Формирование познавательной активности дошкольников в игровой деятельности
статья по окружающему миру (подготовительная группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Опыт работы воспитателя
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 36» городского округа Саранск
Дубововой Натальи Витальевны
Тема: «Формирование познавательной активности дошкольников в игровой деятельности».
В настоящее время работаю по теме: «Формирование познавательной активности дошкольников в игровой деятельности». Моя тема совпадает с инновационным проектом ДОО «Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста в игровой деятельности». По этой теме работаю с 2018 года. Разработаны проекты: «Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста на основе развивающих игр», «Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности», «Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста при ознакомлении с профессиями в сюжетно-ролевых играх».
Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования к развитию личности, мотивации способностей детей в различных видах деятельности.
Один из принципов ФГОС дошкольного образования это формирование познавательных интересов ребенка в различных видах деятельности.
Актуальность моей работы заключается в том, что развитие познавательных способностей одна из главных проблем современности. Очень важно развить у ребенка логическое и творческое мышление, инициативность, самостоятельность, сформировать интерес к окружающему миру, умение делать открытие, и в то же время им удивляться. Ребенок, у которого получается что-то новое, стремиться узнать еще больше.
Познавательное развитие немыслимо без игры. Развивающийся ребенок постоянно манипулирует с разными предметами. Он постоянно находится в поиске, что-то исследует, задает вопросы, экспериментирует. Окружающий мир открывается ребенку через его личные ощущения, действия с предметами, переживания и проходит через его маленький, жизненный опыт.
Главная педагогическая идея моего опыта.
Познавательное развитие дошкольников посредством игровой деятельности, я думаю, способствует усвоению и обогащению знаний. Вырабатывается привычка быть сосредоточенным, самостоятельно мыслить, развивается память, мышление, речь. Дошкольники в ходе игры познают, запоминают новое, развивают навыки, фантазию, ориентируются в непростых ситуациях. В игру с огромным желанием включаются даже пассивные дети.
Новизна опыта работы по данной теме заключается в изменении подходов к организации воспитательного процесса: развитие интереса к обучению и воспитанию через игровую деятельность. Через игру ребенок познает окружающий мир и самого себя, учится сосредотачиваться, мыслить самостоятельно.
Технология опыта работы.
Работу по формированию познавательной активности детей дошкольного возраста в игровой деятельности я начала с изучения методической литературы. Я прорабатывала теоретическую базу исследований по этой теме.
В пособии Крашенинникова Е.Е. «Развитие познавательных способностей дошкольников» представлена система работы по развитию познавательных способностей дошкольников в ходе организованной познавательной деятельности (беседа, обсуждения, опыты¸ эксперименты, исследования различных объектов и явлений окружающего мира). Основная цель данного пособия – развитие творческого, продуктивного мышления дошкольников.
В пособии Веракса Н.Е. «Познавательное развитие в дошкольном детстве» описаны условия, задачи, этапы, методы и средства образовательной деятельности. Я провела наблюдение за детьми. Затем подобрала диагностику познавательного развития. По уровням познавательного развития разработала комплекс мероприятий:
- Знакомство ребенка с окружающей действительностью.
- Формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности.
- Развитие интеллектуальных качеств дошкольников.
Я полагаю, что с возрастом у детей меняются возможности и потребности, усложняются задачи и расширяются используемые приемы.
Познавательное развитие в младшей группе происходит в наблюдениях и в организованных играх.
В средней группе познавательное развитие насыщенно. Дети принимают участие в опытах и экспериментах. Закрепляются знания об овощах и фруктах. Дети определяют форму, цвет, вкус овощей и фруктов. Знакомятся с трудом сельских жителей. А также закрепляются знания о диких и домашних животных и птицах. Проводя опыты и эксперименты, знакомлю детей со свойствами воды, песка, ветра, воздуха, растений. В процессе наблюдений выделяем признаки времен года. Знакомлю детей с видами транспорта. Учим правила дорожного движения.
В старшей группе закрепляю с детьми знания о временах года, явлениях природы, о безопасном обращении с бытовой техникой, о поведении на улице, в транспорте, с незнакомыми людьми.
В подготовительной группе представления детей классифицируются по блокам: Живая природа – это растения и животные. Неживая природа –
это камни, Солнечная система, времена года, атмосферные явления и т.д.
Знакомлю детей с картой, глобусом, различными символами и знаками.
Прививаю культуру поведения между мальчиками и девочками, между детьми и взрослыми. Дошкольники знакомятся с обычаями, традициями, народными играми, гордятся своей Родиной.
Широко применяю в своей работе настольные и дидактические игры, наблюдения, трудовые поручения, сюжетно-ролевые, строительные, подвижные игры, моделирование, развлечения, чтение сказок и рассказов, разгадывание загадок.
Я считаю, что использование дидактической игры повышает интерес дошкольников к занятиям, развивает сосредоточенность, программный материал лучше усваивается. Дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать знания в различных видах деятельности.
Посредством дидактической игры ребенок учится запоминать, анализировать, сравнивать, классифицировать, сопоставлять, выделять качества предметов. В игре развиваются игровые связи и отношения между детьми. В работе я использую:
- Дидактические игры:
«Найди одинаковые предметы», «Подбери по форме», «Подбери по цвету», «Узнай по описанию», «Назови соседей», «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Времена года», «Витаминка и е друзья», «Разрезные картинки», «Что сначала, что потом», «Части суток», «Магазин игрушек», «Лови, бросай, дни недели называй», «Кто, где живет», «Четвертый лишний», «Когда это бывает?», «Назови одним словом», «Профессии», «Кому что нужно для работы», «Транспорт», т.д.
- А также настольные игры: Лото, Домино, Шашки, Шахматы и др.
- Речевые игры.
- Народные игры: «Садовник», «Краски» и др.
- Игры с запрещающими действиями и правилами: «Да и нет не говорите», «Черное и белое», «Фанты».
- Интеллектуальные и развивающие игры: головоломки, лабиринты, «Танграм», «Волшебный квадрат» и др.
Занимательные задачи, интеллектуальные и развивающие игры способствуют развитию творческого и самостоятельного мышления.
В своей работе использую:
- Сюжетно-ролевые игры: «Салон красоты», «Гипермаркет», «Поликлиника», «Строители», «Улица», «Путешествие по городу», «Библиотека», «Школа», «Почта», «Ателье» и т.д. Дети берут на себя роль, создают игровую обстановку, переживают в игре то, что переживают взрослые люди в повседневной жизни. Дети узнают правила поведения и общения в современном мире. От того, как дети научатся воспринимать окружающий мир, зависит: будет ли школьная жизнь успешной и радостной или омрачится неудачами и огорчениями.
- Подвижные игры я использую в разных режимных моментах. В них дети учатся действовать в соответствии с правилами, усваивают смысл игры, ориентируются в пространстве. В подвижных играх, кроме умственного развития, формируются честность, дисциплинированность, чувство справедливости, товарищество.
- В театрализованных играх каждый ребенок играет свою роль по-своему, но все копируют в своих играх взрослых. Театрализованные игры помогают повысить культуру ребенка, знакомят его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями.
В моей группе разные виды театра: настольный театр, пальчиковый, теневой, театр на прищепках, на ложках, есть ширмы, фланелеграф, куклы би-ба-бо, маски и т.д.
- Игры-экспериментирования с различными предметами и материалами знакомят детей со свойствами воды, очисткой воды от разных примесей; со свойствами песка, глины, воздуха. Дети проверяют на плавучесть разные предметы.
Игры со светом помогают детям отыскивать спрятанную игрушку. С помощью рук показывать тени разных зверей или птиц, пускать солнечных зайчиков.
Играя с магнитами, дети узнают, что они притягивают разные предметы.
С помощью увеличительных стекол можно рассмотреть разные очень мелкие предметы.
Играя с бумагой, изготавливают по типу «оригами» фигурки зверей и различных предметов. Брызгают на бумагу и ищут способ осушить капли воды.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная и соответствует возрасту дошкольников.
В работе с родителями по познавательному развитию, я использую традиционные и нетрадиционные формы работы. Это: беседы, консультации, родительские собрания, выставки, анкетирование, фотовыставки, круглый стол, выставки детских работ, участие в конкурсах, экскурсии, и т.д.
Родители принимают активное участие в пополнении предметно-пространственной развивающей среде. Интересные атрибуты, которые я использую на занятиях, в играх с детьми, в исследовательской деятельности, на прогулке, созданы руками родителей. Родители принимают активное участие в подготовке к праздникам, развлечениям, в жизни группы. Поэтому у нас с родителями одни задачи: сделать все, чтобы дети были активными, здоровыми, жизнерадостными, общительными, росли гармонически развитыми личностями.
Результатом опыта работы по познавательному развитию дошкольников явились позитивные сдвиги в игровой и интеллектуальной активности детей, а также в развитии познавательных психических процессов: восприятия, мышления, памяти и воображения дошкольников.
Провела педагогическое обследование на основе диагностики через общение с детьми и родителями. Для этого использовала наблюдение, беседу, анкетирование.
Сравнивая результаты практической деятельности на основе диагностики детей можно сказать, что проводимая работа в этом направлении свидетельствует о том, что в течение последних трех лет по познавательному развитию детей произошли качественные изменения.
2019-2020 уч.г. (средняя группа – 22 ребенка), В – 4 (18%), С – 16 (73%), Н – 2 (9%);
2020-2021 уч.г. (старшая группа – 21 ребенок), В – 9 (43%), С – 10 (47%), Н – 2 (10%);
2021 -2022 уч.г. (подготовительная к школе группа – 19 детей), В – 10 (53%), С – 7 (37%), Н – 2 (10%).
Диагностика показала, что уровень сформированности познавательного развития повысился.
Можно сделать вывод о том, что разработанный комплекс мероприятий по познавательному развитию достаточно эффективен. На основе расширения и углубления знаний дошкольников об окружающем мире возрос игровой опыт детей.
Опыт моей работы по формированию познавательной активности дошкольников в игровой деятельности показал, что, применяя современные образовательные технологии, при сотрудничестве с родителями можно добиться позитивных результатов с детьми. Познавательный интерес положительно сказывается на дальнейшем школьном обучении.
Я считаю, что под влиянием правильно организованной самостоятельной познавательной деятельности у детей развиваются творческое воображение, воспитывается интерес, волевые черты личности, желание учиться, привычка к умственному напряжению и труду.
Планирую и в дальнейшей деятельности продолжать активно изучать все методические новинки, новые педагогические технологии. А также обновлять картотеки игр, применять современные методы в работе с детьми по познавательной развитию дошкольников.
Литература:
Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. – СПб: «Детство-Пресс», 2002.
Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М. ООО «Элизе Трайдинг. ЦГЛ», 2004.
Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.
Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М.: «Просвещение», 2007.
Бабенкова Е.А. Подвижные игры на прогулке. – М.: ТЦ «Сфера», 2011
Богуславская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры. М.- «Просвещение», 2001.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: «Просвещение», 2001.
Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль: «Академия развития», 2005.
Веракса Н.Е. «Познавательное развитие в дошкольном детстве». –М.: «Мозаика-Синтез», 2012.
Вострухина Т.Н. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет . – М.: ТЦ «Сфера», 2011.
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – М.: «Сфера», 2019.
Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2007.
Менщикова Л.М. Экспериментальная деятельность детей 4-6лет. – Волгоград: «Учитель», 2009.
Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
Санкина Л.К.Познание предметного мира.– Волгоград: «Учитель», 2009.
Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: «Владос», 1994.
Соколова С.В. Оригами для дошкольников. – СПб.: «Детство-Пресс», 2003.
Сорокина А.И., Батурина Е.Г. Игры с правилами в детском саду. М – «Наука», 2002.
Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. - М.: ТЦ «Сфера», 2011.
Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ. – М.: ТЦ «Сфера», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательной активности дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Существует мнение, что нужно как можно раньше научить ребенк...
Формирование познавательной активности дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Существует мнение, что нужно как можно раньше научить ребенк...
Формирование познавательной активности дошкольников средствами экспериментальной деятельности
Развитие исследовательских способностей ребенка - одна из важнейших задач современного образования. В соответствии с ФГОС ДО дошкольное образование направлено сегодня...
Сообщение из опыта работы на тему: «Развитие познавательной активности дошкольников к профессиональной деятельности взрослых в процессе игровой деятельности»
Формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса ...
ПРОЕКТ «Формирование ключевых компетентностей дошкольников в игровой деятельности: познавательно-игровая деятельность «Супермаркет» (подготовительная к школе группа)»
Разработка для сюжетно - ролевой игры "Супермаркет"...
Интеграция познавательного развития и двигательной активности дошкольников в игровой деятельности
Среди многообразных факторов, влияющих на состояния здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность является важным условием. Чем выше двигательная активность ре...
Формирование познавательной активности дошкольников по ранней профориентации посредством игровой деятельности
Педагогический опыт формировался в условиях МБДОУ «Ровеньский детский сад №1 комбинированного вида Белгородской области». В Федеральном государственном образовательном стандарте дошк...