Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма»
проект (подготовительная группа)

Макушкина Юлия Ивановна

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма»

в подготовительной группе № 9

 

                                                                                              Воспитатель:

                                                                                                Макушкина Ю.И.

                                                                                             

Введение.

Старинная мудрость напоминает:

 «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».

Сегодня одна из наиболее актуальных проблем подрастающего поколения – это проблема патриотического воспитания. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, развивается внутренний мир человека.

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, пусть это будут народные игры, в которые дети очень любят играть.

Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основа для развития патриотических чувств. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.

Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуарам, богатое и разнообразное по своему содержанию.

К. Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…» именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с народной культурой, с произведениями устного народного творчества, родной речью, жизнью и бытом русского народа, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. В будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины, и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались, и будут восхищаться в России и за ее пределами.

Актуальность темы:

 Актуальным на сегодняшний день является возрождение лучших образцов народной педагогики, имеющей большую воспитательную и образовательную ценность. Она включает всю совокупность средств и методов воспитания и обучения подрастающего поколения, закрепленных в народном сознании, народных традициях.

Последнее десятилетие практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания. Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено.

Перемены, происходившие в нашей стране, привели к тому, что:

-утеряны понятия истинных ценностей, отсутствуют чувства патриотизма и человеколюбия;

-исчезли идеалы человека – труженика, воина – защитника Отечества;

-забыты семейно – бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения и «лада» в семье.

Как же, какими средствами мы можем ускорить рост национального сознания и возродить утраченные ценности?

 Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам. Исследователи народного искусства М.А.Некрасова, Н.П.Сакулина, Т.Л. Шпикалова, Е.А.Флерина и другие отмечают, что именно включение ребенка дошкольного возраста в различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, являются одним из главных условий полноценного нравственно- эстетического воспитания ребенка и развития его художественно – творческих способностей.

 Говоря о народном искусстве, Н.П.Сакулина писала: «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений».

Изучив научную идею педагогов о значимости народной культуры для возрождения и восстановления прерванной связи времен, мы пришли к выводу о необходимости приобщении дошкольников к живительному источнику народной мудрости через фольклор, через погружение в эпоху наших предков путем воссоздание быта тех времен. Фольклор дает детям самые главные простые понятия о жизни, о людях, он отражает общее, интересное, насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношение с природой, жизнь в коллективе.

Тип проекта: Информационно - игровой.

Участники проекта: Дети подготовительной группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

Продолжительность: Долгосрочный, рассчитан на 9 месяцев с сентября по май.

Цель: Формирование у детей первоначальны представления о культуре, истории и жизни русского народа.

Задачи:

  • Формировать систему знаний о русской народной культуре и истории;
  • Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
  • Формировать устойчивый, познавательный интерес к народному искусству, уважение к труду и таланту мастеров;
  • Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников;
  • Приобщение к эстетической культуре;
  • Воспитывать желание возродить лучшие традиции русского народа;
  • Обогащать словарный запас детей.

Направления:

  • Знакомство с жизнью и бытом русского народа.
  • Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.
  • Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.

Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:

Беседы;

Занятия на основе метода интеграции;

Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

Дидактические игры;

Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;

Использование народных игр, в том числе хороводов.

Методы и приемы:

одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);

метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); эвристический (развитие находчивости и активности);

частично-поисковый;

проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе совместной деятельности педагога и детьми); сотворчество;

мотивационный (убеждение, поощрение)

Ожидаемые результаты

1. Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю. 

2. Сформировано чувство национального достоинства. 

3. Расширен кругозор детей через музей быта, созданного силами педагогов и родителей. 

4. Широко используются все виды фольклора. 

5. Объединены усилия педагогов, детей и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре. 

Направления работы по приобщению детей к истокам русской народной культуре:

1. Создание атмосферы национального быта. 

2. Широкое использование фольклора в воспитательно-образовательном процессе. 

3. Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками русского народа. 

4. Знакомство с народным искусством русского народа. 

5. Знакомство с русскими народными играми. 

Литература

1. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного младшего школьного возраста: Практическое пособие.- М.: Айриспресс, 2003 г.

