Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма»
проект (подготовительная группа)
Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма»
в подготовительной группе № 9
Воспитатель:
Макушкина Ю.И.
Введение.
Старинная мудрость напоминает:
«Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Сегодня одна из наиболее актуальных проблем подрастающего поколения – это проблема патриотического воспитания. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, развивается внутренний мир человека.
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, пусть это будут народные игры, в которые дети очень любят играть.
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основа для развития патриотических чувств. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.
Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуарам, богатое и разнообразное по своему содержанию.
К. Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…» именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с народной культурой, с произведениями устного народного творчества, родной речью, жизнью и бытом русского народа, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. В будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины, и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались, и будут восхищаться в России и за ее пределами.
Актуальность темы:
Актуальным на сегодняшний день является возрождение лучших образцов народной педагогики, имеющей большую воспитательную и образовательную ценность. Она включает всю совокупность средств и методов воспитания и обучения подрастающего поколения, закрепленных в народном сознании, народных традициях.
Последнее десятилетие практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания. Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено.
Перемены, происходившие в нашей стране, привели к тому, что:
-утеряны понятия истинных ценностей, отсутствуют чувства патриотизма и человеколюбия;
-исчезли идеалы человека – труженика, воина – защитника Отечества;
-забыты семейно – бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения и «лада» в семье.
Как же, какими средствами мы можем ускорить рост национального сознания и возродить утраченные ценности?
Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам. Исследователи народного искусства М.А.Некрасова, Н.П.Сакулина, Т.Л. Шпикалова, Е.А.Флерина и другие отмечают, что именно включение ребенка дошкольного возраста в различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, являются одним из главных условий полноценного нравственно- эстетического воспитания ребенка и развития его художественно – творческих способностей.
Говоря о народном искусстве, Н.П.Сакулина писала: «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений».
Изучив научную идею педагогов о значимости народной культуры для возрождения и восстановления прерванной связи времен, мы пришли к выводу о необходимости приобщении дошкольников к живительному источнику народной мудрости через фольклор, через погружение в эпоху наших предков путем воссоздание быта тех времен. Фольклор дает детям самые главные простые понятия о жизни, о людях, он отражает общее, интересное, насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношение с природой, жизнь в коллективе.
Тип проекта: Информационно - игровой.
Участники проекта: Дети подготовительной группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Продолжительность: Долгосрочный, рассчитан на 9 месяцев с сентября по май.
Цель: Формирование у детей первоначальны представления о культуре, истории и жизни русского народа.
Задачи:
- Формировать систему знаний о русской народной культуре и истории;
- Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
- Формировать устойчивый, познавательный интерес к народному искусству, уважение к труду и таланту мастеров;
- Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников;
- Приобщение к эстетической культуре;
- Воспитывать желание возродить лучшие традиции русского народа;
- Обогащать словарный запас детей.
Направления:
- Знакомство с жизнью и бытом русского народа.
- Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.
- Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.
Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:
Беседы;
Занятия на основе метода интеграции;
Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
Дидактические игры;
Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
Использование народных игр, в том числе хороводов.
Методы и приемы:
одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);
метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); эвристический (развитие находчивости и активности);
частично-поисковый;
проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе совместной деятельности педагога и детьми); сотворчество;
мотивационный (убеждение, поощрение)
Ожидаемые результаты
1. Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.
2. Сформировано чувство национального достоинства.
3. Расширен кругозор детей через музей быта, созданного силами педагогов и родителей.
4. Широко используются все виды фольклора.
5. Объединены усилия педагогов, детей и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.
Направления работы по приобщению детей к истокам русской народной культуре:
1. Создание атмосферы национального быта.
2. Широкое использование фольклора в воспитательно-образовательном процессе.
3. Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками русского народа.
4. Знакомство с народным искусством русского народа.
5. Знакомство с русскими народными играми.
Литература
1. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного младшего школьного возраста: Практическое пособие.- М.: Айриспресс, 2003 г.
2. О.Л. Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2004 г.
3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учереждений/ Авт. Сост. Л. С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маханева, О.Н. Корепанова и др. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004 г.
4. Народный календарь-основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План—программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учереждений/ Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н. и др. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004 г.
5. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусство, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004 г.
6. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2005 г.
Сроки и этапы реализации проекта
1 этап. Информационно-аналитический.
Срок исполнения: август-сентябрь.
Цель: привлечение родителей и педагогов детского сада к реализации проекта и создание условий для реализации проекта.
На данном этапе были поставлены цель и задачи проекта, определена последовательность работы, изучен, обобщен педагогический опыт по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
Проведена следующая работа:
- составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы;
- создание банка идей и предложений;
- подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;
- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса по приобщению к русской культуре.
- проведен теоретический анализ фольклорной и психологопедогогической литературы.
2 этап основной. Сроки исполнения: Сентябрь – май.
Цель: Реализация проекта. Создание игровой среды. Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта. Обобщить скорректировать направление работы для продолжения реализации проекта.
Месяц | Неделя | Тема | Программное содержание | Форма проведения | Работа с родителями | Ответственные |
Сентябрь | 3 | «Что летом родится, — зимой пригодится» | Беседа о лете. Повторение пословиц, поговорок и песенок о лете | Беседа | Консультация « Как сохранить самобытность языка сказки при ее пересказе ребенку» | Долганина Л.И. |
4 | «Восенушка - осень — сноп последний косим» | Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Повторение заклички «Восенушка-осень» | Беседа, игра | Макушкина Ю.И. | ||
Октябрь | 1 | «Хлеб — всему голова» | Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием. | Беседа |
| Долганина Л.И. |
2 | «К худой голове своего ума не приставишь» | Беседа об уме и о глупости. Знакомство со сказкой «Про Филю». Словесная игра «Филя и Уля». | Беседа, игра | Макушкина Ю.И. | ||
3 | «Октябрь-грязик - ни колеса, ни полоза не любит» | Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове | Беседа | Долганина Л.И. | ||
4 | «Дудочка » | Знакомство с русским народным инструментом дудочкой. Рассказывание сказки "Серебрянное блюдечко и наливное яблочко". Проведение русской народной игры "Пастух и стадо". | Беседа, чтение литературы, игра | Макушкина Ю.И. | ||
5 | «Путешествие в прошлое. Прялка» | Формировать представление о деревенском быте, традициях русского народа, развивать интерес к истории Родины; продолжать знакомить детей с русским устным народным творчеством, обогащать словарный запас; воспитывать патриотизм, уважение к русским традициям. | Беседа | Долганина Л.И. | ||
Ноябрь | 1 | «Синичкин день» | Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки. | Беседа | Мастер - класс «Изготовление театра ложек» | Долганина Л.И. |
2 | «Где живет перо Жар-птицы?» | Знакомство детей с хохломской росписью. | Беседа | Макушкина Ю.И. | ||
3 | «Чудо - чудное, диво -дивное - Золотая Хохлома» | Рассказ о традициях хохломской росписи («Кудрина», «травка» и т.п.) | Рисование | Долганина Л.И. | ||
4 | "Деревянные ложки" | Проведение русской народной игры "Ручеек". Использование потешек. | Игра | Макушкина Ю.И. | ||
Декабрь | 1 | «Зима - не лето, — в шубу одето» | Беседа о характерных особенностях зимы. Исполнение русской народной песенки «Как на тоненький ледок» | беседа |
| Долганина Л.И. |
2 | «В гостях у хозяюшке» | Роспись силуетов дымковских игрушек - барышни, коня, курочки, собаки, кота. Чтение потешек об этих животных. Исполнение пляски под мелодию русской народной песни. | рисование | Макушкина Ю.И. | ||
