Опытно-экспериментальное занятие "Свойства воздуха и воды"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Садовникова Оксана Петровна

Создание условий для развития интереса детей к опытно-экспериментальной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Октябрьский детский сад «Светлячок»

Мошковского района

Опытно-экспериментальная деятельность по теме:

 «Свойства воздуха и воды»

Старшая группа

Выполнила:

воспитатель высшей квалификационной категории

 МКДОУ Октябрьский детский сад «Светлячок»

Садовникова О.П.

Мошковский район 2022г.

Опытно-экспериментальная деятельность на тему: «Свойства воздуха и воды»

Образовательная область «Познавательное развитие».

Цель:

Создать условия для развития интереса детей к опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и воды;

- активизировать и расширять словарный запас детей.

- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающие:

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;

- развивать умение делать выводы.

Воспитательные:

- бережное отношение к окружающей среде,

- соблюдение правил безопасности при проведении опытов,

- воспитывать интерес к окружающей жизни.

Оборудование: пластиковые стаканчики, ёмкость с водой, тканевые мешочки с солью, кусочки поролона, полоски бумаги, 2 сырых яйца, пищевые красители, соль.

Ход занятия.

Орг. момент:

Воспитатель приглашает детей:

- Проходите, ребятишки,

И девчонки, и мальчишки!

Прошу в круг всех встать,

За руки друг друга взять.

Друг на друга посмотрите

И улыбки подарите!

Воспитатель: Ребята, чтобы узнать, о чём мы с вами сегодня будем говорить, нужно отгадать две загадки:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Воспитатель: Что это?

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух!

Вторая загадка

Я и туча, и туман

И ручей, и океан

И летаю и бегу

И стеклянной быть могу.

Воспитатель: Что это?

Дети: Вода!

Сегодня мы с вами поговорим о воздухе и воде, будем делать опыты, как настоящие учёные. Для этого у нас есть лаборатория. А что такое лаборатория? Правильно, это помещение, где проводят разные опыты. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил:

Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения.

Правило №2. Соблюдать тишину, не мешать другим ребятам.

Правило №3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Правило №4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал – убери на место.

Правило №5. Помни – некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

Наша лаборатория не простая, а чуточку волшебная, и чтобы попасть в неё, нам надо сказать заклинание. Повторяйте за мной:

Хлопни, топни, повернись

И в учёных превратись!

Скажите ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: нет, не видим.

Воспитатель: Если мы его не видим, то он какой?

Дети: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный.

Воспитатель: Я вот тоже воздух не вижу, но знаю, что он всегда вокруг нас!

А чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите я

научу вас ловить воздух? Давайте пройдём в нашу лабораторию.

Опыт 1.С прозрачным пластиковым стаканчиком.

Воспитатель: Возьмите пластиковый стаканчик. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Для этого эксперимента необходима ёмкость с водой и пустой стакан.

Стакан опускается в ёмкость с водой горлышком вниз. Попадает ли вода в стакан? Почему нет? (ответы детей)

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт 2. 

Воспитатель: Наклоните стакан чтобы появились пузырьки.

Воспитатель: Что вы видите? (пузырьки) Откуда они взялись? (ответы детей) Что происходит со стаканом? (он наполняется водой). Какой следует вывод из этого эксперимента?

Вывод: Воздух выходит из стакана, его место занимает вода.

Опыт 3. 

Взять стакан с чистой водой и понюхать её.

Воспитатель: Имеет ли вода запах? (Нет, вода не имеет запаха.). А имеет ли цвет вода? Какого цвета вода? (Ответы детей) Значит, какой вывод мы сделаем из этого эксперимента?

Вывод: Вода не имеет запаха. Вода не имеет цвета, она прозрачная.

Опыт 4. 

Разлить воду по разным сосудам.

Воспитатель: какую форму приняла вода? (Форму той посуды, в которую её налили)

Вывод: Вода не имеет постоянной формы, она принимает форму того сосуда, в который её налили.

