Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в разновозрастной группе (дети 5-7 лет) на тему: «Волшебный мир магнитов»
план-конспект занятия по окружающему миру
Конспект НОД по образовательной области "Познавательное развитие" в разновозрастной группе (дети 5-7 лет) на тему: "Волшебный мир магнитов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_s_detmi.docx | 41.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное учреждение «Социальный приют для детей и подростков «Забота» в Алексеевском муниципальном районе»
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в разновозрастной группе (дети 5-7 лет)
Тема: «Волшебный мир магнитов».
воспитатель:
Лифанов Виктор Владимирович
2022г.
Цель: развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.
Задачи: познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом;
сформировать представление о свойствах магнита;
развивать познавательный интерес у детей, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать в процессе экспериментирования;
развивать коммуникативные навыки, внимание, память, воображение, образное мышление, мелкую моторику рук;
обогащать словарный запас детей;
закреплять знания о правилах безопасности в экспериментальной деятельности;
воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам, аккуратность при работе с магнитом, позитивное отношение к окружающему миру и желание исследовать его всеми доступными способами.
Материалы и оборудование: круглый большой магнит для демонстрации; прямоугольные магнитики, магнитная доска, замки различных цветов и форм с магнитными ключами, металлические предметы (скрепки, монетки, болтики, ключи), неметаллические предметы (пластмассовые кубики, куски ткани, бумага, деревянные карандаши, ластики), наглядная иллюстрация (о правилах поведения в лаборатории, свойствах магнита), картинки с изображением сказочных героев («Золушка», «Буратино», «Тачки»), баночки с водой, палочки с нитками, тарелочки с рисом, бумажные машинки, макеты гоночных трасс, столы для опытов.
Форма проведения: познавательно-исследовательская, игровая.
Методы и приемы: словесный (беседы, проблемные ситуации, вопросы, загадка, рассказы воспитателя и детей о свойствах магнита);
наглядный (иллюстрации, демонстрационный материал);
создание проблемной ситуации (постановка проблемного вопроса);
практическая работа (проведение опытов с магнитом, динамическая пауза «Буратино»).
Предварительная работа: рассматривание картинок, видеороликов, иллюстраций в книгах с изображением магнита;
игры с магнитной доской и магнитными картинками, цифрами.
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Ход НОД:
I. Вводная часть.
1. Организационный момент.
(Дети сидят в группе на стульчиках)
Воспитатель: Доброе утро, ребята!
Дети: Доброе утро!!!
Воспитатель: Ребята, я сегодня нашел какой-то необыкновенный камень, который «дружит» с металлическими предметами. Как вы думаете, что это за волшебный камень? (Показывает детям чудесный мешочек. Они на ощупь его трогают).
Бывает маленьким, большим.
Железо очень дружит с ним.
С ним и незрячий, непременно,
Найдет иголку в куче сена.
(Ответы детей: Магнит)
Воспитатель: Правильно, это магнит.
2. Проблемная ситуация.
Воспитатель: Ребята, а хотите наглядно изучить «волшебные» свойства этого удивительного камня?
(Ответы детей: Да, очень хотим)
Воспитатель: А кто мне из вас скажет, как называется место, где проводятся различные эксперименты и опыты?
(Ответы детей: Лаборатория)
Воспитатель: Да. Это - лаборатория. А как называются профессии людей, которые в них работают?
(Ответы детей: Учёные, исследователи, лаборанты)
Воспитатель: Молодцы, ребята. И сегодня на занятии мы с вами посетим экспериментальную лабораторию, где познакомимся с удивительным миром магнитов и поближе изучим их свойства. А чтобы в неё попасть, нам нужно сообща выполнить небольшое задание: правильно подобрать ключи к замкам двери.
(Дети поочередно встают, подбирают ключи к замкам двери по цвету и форме. Дверь в лабораторию открывается).
II. Основная часть.
1. Знакомство с лабораторией.
Воспитатель: Ну вот, мы с вами в волшебной лаборатории. Ребята, а вы знаете как нужно вести себя в ней?
