Практико-ориентированный, творческий, познавательный проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма».
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы - значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан этот проект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_izba.docx | 36.88 КБ |
proekt_izba.docx | 36.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Практико-ориентированный, творческий, познавательный проект
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма».
Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности № 7
«Теремок «
ГБДОУ № 126 Невского района
Воспитатели:
Королева Л.В.
Белюсева О.В.
Санкт- Петербург
2022 год
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,
пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина»
В.А.Сухомлинский
Вид проекта: практико-ориентированный, творческий, познавательный.
Продолжительность проекта: среднесрочный (01.02. 2023 -31.03.2023г.)
Участники проекта:
Дети старшей группы, воспитатели.
Образовательные области: Познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Проблема: В наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. В связи с этим мы посчитали необходимость проведения данного проекта с детьми подготовительной группы.
Актуальность темы:
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы - значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан этот проект.
Цель проекта:
Формировать представления о строении русской избы, о ее внутреннем и внешнем убранстве. Создание в воображении ребенка целостных образов прошлого и настоящего жилища человека, развитие исследовательских навыков воспитанников, поддержка детской инициативы
.
Задачи:
Образовательные:
- знакомить детей с обрядами, ритуалами, играми, обычаями русской народной культуры.
- приобщить детей к традициям народной культуры.
Воспитательные:
-воспитывать любовь к Родине;
-воспитывать у детей любовь и уважение к традициям своего народа.
Развивающие:
- развивать художественный вкус;
-развивать индивидуальные личностные качества дошкольников;
- расширение понятийного аппарата в сфере народного творчества.
Гипотеза.
Приобщение детей к истокам народной культуры, знакомство их с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством, предметами национального быта – будет способствовать развитию духовно-нравственных качеств, чувства патриотизма и любви к Родине.
Материально - технически ресурсы необходимые для выполнения проекта:
-- подбор методической и художественной литературы;
--подбор наглядного материала( иллюстрации, плакаты , фотографии, презентаций)
-- дидактические и подвижные игры;
--подбор стихов, пословиц, поговорок, песен;
--выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.
Методы проектной деятельности:
-игровые: дидактические игры, подвижные игры, русские народные игры, хороводные игры.
-словесные: чтение и рассказывание стихотворений, песен, отгадывание загадок, составление словаря, картотеки пословиц и поговорок, беседы с детьми.
-наглядные: рассматривание старинных предметов домашнего быта, просмотр альбома «Старинная одежда» и др.
Метод трех вопросов:
Что знаем? --- Что люди раньше жили не так как мы.
Что хотим узнать? --- Как жили, что изменилось с течением времени.
Как будем узнавать? --- Спрашивать у старших, рассматривать альбомы и фотографии.
Задачи по работе с родителями:
-Повысить уровень компетентности родителей по теме проектной деятельности.
-Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
С помощью систематической работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию мы надеемся достичь следующих результатов:
Ожидаемые результаты проекта:
-дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища - избы,
о ее устройстве;
- со старинными предметами домашнего обихода;
-обогатится словарный запас названиями предметов русского быта;
-дошкольники приобщаются к истокам традиционной культуры, понимают и принимают народные игры, обычаи, традиции;
-изготовят макет русской избы;
-будет создан мини-музей «Русская изба».
-воспитание духовно - нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.
Подготовительный этап:
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
Определение цели и задач проекта;
Подбор литературы, пособий, атрибутов;
Составление тематического планирования мероприятий.
Реализация проекта.
Создание игровой среды.
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта. Обобщить скорректировать направление работы для продолжения реализации проекта.
На данном этапе был создан уголок-интерьер «Русской избы», проведены занятия для знакомства с обрядами, праздниками, фольклорам, предметами быта того времени.
- организованны и проведены народные игры;
- проведены календарные праздники:«Калядки», «Масленица», «Пасха»;
- Использование русских народных сказок;
- Совместная деятельность по изготовлению посуды и утвари для посиделок.
Ожидаемый результат:
- дети, понимающие и ценящие русские традиции.