2. О.Л. Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2004 г.

3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учереждений/ Авт. Сост. Л. С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маханева, О.Н. Корепанова и др. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004 г.

4. Народный календарь-основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План—программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учереждений/ Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н. и др. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004 г.

5. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусство, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004 г.

6. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2005 г.

Сроки и этапы реализации проекта

1 этап. Информационно-аналитический.

Срок исполнения: август-сентябрь.

Цель: привлечение родителей и педагогов детского сада к реализации проекта и создание условий для реализации проекта.

На данном этапе были поставлены цель и задачи проекта, определена последовательность работы, изучен, обобщен педагогический опыт по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

Проведена следующая работа:

- составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы;

- создание банка идей и предложений;

- подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;

- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса по приобщению к русской культуре.

- проведен теоретический анализ фольклорной и психологопедогогической литературы.

2 этап основной. Сроки исполнения: Сентябрь – май.

   Цель: Реализация проекта. Создание игровой среды. Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта. Обобщить скорректировать направление работы для продолжения реализации проекта.

Месяц

Неделя

Тема

Программное содержание

Форма проведения

Работа с родителями

Ответственные

Сентябрь

3

«Что летом родится, — зимой пригодится»

Беседа  о  лете.  Повторение  пословиц, поговорок и  песенок о лете

Беседа

Консультация « Как сохранить самобытность языка сказки при ее пересказе ребенку»

Долганина Л.И.

4

«Восенушка - осень — сноп последний  косим»

Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Повторение заклички  «Восенушка-осень»

Беседа, игра

Макушкина Ю.И.

Октябрь

1

«Хлеб  — всему голова»

Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием.

Беседа

 

Долганина Л.И.

2

«К худой голове своего ума не  приставишь»

Беседа об уме и о глупости. Знакомство со сказ­кой «Про Филю». Словесная игра «Филя и Уля».

Беседа, игра

Макушкина Ю.И.

3

«Октябрь-грязик - ни  колеса, ни полоза не любит»

Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове

Беседа

Долганина Л.И.

4

«Дудочка »

Знакомство с русским народным инструментом дудочкой. Рассказывание сказки "Серебрянное блюдечко и наливное яблочко". Проведение русской народной игры "Пастух и стадо".

Беседа, чтение литературы, игра

Макушкина Ю.И.

5

«Путешествие в прошлое.  Прялка»

 Формировать представление о деревенском быте, традициях русского народа, развивать интерес к истории Родины; продолжать знакомить детей с русским устным народным творчеством, обогащать словарный запас; воспитывать патриотизм, уважение к русским традициям.   

Беседа

Долганина Л.И.

Ноябрь

1

«Синичкин день»

Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки.

Беседа

Мастер - класс «Изготовление театра ложек»

Долганина Л.И.

2

«Где живет перо Жар-птицы?»

Знакомство детей с хохломской росписью.

Беседа

Макушкина Ю.И.

3

«Чудо - чудное, диво -дивное - Золотая Хохлома»

Рассказ о традициях хохломской росписи («Кудрина», «травка» и т.п.)

Рисование

Долганина Л.И.

4

"Деревянные ложки"

Проведение русской народной игры "Ручеек". Использование потешек.

Игра

Макушкина Ю.И.

Декабрь

1

«Зима -  не лето, —  в  шубу одето»

Беседа о характерных особенностях зимы. Ис­полнение русской народной песенки «Как на то­ненький ледок»

беседа

 

Долганина Л.И.

2

«В гостях у хозяюшке»

Роспись силуетов дымковских игрушек - барышни, коня, курочки, собаки, кота. Чтение потешек об этих животных. Исполнение пляски под мелодию русской народной песни.

рисование

Макушкина Ю.И.

3

«Пришел мороз  — береги ухо и нос»

Знакомство со сказкой В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе. Повторение песенки «Как на тоненький ледок»

Чтение литературы

Долганина Л.И.

4

Снегурочка - внучка Деда Мороза

Знакомство со сказкой «Снегурочка». Прослуши­вание фрагментов оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (в грамзаписи)

Чтение литературы

Макушкина Ю.И.