(Ответы детей: Вести себя нужно спокойно; аккуратно обращаться с приборами и другими предметами, чтобы ничего не повредить, не сломать; незнакомые предметы и вещества не брать в рот, не пробовать на вкус…)
Воспитатель: Правильно, ребята. Все правила поведения в нашей лаборатории расположены на этой табличке.
(Воспитатель показывает детям табличку с изображением правил поведения в лаборатории)
Воспитатель: Посмотрите внимательно и запомните. Мы будем их все выполнять. В лаборатории внимательно рассматриваем изучаемые предметы, внимательно слушаем взрослых, что они вам будут говорить, громко не разговаривать и не кричать, ничего не трогать без разрешения, работать на своем рабочем месте, соблюдать осторожность во время проведения эксперимента и делать выводы после каждого опыта. Договорились?
(Ответы детей: Да. Договорились)
2. Проведение экспериментальных опытов с магнитом.
Воспитатель: Отлично. В таком случае я предлагаю вам приступить к изучению «волшебных» свойств магнита. Для проведения первого опыта подойдите, пожалуйста, к первому столу.
(Дети спокойно подходят к первому столу и встают вокруг него).
Опыт №1 «Всё ли притягивает магнит?».
Воспитатель: Ребята, у нас на столе лежат магниты. Аккуратно возьмите его в руку и внимательно рассмотрите.
(Каждый ребенок берет магнит в руку и внимательно исследует).
Воспитатель: Какой он на ощупь?
(Ответы детей: Черный, гладкий, холодный, твердый, тяжелый, легкий, прямоугольный, круглый)
Воспитатель: Все верно. А теперь давайте поэкспериментируем, чтобы определить, какими свойствами обладает магнит. У нас на столе лежат вперемешку различные предметы. Их нужно разделить следующим образом: справа положить все предметы, которые магнит притягивает, слева – которые не реагируют на магнит. Как мы это проверим?
(Ответы детей: Нужно взять магнит и провести им над предметами)
Воспитатель: Правильно. Приступайте.
(Дети проводят магнитами над предметами. Если предмет притягивается к нему, то откладывают его в правую сторону, если не притягивается – в левую).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Правильно выполнили опыт. А теперь расскажите, какие предметы магнит притянул?
(Ответы детей: Магнит притянул металлические скребки, монетки и болтики)
Воспитатель: А на какие предметы магнит не реагировал?
(Ответы детей: Магнит не притянул пластмассовые кубики, куски ткани, бумагу, деревянные карандаши, ластики)
Воспитатель: И из всего вышесказанного, какой вывод мы с вами сделаем?
(Ответы детей: Мы сделаем вывод, что магнит притягивает только металлические предметы)
Воспитатель: Молодцы! А теперь послушайте, что я вам расскажу. Магниты – это куски железа различной формы, которые притягивают к себе металлические предметы. Это явление называется - магнетизмом, а материалы магнетическими. Не все предметы являются магнетическими, поэтому их мы не можем подцепить магнитом. Запомнили?
(Ответы детей: Да. Запомнили)
Воспитатель: Отлично. Давайте возьмем магниты с собой и перейдем к следующему столу для проведения второго опыта.
(Каждый ребенок берет магнит в руку, и все вместе переходят к следующему столу).
Опыт №2 «Достань без помощи рук».
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?
(Ответы детей: Любим)
Воспитатель: Замечательно. Сейчас я покажу вам картинку, а вы назовите имя главного героя и название сказки.
(Воспитатель показывает детям картинку с изображением Золушки, которая перебирает крупу).
(Ответы детей: Это Золушка)
Воспитатель: Правильно. Злая мачеха заставляла её выполнять различную работу по дому. Как только бедняжка заканчивала, она высыпала мешки с крупой в одну большую кучу, и заставляла Золушку отделять одну крупу от другой. А на этот раз мачеха придумала для неё новое испытание: высыпала в рис скрепки. Золушка хочет успеть на бал во дворец, чтобы вновь увидеться с Принцем. Как помочь ей быстро справиться с работой?
(Ответы детей: Можно использовать магнит. Поводим магнит над миской с рисом, и скрепки притянутся к нему)
Воспитатель: Хорошо, приступайте к опыту, помогите Золушке.