3 | «Пришел мороз — береги ухо и нос» | Знакомство со сказкой В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе. Повторение песенки «Как на тоненький ледок» | Чтение литературы | Долганина Л.И. | ||
4 | Снегурочка - внучка Деда Мороза | Знакомство со сказкой «Снегурочка». Прослушивание фрагментов оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (в грамзаписи) | Чтение литературы | Макушкина Ю.И. | ||
Январь | 3 | «Пришла Коляда накануне Рождества» | Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Пение песенок. | Беседа | Участие родителей в развлечениях и праздниках «К нам пришло Рождество» | Долганина Л.И. |
4 | "Пришла Коляда - отворяй ворота" | Инсценировка рождественских колядок. Закрепление знаний о рождественских праздниках. | Игра - драматизация | Макушкина Ю.И. | ||
5 | "Без частушек прожить можно, да чего - то не живут" | Рассказ о характерных признаках частушки. Знакомство с плясовыми частушками. Исполнение современных частушек. | Беседа | Долганина Л.И. | ||
Февраль | 1 | «Зимние узоры» | Знакомство с творчеством вологодских кружевниц. | Беседа | Участие родителей в развлечениях и праздниках«Масленица» | Долганина Л.И. |
2 | «Гжель прекрасная» | Знакомство с гжельским художественным промыслом. | Рисование | Макушкина Ю.И. | ||
3 | «Гжель прекрасная» | Самостоятельное рисование детьми гжельских узоров | Рисование | Долганина Л.И. | ||
4 | «Дело мастера боится» | Знакомство со сказкой «Семь Симеонов». Дидактическая игра «Кому что нужно для работы». Повторение пословиц о труде и мастерстве. | Чтение литературы. | Макушкина Ю.И. | ||
Март | 1 | «Живет в народе песня» | Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Разучивание русской народной песни «Ой, вставала я ранёшенько». | Беседа |
| Долганина Л.И. |
2 | «На героя и слава бежит» | Рассказ о русских богатырях | Беседа | Макушкина Ю.И. | ||
3 | «Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!» | Беседа о Масленице. Пение песен, частушек. | Беседа | Долганина Л.И. | ||
4 | «Сердце матери лучше солнца греет» | Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок. | Беседа | Макушкина Ю.И. | ||
Апрель | 1 | Русская матрешка | Рассказ о матрешке. Разучивание частушек. | Беседа | Участие родителей в развлечениях и праздниках «Пасха светлый праздник» | Долганина Л.И. |
2 | «Грач на горе -весна на дворе» | Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне. | Беседа | Макушкина Ю.И. | ||
3 | «Шутку шутить — людей насмешить» | Беседа о народном юморе (докучные сказки, скороговорки, дразнилки). Словесная игра «Путаница» | Беседа | Долганина Л.И. | ||
4 | Красная горка | Рассказ о Пасхе. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки». | Беседа | Макушкина Ю.И. | ||
Май | 1 | «Путешествие на златогривой чудо-тройке» | Знакомство детей с образом коня в русском народном декоративно-прикладном творчестве (городецкая, палехская, хохломская роспись). Рассказ мастерах Палеха. Прослушивание народных песен, воспевающих русскую тройку (аудиозапись). | Рисование | Мастер-класс «Изготовление русской народной игрушки». | Долганина Л.И. |
2 | Поэзия народного костюма | Рассказ о народном костюме. Прослушивание русских народных песен (аудиозапись) | Беседа | Макушкина Ю.И. | ||
3 | "Прощание с избой" | Заключительная беседа о русской избе и национальной кухне. Коллективное изготовление панно из лоскутков. | Аппликация. | Долганина Л.И. |
3 этап заключительный. Сроки исполнения: май – июнь.
Цель: Анализ результативности.
Дети овладели элементарными представлениями и понятиями о русской народной песни, поют частушки, играют в русские народные игры.
Дошкольники привносят в игры «малые фольклорные формы» - потешки, загадки, поговорки.
Важно отметить, что у детей имеются способности творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуаций.
Отмечено, что дети в свободной деятельности самостоятельно включают полученные знания в свои игры, делятся друг с другом новыми знаниями.
Родители принимают участие в совместных мероприятиях по реализации проекта, делятся полученными знаниями и предлагают свои варианты работы.
Участники проекта охотно делятся мнениями, разработчики и участники проекта положительно оценили работу.