Январь

3

«Пришла Коляда накануне Рождества»

Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Пение песенок.

Беседа

 Участие родителей в развлечениях и праздниках «К нам пришло Рождество»

Долганина Л.И.

4

"Пришла Коляда - отворяй ворота"

Инсценировка рождественских колядок. Закрепление знаний о рождественских праздниках.

Игра - драматизация

Макушкина Ю.И.

5

"Без частушек прожить можно, да чего - то не живут"

Рассказ о характерных признаках частушки. Знакомство с плясовыми частушками. Исполнение современных частушек.

Беседа

Долганина Л.И.

Февраль

1

«Зимние узоры»

Знакомство  с творчеством  вологодских кружевниц.   

Беседа

Участие родителей в развлечениях и праздниках«Масленица»

Долганина Л.И.

2

«Гжель  прекрасная»

Знакомство с  гжельским художественным   промыслом.

Рисование

Макушкина Ю.И.

3

«Гжель  прекрасная»

Самостоятельное   рисование  детьми  гжельских узоров

Рисование

Долганина Л.И.

4

«Дело мастера боится»

Знакомство со сказкой  «Семь Симеонов».  Дидактическая игра «Кому что нужно для работы». Повторение пословиц о труде  и  мастерстве.

Чтение литературы.

Макушкина Ю.И.

Март

1

«Живет в народе песня»

Беседа о русской народной песне.  Знакомство с  пословицами и  поговорками о  песне. Разучивание     русской   народной   песни   «Ой, вставала я   ранёшенько».

Беседа

 

Долганина Л.И.

2

«На героя  и слава  бежит»

Рассказ о русских богатырях

Беседа

Макушкина Ю.И.

3

«Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!»

Беседа  о  Масленице.  Пение  песен, частушек.  

Беседа

Долганина Л.И.

4

«Сердце матери лучше солнца греет»

Этическая  беседа о маме с включением народных   пословиц и поговорок.

Беседа

Макушкина Ю.И.

Апрель

1

Русская матрешка

Рассказ о матрешке. Разучивание частушек.

Беседа

Участие родителей в развлечениях и праздниках «Пасха светлый праздник»

Долганина Л.И.

2

«Грач  на горе  -весна на дворе»

Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне.

Беседа

Макушкина Ю.И.

3

«Шутку шутить  — людей насмешить»

Беседа о народном юморе (докучные сказки, скороговорки, дразнилки). Словесная игра «Путаница»

Беседа

Долганина Л.И.

4

Красная  горка

Рассказ о Пасхе. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки».

Беседа

Макушкина Ю.И.

Май

1

«Путешествие на златогривой чудо-тройке»

Знакомство детей с образом  коня в русском народном декоративно-прикладном  творчестве (городецкая, палехская, хохломская  роспись). Рас­сказ мастерах  Палеха. Прослушивание  народных  песен,   воспевающих  русскую тройку   (аудиозапись).

Рисование

Мастер-класс «Изготовление русской народной игрушки».

Долганина Л.И.

2

Поэзия  народного костюма

Рассказ   о   народном   костюме.  Прослушивание русских народных  песен  (аудиозапись)

Беседа

Макушкина Ю.И.

3

"Прощание с избой"

Заключительная беседа о русской избе и национальной кухне. Коллективное изготовление панно из лоскутков.

Аппликация.

Долганина Л.И.

3 этап заключительный. Сроки исполнения: май – июнь.

Цель: Анализ результативности.

Дети овладели элементарными представлениями и понятиями о русской народной песни, поют частушки, играют в русские народные игры.

Дошкольники привносят в игры «малые фольклорные формы» - потешки, загадки, поговорки.

Важно отметить, что у детей имеются способности творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуаций.

Отмечено, что дети в свободной деятельности самостоятельно включают полученные знания в свои игры, делятся друг с другом новыми знаниями.

Родители принимают участие в совместных мероприятиях по реализации проекта, делятся полученными знаниями и предлагают свои варианты работы.

Участники проекта охотно делятся мнениями, разработчики и участники проекта положительно оценили работу.

