опытно-экспериментальная деятельность с воздухом
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Познавательно – экспериментальная деятельность
с детьми старшего возраста
«Воздушный океан»
Шагланова Альбина Борисовна
воспитатель
ДОУ ЦРР – д/с «Снежинка»
г. Нерюнгри РС(Я)
Цель: формирование представлений у детей о воздухе и его свойствах.
Задачи: 1) уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе; формировать интерес к экспериментальной работе, моделированию; учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы; познакомить с природным явлением «ветер», причинами его возникновения;
2) Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования; развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации; активизировать речевую деятельность детей, интерес к природным явлениям, творческое воображение;
3) воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, заботливое отношение к окружающему, интерес к занятиям.
Программное обеспечение: воздушные шары 3 - 4 штуки, парашютик, таз с водой, камешки на количество детей, стаканы, соломинки, ароматизированные салфетки, освежитель воздуха, апельсин, целлофановые ешки на каждого ребенка, стакан с салфеткой, мяч резиновый небольшой, весы, маленький деревянный и большой пластмассовый кубики, пластмассовая бутылка, миски с горячей и холодной водой, плотные листы бумаги А4, жидко разведенная гуашь разных цветов, пипетка.
Предварительная работа: загадки о воздухе, чтение рассказов «Воздух» «Смерч» Ю.Ефремова; изготовление вертушек и игры с ними; рассматривание энциклопедий, наблюдения на прогулках, беседы «В чем польза растений», «Как загрязняется окружающая среда».
Орг.момент. Встреча с Летунчиком. Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку: «Такой большой, что занимает весь мир, такой маленький, что в любую щель пролезет» Дети: воздух Воспитатель: вот и наш сегодняшний гость Летунчик, который наполнен…..(воздухом). Поздоровайтесь с гостем. Дети здороваются. Воспитатель: Летунчику очень интересно посмотреть, как занимаются дети в детском саду. Воспитатель сажает детей на стулья В: Дима, подержи Летунчика. |
Основная часть Беседа о воздухе Воспитатель: Ребята, а что вы знаете про воздух? Дети: Воздух окружает нашу Землю, он повсюду. Воздухом дышат люди, животные и растения. Он невидимый, не имеет запаха, не имеет формы. Воздух нам необходим. Если дети затрудняются, помочь им. Воспитатель: Сегодня на занятии мы с вами проверим все наши утверждения с помощью опытов с воздухом. Опыт №1 и №2 Воспитатель: Ребята, возьмите камни и опустите их в таз с водой. Что происходит с камнями? Дети: камни покрываются пузырьками. Воспитатель: Что это за пузырьки? Дети: Это пузырьки воздуха. Вывод - воздух есть в воде. Воспитатель: Ребята, перед вами стоят стаканы с водой и трубочки, я предлагаю вам взять трубочки и подуть в стаканах.Что будет происходить? Д: получаются пузырьки , а это и есть воздух. Вывод – воздух есть внутри нас, он повсюду. Опыт №3, №4 В: Катя, теперь подержи ты нашего гостя. В: А вы можете мне сказать, какого цвета воздух? Д: он невидимый. В: но его можно поймать с помощью пакета. Попробуйте. Воспитатель раздает целлофановые пакеты детям, вместе ловят и отпускают. В: возможно вы знаете, какой формы воздух? Ответы детей. В: мы с вами сейчас ловили воздух в пакет (демонстрирует), и он принял форму пакета. Посмотрите на Летунчика, чем он наполнен? Д: воздухом, который принял форму шарика. Вывод – не имеет своей формы, невидимый. В: Попробуйте воздух понюхать. Чем пахнет? Д: не пахнет. Воспитатель поочередно открывает ароматиз.салфетки, разбрызгивает освежитель, очищает апельсин и предлагает понюхать опять. В: Чем сейчас пахнет? Д: цветами, ягодами, апельсином. В: Что произошло с воздухом, почему менялись запахи? Вывод – воздух хорошо передает другие запахи. Дыхательная гимнастика: Опыт №5, №6 В: Катя, передай Летунчика в руки Сережи. Демонстрация маленького деревянного и большого пластмассового кубиков. В: Чем отличаются кубики? Д: цветом, размером, материалом. В: Как вы думаете, какой из них легче, тяжелее? Дети предлагают свои варианты. В: Давайте их взвесим на весах. Деревянный перевешивает, почему? Д: деревянный, хоть и маленький тяжелее, потому что он полностью из дерева. А пластмассовый, хоть и большой, легче, потому что внутри него – воздух. В: давайте еще проверим с помощью воды. Ставим таз с водой, опускаем туда деревянный кубик и мяч резиновый. Почему мячик всплыл? Д: потому что внутри мяч пустой с воздухом, а кубик весь из дерева. Вывод – Воздух легкий) Опыт №7 Воспитатель берет парашютик и кубик, опускает их с высоты. В: Почему парашют опустился медленнее? (если дети затрудняются, помочь им ) Вывод – воздух под куполом поддерживает его, поэтому снижение происходит плавно). Опыт №8 В: пусть Летунчик теперь побудет в руках Ани. В-ль ставит пластиковую бутылку с воздушным шариком на горлышке в миску с горячей водой. В: Что произошло с шариком? Д: шарик надувается. В: почему надулся шар? Д: воздух в бутылке нагрелся и стал расширяться. Вывод – воздух при нагревании расширяется. В: теперь эту же бутылку опускаем в миску с холодной водой. Что сейчас замечаете? Д: шарик спустился, потому что воздух в бутылке стал холоднее и начал сужаться. Вывод – воздух при охлаждении сужается. Опыт №7 В-ль: можно услышать воздух? Если выпустить воздух из надутого шара, то можно услышать. Воспитатель надувает шары насосом, раздает детям. В: попробуйте медленно выпускать воздух из шара и слушать. На что похоже? Д: на шипение. В: Подставьте руку, почувствуйте воздух. На что похоже? Д: на ветер. В: а теперь помахайте руками друг на друга, пробегитесь. Что почувствовали? Д: ветер. В: как у нас получился ветер? Д: когда мы двигались. В: значит ветер, это движение воздуха. Как можно увидеть, куда дует ветер? Д: с помощью флага, растений. Вывод – воздух можно услышать и почувствовать. Итог Кляксография В: ребята, предлагаю вам с помощью воздуха выдуть кляксы и подарить эти замечательные картины с кляксами Летунчику на память о детском саде. Выдувание цветных клякс на листах А 4 по 3-4 ребенка. В: Летунчик, тебе понравились картины? А наше занятие? В: Дети, давайте повторим для нашего гостя какие свойства имеет воздух? Д: воздух повсюду, не имеет цвета, формы, запаха, он легкий, при нагревании – расширяется, при охлаждении – сужается. В: А чтобы было, если бы не было воздуха? Ответы детей Поэтому надо беречь растительность и стараться не загрязнять воздух. Воспитатель с детьми прощаются с Летунчиком и провожают его. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательной опытно-экспериментальной исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Из чего изготавливают дрожжевое тесто. Выпекаем хлеб». Презентиция "Путь хлеба"
Материал содержит конспект познавательной опытно-экспериментальной деятельности и презентацию....
Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"
Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...
опытно-экспериментальная образовательная деятельность в подготовительной группе "Воздух-невидимка"
формировать представления детей о воздухе и его свойствах...
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».
Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...
Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»
Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...
Технология опытно экспериментальной детской деятельности
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе....
Конспект опытно-экспериментальной организованной деятельности «В стране волшебной манки»
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравниват...