодцы! -Возвращаемся на наш корабль. -Мы опять совсем забыли про нашу карту. Кто подскажет каким цветом флаг на втором острове, к которому мы сейчас с вами отправимся? Для того чтобы наш корабль пошел на полном ходу, нам необходимо сказать волшебные слова. Ребята проговариваем все звуки правильно! ХОД-ХОД-ХОД Огромный теплоход. - Посмотрите ребята это «остров Зверей». Пойдемте, посмотрим, что там интересного. - Ребята это остров зверей. На этом острове звери очень дружно живут, но они увидели нас испугались. Посмотрите только одна обезьянка осталась сидеть. У неё в руке какой-то интересный камень. Обезьянка говорит, что они с жителями острова строили игровую площадку и случайно рассыпали болтики и гаечки. Она пошла, взяла интересный камушек и сказала зверям, что этот камушек поможет собрать болтики и гаечки, а звери начали смеяться над неё. Она обиделась и сидит здесь. Вы догадались, что это за камушек? -Ребята а что может делать магнит? (правильно притягивать все железные предметы) -Как вы думаете мы можем помочь обезьянке собрать болтики и гаечки? Эксперимент «Поможем с помощью магнита собрать болтики и гаечки» - Подскажите пожалуйста, а почему остальные предметы в вашей тарелочке не притянул магнит, из чего эти предметы сделаны? (из бумаги, пластмассы, ткани, дерева.) -Ребята подскажите, к какому выводу можно прийти? (К магниту притягиваются железные предметы, а все остальные не притягиваются.) - Ребята посмотрите, а вот и второй ключ- помощник. - Нам нужно помочь обезьянке, мы же собрали ей болтики и гаечки, а звери ей не верят, что есть такой магнит камушек, мы с вами сейчас отметим какие предметы притягивает магнит, а какие нет. Возьмите ваши карточки и давайте с вами их заполним. - Молодцы ребятки мы с вами заполнили второй ключ-помощник. Эти карточки мы оставим для обезьянки, чтобы она показала зверям, чтобы они больше не смеялись над неё. А этот ключ мы с вами возьмем с собой. - Ребята обезьянка предлагает поиграть в игру, у неё есть друг озорной банан. -Посмотрите куда убежал от обезьянки банан (Вверх…….). -Молодцы! - Но нам к сожалению нужно отправляться на следующий остров. -Возвращаемся на наш корабль. -Мы забыли про нашу карту. Кто подскажет каким цветом флаг на третьем острове, к которому мы сейчас с вами отправимся? Для того чтобы наш корабль пошел на полном ходу, я вам предлагаю сделать гимнастику для наших пальчиков! «Осьминожки» Плыли, плыли осьминожьки Резко и ритмично выбрасывают пальцы из кулака Опустились на дорожку Поставить пальцы подушечками на колени Быстро –быстро побежали Пальцы бегают по коленям И три ножки потеряли Но зато осталось пять- На слово пять показать раскрытые ладони Можно все пересчитать! Поочередно загнуть все пальцы в кулак. - Посмотрите это Остров - «Джунгли». Пойдемте, посмотрим. Ребята посмотрите на этом острове засохли все цветы. Почему они засохли? Что нужно сделать, чтобы они ожили? Эксперимент «Цветок расцвёл» -Ребята возьмите ваш цветочек и положите его на ладошку. Какие они легкие или тяжелые? - А теперь давайте их тихонечко опустим в воду. - Посмотрите, что с ними стало происходить? - Ребята как вы думаете, почему листочки стали распускаться? Из чего у нас цветы? А что происходит с бумагой в воде? -Посмотрите ребята как стало красиво на нашем острове! - Ребята я предлагаю вам оставить жителям острова записки, чтобы они знали если опять цветы засохнут. У вас лежат картинки. Расположите картинки в последовательности, как мы проводили опыт. Если выполним задание правильно мы получим третий ключ. - Ну что же мы получили ещё один ключ-помощник. Эти карточки оставляем здесь. - Ребята посмотрите, я нашла тропинку, предлагаю отправиться по ней. Вы со мной? | Ответы детей Говорят чистоговорку Слушают педагога. Рассуждают Дети: собрать мусор. Убирают мусор. Дети отвечают на вопросы. Слушают В лаборатории одевают халаты Занимают рабочие места Слушают и отвечают на вопросы. Очищают с помощью фильтра воду. Дети: чистой Дети: грязь Дети: Воду можно очистить при помощи фильтра. Располагают схему. Снимают халаты. Отправляются на следующий остров. Выполняют кинезиологическое упражнение Выполняют движения танца. Отправляются на следующий остров. Ответы детей. чистоговорка Слушают. Ответы детей. С помощью магнита ищут железные предметы. Отвечают на вопросы. Рассуждают. Ответы детей. Слушают. Заполняют таблицу. Слушают. Играют в игру. Гимнастика для глаз. Отправляются на следующий остров. Ответы детей. Делают гимнастику. Слушают. Отвечают на вопросы. Наблюдают, как распускаются цветы. Ответы детей. (бумага на мокает набухает и становится тяжелой и поэтому листочки распускаются) Заполняют схему. Слушают. Ответы детей. Идут по тропинки. | 15мин. |
4 | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Рефлексия. | Находит с детьми клад - сундук. -Ребята посмотрите, что у нас здесь? (сундук) Но чтобы нам открыть сундук, нам нужно разложить все ключи – помощники, когда мы их все разложим тогда мы сможем открыть сундук. Посмотрите что у нас здесь на столе (все бывшие задания)? -Давайте мы с вами сюда подберем ключи-помощники. - Вот наш первый ключ-помощник что мы с вами делали на первом острове? (очищали воду), А что нам помогло очистить воду? - А на втором острове что делали? (изучали свойства магнита) - И последний третий остров что мы делали? - Молодцы мы с вами справились! Открывают сундук. Читает записку. -«Вы сегодня нашли самый драгоценный клад-это ваши знания. Всё что вы сегодня выполнили в путешествии это и есть клад. Это ребята ваши угощения за ваш труд! - Но нам пора возвращаться в наш детский сад! -Возвращаемся на наш корабль. - Наше путешествие закончилось мы вернулись с вами в наш детский сад! -Ну что ребята вам понравилось со мною путешествовать! - Что для вас было самым сложным, а что легким? -Какое задание вам понравилось больше? -Молодцы ребята! -Давайте скажем нашем гостям «Досвидание!». | Слушают. Отвечают на вопросы. Действуют по инструкции педагога. Отвечают на вопросы. Слушают. Отвечают дети. | 2мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Открытое занятие посвященное "Дню Матери" совместно с родителями "День открытых дверей в детском саду" Тема: "С чего начинается Родина".
Цель: Формировать чувство патриотизма путём осмысления таких понятий как « Род, Родители, Родина». Воспитание чувства долга, любви к ближним. Пробуждение интереса к истории своего рода и желания...
конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)
Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...
открытое занятие Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Удивительные свойства воды»
Удивительное свойства воды...
открытое занятие для родителейКонспект открытого занятия во второй младшей группе. Сенсорика, Логоритмика, Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Тема: «Путешествие в страну Вообразилию»
Цель: развитие актерских способностей детей.Задачи:- побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности (жестов, мимики, интонации, движений);- развивать память, во...
Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)
Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...
Конспект открытого занятия "Будем солнышко искать и зверушкам помогать" конспект открытого занятия
Цель: Художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие...