Опытно-экспериментальное занятие "Свойства воздуха и воды"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Создание условий для развития интереса детей к опытно-экспериментальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opytno-eksperimentalnoe_zanyatie_svoystva_vozduha_i_vody_2022.docx | 22.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Октябрьский детский сад «Светлячок»
Мошковского района
Опытно-экспериментальная деятельность по теме:
«Свойства воздуха и воды»
Старшая группа
Выполнила:
воспитатель высшей квалификационной категории
МКДОУ Октябрьский детский сад «Светлячок»
Садовникова О.П.
Мошковский район 2022г.
Опытно-экспериментальная деятельность на тему: «Свойства воздуха и воды»
Образовательная область «Познавательное развитие».
Цель:
Создать условия для развития интереса детей к опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и воды;
- активизировать и расширять словарный запас детей.
- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;
- развивать умение делать выводы.
Воспитательные:
- бережное отношение к окружающей среде,
- соблюдение правил безопасности при проведении опытов,
- воспитывать интерес к окружающей жизни.
Оборудование: пластиковые стаканчики, ёмкость с водой, тканевые мешочки с солью, кусочки поролона, полоски бумаги, 2 сырых яйца, пищевые красители, соль.
Ход занятия.
Орг. момент:
Воспитатель приглашает детей:
- Проходите, ребятишки,
И девчонки, и мальчишки!
Прошу в круг всех встать,
За руки друг друга взять.
Друг на друга посмотрите
И улыбки подарите!
Воспитатель: Ребята, чтобы узнать, о чём мы с вами сегодня будем говорить, нужно отгадать две загадки:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Воспитатель: Что это?
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух!
Вторая загадка
Я и туча, и туман
И ручей, и океан
И летаю и бегу
И стеклянной быть могу.
Воспитатель: Что это?
Дети: Вода!
Сегодня мы с вами поговорим о воздухе и воде, будем делать опыты, как настоящие учёные. Для этого у нас есть лаборатория. А что такое лаборатория? Правильно, это помещение, где проводят разные опыты. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил:
Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения.
Правило №2. Соблюдать тишину, не мешать другим ребятам.
Правило №3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Правило №4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал – убери на место.
Правило №5. Помни – некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
Наша лаборатория не простая, а чуточку волшебная, и чтобы попасть в неё, нам надо сказать заклинание. Повторяйте за мной:
Хлопни, топни, повернись
И в учёных превратись!
Скажите ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: нет, не видим.
Воспитатель: Если мы его не видим, то он какой?
Дети: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный.
Воспитатель: Я вот тоже воздух не вижу, но знаю, что он всегда вокруг нас!
А чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите я
научу вас ловить воздух? Давайте пройдём в нашу лабораторию.
Опыт 1.С прозрачным пластиковым стаканчиком.
Воспитатель: Возьмите пластиковый стаканчик. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Для этого эксперимента необходима ёмкость с водой и пустой стакан.
Стакан опускается в ёмкость с водой горлышком вниз. Попадает ли вода в стакан? Почему нет? (ответы детей)
Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Опыт 2.
Воспитатель: Наклоните стакан чтобы появились пузырьки.
Воспитатель: Что вы видите? (пузырьки) Откуда они взялись? (ответы детей) Что происходит со стаканом? (он наполняется водой). Какой следует вывод из этого эксперимента?
Вывод: Воздух выходит из стакана, его место занимает вода.
Опыт 3.
Взять стакан с чистой водой и понюхать её.
Воспитатель: Имеет ли вода запах? (Нет, вода не имеет запаха.). А имеет ли цвет вода? Какого цвета вода? (Ответы детей) Значит, какой вывод мы сделаем из этого эксперимента?
Вывод: Вода не имеет запаха. Вода не имеет цвета, она прозрачная.
Опыт 4.
Разлить воду по разным сосудам.
Воспитатель: какую форму приняла вода? (Форму той посуды, в которую её налили)
Вывод: Вода не имеет постоянной формы, она принимает форму того сосуда, в который её налили.
Опыт 5.
