Познавательно-исследовательский проект "Удивительный мир насекомых"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Барановская Наталия Ивановна

Проект " Удивительный мир насекомых"

Сценарий летнего развлечения в старшей группе на тему "Насекомые"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_udivitelnyy_mir_nasekomyh.docx21.79 КБ
Файл stsenariy_razvlecheniya.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

Название проекта: «Удивительный мир насекомых»

Автор проекта: Барановская Н.И. - воспитатель

Продолжительность проекта: месяц (август 2018г.)

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Вид проекта: творческий, исследовательский.

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Возраст детей: 5-6 лет

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: Лето! Это удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть на каждом шагу. Нужно только не упустить увлекательные моменты, а показать их детям. Однажды во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?»

Цель проекта: Расширение знаний детей об особенностях внешнего вида и жизненного цикла насекомых, сформировать у детей чувства сопереживания к живой природе.

Задачи проекта

Для детей

Для педагогов

Для родителей

Общеобразовательные: 

-  Расширять и систематизировать знаний детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях;

- Формирование познавательного интереса к насекомым.

Воспитательные: 

- Воспитывать у детей бережное и чуткое отношение к природе

Развивающие: 

- Развивать речь детей, активизировать словарный запас.

- Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;

- Развивать коммуникативные навыки;

- Развивать эмоциональную отзывчивость;                                                                                      

1.Формулирование проблемы и продумывание методов и приёмов для решения данной проблемы.

2. Развитие системы продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (вовлечение в проект детей и родителей).

3.Освоение дополнительной литературы.

Непосредственное участие и оказание помощи в организации проекта.

Форма проведения итогового мероприятия проекта:

спортивно-познавательное развлечение.

Название итогового мероприятия проекта «Эстафета насекомых»

Продукты проекта:

Для детей: коллективная аппликация «На полянке», выставка детских работ «Милые букашечки».

Для педагогов: подбор иллюстраций, создание электронной презентации.

Для родителей: консультация «Первая помощь при укусах насекомых»,

Ожидаемые результаты по проекту

Для детей

Для педагогов

Для родителей

Изучая насекомых и наблюдая за ними, у детей расширятся знания о насекомых, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Дети узнают о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям насекомые; научатся самостоятельно анализировать полученные результаты, находить сходства и различия, овладеют обобщающим понятием «насекомые»

Пополнение, накопление материала по теме «Насекомые», вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс.

Освоение некоторых педагогических приёмов, необходимых в семейном воспитании, объективная оценка возможностей своего ребёнка и умение сотрудничать с ним, как с равноправным партнёром.

Краткое содержание проекта «Удивительный мир насекомых»                                                             

Этапы проекта

Действия детей

Действия педагогов

Действия членов семьи

Подготовительный

Проблема: «Нужны ли насекомые?», «Пользу или вред они приносят?»

Прогнозирование: вызвать интерес к насекомым, желание им помочь и оберегать.

Исследовательская деятельность детей.

 Опытно – поисковая деятельность на участке: «Какие насекомые живут вокруг нас?

Решение проблемных ситуаций «Что было бы, если б не было насекомых?»

Поставить цель, исходя из интересов и потребностей.

Вовлечь дошкольников в решении проблемы.

Определить задачи и предполагаемый результат проекта.

Собрать материал, информацию.

Дать домашние задания родителям и детям.

Содействовать детям в сборе информации о насекомых.

Деятельностный

Выявить, как насекомые приспосабливаются к жизни в определенной экосистеме, прийти к выводу, что в экосистеме все взаимосвязано.

Подвижные игры

Ручной труд из бросового материала «Полянка насекомых»

«На лугу» - коллективная аппликация

Изобразительная деятельность «Бабочка»;

Проведение дидактических и подвижных игр.

Мультимедийная презентация по теме: «Насекомые».

 Чтение стихов, пословиц и рассказов художественной литературы по данной теме.

 Проведение намеченных мероприятий.

Самостоятельные творческие работы: поиск и отбор материала участниками проекта.

Презентация «Эти милые букашки»

Подбор развивающих, дидактических игр по теме «Насекомые»

Содействовать детям в воплощении замысла через наблюдения, рассматривании насекомых во время прогулок, беседы.

Завершающий

Создание лепбука «Мир насекомых»

Презентация продуктов проекта

Продукт деятельности готовят к презентации.

 Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

 Оформление выставки детских поделок «Удивительный мир насекомых»

Спортивно-познавательное развлечение «Эстафета насекомых»

Презентация проекта.

Содействовать фантазии и словотворчеству детей, помогать в подборе материала для оформления книжек – малышек о насекомых.

Осознание экологической ценности природы в ее единстве с человеком, сопереживание, сочувствие, содействие.

Планирование по проекту

Познавательно-исследовательская деятельность

(исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)

Опытно – поисковая деятельность на участке: «Какие насекомые живут вокруг нас?»

Просмотр мультфильма «Путешествие муравьишки» по сказке В. Бианки

Просмотр мультимедийной презентации «Неизведанный мир насекомых»

Просмотр презентации «Жизнь насекомых»

Просмотр мультфильмов «Стрекоза и муравей», «Муха-цокотуха», «Пчелка Майя»

Наблюдение за насекомыми.

Наблюдение и рассматривание насекомых через лупу.

Как передвигаются насекомые?

Наблюдение за насекомыми (муравей).

Наблюдение за жуками

Наблюдение за пауком.

Рассматривание изображений насекомых на иллюстрациях в книгах и альбомах.

Решение проблемных ситуаций:

«Нужны ли насекомые?»,

«Пользу или вред они приносят?»        

Чтение художественной литературы

(восприятие художественной литературы и фольклора)

«Счастливый жучок»- чтение рассказа Г. Скрябицкого

«Лесные хоромы» - чтение сказки М. Михайлова

Чтение стихов о насекомых.

"Тараканище", "Муха-цокотуха" К. Чуковский

В. Татарников «Зажжужала тут оса».

П. Синявский «Штрашная иштория».

 Ян Бжехва  «Муравей», «Комар».

Н. Нищева «На ромашке – две букашки».

 В. Митько «Я кузнечика ловил».

Кабардинская сказка «Крестьянин и Муравей».

 В. Бианки «Приключения муравьишки».

 К. Ушинский «Капустница», «Пчелки на разведке».

 В. Песков «Лечебница под сосной».

 Чтение рассказа «Как появляется бабочка»        

Коммуникативная деятельность

(Общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)

Беседы:

 «Что мы знаем о насекомых?»

 «Шестиногие малыши»

 «Где зимуют насекомые?»

«Безопасность в природе»

Рассказ воспитателя «Таинственные превращения»;

«Загадки, которые мы любим» - отгадывание загадок

Составление описательного рассказа о насекомых;

Беседы о трудолюбии, обсуждение трудолюбивых и ленивых насекомых.

Игровая деятельность

(сюжетно-ролевые игры, игры с правилами и другие виды игры)

Дидактические игры:

«Кто что умеет делать», «На полянке», «Бабочки», «Узнай, во что превратится гусеница», «Насекомые-великаны», «Исправь ошибку», «Кто как передвигается?», «Кто где живёт?», «Узнай насекомое»,

Творческие игры с игрушками-насекомыми        

Изобразительная деятельность

(рисование, лепка, аппликация)

«На лугу» - коллективная аппликация

Рисование «Поляна бабочек»;

Раскраски по теме «Насекомые»

«Улитки и гусеницы» - лепка

Рисование «Обведи насекомое по трафарету и раскрась».

Двигательная деятельность

(овладение основными движениями)

Подвижные игры:

«Медведь и пчёлы»

 «Бабочки и кузнечики»

 «Жуки»

«Ласточки и мошки»

Игра малой подвижности «Кузнечики, пчёлы, жуки»

Подвижная игра с речевым сопровождением

«Добрый жук»

Мини-игры на создание образа, «Какое насекомое я изображаю».

Спортивно-познавательное развлечение «Эстафета насекомых»

Продуктивная деятельность 

Конструирование из счётных палочек «Стрекоза»

Подбор коллекции насекомых игрушечных муляжей.

Создание лепбука «Мир насекомых»

Формы взаимодействия с семьей

«Как привить любовь к природе» - папка-передвижка.

 «Первая помощь при укусах насекомых» - информация в уголке здоровья.

Наблюдение за насекомыми во дворе, на даче, в деревне…



Предварительный просмотр:

Сценарий летнего развлечения для детей старшей группы на тему «Насекомые»

   Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей.

   Оборудование: магнитофон; картинки насекомых: жук, комар, бабочка, стрекоза, муравей, пчела, божья коровка, кузнечик; картинки диких животных к игре «Четвертый лишний»; атрибуты для эстафет: кубики, гимнастические палочки, ведра; цветочки для оформления; ширма.

                                               Ход развлечения.

   Воспитатель: здравствуйте ребята! Ребята, кто мне скажет, а какое сейчас время года?

- Правильно, лето. Молодцы!

                                     Организационный момент.

   Воспитатель: ребята, вы хотите попутешествовать?

 – Сейчас мы с вами отправляемся в гости на лесную полянку. Становитесь в круг.

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимаем ноги выше, выше.

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенечки.

   Воспитатель: ну, вот мы и пришли на полянку! Ребята, посмотрите как красиво здесь - много цветов. На поляне живёт много разных обитателей. Хотите узнать кто они?

Для этого нужно отгадать загадки.
1. Скажите-ка, что за букашка? На ней в черных точках рубашка,
Умеет карабкаться ловко по листикам... (божья коровка)
2. У нее так много ног — сосчитать не каждый б смог.
В них такая путаница, их хозяйка — ... (гусеница)
3.
Не пчела она, а жалит. Мед, варенье обожает.
Есть на брюшке полоса. Кто она, скажи? (Оса)
4. Вот букашка - работяга. Целый день трудиться рада.
Ношу на спине своей быстро тащит... (муравей)
5. Что за гость с голодным брюхом все звенит у нас над ухом?
Из цветов не пьет нектар, покусает нас... (комар)
6.
Кто влетает в каждый дом вместе с летним сквозняком?
Кто жужжит за рамой глухо? Надоедливая... (муха)
7. Ночью он в траве зажег свой фонарик-огонек.
Как полночный маячок, нам посветит... (светлячок)
8. Целый день в цветках жужжит, с медом в улей свой спешит.
Много меда запасла себе на зиму... (пчела)
9. Что за чудо-вертолет мошкаре спать не дает?
Только высохнет роса, вылетает... (стрекоза)
10. На поляне в васильках упражнялся он в прыжках.
Жаль, позавтракал им птенчик. Кто же это был? (Кузнечик)
11.
Шестилапый и мохнатый, зажужжал мотор крылатый.
Опылять цветущий хмель прилетел проворный... (шмель)
12.
Кто порхает над цветком бледно-синим огоньком?
Как живые васильки, быстро кружат... (мотыльки)
13.
Где немытая посуда, там усач живет не худо.
И в кастрюли, и в стакан влезет рыжий... (таракан)

   Воспитатель: а как можно их всех назвать одним словом? (насекомые) 

- А как вы узнали, что это насекомые? (воспитатель с детьми находит модели существенных признаков насекомых, выясняет, что у них тело состоит из шести ног, крыльев, усиков)

   Ребята: тело у насекомых разделено на три части, у всех насекомых шесть ног, у них есть крылья и усики.

   Воспитатель: да, хотя насекомые отличаются друг от друга по величине, форме тела, по цвету, у всех насекомых тело разделено на три части, шесть ног, есть крылья и усики.

   Воспитатель: ребята, а какие из насекомых вам нравятся больше всего?

Ответы детей.

   Воспитатель: в вы любите играть? (да)

Тогда мы предлагаем вам поиграть в игру «Четвертый лишний» (дети рассматривают предложенные картинки, выбирают лишнего).

1) Заяц, ёж, лиса, шмель.

2) Бабочка, стрекоза, енот, пчела.

3) Трясогузка, кузнечик, скворец, сорока.

4) Мотылек, божья коровка, воробей, майский жук.

5) Таракан, муха, пчела, майский жук.

6) Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка.

7) Летучая мышь, комар, жук, бабочка.

8) Стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

Молодцы ребята!

   Воспитатель:  ребята, а для чего нужны насекомые? (ребята отвечают)

 - Правильно, молодцы!

   Воспитатель: почему нельзя трогать и обижать насекомых? (они живые)

 - Да насекомые живые, их нельзя обижать. Что произойдёт с природой, если исчезнут насекомые? Исчезнут и растения, погибнут птицы. Насекомые это часть природы, ими можно любоваться. Наблюдать, как они летают, бегают, прыгают, жужжат.