Таким образом, в условиях целенаправленной педагогической деятельности по приобщению к русской культуре дошкольников, данная работа формирует патриотические качества, что обеспечивает преемственность в обучении детей между дошкольным учреждением и школой.
Итак анализируя проведенную работу можно сделать вывод, что поставленные задачи выполнены.
Ожидаемый результат реализации проекта:
- Формирование устойчивого интереса у детей появится к истории и культуре нашего народа;
- Наличие у детей представлений о народных промыслах и умения различать изделия разных народных промыслов;
- Развитие творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию.
Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма» позволит совершенствовать навыки сотрудничества воспитателей, родителей и ребенка по формированию и развитию реального патриотического мышления, интересов к знаниям народной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_podgotovitelnoy_gruppy.docx | 23.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 93".
Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма»
в подготовительной группе № 9
Воспитатели:
Макушкина Ю.И.
Долганина Л.И.
Саранск 2018 - 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основа для развития патриотических чувств. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.
Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуарам, богатое и разнообразное по своему содержанию.
К. Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…» именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с народной культурой, с произведениями устного народного творчества, родной речью, жизнью и бытом русского народа, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. В будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины, и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались, и будут восхищаться в России и за ее пределами.
Актуальность
Актуальным на сегодняшний день является возрождение лучших образцов народной педагогики, имеющей большую воспитательную и образовательную ценность. Она включает всю совокупность средств и методов воспитания и обучения подрастающего поколения, закрепленных в народном сознании, народных традициях.
Последнее десятилетие практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания. Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено.
Перемены, происходившие в нашей стране, привели к тому, что:
-утеряны понятия истинных ценностей, отсутствуют чувства патриотизма и человеколюбия;
-исчезли идеалы человека – труженика, воина – защитника Отечества;
-забыты семейно – бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения и «лада» в семье.
Как же, какими средствами мы можем ускорить рост национального сознания и возродить утраченные ценности?
Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам. Исследователи народного искусства М.А.Некрасова, Н.П.Сакулина, Т.Л. Шпикалова, Е.А.Флерина и другие отмечают, что именно включение ребенка дошкольного возраста в различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, являются одним из главных условий полноценного нравственно- эстетического воспитания ребенка и развития его художественно – творческих способностей.
Говоря о народном искусстве, Н.П.Сакулина писала: «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений».
Изучив научную идею педагогов о значимости народной культуры для возрождения и восстановления прерванной связи времен, мы пришли к выводу о необходимости приобщении дошкольников к живительному источнику народной мудрости через фольклор, через погружение в эпоху наших предков путем воссоздание быта тех времен. Фольклор дает детям самые главные простые понятия о жизни, о людях, он отражает общее, интересное, насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношение с природой, жизнь в коллективе.
Цель
Формирование у детей первоначальны представления о культуре, истории и жизни русского народа.
Задачи:
- Формировать систему знаний о русской народной культуре и истории;
- Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
- Формировать устойчивый, познавательный интерес к народному искусству, уважение к труду и таланту мастеров;
- Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников;
- Приобщение к эстетической культуре;
- Воспитывать желание возродить лучшие традиции русского народа;
- Обогащать словарный запас детей.
Тип проекта: Информационно - игровой.
Участники проекта: Дети подготовительной группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Продолжительность: Долгосрочный, рассчитан на 9 месяцев с сентября по май.
Направления:
- Знакомство с жизнью и бытом русского народа.
- Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.
- Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.
Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:
Беседы;
Занятия на основе метода интеграции;
Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
Дидактические игры;
Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
Использование народных игр, в том числе хороводов.
Методы и приемы:
одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);
метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); эвристический (развитие находчивости и активности);
частично-поисковый;
проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе совместной деятельности педагога и детьми); сотворчество;
мотивационный (убеждение, поощрение)
Ожидаемые результаты
1. Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.
2. Сформировано чувство национального достоинства.
3. Расширен кругозор детей через музей быта, созданного силами педагогов и родителей.