-уважающие людей и имеющие богатую выразительную речь.
-осознающие на доступном им уровне взаимосвязь понятий пословиц и поговорок с трудом и бытом людей;
-видящие красоту русских традиций, праздников.
-признают авторитетными качеств человека: доброжелательный, культурный, с хорошими манерами богатой образной речью, любящий свою Родину.
-ведущие себя правильно и достойно в реальной жизненной ситуации.
Итог: приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
Перспективы проекта: В дальнейшем планируем разработать цикл занятий на тему «Удивительная глина», «Заозерские кружева», «Почему так называется улица?», «Мой дом».
Список литературы
1. Ветохина А. Я., Дмиренко З. С, Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. -СПб. : ООО Издательство «Детство – ПРЕСС». 2011-192с.
2. Газзаева З. Ш., Абрамочкина О. Ю. Воспитание ценностных ориентиров личности дошкольника. // Управление ДОУ. – 2010.№ 7. - 97с.
3. Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошк. возраста: // Управление ДОУ. – 2006. - № 8. – 80с.
4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 64с.
5. Качанова И. А. Роль народных игр в патриотическом воспитании. // Управление ДОУ. - 2010 № 7. – 70с.
6. Жирякова И. В., Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику. //Управление ДОУ. -2008.-4.-с. 77.
7. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования. Интернет ресурсы http://www.tc-sfera.ru
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этап проекта | Сроки | Содержание работы |
I Этап Подготовительный | 01.02.2023г. – 17.02.2023г. | Изучение литературы по данной теме; Составление перспективно – тематического плана; Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении; Диагностика детей о русской культуре; Обогащение развивающей среды: Материальное:
Научно-методическое:
|
II Этап Основной | 20.02.2023г. – 17.03.2023г. |
|
III Этап Заключительный | 20.03.2023г. – 31.03.2023г. |
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
Сроки | тема | Форма работы | цель |
Знакомство с бытом русского народа, национальным костюмом. | Беседа «Русская изба»; | Сформировать представление об облике русской избы. Закрепить знания об элементах украшения избы (крыльцо, наличник, лобовая доска, ставни) | |
Создание мини-музея «Русская изба»; | Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; прививать детям культуру поведения в музее. | ||
Чтение сказок «По щучьему веленью», «Гуси-лебеди», «Терёшечка», «Жихарка» | Развивать внимание, память детей, учить внимательно слушать и пересказывать сказки. | ||
Музейное занятие «Русская печь» | Дать понятия, для чего нужна была печь раньше. Объяснить его функции. Формировать у детей познавательные качества. Обогащать словарный запас детей: печь, кирпичный, железный, кормилица. Воспитывать интерес к прошлому. | ||
Музейное занятие «Посиделки» | Дать детям возможность взглянуть на чудо-самовар по-особому, научить понимать, уважать и любить культуру своей страны. | ||
Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве. | Изучение малых фольклорных форм | ||
Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта. | Расширять и обогащать словарный запас детей. | ||
Аппликация «Русская изба» | Закрепить знания детей о многообразии предметов домашнего обихода. | ||
Занятие «Бабушкин сундучок» Рассматривание фотоальбома «Русский национальный костюм»; «Народные куклы». | Ознакомление детей с русскими национальными костюмами: историей, внешним видом, назначением, изготовлением. Расширять словарь детей названиями одежды, ее элементами | ||
Проведение русских народных игр. | Знакомство с русскими хороводными играми, с устным творчеством русского народа. Развивать образное восприятие хороводов. | ||
Ознакомление с образцами вышивки и кружев. | Знакомство с вышивкой и вязанием кружевных изделий. | ||
май | Знакомство с декоративно-прикладным искусством. | Беседа «В гости к мастерам» | Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской и филимоновской росписью. |
Рассматривание игрушек и фотоальбома «Дымковская и Филимоновская игрушка» | Учить рассматривать глиняные игрушки, узнавать материал, из которого они сделаны, выделять украшения, особенности росписи, цветовую гамму, элементы узора. | ||
