Формирование познавательной активности дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
консультация по окружающему миру (старшая группа) на тему

Башкатова Ирина Андреевна

На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Существует мнение, что нужно как можно раньше научить ребенка читать, считать. Однако важнее развить у него мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование познавательной активности дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Существует мнение, что нужно как можно раньше научить ребенка читать, считать. Однако важнее развить у него мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.  Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».  Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная деятельность вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность.

    Одна из основных задач эксперимента - научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы. Действуя самостоятельно, производя пробы поискового и подражательного характера, ребенок приобретает ценный личный опыт, в основе которого лежит его активная субъективная деятельность опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Что положительно сказывается на развитии речи, умение выстраивать сложные предложения, делать выводы. Детям свойственно многократное повторение одних и тех же опытов, это дает возможность выработать у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе. По желанию дети продолжают проводить опыты в группе, в уголке природы, воспитатель уточняет у ребенка цель опыта, но в ход опыта не вмешивается. Ребенок пробует, ошибается, но сам приходит к результату.

    Главное достоинство метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что:

- Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

- Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза. Сравнения и классификации.

- Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

- Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Исследовательское обучение предполагает следующее:

-   ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;

-   предлагает возможные решения;

-   проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

-   делает выводы в соответствии с результатами проверки;

-   применяет выводы к новым данным;

-   делает обобщения.

     Поэтому я веду целенаправленную  работу по теме: "Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности", которая способствует и обогащает ребёнка знаниями, учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять. Работу провожу  по трем взаимосвязанным направлениям «Живая природа», «Неживая природа», «Предметное окружение». В своей работе в этом направлении отдаю предпочтение опытам, экспериментам, занятиям-исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Я вижу, что проведение опытов и экспериментов вызывает у детей восторг. Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

   

СЛАЙДОВАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ

    В заключение хочу отметить  позитивную динамику  результатов знаний  у детей.

    Таким образом, анализ проведённой работы позволяет убедиться в  том, что экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром неживой природы. В процессе экспериментирования дети получили возможность удовлетворить присущую им любознательность. Совместное экспериментирование помогло детям более детально узнать интересующие их  вещи, сделать правильные выводы, а также получить доказательства более доступным языком.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности объектами окружающей среды

Образовательная область "Познавательное развитие", прописанная в ФГОС, особенно значима для формирования личности ребенка, т.к. предполагает развитие интересов, любознательности и познавательной мотив...

Конспект Развитие познавательной активности дошкольников через организацию опытно-экспериментальной деятельности при решении задач в ИЗО деятельности.«Зимний пейзаж»

На этом занятии дети знакомятся новыми видами рисования путём экспериментирования - смешивания красок, рисование свечой. Учатся рисовать пейзаж на стекле с учётом времени суток....

Формирование познавательной активности дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Существует мнение, что нужно как можно раньше научить ребенк...

"Развитие познавательной активности детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности"

Опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность, пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все...

Картотека дидактических игр направленных на формирование познавательной активности дошкольников в процессе поисково-исследовательской деятельности с применением методов ТРИЗ.

Картотека дидактических игр направленных на формирование познавательной активности дошкольников в процессе поисково-исследовательской деятельности с применением методов ТРИЗ....