У меня стоят на столе стаканчики в первом, третьем и пятом стаканчике есть вода, а во втором и четвертом нет воды. - Скажите, может вода перебежать в пустые стаканчики? Давайте проведем опыт. А что бы вам лучше было видно, как вода перебежит, я ее закрасила краской. Давайте пока оставим этот опыт и перейдём к следующему, мы обязательно вернёмся к нему.
Опыт 6.
Сейчас нам понадобятся стакан с водой, соль и ложка. Нужно положить в стакан ложку соли и размешать.
Воспитатель: что произошло с солью? (соль растворилась)
Вывод: Вода является растворителем для некоторых веществ.
Воспитатель: А, теперь, послушайте сказку. Шли домой два ослика и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. А вот какой ослик принес груз, и почему только он, мы с вами узнаем в нашей лаборатории.
-Возьмите мешочки с солью в одну руку, а в другую поролон. Что легче? (поролон). Значит, какому ослику было легко идти? (который нес поролон, а который нес соль, ему было тяжело.
-Возьмите мешочки с солью и опустите их в воду. Что происходит с солью? (она растворилась). А теперь возьмите поролон и намочите его в этой воде. А теперь проверьте, что тяжелее мешочки или поролон? Давайте подумаем какому ослику было легко плыть. Почему? (соль в мешках растворилась). Какому ослику было плыть тяжело? Почему? (поролон впитал воду).
-Мы с вами уже знаем, что, когда соль растворяется в воде, вода становится соленой. Значит, поролон впитал какую воду? (соленую).
Опыт 7.
А теперь нам понадобятся два больших стакана с водой и два сырых яйца. Попробуем узнать, что будет с яйцом, если его положить в воду. Сначала положим яйцо в пресную (не солёную) воду. Что произошло с яйцом? (оно опустилось на дно).
-Во второй стакан будем добавлять соль и размешивать, пока соль не перестанет растворяться. Опустим в этот стакан с насыщенным солевым раствором яйцо. Что произошло с яйцом? (оно плавает на поверхности). Соль повышает плотность воды, поэтому в соленой воде многие предметы не тонут.
А сейчас настало время вернуться к нашему эксперименту с пятью стаканчиками и посмотреть, что изменилось. Вода теперь находится во всех стаканчиках.
Ну а сейчас нам пора превратиться из учёных опять в ребят. Повторяйте за мной:
Хлопни, топни, повернись
И в детишек превратись!
Воспитатель: Сегодня мы были с вами учеными, что мы с вами узнали о воздухе?
- Имеет ли воздух цвет? А запах?
- Имеет ли вода цвет, запах и форму?
- Скажите, какой опыт вам понравился больше всего? (ответы детей). Что вы сегодня узнали нового? (ответы детей) Ребята, что вам больше всего понравилось и запомнилось на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НОД ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ОПЫТНО -ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .ТЕМА : " ВОЗДУХ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ "
Цель: 1 .Познакомить детей с понятием Воздух. 2 Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха т.е перемещение в пространстве в виде мелких частиц и запахов .3 Дать представление о значения воздуха...
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Удивительный воздух»
Конспект НОДпо опытно-экспериментальной деятельности«Удивительный воздух»подготовительная к школе группа...
Конспект занятия по опытно- экспериментальной деятельности "Волшебный воздух" в средней группе.
Воздух волшебный, он движется....
опытно-экспериментальная деятельность с воздухом
конспект занятия с опытами старшая группа...
НОД по опытно-экспериментальному на тему: "Воздух - невидимка"
Дети в лабаратории знакомятся со свойствами воздуха: Воздух не имеет света, он невидимый, не имеет вкуса, не имеет запаха, воздух легче воды. Воздух - это неживая природа без которой не может жить жив...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности Свойства воздуха. Почему дует ветер?
Цель: Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс....
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы с использованием опытно – экспериментальной технологии Тема: «Воздух - невидимка»
Цель: познакомить со свойствами воздухаЗадачи:Образовательные:познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;Закреплять и расширять словарный запас детей: лаборатория, опыты,...
- Мне нравится (1)