Лепка «Дымковская игрушка» | Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Учить выделять украшения на игрушках. Закреплять умение составлять симметричный узор на круге, розетте, выделяя середину и кайму. | ||
Разучивание стихов о Дымковской, Филимоновской игрушке, отгадывание загадок. | Закреплять интерес к русской народной игрушке. Развивать уважение к мастерам народных промыслов. Обогащать словарь детей. | ||
Рисование «Дымковская барыня» | Учить рассматривать дымковских барынь, закреплять умение рисовать красками прямые линии, в разных направлениях, а в образовавшихся прямоугольниках – круги и точки. Развивать чувство цвета, ритма в узоре. | ||
Лепка «Филимоновская игрушка» | Развивать желание лепить игрушку своими руками. Показать особенности конструктивного способа лепки. Учить соединять части фигурки, создавать образ, используя полученные навыки и приёмы лепки. Формировать умение работать с пластилином. Формировать эстетический вкус средствами народного искусства. | ||
Беседа «В гости к гжельским мастерам» | Познакомить детей с искусством гжельской росписи. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам | ||
Рисование «Роспись гжельской посуды» | Продолжать знакомить детей с красотой и своеобразием гжельской росписи. Научить приёму в технике «мазка с тенью», «капелька» концом кисти, спирали, травинки, завитки, волнистые линии. | ||
Рассматривание посуды, расписанной гжельской росписью, фотоальбома «Синь России» | Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики. | ||
Чтение стихов, пословиц, поговорок, разгадывание загадок о гжели. | Обогащать словарь детей. | ||
Дидактические игры «Угадай роспись», «Составь узор» | Формировать у детей обобщённое представление о народном искусстве. | ||
Беседа «В гости к мастерам хохломской росписи» | Познакомить детей с одним из народных промыслов России – хохломской росписью | ||
Рассматривание изделий хохломской росписи, фотоальбома «Золотая хохлома» | Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере хохломской росписи. Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травинка). | ||
Беседа «В гости к Жостовским и Городецким мастерам» | Познакомить детей с народным промыслом, познакомить с историей их возникновения. | ||
Роспись жостовского подноса | Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостово; Закрепить умение вписывать узоры в силуэты жостовских подносов. | ||
«Весёлый Городец» роспись разделочной доски | Познакомить с характерными особенностями городецкой росписи. Формировать представления об элементах городецкого узора. Учить расписывать разделочную доску, используя элементы городецкой росписи. | ||
Дидактическая игра «Составь узор» | Ознакомление с названиями городецкой росписи; Составление композиции на досках различной формы. | ||
Выставка детского творчества «Чудо чудное – диво дивное» | |||
Традиции и обычаи русского народа | Беседа «Что такое обычай, обряд?» | Расширить представления детей о том, что такое обряд, обычай; обогатить словарь детей, развивать диалогическую речь. | |
Фольклорное занятие «Традиции россиян. Русские народные праздники на Руси» | Познакомить с традиционными русскими народными праздниками. Прививать любовь к традициям своего народа, развивать понимание народных праздников | ||
Музейное занятие «Традиции русского гостеприимства» | Познакомить детей с русским обычаем – обычаем гостеприимства, хлебосольства. | ||
Сюжетно-ролевая игра «Принимаем гостей» | Побуждать творчески воспроизводить в играх приём гостей. Совершенствовать умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. | ||
Чтение русских народных сказок | Рассказать детям о том, что «народ сочинял сказки» и это тоже традиция русского народа. | ||
Викторина «Народный фольклор» | Закрепить знания детей о народном фольклоре. | ||
Выставка поделок «Ай, да умельцы!» |
Предварительный просмотр:
Практико-ориентированный, творческий, познавательный проект
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма».
Воспитатель:
Белюсева О.В.
Санкт- Петербург
2022 год
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,
пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина»
В.А.Сухомлинский
Вид проекта: практико-ориентированный, творческий, познавательный.
Продолжительность проекта: среднесрочный (01.02. 2023 -31.03.2023г.)