   Воспитатель: а теперь давайте поиграем в игру «Насекомые и дождик» (Правила простые, все мы будем насекомыми, пока музыка играет, мы летаем, прыгаем, ползаем, а как только музыка заканчивается, все прячемся под зонтик).

   Воспитатель: ребята, послушайте загадку.

Она легка красива

Изящна, легкокрыла

Сама похожа на цветок

Любит пить цветочный сок (бабочка).

                                Игра – эстафета «Нарисуй бабочку»

(Ребята делятся на две команды, и рисуют по очереди бабочку)

   Ведущий: В лесу у пня беготня, суетня,

Народ рабочий весь день хлопочет,

Себе дом строит (муравей).

   Ведущий: я предлагаю вам, ребята, превратиться в братишек-муравьишек.

                                     Игра «Муравьи строят дом»

(Ребята строятся в две колонны. Каждая должна перенести кубики на другой конец зала и построить муравейник).

   Воспитатель: учёные – энтомологи подсчитали, что рабочая пчела за минуту облетает двенадцать цветков, а это значит, что за рабочий день она посетит не менее семи тысяч цветков. Приблизительные  подсчёты показывают, что пчёлы одной семьи в день опыляют не менее трёхсот шестидесяти миллионов цветков. А за целое лето?

                            Эстафета «Трудолюбивая пчелка»

 (Команды строятся в две колонны на линии старта. У каждого игрока в руках небольшое ведёрко. На некотором расстоянии от команд на полу разложены кубики – «цветочки». По сигналу ведущего первый игрок каждой команды бежит к кубикам, кладёт кубик в ведерко, возвращается к команде и передаёт

ведёрко следующему игроку и т. д.) 

   Воспитатель: На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь (кузнечик).

                                        Эстафета «Кузнечики»        

(Команды строятся в колонну на линии старта. По сигналу ведущего первый игрок каждой команды прыжками двигается до ориентира и возвращается к команде и передает эстафету следующему игроку).

                                        Конкурс «Гусеница»

(Игроки каждой команды цепляются за пояс впередистоящего игрока – получается «гусеница». Вот так, сцепленными, надо оббежать вокруг стула и вернуться обратно).

   Воспитатель: сейчас я проверю, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем в игру «Если я приду в лесок». Я буду называть вам свои действия, а вы отвечать. Если я буду поступать хорошо, вы – хлопаете в ладоши, если плохо, то топаете.

  1. Если я приду в лесок

И сорву ромашку (нет)

  1. Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

  1. Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю (да)

  1. Если разведу костер

А тушить не буду (нет)

  1. Если сильно насорю

И убрать забуду (нет)

  1. Если мусор уберу

Банку закопаю (да)

  1. Я люблю свою природу

Я ей помогаю (да)

   Воспитатель: вот и заканчивается наше путешествие на лесную полянку. Нам пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с гостями. Насекомые благодарны вам за знания о них и дарят вам гостинцы (воспитатель благодарит детей за занятие, дарит им гостинцы от насекомых, дети говорят до свидания гостям и уходят).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект "Наши маленькие друзья насекомые".

Проект по окружающему миру, проведенный совместно с детьми группы раннего возраста № 2....

Познавательно-исследовательский проект «Удивительный мир насекомых»

Вид проекта:   познавательно - исследовательскийПродолжительность:  краткосрочный  (1-2 недели)Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель.Актуальность проекта...

Познавательно - исследовательская деятельность на тему "Насекомые.Вред и польза".

Большинство современных детей редко общаются с природой. Поэтому наша познавательно- исследовательская деятельность  направлена на то, чтобы дети научились любить и беречь окружающий мир. И начат...

Познавательно-исследовательский проект: «Наши соседи - насекомые».

Познавательно-исследовательский проект: «Наши соседи - насекомые».Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способнос...

Познавательно-исследовательская деятельность. Наблюдение за насекомыми

Экологическое воспитание. Наблюдение за насекомыми.Цель прогулки: уточнять и обогащать знания детей о насекомых; учить узнавать и называть по характерным признакам внешнего вида бабочек, пче...