(Дети с помощью магнита достают скрепки из тарелочек с рисом).
Воспитатель: Молодцы, как быстро вы справились с заданием. Теперь Золушка успеет на бал во дворец, увидит своего Принца и наконец-то будет счастлива. Ребята, скажите, какой вывод мы с вами сделаем из этого опыта?
(Ответы детей: Мы сделаем вывод, что магнит способен притягивать металлические предметы среди неметаллических)
Воспитатель: Отлично. Давайте возьмем магниты с собой и перейдем к следующему столу для проведения третьего опыта.
(Каждый ребенок берет магнит в руку, и все вместе переходят к следующему столу).
Опыт №3 «Рыбалка».
Воспитатель: Ребята, сейчас я покажу вам еще одну картинку, а вы посмотрите внимательно и назовите имя главного героя, а также название сказки.
(Воспитатель показывает детям картинку с изображением Буратино, который сидит грустный на берегу озера).
(Ответы детей: Это Буратино из сказки «Золотой Ключик»)
Воспитатель: Правильно. В этой сказке Карабас Барабас придумал новое испытание для Буратино. Он спрятал кукол в тёмном чулане и закрыл дверь на замок, а ключ спрятал на дне озера. Если Буратино сможет достать этот ключ, то он откроет им замок, и куклы будут свободны. Как мы сможем помочь главному герою?
(Ответы детей: Попробуем опустить магнит в воду, чтобы он притянул к себе ключ)
Воспитатель: Сейчас мы это проверим. Давайте возьмем наши магнитики, присоединим их к ниточке с палочкой, и проведем следующий опыт.
(Воспитатель помогает детям в подготовке к опыту).
Воспитатель: Ребята, у всех удочки с магнитом готовы?
(Ответы детей: Да. Готовы)
Воспитатель: Хорошо. У нас на столах стоят емкости с водой. Теперь аккуратно опускаем магнит в воду и пробуем достать ключики.
(Дети выполняют опыт под контролем воспитателя).
Воспитатель: Ребята, расскажите, что у вас получилось?
(Ответы детей: Опустили магнит в воду, он притянул к себе ключик, и мы смогли достать его из воды)
Воспитатель: Все правильно. Молодцы. И на этот раз вы смогли помочь сказочным друзьям. Теперь Буратино откроет двери чулана, а куклы окажутся на свободе и будут всех радовать своими новыми представлениями. И какой вывод сделаем с вами из этого опыта?
(Ответы детей: Магнит сохраняет в воде способность притягивать металлические предметы)
Воспитатель: Совершенно верно. Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений. А теперь я предлагаю провести небольшую физкультминутку.
Физкультминутка «Буратино».
Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся, Руки в стороны развёл, Оглянулся и пошёл. | (Стоя потянуться, прогибая спину) (Руки на поясе, наклоны вправо, влево) (Развести руки в стороны) (Оглянуться вправо, влево, ходьба на месте) |
Воспитатель: Ребята, продолжаем экспериментирование. Берем наши магнитики и проходим к следующему столу для четвертого опыта.
(Каждый ребенок берет магнит в руку, и все вместе переходят к следующему столу).
Опыт №4 «Большие гонки».
(Воспитатель показывает детям картинку с изображением гоночных машин из мультфильма «Тачки»).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинку. Я думаю вам хорошо известно название этого мультфильма?
(Ответы детей: Это мультфильм «Тачки». В главной роли «Молния» Маккуин)
Воспитатель: Совершенно верно. А как вы думаете, можно ли заставить двигаться бумажную машинку с помощью магнита?
(Ответы детей: Нет, потому что она изготовлена из бумаги)
Воспитатель: А моя машинка может. Посмотрите.
(Воспитатель берет бумажную машинку со стола, кладет ее на картонный макет гоночной трассы, и с помощью магнита снизу начинает ей управлять. Дети удивленно наблюдают за гонкой).
Воспитатель: А вы знаете, почему машинка управляется магнитом?
(Ответы детей: Внутри есть какой-нибудь металлический предмет)
Воспитатель: Верно. И благодаря этому она приводится в движение. Хотите сами поучаствовать в большой гонке?
