Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Конспект открытого занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semykina_o._n._poznavatelnoe_razvitie.docx | 951.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию
Возрастная группа: средняя
Образовательная область: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, худ-эстетическое развитие.
Цель: формирование элементарных математических представлений и интеллектуальных способностей воспитанников в совместной игровой деятельности в процессе решения практических заданий с использованием современных математических технологий.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять представления о свойствах геометрических фигур.
- Закреплять знание времён года и частей суток.
- Закреплять умение понимать пространственные отношения.
- Закреплять порядковый счет.
- Закреплять свойства магнита в игре и экспериментальной деятельности.
- Формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы.
- Закреплять названия животных и их детенышей, правила поведения в лесу.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес, связную речь, внимание, память, логические операции, сообразительность.
- Развивать мелкую моторику рук, усидчивость.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес воспитанников к интеллектуальной деятельности.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
- Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик, желание помочь
сказочному персонажу, попавшему в трудную ситуацию.
- Воспитывать умение внимательно выслушивать задания.
Словарная работа: круг, квадрат, треугольник, слева, справа, части суток, магнит, магнитная сила, притягивает, железные, болт.
Предварительная работа воспитателя: предварительная работа с детьми, изготовление демонстративного и раздаточного материала для организации деятельности детей, подбор музыкальных рингтонов, подбор оборудования.
Предварительная работа с детьми:
- игры в центре «Познания»: логические игры, упражнения с математическим планшетом;
- дидактические игры по ФЭМП: «Геометрические фигуры», «Подбери заплатку», «Скажи где?»; отгадывание загадок о временах года и частях суток;
- разучивание физкультурной минутки, пальчиковой гимнастики, индивидуальные занятия.
Формы реализации детских видов деятельности: сюрпризный момент, решение проблемной ситуации, взаимодействие с героем в игровой форме, пальчиковая игра, физминутка, динамическая пауза, отгадывание стихов о временах года, толкование пословицы, дидактическая игра, беседа.
Используемые методы, приемы и технологии: проблемный (помочь мультипликационным персонажам); вхождение в картину, игровая мотивация (использование сюрпризных моментов, воображаемая ситуация-передача флешки и сообщения; наглядные методы (использование компьютера); дидактическая игра; словесный (объяснение, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, использование художественного слова, оценка деятельности детей); продуктивные методы (практические): экспериментальная деятельность; здоровьесберегающие технологии: психогимнастика, физминутка, пальчиковая гимнастика, динамическая пауза.
Виды детской деятельности: игровая (дидактическая игра), продуктивная (проведение опыта), коммуникативная (беседа), двигательная (физминутка, динамическая пауза).
Оборудование: гелиевый шарик, записка от Кроша, картинки 4-х времен года, стихи о временах года, игрушки-смешарики, картонные геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг, цифры для кода, математические планшеты, пластиковые стаканчики с водой, железные болты, магниты, картинки с изображением металлических и неметаллических предметов, свежая нарезанная кусочками морковка.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
1. Психогимнастика.
Воспитатель: Ребята, давайте, встанем в круг, скажем друг другу «Здравствуйте!» и подарим всем свои улыбки.
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Дети встают в круг, берутся за руки и смотрят друг на друга с улыбкой).
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте тоже с ними поздороваемся и подарим им свои улыбки.
2. Сюрпризный момент.
В группе под потолком летает гелиевый шарик, к его веревке привязана записка.
Воспитатель: Дети, посмотрите, какой красивый шарик! Интересно, откуда он взялся? А к нему что-то привязано. Хотите узнать, что там?
Дети: Да.
Воспитатель: Да это флешка! Интересно, от кого она и что на ней записано? Прочитаем ее?
Дети: Да (воспитатель вставляет флешку в компьютер и смотрит вместе с детьми видеообращение от Кроша)
II. Основная часть.
1. Проблемная ситуация. Мотивация детей к деятельности.
Видеообращение от Кроша: «Здравствуйте, дорогие ребята! Это я – Крош. Я случайно потерял ключ от своего домика и теперь не могу попасть в него. Вот уже 2 дня я живу на улице. Запасного ключа у меня нет, замок ломать я не хочу. Но моя дверь может открыться, если правильно подобрать код к замку. Самому мне не справиться, поэтому я прошу вашей помощи и высылаю задания, с помощью которых можно узнать код к моему замку».
Воспитатель: Ребята, поможем бедному Крошу?
Дети: Да.
Воспитатель: Конечно, поможем, а вот и задания.
2. Выполнение заданий детьми.
Задание 1. Дидактическая игра: «Назови время года».
Воспитатель:
Посмотрите перед нами картинки разных времен года. А теперь задание: нужно каждому стихотворению найти картинку с тем временем года, о котором говорится в стихотворении. И тогда мы узнаем первую цифру кода.
Послушайте, о чем здесь говорится?
Воспитатель:
- Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой! (А. Берестов)
Воспитатель: Какому времени года посвящены эти строки?
Дети: осени.
Воспитатель: Найдите среди иллюстраций картинку осени. (Дети находят). Ребята, а вы знаете, как нужно вести себя в лесу? (да). Расскажите о правилах поведения в лесу.
Дети:
1. В лесу нельзя шуметь, потому что птицы и звери могут испугаться.
2. Нельзя разорять птичьи гнезда и муравейники.
3. Нельзя разжигать костер без взрослых.
4. Нельзя ломать деревья и рвать редкие цветы.
5. Нельзя оставлять мусор.
6. Нельзя портить несъедобные грибы, потому что ими лечатся дикие животные.
7. Можно собирать только знакомые ягоды, грибы и цветы.
Вхождение в картину.
Воспитатель: Вы все правильно сказали. Ребята, представьте себя в уголке этой картины, какие вы бы услышали звуки?
Воспитатель: А сейчас следующее стихотворение-загадка. Слушайте внимательно.
- Ой, сердит мороз;
Ветки снегом занёс,
Хватает за нос, щиплет до слёз.
Ребятишки не пугаются,
На лыжах да на санках катаются,
Над морозом потешаются! (А. Босев)
Воспитатель: О каком времени года говорится в этом стихотворении?
Дети: о зиме.
Воспитатель:
- По дорожке прямиком
Ходят ножки босиком.
Кружат пчёлы, вьются птицы,
А Маринка веселится. (В. Берестов)
Воспитатель: О каком времени года говорится в этих строках?
Дети: о лете.
Воспитатель:
-Всё зазеленело...
Солнышко блестит,
Жаворонка песня
Льётся и звенит.
Бродят дождевые
В небе облака,
И о берег тихо
Плещется река... (С. Д. Дрожжин)
Воспитатель: Какому времени года посвящены эти строки?
Дети: весне.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, вы, наверное, слышали пословицу: «Весна – это утро природы»? Как вы думаете, почему так говорят? А если весна – это утро, то лето – это какая часть суток? (день). А осень? (вечер). А зима? (ночь). Все правильно, молодцы! Смотрите, вот мы и получили первую цифру кода. Это цифра 2 (Каждая последующая цифра выставляется на доске)
Воспитатель: А теперь садитесь за столы. Перед следующим заданием нам нужно подготовить наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Замок»
На двери висит замок —
Кто его открыть бы смог?
(Быстрое соединение пальцев в замок)
Потянули…
(Тянем кисти в стороны)
Покрутили…
(Волнообразные движения)
Постучали…
(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)
И открыли!
(Пальцы расцепились)
Задание 2. Изображение геометрических фигур на математическом планшете.
Воспитатель: А вот и следующее задание:
среди данных геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг) нужно найти заколдованную фигуру. А поможет нам в этом математический планшет. Давайте вспомним, сколько сторон у треугольника? (3) Сколько сторон у квадрата? (4). Какие стороны у квадрата? (одинаковые) А теперь задание: изобразите на математическом планшете сначала треугольник, потом квадрат.
Дети выкладывают треугольник и квадрат на планшете.
Воспитатель: Какую фигуру нельзя изобразить на планшете? (круг) Почему? (У нее нет углов, а если ее выкладывать, то у круга появятся углы).
Как же можно расколдовать круг? (выложить из ниток). Дети выкладывают круг из ниток.
Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы справились. (Воспитатель переворачивает геометрическую фигуру круг и на ней находит второй элемент кода от замка – цифру 5)
Задание 3. Дид/игра «А родители кто?»
Воспитатель: А сейчас вам нужно назвать родителей друзей Кроша:
Например, у Ежика папа еж, мама (ежиха),
у Нюши папа (кабан), мама (свинья),
у Копатыча папа (медведь), мама (медведица),
у Кар – Карыча папа (ворон), мама (ворона),
у Лосяша папа (лось), мама (лосиха).
Сколько всего животных получилось? (5). Давайте посчитаем. А теперь посчитайте по порядку всех зверей. Если считать слева направо, то Копатыч на каком месте стоит? (на третьем) Кар-Карыч? (на четвертом) Нюша? (на втором). Кто стоит за Кар-Карычем? (Лосяш). Кто стоит первым? (Ежик)
Воспитатель: И за это задание вы получаете следующий элемент кода – цифру 3.