Участники проекта:
Дети старшей группы, воспитатели.
Образовательные области: Познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Проблема: В наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. В связи с этим мы посчитали необходимость проведения данного проекта с детьми подготовительной группы.
Актуальность темы:
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы - значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан этот проект.
Цель проекта:
Формировать представления о строении русской избы, о ее внутреннем и внешнем убранстве. Создание в воображении ребенка целостных образов прошлого и настоящего жилища человека, развитие исследовательских навыков воспитанников, поддержка детской инициативы
.
Задачи:
Образовательные:
- знакомить детей с обрядами, ритуалами, играми, обычаями русской народной культуры.
- приобщить детей к традициям народной культуры.
Воспитательные:
-воспитывать любовь к Родине;
-воспитывать у детей любовь и уважение к традициям своего народа.
Развивающие:
- развивать художественный вкус;
-развивать индивидуальные личностные качества дошкольников;
- расширение понятийного аппарата в сфере народного творчества.
Гипотеза.
Приобщение детей к истокам народной культуры, знакомство их с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством, предметами национального быта – будет способствовать развитию духовно-нравственных качеств, чувства патриотизма и любви к Родине.
Материально - технически ресурсы необходимые для выполнения проекта:
-- подбор методической и художественной литературы;
--подбор наглядного материала( иллюстрации, плакаты , фотографии, презентаций)
-- дидактические и подвижные игры;
--подбор стихов, пословиц, поговорок, песен;
--выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.
Методы проектной деятельности:
-игровые: дидактические игры, подвижные игры, русские народные игры, хороводные игры.
-словесные: чтение и рассказывание стихотворений, песен, отгадывание загадок, составление словаря, картотеки пословиц и поговорок, беседы с детьми.
-наглядные: рассматривание старинных предметов домашнего быта, просмотр альбома «Старинная одежда» и др.
Метод трех вопросов:
Что знаем? --- Что люди раньше жили не так как мы.
Что хотим узнать? --- Как жили, что изменилось с течением времени.
Как будем узнавать? --- Спрашивать у старших, рассматривать альбомы и фотографии.
Задачи по работе с родителями:
-Повысить уровень компетентности родителей по теме проектной деятельности.
-Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
С помощью систематической работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию мы надеемся достичь следующих результатов:
Ожидаемые результаты проекта:
-дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища - избы,
о ее устройстве;
- со старинными предметами домашнего обихода;
-обогатится словарный запас названиями предметов русского быта;
-дошкольники приобщаются к истокам традиционной культуры, понимают и принимают народные игры, обычаи, традиции;
-изготовят макет русской избы;
-будет создан мини-музей «Русская изба».
-воспитание духовно - нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.
Подготовительный этап:
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
Определение цели и задач проекта;
Подбор литературы, пособий, атрибутов;
Составление тематического планирования мероприятий.
Реализация проекта.
Создание игровой среды.
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта. Обобщить скорректировать направление работы для продолжения реализации проекта.
На данном этапе был создан уголок-интерьер «Русской избы», проведены занятия для знакомства с обрядами, праздниками, фольклорам, предметами быта того времени.
- организованны и проведены народные игры;
- проведены календарные праздники:«Калядки», «Масленица», «Пасха»;
- Использование русских народных сказок;
- Совместная деятельность по изготовлению посуды и утвари для посиделок.
Ожидаемый результат:
- дети, понимающие и ценящие русские традиции.
-уважающие людей и имеющие богатую выразительную речь.
-осознающие на доступном им уровне взаимосвязь понятий пословиц и поговорок с трудом и бытом людей;
-видящие красоту русских традиций, праздников.
-признают авторитетными качеств человека: доброжелательный, культурный, с хорошими манерами богатой образной речью, любящий свою Родину.
-ведущие себя правильно и достойно в реальной жизненной ситуации.
Итог: приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
Перспективы проекта: В дальнейшем планируем разработать цикл занятий на тему «Удивительная глина», «Заозерские кружева», «Почему так называется улица?», «Мой дом».