(Ответы детей: Хотим)
Воспитатель: Замечательно. Давайте проведем с вами следующий опыт. Для этого возьмем со стола макеты гоночных трасс, положим на них бумажные машинки, и с помощью магнитов проведем «Большие гонки».
(Дети под контролем воспитателя готовятся к проведению опыта).
Воспитатель: Все готовы?
(Ответы детей: Да)
Воспитатель: Поехали.
(Дети весело и активно управляют машинками с помощью магнитов. После завершения опыта возвращают их обратно на стол).
Воспитатель: Молодцы, ребята, все отлично справились. А теперь давайте сделаем вывод из этого опыта.
(Ответы детей: Магнит может притягивать металлические предметы через бумагу и картон)
Воспитатель: Верно. Магнитная сила проходит через бумагу и картон. Поэтому их используют, например, для того, чтобы прикреплять наглядный материал к металлической доске или записки к металлической дверце холодильника.
Опыт №5. «Противоположности притягиваются».
Воспитатель: А как вы думаете, притягиваются ли магниты друг к другу?
(Ответы детей: Притягиваются)
Воспитатель: Давайте проведем следующий опыт и проверим наше предположение. Встанем парами, повернемся друг к другу. Один из вас держит магнит в руке, а другой – подносит к нему свой магнит.
(Дети выполняют условия эксперимента).
Воспитатель: Расскажите, что произошло?
(Ответы детей: Магниты со звонким стуком прилипли друг к другу)
Воспитатель: Хорошо. А теперь попробуйте поднести магнит друг к другу другой стороной.
(Дети подносят магниты друг к другу другой стороной).
Воспитатель: Что мы видим?
(Ответы детей: Магниты не притягиваются, «убегают» друг от друга)
Воспитатель: Правильно. Потому что любой магнит имеет два полюса: южный и северный. Разные полюса притягиваются друг к другу, а одинаковые – отталкиваются. У некоторых магнитов южный полюс окрашен в синий цвет, а северный – в красный.
III. Заключительная часть.
1. Подведение итогов.
Воспитатель: К сожалению, ребята, наше время пребывания в «волшебной» лаборатории подходит к концу. Давайте по картинкам вспомним, с какими свойствами магнита мы наглядно познакомились.
(Ответы детей: Магнит притягивает только предметы из металла; магнит действует на расстоянии; магнит сохраняет способность притягивать в воде; магнит способен притягивать через различные неметаллические предметы; магнит притягивается друг к другу разными полюсами)
2. Рефлексия.
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо усвоили новый материал. А вам понравилось сегодня быть учеными?
(Ответы детей: Да, очень понравилось)
Воспитатель: Отлично. А чтобы у вас была возможность еще поэкспериментировать, я хочу оставить вам в подарок магнитики, с которым вы сегодня работали.
(Ответы детей: Спасибо)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в разновозрастной группе ( 3 – 7 лет) на тему « Поможем белочке».
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в разновозрастной группе ( 3 – 7 лет) на тему « Поможем белочке...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Познавательное развитие» для разновозрастной группы (разделы: развитие элементарных математических представлений, окружающий мир, поисково-исследовательская деятельность, конструирование)
Рабочая программа разработана по образовательной области «Познавательное развитие» для старшей группы МДОУ «Детский сад «Медв...
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» во второй группе раннего возраста Тема: «Путешествие по волшебной полянке»
Тема: «Путешествие по волшебной полянке» Интеграция: познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое р...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Познавательное развитие» для разновозрастной группы комбинированной направленности (разделы: развитие элементарных математических представлений, окружающий мир, поисково-исследовательская деятельность, констр
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо образовательной области «Познавательное развитие»для разновозрастной группы комбинированной направленности(разделы: развитие элементарных математических представлений,...
КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 4 – 6 лет Тема: «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ»
1.Учить составлять геометрические фигуры из счетных палочек.2.Упражнять в счете в пределах 10, в классификации предметов по разным признакам.3.Развивать внимание, логическое мышление.4.Воспитывать инт...