конспект открытого занятия
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МКОУ «Глубоковская СОШ Завьяловского района»
Открытое занятие в старшей группе по ознакомлению с предметным и социальным окружением
по теме «Песня колокольчика»
Глубокое 2018
Цель:
- закреплять знания детей о стекле, металле, дереве, их свойствах;
- познакомить с историей колоколов и колокольчиков на Руси и в других странах, устройством колокола и особенностями звучания;
Задачи:
- Формировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси
- Знакомить с народной культурой России
- Воспитывать чувство любви и патриотизма к своей Родине, уважение и бережное отношение к традициям своего народа.
Оборудование:
мультимедийная установка, ноутбук, презентация, набор колокольчиков, шаблоны колокольчиков из бумаги, краски, кисточки, салфетки на каждого ребенка; поделка цветка «Колокольчик», образцы росписи колокольчиков, деревянные ложки.
1. Вводная часть. (На интерактивной доске изображение цветка колокольчика)
В руке у воспитателя звонкий колокольчик.
Колокольчик! Колокольчик!
На лугу со всех сторон
Лёгкий-лёгкий, тонкий-тонкий
Будто слышится мне звон.
Колокольчик! Колокольчик!
Неужели это ты
Так звенишь и так трепещешь
Там, где травы и цветы.
Может быть звонишь ты тоже,
Но твой звон не слышен нам,
И понятен только пчелам,
Роще, травам и цветам.
Воспитатель звенит колокольчиком и говорит : «Это колокольчик. Слышите, как он звенит? (Звенит ещё громче) Подойдите к столу и рассмотрите их внимательно» (Дети рассматривают устройство колокольчика, звенят в него).
Звук колокольчика зависит от языка внутри него. Язык у колокольчика как смычок у скрипки. Звук во многом зависит от него, а ещё, из какого материала сделан колокольчик, его формы и веса. Из чего сделан эти колокольчики? (Ответ детей: из металла) Как вы думаете, почему не делают колокольчики из дерева (Деревянный колокольчик не такой звонкий, показ деревянного колокольчика на фото). Из дерева делают другие музыкальные инструменты (деревянные ложки) показывает и стучит ими. А можно ли сделать колокольчик из стекла? (Можно, только стекло хрупкое, легко бьётся, осколки будут опасны, зато стеклянный колокольчик будет красиво звенеть) Такой колокольчик может быть только предметом искусства » (Фото колокольчика - гжель) .
2. Основная часть.
Рассказ воспитателя об истории возникновения колоколов на Руси и других странах.
Воспитатель выясняет, знают ли дети, как давно появились колокольчики? Очень давно, ещё до Рождества Христова при царе Соломоне золотые колокольчики привязывали к крышам, чтобы разгонять птиц. А древние греки любили носить колокольчики на кошельках и при ходьбе колокольчики красиво звенели.
(Показ слайда с изображением цветка колокольчика)
Посмотрите на этот красивый цветок. Есть легенда, которая гласит, что когда-то давным-давно, ещё в IV веке после Рождества Христова, епископу Ноланскому приснился сон, где он увидел полевые цветы, от дуновения ветра которые издавали чистые приятные звуки. После этого епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении.
С принятием христианства и крещением Руси пришли колокола и к нам, и сразу же стали символом державы и мощи духа русского человека. (Звучит запись колокольного звона)
Для чего нужен колокол? (чтобы созывать народ)
- С помощью колокола созывали народ на службу в церковь и христианские праздники. В давние времена телефонов не существовало и при случае пожара или нападения врагов колокола трезвонили на всю округу и созывали людей на помощь. Тревожный звон колоколов назывался набатом.
Так же колокол служил отсчётом времени – по сигналу люди ориентировались, когда нужно вставать, когда идти на работу или на праздник.
Физ. минутка:
Подвижная игра « Большие и маленькие колокольчики»
Дети идут по кругу, воспитатель стоит в центре, в руках у него большой и маленький колокольчик. Мальчики будут изображать большие колокольчики, они будут произносить (звонить): «Бом-бом». Девочки будут маленькими колокольчиками. Они будут звонить: «Динь – дон». Когда воспитатель показывает большой колокольчик, звенят мальчики «Бом-бом», а когда показывает маленький, звенят девочки «Динь – дон».