Список литературы
1. Ветохина А. Я., Дмиренко З. С, Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. -СПб. : ООО Издательство «Детство – ПРЕСС». 2011-192с.
2. Газзаева З. Ш., Абрамочкина О. Ю. Воспитание ценностных ориентиров личности дошкольника. // Управление ДОУ. – 2010.№ 7. - 97с.
3. Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошк. возраста: // Управление ДОУ. – 2006. - № 8. – 80с.
4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 64с.
5. Качанова И. А. Роль народных игр в патриотическом воспитании. // Управление ДОУ. - 2010 № 7. – 70с.
6. Жирякова И. В., Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику. //Управление ДОУ. -2008.-4.-с. 77.
7. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования. Интернет ресурсы http://www.tc-sfera.ru
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этап проекта | Сроки | Содержание работы |
I Этап Подготовительный | 01.02.2023г. – 17.02.2023г. | Изучение литературы по данной теме; Составление перспективно – тематического плана; Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении; Диагностика детей о русской культуре; Обогащение развивающей среды: Материальное:
Научно-методическое:
|
II Этап Основной | 20.02.2023г. – 17.03.2023г. |
|
III Этап Заключительный | 20.03.2023г. – 31.03.2023г. |
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
Сроки | тема | Форма работы | цель |
Знакомство с бытом русского народа, национальным костюмом. | Беседа «Русская изба»; | Сформировать представление об облике русской избы. Закрепить знания об элементах украшения избы (крыльцо, наличник, лобовая доска, ставни) | |
Создание мини-музея «Русская изба»; | Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; прививать детям культуру поведения в музее. | ||
Чтение сказок «По щучьему веленью», «Гуси-лебеди», «Терёшечка», «Жихарка» | Развивать внимание, память детей, учить внимательно слушать и пересказывать сказки. | ||
Музейное занятие «Русская печь» | Дать понятия, для чего нужна была печь раньше. Объяснить его функции. Формировать у детей познавательные качества. Обогащать словарный запас детей: печь, кирпичный, железный, кормилица. Воспитывать интерес к прошлому. | ||
Музейное занятие «Посиделки» | Дать детям возможность взглянуть на чудо-самовар по-особому, научить понимать, уважать и любить культуру своей страны. | ||
Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве. | Изучение малых фольклорных форм | ||
Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта. | Расширять и обогащать словарный запас детей. | ||
Аппликация «Русская изба» | Закрепить знания детей о многообразии предметов домашнего обихода. | ||
Занятие «Бабушкин сундучок» Рассматривание фотоальбома «Русский национальный костюм»; «Народные куклы». | Ознакомление детей с русскими национальными костюмами: историей, внешним видом, назначением, изготовлением. Расширять словарь детей названиями одежды, ее элементами | ||
Проведение русских народных игр. | Знакомство с русскими хороводными играми, с устным творчеством русского народа. Развивать образное восприятие хороводов. | ||
Ознакомление с образцами вышивки и кружев. | Знакомство с вышивкой и вязанием кружевных изделий. | ||
май | Знакомство с декоративно-прикладным искусством. | Беседа «В гости к мастерам» | Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской и филимоновской росписью. |
Рассматривание игрушек и фотоальбома «Дымковская и Филимоновская игрушка» | Учить рассматривать глиняные игрушки, узнавать материал, из которого они сделаны, выделять украшения, особенности росписи, цветовую гамму, элементы узора. | ||
Лепка «Дымковская игрушка» | Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Учить выделять украшения на игрушках. Закреплять умение составлять симметричный узор на круге, розетте, выделяя середину и кайму. | ||
Разучивание стихов о Дымковской, Филимоновской игрушке, отгадывание загадок. | Закреплять интерес к русской народной игрушке. Развивать уважение к мастерам народных промыслов. Обогащать словарь детей. | ||
Рисование «Дымковская барыня» | Учить рассматривать дымковских барынь, закреплять умение рисовать красками прямые линии, в разных направлениях, а в образовавшихся прямоугольниках – круги и точки. Развивать чувство цвета, ритма в узоре. | ||
Лепка «Филимоновская игрушка» | Развивать желание лепить игрушку своими руками. Показать особенности конструктивного способа лепки. Учить соединять части фигурки, создавать образ, используя полученные навыки и приёмы лепки. Формировать умение работать с пластилином. Формировать эстетический вкус средствами народного искусства. | ||