Таким образом, в условиях целенаправленной педагогической деятельности по приобщению к русской культуре дошкольников, данная работа формирует патриотические качества, что обеспечивает преемственность в обучении детей между дошкольным учреждением и школой.

Итак анализируя проведенную работу можно сделать вывод, что поставленные задачи выполнены.  

Ожидаемый результат реализации проекта:

- Формирование устойчивого интереса у детей появится к истории и культуре нашего народа;

- Наличие у детей представлений о народных промыслах и умения различать изделия разных народных промыслов;

- Развитие творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию.

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма» позволит совершенствовать навыки сотрудничества воспитателей, родителей и ребенка по формированию и развитию реального патриотического мышления, интересов к знаниям народной культуры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_podgotovitelnoy_gruppy.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 93".

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма»

в подготовительной группе № 9

                                                                                                Воспитатели:

                                                                                                Макушкина Ю.И.

                                                                                                Долганина Л.И.

Саранск 2018 - 2019

                                            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основа для развития патриотических чувств. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.

Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуарам, богатое и разнообразное по своему содержанию.

К. Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…» именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с народной культурой, с произведениями устного народного творчества, родной речью, жизнью и бытом русского народа, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. В будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины, и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались, и будут восхищаться в России и за ее пределами.

Актуальность

 Актуальным на сегодняшний день является возрождение лучших образцов народной педагогики, имеющей большую воспитательную и образовательную ценность. Она включает всю совокупность средств и методов воспитания и обучения подрастающего поколения, закрепленных в народном сознании, народных традициях.

Последнее десятилетие практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания. Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено.

Перемены, происходившие в нашей стране, привели к тому, что:

-утеряны понятия истинных ценностей, отсутствуют чувства патриотизма и человеколюбия;

-исчезли идеалы человека – труженика, воина – защитника Отечества;

-забыты семейно – бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения и «лада» в семье.

Как же, какими средствами мы можем ускорить рост национального сознания и возродить утраченные ценности?

 Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам. Исследователи народного искусства М.А.Некрасова, Н.П.Сакулина, Т.Л. Шпикалова, Е.А.Флерина и другие отмечают, что именно включение ребенка дошкольного возраста в различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, являются одним из главных условий полноценного нравственно- эстетического воспитания ребенка и развития его художественно – творческих способностей.

 Говоря о народном искусстве, Н.П.Сакулина писала: «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений».

Изучив научную идею педагогов о значимости народной культуры для возрождения и восстановления прерванной связи времен, мы пришли к выводу о необходимости приобщении дошкольников к живительному источнику народной мудрости через фольклор, через погружение в эпоху наших предков путем воссоздание быта тех времен. Фольклор дает детям самые главные простые понятия о жизни, о людях, он отражает общее, интересное, насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношение с природой, жизнь в коллективе.

Цель

Формирование у детей первоначальны представления о культуре, истории и жизни русского народа.

Задачи:

  • Формировать систему знаний о русской народной культуре и истории;
  • Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
  • Формировать устойчивый, познавательный интерес к народному искусству, уважение к труду и таланту мастеров;
  • Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников;
  • Приобщение к эстетической культуре;
  • Воспитывать желание возродить лучшие традиции русского народа;
  • Обогащать словарный запас детей.

Тип проекта: Информационно - игровой.

Участники проекта: Дети подготовительной группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

Продолжительность: Долгосрочный, рассчитан на 9 месяцев с сентября по май.

Направления:

  • Знакомство с жизнью и бытом русского народа.
  • Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.
  • Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.

Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:

Беседы;

Занятия на основе метода интеграции;

Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

Дидактические игры;

Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;

Использование народных игр, в том числе хороводов.

Методы и приемы:

одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);

метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); эвристический (развитие находчивости и активности);

частично-поисковый;

проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе совместной деятельности педагога и детьми); сотворчество;

мотивационный (убеждение, поощрение) 

Ожидаемые результаты

1. Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю. 

2. Сформировано чувство национального достоинства. 

3. Расширен кругозор детей через музей быта, созданного силами педагогов и родителей. 

4. Широко используются все виды фольклора. 