Опыт 5. 

 У меня стоят на столе стаканчики в первом, третьем и пятом стаканчике есть вода, а во втором и четвертом нет воды. - Скажите, может вода перебежать в пустые стаканчики? Давайте проведем опыт. А что бы вам лучше было видно, как вода перебежит, я ее закрасила краской. Давайте пока оставим этот опыт и перейдём к следующему, мы обязательно вернёмся к нему.

Опыт 6.

Сейчас нам понадобятся стакан с водой, соль и ложка. Нужно положить в стакан ложку соли и размешать.

Воспитатель: что произошло с солью? (соль растворилась)

Вывод: Вода является растворителем для некоторых веществ.

Воспитатель: А, теперь, послушайте сказку. Шли домой два ослика и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. А вот какой ослик принес груз, и почему только он, мы с вами узнаем в нашей лаборатории.

-Возьмите мешочки с солью в одну руку, а в другую поролон. Что легче? (поролон). Значит, какому ослику было легко идти? (который нес поролон, а который нес соль, ему было тяжело.

-Возьмите мешочки с солью и опустите их в воду. Что происходит с солью? (она растворилась). А теперь возьмите поролон и намочите его в этой воде. А теперь проверьте, что тяжелее мешочки или поролон? Давайте подумаем какому ослику было легко плыть. Почему? (соль в мешках растворилась). Какому ослику было плыть тяжело? Почему? (поролон впитал воду).

-Мы с вами уже знаем, что, когда соль растворяется в воде, вода становится соленой. Значит, поролон впитал какую воду? (соленую).

Опыт 7. 

А теперь нам понадобятся два больших стакана с водой и два сырых яйца. Попробуем узнать, что будет с яйцом, если его положить в воду. Сначала положим яйцо в пресную (не солёную) воду. Что произошло с яйцом? (оно опустилось на дно).

-Во второй стакан будем добавлять соль и размешивать, пока соль не перестанет растворяться. Опустим в этот стакан с насыщенным солевым раствором яйцо. Что произошло с яйцом? (оно плавает на поверхности). Соль повышает плотность воды, поэтому в соленой воде многие предметы не тонут.

А сейчас настало время вернуться к нашему эксперименту с пятью стаканчиками и посмотреть, что изменилось. Вода теперь находится во всех стаканчиках.

Ну а сейчас нам пора превратиться из учёных опять в ребят. Повторяйте за мной:

Хлопни, топни, повернись

И в детишек превратись!

Воспитатель: Сегодня мы были с вами учеными, что мы с вами узнали о воздухе?

  1. Имеет ли воздух цвет? А запах?
  2. Имеет ли вода цвет, запах и форму?
  3. Скажите, какой опыт вам понравился больше всего? (ответы детей). Что вы сегодня узнали нового? (ответы детей) Ребята, что вам больше всего понравилось и запомнилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НОД ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ОПЫТНО -ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .ТЕМА : " ВОЗДУХ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ "

Цель: 1 .Познакомить детей с понятием Воздух. 2 Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха т.е перемещение в пространстве в виде мелких частиц и запахов .3 Дать представление о значения воздуха...

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Удивительный воздух»

Конспект НОДпо опытно-экспериментальной деятельности«Удивительный воздух»подготовительная к школе группа...

опытно-экспериментальная деятельность с воздухом

конспект занятия с опытами старшая группа...

НОД по опытно-экспериментальному на тему: "Воздух - невидимка"

Дети в лабаратории знакомятся со свойствами воздуха: Воздух не имеет света, он невидимый, не имеет вкуса, не имеет запаха, воздух легче воды. Воздух - это неживая природа без которой не может жить жив...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности Свойства воздуха. Почему дует ветер?

 Цель: Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс....

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы с использованием опытно – экспериментальной технологии Тема: «Воздух - невидимка»

Цель: познакомить со свойствами воздухаЗадачи:Образовательные:познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;Закреплять и расширять словарный запас детей: лаборатория, опыты,...