Вот какой интересный получился у нас колокольный звон.
Почётной работой считалось изготовление колокола. Колокольные мастера пользовались особым почётом и уважением, этому искусству обучались долго. Из какого материала отливали колокол? (из металла) Я недаром уточнила, отливали, потому – что выкапывали яму глубокую и изготавливали форму, обкладывали кирпичом и внутри устраивали печь для обжига и выливали колокол из красной и зеленой меди, олово, железо и других материалов. Исполняли эту работу человек сто, сначала молились для благополучной работы, а затем приступали. В настоящее время изготовление колокола проходит на более высоком уровне, но принцип работы остаётся тот же.
Колокол как живое существо. Как человек - имеет уши, за которые колокол подвешивают на перекладину в колокольне; язык – металлическая палка с веревкой, за которую звонарь раскачивает язык, ударяя о пояс; туловище – сам колокол; пояс – это самое широкое место колокола, его край. Ему давали имена: Сокол, Георгий, Гавриил, Медведь. Украшали письменами и узорами. Древние колокола - это ценные исторические памятники нашей истории и культуры нашей веры Православной, а также литейного ремесла. Скажите, как называется самый большой колокол и где он находится? (Ответы детей, фото Царь колокола) Правильно, Царь-колокол и находится он в столице нашей Родины - Москве. Весит он 200 тонн. При пожаре деревянной ещё Москвы, люди, боясь, что он расплавится от жара, стали поливать его водой и от перепада температуры колокол дал 11 трещин и от него откололся кусок. Второй по величине колокол находится в Александрово- Невской Лавре города Санкт-Петербурга (фото). Третий по величине колокол был отлит в городе Воронеже в наше время и освящен действующим Патриархом Кириллом (фото третьего колокола) .
Не каждый человек заставит петь колокол. На звонаря надо учиться и мастерство приходит с годами. Колокольный звон - это целая наука. Он бывает разный и имеет свое название:
Благовест – если мерные удары в большой колокол – это призывает к началу службы.
Трезвон – несколько или все колокола вместе – после благовеста.
Перезвон – во все голоса, но по очереди – перед водосвятием.
Красный звон – целый день на большие христианские праздники.
Давайте послушаем, как звучит колокольный звон.
(Прослушивание вариантов колокольного звона)
Стало традицией дарить расписные колокольчики – сувениры с рисунком, гербом. Они стали составляющей частью нашей культуры.
Сейчас закройте глаза – мы с вами перемещаемся в мастерскую художника. Перед вами на столах лежат силуэты колокольчиков. Вы – художники. Вам необходимо подготовить эскизы колокольчиков, т.е. нарисовать на своем колокольчике узоры. Постарайтесь, чтобы узоры не повторялись. ( Вовремя выполнения задания, звучит мелодия «Одинокий пастух»).
Заключительная часть.
- Сегодня, дети, вы были внимательны, вместе слушали, определяли, рассуждали, чувствовали радость, тревогу, грусть, восхищались прекрасным звучанием колокола – символом нашей Родины, были настоящми художниками, расписывали узорами колокольчики.
О чём мы беседовали?
- Что нового узнали?
- Какой самый большой колокол на Руси?
- Что понравилось?
А сейчас я вам хочу показать древненемецкий колокольчик, английский и итальянский, и произнести как он называется на немецком (английском и итальянском) зыках. Давайте все вместе произнесем это слово на международном языке.
Уважаемые гости, разрешите нам вручить вам на память сувениры, «Колокольчики добра и счастья»
Спасибо за внимание. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)
Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...
Конспект открытого занятия по физической культуре в подготовительной группе ко дню открытых дверей на тему: «Туристы».
Данный материал будет полезен инструкторам по физической культуре и воспитателям....
Конспект открытого занятия на тему: «День открытых дверей» (1 младшая группа).
Конспект мероприятия на тему «День открытых дверей» в 1 младшей группе.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физич...
открытое занятие Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Удивительные свойства воды»
Удивительное свойства воды...
Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)
Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...
Конспект открытого занятия "Будем солнышко искать и зверушкам помогать" конспект открытого занятия
Цель: Художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие...