Конспект НОД "Приметы осени" для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект урока по окружающему миру (старшая группа)

Дуюнова Анна Павловна

Систематизация знаний детей об осени, об осенних явлениях природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsekt_nod_primety_oseni.docx27.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по образовательной области

«Познавательное развитие» в старшей группе на тему:

«Приметы осени»

Цель: систематизация знаний детей об осени, об осенних явлениях природы.

Задачи:

Образовательная: закрепить представления детей о признаках осени; закрепить названия листьев и деревьев; название грибов; активизировать словарь детей. Закрепить знание детьми цветов и оттенков осенних листьев.

Развивающая: помочь детям через наглядные пособия, дидактические игры развить речь, память, воображение, мелкую моторику, эстетическое восприятие.

Воспитательная: воспитывать наблюдательность, внимание, умение видеть красоту осенней природы, чуткое и бережное отношение к природе и окружающему нас миру.

Материалы и оборудование:

Письмо, конверт, экран, проектор, презентация, иллюстрации картин об осени, осенние листья, картинки грибов, иллюстрации деревьев (дуб, береза, рябина, клен, каштан), запись звуки осеннего леса, звук улетающих птиц.

Ход НОД.

Воспитатель: Здравствуйте  ребята. Сегодня я получила письмо (показываю конверт). На конверте указан адрес: детский сад № 21 «Лесовичок», ребятам группы №7 «Рябинка». Как вы думаете, кому адресовано это письмо?

Дети: Нам.

Воспитатель: Правильно. Письмо пришло от Незнайки. Я вам сейчас его прочитаю.

«Здравствуйте, ребята! Я, Незнайка. Мне сказали, что вы очень умные, смелые и добрые ребята и поэтому я хочу попросить у вас помощи. Дело в том, что я поссорился со своими друзьями: одни говорят, что наступила осень и что уже становится холодно. А другие говорят, что осень к нам еще и не заглядывала. Помогите нам, пожалуйста, разобраться и понять, наступила осень или нет?».

ВоспитательРебята, как вы думаете, сможем ли мы помочь Незнайке и его друзьям?

Дети: Да.

Воспитатель: А осень уже наступила или нет?

Дети: Да.

Воспитатель: Нам с вами предстоит проделать нелегкую работу, ведь нужно собрать доказательства того, что осень наступила.  Вы готовы?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда не будем медлить  и отправимся с вами на прогулку в лес.

Физминутка (около стульчиков, по кругу)

Раз – два – три – четыре – пять –

В лес отправимся гулять.     (Обычная ходьба)

По извилистым тропинкам

потихоньку мы пойдем. (Ходьба на носочках).

Может быть, и под листочком

Сладку ягоду найдем. (Присесть и посмотреть вокруг)

На носочки дети встали,

по дорожкам побежали. (Бег на носках)

И на каблучках пойдем,

Через лужи перейдем. (Ходьба на пятках).

 Отдохнули, вот и славно.

Поговорим теперь о главном.(руки вверх и потянулись)

На экране появляется слайд с картинкой осеннего леса.

 

Воспитатель:  Ребята, где же мы с вами очутились, посмотрите внимательно. (запись - звуки осеннего леса). 

Дети: В лесу.

Воспитатель: Давайте выйдем на лесную полянку. Ребята, прислушайтесь, как поют птицы, а какая природа вокруг. А как вы думаете, какое время года в нашем лесу? Почему? (ответы детей)

Около экрана стоит корзинка с букетом из листьев.

- Ребята а давайте посмотрим с каких деревьев есть листочки в этом прекрасном букете.

Например: У меня лист с осины, он какой? – осиновый.

Дети:  лист с клёна – кленовый лист.

лист с дуба – дубовый лист.

ветка рябины – рябиновая ветка.

лист с березы – березовый лист.

лист с каштана- каштановый лист.

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием.

На экране слайд с лесной полянкой  и деревьями.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие деревья вы видите на лесной полянке?

Дети: Ель. Березы, осины и т.д.

На экране слайд с елью

Воспитатель: К какому виду деревьев относятся ель?

Дети: Ель относятся к хвойным деревьям.

Воспитатель: Давайте вспомним, почему хвойные деревья называют хвойными?

Дети: Листья хвойных деревьев  называются хвОей.

Воспитатель: Назовите, какие еще хвойные деревья вы знаете.

Дети: Сосна, кедр, пихта.

Воспитатель: А мы можем по хвойным деревьям определить, какое время года сейчас? Почему? (ответы детей).

Воспитатель: Хвойные деревья остаются зелеными весь год благодаря тому, что в хвОе содержится смола, которая не замерзает даже в сильные морозы.

Воспитатель: А какие еще виды деревьев вы знаете? 

Дети: Есть еще лиственные деревья.

Воспитатель: А в чем особенность лиственных деревьев?

Дети: Лиственные деревья осенью сбрасывают листву.

Воспитатель: Я предлагаю присесть на полянку и рассмотреть некоторые виды лиственных деревьев. Дети садятся на стульчики).

-  Я буду показывать, а вы говорите, как называется то или иное дерево. (Дуб, берёза, клен, рябина, каштан) - на экране выводится изображение лиственных деревьев.

Воспитатель: В какое время года эти деревья сбрасывают листья?

Дети: Осенью.

Воспитатель: Посмотрите на картинку, что вы видите (на экране картинка листопада)?  Как называется это явление природы?

Дети: Листопад.

Воспитатель: Давайте вспомним, какие по цвету листья бывают осенью?

Дети: Желтые, красные, оранжевые, зеленые, багряные, коричневые и т.д.

Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и нашли первое доказательство того, что осень наступила - деревья осенью сбрасывают …(дети – листву).(Воспитатель демонстрирует картинку с листопадом, показывает ребятам, а затем кладет картинку в конверт Незнайки.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю прогуляться по нашему лесу. А чем богат наш лес?

На экране слайд с изображением грибов в лесу.

Дети: Грибами.

Воспитатель: Какие бывают грибы?

Дети: Съедобные и несъедобные.

Воспитатель: Я вам предлагаю поиграть в игру «Съедобный –несъедобный», а заодно и проверю, знаете ли вы названия грибов.

Игра «Съедобный – несъедобный». (На мольберт в две колонки вывешиваются картинки с изображением грибов).

Воспитатель: Я вам буду показывать картинку гриба, а вы мне называете его и если он съедобный, то вы хлопаете в ладоши, а если несъедобный, то топаете ножками.

Картинки для игры: опята, лисичка, подосиновик, подберезовик, бледная поганка, масленок, белый гриб, мухомор.  

Воспитатель: Ребята, столько много грибов когда бывает?

Дети: Осенью.

Воспитатель: Вот мы нашли и  второе доказательство того, что осень наступила – осенью в лесу много… (грибов). Воспитатель демонстрирует картинку грибов в осеннем лесу и кладет ее в конверт Незнайки.

Включается звук улетающих птиц. На экране слайд с улетающими птицами над лесом.

Воспитатель: Что это за звуки?

Дети: Крики птиц.

Воспитатель: Такой звук издают птицы, когда улетают. Куда они улетают?

Дети: В теплые края, на юг.

ВоспитательКак называются птицы, которые улетают в теплые края?

Дети: Птицы, которые улетают на юг называются перелетными птицами.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему эти птицы улетают от нас?

Дети: Эти птицы питаются насекомыми, а осенью насекомые исчезают.

Воспитатель: Да, осенью насекомые исчезают, наши птицы лишаются основного корма, поэтому и вынуждены улетать в тёплые края. Вот мы нашли третье доказательство – осенью птицы улетают в теплые края. Воспитатель демонстрирует картинку с улетающими птицами и кладет ее в конверт Незнайки.

Воспитатель: Давайте вспомним, какие доказательства  осени мы с вами уже нашли (ответы детей) .

- А какие еще признаки осени вы знаете? (Воспитатель показывает картинки: 1)неяркое солнце (солнце светит, но уже не так греет);

2) идет дождь (осенью часто идут дожди);

3) дети и взрослые собирают фрукты, овощи (осенью происходит сбор овощей и фруктов).

Воспитатель: Ребята, вы хорошо справились с заданием. Как много еще доказательств о том, что сейчас осень, мы с вами нашли. Воспитатель кладет картинки в конверт Незнайки.

Воспитатель: Ребята, а сколько осенних месяцев?

Дети: Три.

ВоспитательДавайте их назовем (дети называют осенние месяцы). А сейчас у нас какой месяц осени?

Воспитатель: Молодцы! Ну, вот и закончилось наше путешествие, мы собрали достаточно доказательств наступившей осени для Незнайки и его друзей. Пора возвращаться назад в детский сад.

Физминутка

Возвращаемся друзья,

обратно в садик вы и я.    ( Ходьба по кругу)

Слева сосны, справа ели.

Дятел сверху тук да тук. (Ходьба с поворотом туловища и рукой)

По лесу мы погуляли

И немножечко устали.  ( ходьба и присесть)

В детский сад скорей пойдем, (Быстрый шаг)

Там все дружно отдохнем.   (присесть)

На экране слайд с картинкой детского сада

Воспитатель: Вот мы и вернулись в наш любимый садик. Мы с вами много говорили об осени и собрали много доказательств. Отправим их Незнайке и его друзьям?

Дети: Да.

Воспитатель: Но сначала давайте проверим, ничего мы не забыли, не оставили ли чего-нибудь в лесу?

(показ картинки – дети называют примету - в конверт). Молодцы! Теперь Незнайка и его друзья узнают, что осень наступила!

Воспитатель: Вам понравилась наше путешествие в лес? Что понравилось больше всего? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду "Жили-были...": знакомим детей с крестьянской избой и крестьянским бытом

Вашему вниманию предлагается конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду  в рамках программы развития творческого потенциала детей старшего дошкольного во...

Конспект физкультурного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Северное многоборье». Этническая социализация детей Крайнего Севера по освоению национальных видов спорта

Занятие  "Северное многоборье" способствует повышению общей культуры, расширению кругозора, углублению знаний о национальных видах спорта воспитанников. ...

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Труд детей в старину"

Программное содержание:познакомить детей с трудом крестьянских детей в доступной форме;учить устанавливать причинно – следственные связи между объектами;развивать коммуникативные способности, па...

Народные приметы для детей старшего дошкольного возраста.

Развиваем в детях наблюдательность. Воспитываем интерес к традициям....

Конспект физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Азбука дорожного движения» план-конспект занятия по физкультуре (подготовительная группа) по теме

ЗАДАЧИ:  продолжать учить детей  правильно вести себя на улицах города,  закрепить у ребят знания правил дорожного движения; углублять знания дошкольников о правилах дорожного движ...

Конспект физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Азбука дорожного движения» план-конспект занятия по физкультуре (подготовительная группа) по теме

ЗАДАЧИ:  продолжать учить детей  правильно вести себя на улицах города,  закрепить у ребят знания правил дорожного движения; углублять знания дошкольников о правилах дорожного движ...