Физпауза (на ковре)
1, 2, 3, 4, 5
Все умеем мы считать, (шагаем)
Отдыхать умеем тоже (руки вверх)
Руки за спину положим (руки за спину)
Голову поднимем выше (голову вверх)
И легко, легко подышим
Раз - подняться, потянуться (подняться на носочки, потянуться)
2 - согнуться разогнуться (согнуться, разогнуться)
3 - в ладоши три хлопка, (хлопаем в ладоши)
Головою три кивка (головой киваем)
На 4 руки шире (руки в стороны)
5 - руками помахать (руки вверх, машем)
И скорее ровно встать.
Садитесь на свои места.
Задание 3. Экспериментальная деятельность.
Воспитатель: Садитесь за столы. Ребята, только что пришло сообщение от Кроша. Он просит помочь Пину. Дело в том, что Пин случайно уронил болт в стакан с нужной ему жидкостью и не может достать его. Жидкость выливать нельзя. Как достать болт?
Дети высказывают предположения о том, что можно достать болт с помощью магнита.
Воспитатель: Давайте покажем, как можно вытащить болт с помощью магнита. А пока вы будете выполнять этот опыт, я сниму его на видео и отправлю Крошу.
Дети выполняют опыт.
Опыт: В стакане с водой опущен железный болт. Нужно вести магнит по внешней стороне стакана. Болт следует за движением магнита вверх.
Воспитатель: Ребята, а почему болт следует за магнитом вверх?
Дети: Магнитная сила проходит через воду и стекло и заставляет железный предмет двигаться вслед за магнитом.
Воспитатель: И за это задание вы получаете еще одну цифру к коду замка. Это цифра 4.
Динамическая пауза «Волшебный камень»
Воспитатель: - А сейчас мы с вами поиграем в игру «Волшебный камень».
(Воспитатель предлагает образовать круг и сообщает детям, что он будет в роли магнита. Показывая карточку с изображением металлического предмета, дети подбегают к воспитателю, а если воспитатель показывает карточку с изображением другого предмета, дети отбегают от него).
Предметы на картинках: резиновый шарик, гвоздь, резиновая игрушка, магнит, пластмассовая машинка, деревянный кубик, железная скрепка, лист бумаги, железный болт, нитка.
Воспитатель: а вот и последняя цифра нашего кода – цифра 1.
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, какой же код у нас получился. Для этого нужно назвать все цифры в порядке появления.
Дети: 25341.
Воспитатель: Сейчас этот код я сфотографирую, и мы отошлем его Крошу. (Воспитатель фотографирует и отсылает сообщение Крошу).
Крош присылает сообщение: Спасибо, ребята, за быструю помощь. Я сейчас же побегу и попробую открыть дверь моего уютного домика. В благодарность посылаю вам морковку с моего огорода.
4. Заключительная часть.
Воспитатель: Вот мы и разгадали код от замка. Давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Ребята, чем мы сегодня занимались на занятии? Расскажите, кому мы помогали? (Ответы детей) Молодцы, ребята, вы все задания выполнили, сделали доброе дело – помогли Крошу и Пину. А теперь можете отдыхать.
Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой! (А. Берестов)
- Ой, сердит мороз;
Ветки снегом занёс,
Хватает за нос, щиплет до слёз.
Ребятишки не пугаются,
На лыжах да на санках катаются,
Над морозом потешаются! (А. Босев)
-Всё зазеленело...
Солнышко блестит,
Жаворонка песня
Льётся и звенит.
Бродят дождевые
В небе облака,
И о берег тихо
Плещется река... (С. Д. Дрожжин)
- По дорожке прямиком
Ходят ножки босиком.
Кружат пчёлы, вьются птицы,
А Маринка веселится. (В. Берестов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе. На тему: " Наземный транспорт"
Продолжать знакомить детй с окружающим миром, с разнообразным видом транспорта....
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе :Нерпа-чудо Байкала"
Позновательное развитие...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе "Волшебная радуга".
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе "Волшебная радуга".Цель: знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования клеем ПВА и цветной солью.Задачи.Образо...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе детского сада "Я и мое имя"
Открытое занятие содержит в себе цели и задачи:- формирование положительного отношения к своему имени, знать, что оно обозначает; - уточниние представления детей о многообразии имён; ...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
Аленушкины помошники...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
Путешествие по зимним сказкам...