4. Широко используются все виды фольклора.
5. Объединены усилия педагогов, детей и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.
Направления работы по приобщению детей к истокам русской народной культуре:
1. Создание атмосферы национального быта.
2. Широкое использование фольклора в воспитательно-образовательном процессе.
3. Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками русского народа.
4. Знакомство с народным искусством русского народа.
5. Знакомство с русскими народными играми.
Сроки и этапы реализации проекта
1 этап. Информационно-аналитический.
Срок исполнения: август-сентябрь.
Цель: привлечение родителей и педагогов детского сада к реализации проекта и создание условий для реализации проекта.
На данном этапе были поставлены цель и задачи проекта, определена последовательность работы, изучен, обобщен педагогический опыт по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
Проведена следующая работа:
- составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы;
- создание банка идей и предложений;
- подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;
- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса по приобщению к русской культуре.
- проведен теоретический анализ фольклорной и психолого-педогогической литературы.
2 этап основной. Сроки исполнения: Сентябрь – май.
Цель: Реализация проекта. Создание игровой среды. Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта. Обобщить скорректировать направление работы для продолжения реализации проекта.
3 этап заключительный. Сроки исполнения: май – июнь.
Цель: Анализ результативности.
Дети овладели элементарными представлениями и понятиями о русской народной песни, поют частушки, играют в русские народные игры.
Дошкольники привносят в игры «малые фольклорные формы» - потешки, загадки, поговорки. Важно отметить, что у детей имеются способности творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуаций. Отмечено, что дети в свободной деятельности самостоятельно включают полученные знания в свои игры, делятся друг с другом новыми знаниями.
Родители принимают участие в совместных мероприятиях по реализации проекта, делятся полученными знаниями и предлагают свои варианты работы.
Участники проекта охотно делятся мнениями, разработчики и участники проекта положительно оценили работу.
Таким образом, в условиях целенаправленной педагогической деятельности по приобщению к русской культуре дошкольников, данная работа формирует патриотические качества, что обеспечивает преемственность в обучении детей между дошкольным учреждением и школой.
И так анализируя проведенную работу можно сделать вывод, что поставленные задачи выполнены.
Ожидаемый результат реализации проекта:
- Формирование устойчивого интереса у детей появится к истории и культуре нашего народа;
- Наличие у детей представлений о народных промыслах и умения различать изделия разных народных промыслов;
- Развитие творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию.
Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма» позволит совершенствовать навыки сотрудничества воспитателей, родителей и ребенка по формированию и развитию реального патриотического мышления, интересов к знаниям народной культуры.
Литература
1. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного младшего школьного возраста: Практическое пособие.- М.: Айриспресс, 2003 г.
2. О.Л. Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2004 г.
3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учереждений/ Авт. Сост. Л. С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маханева, О.Н. Корепанова и др. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004 г.
4. Народный календарь-основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План—программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учереждений/ Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н. и др. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004 г.
5. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусство, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004 г.
6. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма"
Предлагаемый проект поможет систематизировать работу с детьми по приобщению к истокам русской народной культуры и позволит формировать необходимые для этого качества у детей ...
Проект « Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма».
Предлагаемый проект поможет систематизировать работу с детьми по приобщению к истокам русской народной культуры и позволит формировать необходимые для этого качества у детей...
ПРОЕКТ « ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»
Приобщение детей к русской народной культуре является одной из актуальных задач дошкольного воспитания в детском саду. В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе, стыде,...
Проект «Приобщение к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма у детей дошкольного возраста»
Приобщение детей к истокам русской народной культуры способствует повышению качества всей системы воспитательной работы дошкольного учреждения, способствует воспитанию достойных буду...
Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма
Использование в работе культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности....
Практико-ориентированный, творческий, познавательный проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма».
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению...
Проект: Приобщение детей к истокам русской народной культуры-как способ развития патриотизма
Проект: Приобщение детей к истокам русской народной культуры- как способ развития патриотизма совместно с музыкальным руководителем.Рисование, творчество, музыка, культура родного народа....