Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Использование в работе культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_priobshchenie_detey_k_narodnoy_kulture.docx | 31.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма»
Авторы проекта: Сухих Александра Германовна и Демидова Анастасия Юрьевна
Продолжительность проекта: долгосрочный
Тип проекта: ознакомительный, групповой
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители детей
Возраст детей: 6 – 7 лет
Сроки реализации проекта: октябрь 2021г. - февраль 2022г.
Актуальность:
Использование в работе культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности.
Разнообразие форм народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из элемента быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества складывается образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание традиций, воспитывалось уважение к прошлому. «Уважение к прошлому – эта черта, отличающая образованность от дикости» - говорил А.С.Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться вернуть истинное человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.
В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своей деревни, не могут различать народные промыслы.
Цель проекта:
Развитие патриотизма, интереса к жизни русского народа, его истории и культуре, а также творческих способностей у детей 6 – 7 лет.
Задачи проекта:
- Знакомить детей с обрядами, праздниками, играми, обычаями русской народной культуры;
- Приобщить детей к традициям народной культуры. Формировать интерес к русской народной культуре, патриотизм через знакомство с прошлым и настоящим;
- Развивать художественный вкус, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Широко использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.), в которых сохранились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости и трудолюбии;
- Обогатить знания детей с народными декоративными росписями, которые являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей;
- Способствовать развитию чувства причастности к истории и обычаям родного города. Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше.
Этапы реализации проекта:
I этап – Подготовительный
II этап – Практический
III этап – Итоговый
Модель реализации проекта
Направления работы | Содержание деятельности | Срок исполнения |
Педагогическая деятельность (подготовка к проекту) |
| октябрь - февраль |
Педагогическая деятельность с детьми Интегрируемые области: Речевое развитие; Социально-коммуникативное развитие; Художественно-эстетическое развитие. | Речевое развитие и социально – коммуникативное развитие Ситуативные разговоры, свободное общение:
Коммуникативное развитие (развитие речи) :
Разучивание:
Сюжетно-ролевые игры:
Дидактические игры: «Найди лишнее», «Что изменилось», «Угадай игрушку», «Составь картинку», «»Узнай элемент узора», «Угадай и расскажи». Русские народные подвижные игры и игры-забавы: «Гуси-лебеди», «Сова», «Баба- Яга», «Волк и ягнята», «Карусель», «Пирог», «Колпачок», «Плетень», «У медведя во бору», «Гори-гори ясно». Художественно – эстетическое развитие Чтение: 1. Русский фольклор : «Николенька-гусачок.», «Как у бабушки козёл.», «Ранним-рано поутру.», «Грачи-киричи», «Ласточка-ласточка.», «Дождик, дождик, веселей.», «По дубочку постучишь». 2. Русские народные сказки : «Царевна-лягушка», «Хаврошечка», «Сивка-бурка», «Гуси-лебеди», «Жихарка», «Волк и семеро козлят», «Морозко», «Лиса и журавль», «Хвосты», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Лиса и рак», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой». Предметы художественных промыслов:
Репродукции картин художников:
Книги энциклопедического характера:
Иллюстрации:
Музыка. Попевки:
Слушание:
Лепка:
Аппликация «Дымковский индюк» Рисование «Жостовский поднос» | октябрь - февраль |
Работа с родителями |
| |
Работа с педагогами | Игры - забавы: «Осенины», «Рождественские посиделки», «Масленица», «Русская ярмарка», «Колядки», «Пасха»; Мини- музей группы «Предметы народных промыслов». | |
Работа в социуме | Выставка детско - родительских работ, выполненных в различных техниках «Пасхальные композиции»; Конкурс «Кормушка для пернатых». | |
Итоговые мероприятия | Выставка творческих работ; Статья на сайте и в группе ВК детского сада по результатам проекта. |
Ожидаемые результаты проекта.
Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма» позволит совершенствовать навыки сотрудничества воспитателей, родителей и ребенка по формированию и развитию реального патриотического мышления, интересов к знаниям народной культуры.
Для детей:
- Формируют устойчивый интерес к истории и культуре нашего народа;
- Расширяют представление о народных промыслах и умеют различать изделия разных народных промыслов;
- Развивают творческие способности и формируют уважение к историческому наследию: народные игры, танцы, песни, сказки;
• Пополняют словарный запас (реликвия, традиция, обряд.);
• Учатся быть экскурсоводом в музеи народных коллекций;
Для родителей:
• Расширяют знаний о народных традициях, праздниках;
• Познают историю народных реликвий;
• Познают народные песни, поют их на праздниках;
Для педагогов:
• Пополняют личный репертуар народными песнями;
• Разрабатывают планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей;
• Пополняют словарный запас детей;
• Создают копилку народных праздников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма"
Предлагаемый проект поможет систематизировать работу с детьми по приобщению к истокам русской народной культуры и позволит формировать необходимые для этого качества у детей ...
Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма»
Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма»в подготовительной группе № 9 ...
Проект « Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма».
Предлагаемый проект поможет систематизировать работу с детьми по приобщению к истокам русской народной культуры и позволит формировать необходимые для этого качества у детей...
Проект «Приобщение к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма у детей дошкольного возраста»
Приобщение детей к истокам русской народной культуры способствует повышению качества всей системы воспитательной работы дошкольного учреждения, способствует воспитанию достойных буду...
Практико-ориентированный, творческий, познавательный проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма».
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению...
Конспект открытого занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Художественно-эстетическое развитие. Тема: «Веселая матрешка»
Программные задачи:1. Образовательные:- познакомить дошкольников с игрушкой – Матрешкой путем восприятия её через народный фольклор, познакомить с русской народной деревянной игрушкой – ма...
Проект: Приобщение детей к истокам русской народной культуры-как способ развития патриотизма
Проект: Приобщение детей к истокам русской народной культуры- как способ развития патриотизма совместно с музыкальным руководителем.Рисование, творчество, музыка, культура родного народа....