5. Объединены усилия педагогов, детей и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре. 

Направления работы по приобщению детей к истокам русской народной культуре:

1. Создание атмосферы национального быта. 

2. Широкое использование фольклора в воспитательно-образовательном процессе. 

3. Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками русского народа. 

4. Знакомство с народным искусством русского народа. 

5. Знакомство с русскими народными играми. 

Сроки и этапы реализации проекта

1 этап. Информационно-аналитический.

Срок исполнения: август-сентябрь.

Цель: привлечение родителей и педагогов детского сада к реализации проекта и создание условий для реализации проекта.

На данном этапе были поставлены цель и задачи проекта, определена последовательность работы, изучен, обобщен педагогический опыт по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

  Проведена следующая работа:

- составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы;

- создание банка идей и предложений;

- подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;

- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса по приобщению к русской культуре.

- проведен теоретический анализ фольклорной и психолого-педогогической литературы.

    2 этап основной. Сроки исполнения: Сентябрь – май.

 Цель: Реализация проекта. Создание игровой среды. Реализация основных видов   деятельности по направлениям проекта. Обобщить скорректировать направление    работы для продолжения реализации проекта.

 3 этап заключительный. Сроки исполнения: май – июнь.

   Цель: Анализ результативности.

   Дети овладели элементарными представлениями и понятиями о русской народной  песни, поют частушки, играют в русские народные игры.

   Дошкольники привносят в игры «малые фольклорные формы» - потешки, загадки, поговорки. Важно отметить, что у детей имеются способности творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуаций. Отмечено, что дети в свободной деятельности самостоятельно включают полученные знания в свои игры, делятся друг с другом новыми знаниями.

Родители принимают участие в совместных мероприятиях по реализации проекта, делятся полученными знаниями и предлагают свои варианты работы.

Участники проекта охотно делятся мнениями, разработчики и участники проекта положительно оценили работу.

Таким образом, в условиях целенаправленной педагогической деятельности по приобщению к русской культуре дошкольников, данная работа формирует патриотические качества, что обеспечивает преемственность в обучении детей между дошкольным учреждением и школой.

И так анализируя проведенную работу можно сделать вывод, что поставленные задачи выполнены.  

Ожидаемый результат реализации проекта:

- Формирование устойчивого интереса у детей появится к истории и культуре нашего народа;

- Наличие у детей представлений о народных промыслах и умения различать изделия разных народных промыслов;

- Развитие творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию.

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма» позволит совершенствовать навыки сотрудничества воспитателей, родителей и ребенка по формированию и развитию реального патриотического мышления, интересов к знаниям народной культуры.

Литература

1. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного младшего школьного возраста: Практическое пособие.- М.: Айриспресс, 2003 г.

2. О.Л. Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2004 г.

3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учереждений/ Авт. Сост. Л. С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маханева, О.Н. Корепанова и др. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004 г.

4. Народный календарь-основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План—программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учереждений/ Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н. и др. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004 г.

5. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусство, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004 г.

6. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма"

    Предлагаемый проект поможет систематизировать работу с детьми по приобщению к истокам русской народной культуры и позволит формировать необходимые для этого качества у детей ...

Проект « Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма».

    Предлагаемый проект поможет систематизировать работу с детьми по приобщению к истокам русской народной культуры и позволит формировать необходимые для этого качества у детей...

ПРОЕКТ « ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»

Приобщение детей к русской народной культуре является одной из актуальных задач дошкольного воспитания в детском саду. В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе, стыде,...

Проект «Приобщение к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма у детей дошкольного возраста»

Приобщение детей  к истокам русской народной культуры способствует  повышению качества всей системы воспитательной работы дошкольного учреждения,  способствует воспитанию достойных буду...

Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма

Использование в работе культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности....

Практико-ориентированный, творческий, познавательный проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма».

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению...

Проект: Приобщение детей к истокам русской народной культуры-как способ развития патриотизма

Проект: Приобщение детей к истокам русской народной культуры- как способ развития патриотизма совместно с музыкальным руководителем.Рисование, творчество, музыка, культура родного народа....