Беседа «В гости к гжельским мастерам» | Познакомить детей с искусством гжельской росписи. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам | ||
Рисование «Роспись гжельской посуды» | Продолжать знакомить детей с красотой и своеобразием гжельской росписи. Научить приёму в технике «мазка с тенью», «капелька» концом кисти, спирали, травинки, завитки, волнистые линии. | ||
Рассматривание посуды, расписанной гжельской росписью, фотоальбома «Синь России» | Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики. | ||
Чтение стихов, пословиц, поговорок, разгадывание загадок о гжели. | Обогащать словарь детей. | ||
Дидактические игры «Угадай роспись», «Составь узор» | Формировать у детей обобщённое представление о народном искусстве. | ||
Беседа «В гости к мастерам хохломской росписи» | Познакомить детей с одним из народных промыслов России – хохломской росписью | ||
Рассматривание изделий хохломской росписи, фотоальбома «Золотая хохлома» | Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере хохломской росписи. Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травинка). | ||
Беседа «В гости к Жостовским и Городецким мастерам» | Познакомить детей с народным промыслом, познакомить с историей их возникновения. | ||
Роспись жостовского подноса | Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостово; Закрепить умение вписывать узоры в силуэты жостовских подносов. | ||
«Весёлый Городец» роспись разделочной доски | Познакомить с характерными особенностями городецкой росписи. Формировать представления об элементах городецкого узора. Учить расписывать разделочную доску, используя элементы городецкой росписи. | ||
Дидактическая игра «Составь узор» | Ознакомление с названиями городецкой росписи; Составление композиции на досках различной формы. | ||
Выставка детского творчества «Чудо чудное – диво дивное» | |||
Традиции и обычаи русского народа | Беседа «Что такое обычай, обряд?» | Расширить представления детей о том, что такое обряд, обычай; обогатить словарь детей, развивать диалогическую речь. | |
Фольклорное занятие «Традиции россиян. Русские народные праздники на Руси» | Познакомить с традиционными русскими народными праздниками. Прививать любовь к традициям своего народа, развивать понимание народных праздников | ||
Музейное занятие «Традиции русского гостеприимства» | Познакомить детей с русским обычаем – обычаем гостеприимства, хлебосольства. | ||
Сюжетно-ролевая игра «Принимаем гостей» | Побуждать творчески воспроизводить в играх приём гостей. Совершенствовать умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. | ||
Чтение русских народных сказок | Рассказать детям о том, что «народ сочинял сказки» и это тоже традиция русского народа. | ||
Викторина «Народный фольклор» | Закрепить знания детей о народном фольклоре. | ||
Выставка поделок «Ай, да умельцы!» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма"
Предлагаемый проект поможет систематизировать работу с детьми по приобщению к истокам русской народной культуры и позволит формировать необходимые для этого качества у детей ...
Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма»
Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма»в подготовительной группе № 9 ...
Проект « Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма».
Предлагаемый проект поможет систематизировать работу с детьми по приобщению к истокам русской народной культуры и позволит формировать необходимые для этого качества у детей...
ПРОЕКТ « ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»
Приобщение детей к русской народной культуре является одной из актуальных задач дошкольного воспитания в детском саду. В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе, стыде,...
Проект «Приобщение к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма у детей дошкольного возраста»
Приобщение детей к истокам русской народной культуры способствует повышению качества всей системы воспитательной работы дошкольного учреждения, способствует воспитанию достойных буду...
Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма
Использование в работе культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности....
Проект: Приобщение детей к истокам русской народной культуры-как способ развития патриотизма
Проект: Приобщение детей к истокам русской народной культуры- как способ развития патриотизма совместно с музыкальным руководителем.Рисование, творчество, музыка, культура родного народа....