Проект « Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма».
проект (подготовительная группа)
Предлагаемый проект поможет систематизировать работу с детьми по приобщению к истокам русской народной культуры и позволит формировать необходимые для этого качества у детей старшего дошкольного возраста
(5-7) лет, достичь развития патриотизма, любви к Родине, русскому народу. Проект долгосрочный, рассчитан на 2 года. Предназначен для воспитателей дошкольных учреждений.
«Приобщение детей к русской народной культуре – как способ развития патриотизма»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_patriotizmu.docx | 973.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ д/с «ОГОНЁК» № 10
Проект
« Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма».
Воспитатели: Кабалина Л.А.
2016-2017 уч.год.
Предлагаемый проект поможет систематизировать работу с детьми по приобщению к истокам русской народной культуры и позволит формировать необходимые для этого качества у детей старшего дошкольного возраста
(5-7) лет, достичь развития патриотизма, любви к Родине, русскому народу. Проект долгосрочный, рассчитан на 2 года. Предназначен для воспитателей дошкольных учреждений.
«Приобщение детей к русской народной культуре – как способ развития патриотизма»
Основные разработчики проекта
Воспитатели
Цели и задачи проекта
Цель:
развитие патриотизма, интереса к жизни русского народа, его истории и культуре, творческих способностей у детей 5-7 лет.
Задачи:
- Создать развивающую среду в
группе, пробуждающую душу ребенка, воспитывающую в нем чувство красоты, любознательности.
- Знакомить детей с обрядами, ритуалами, играми, обычаями русской народной культуры.
- Приобщить детей к традициям
народной культуры.
- Развивать художественный вкус,
уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук .
- Широко использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.) в которых сохранились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости и трудолюбии. В которых сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность.
-Ознакомление детей с народной декоративной росписью, которая является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Сроки и этапы реализации проекта
- Информационно – аналитический, основной ноябрь – апрель.
- Заключительный: май – июнь.
Перечень основных мероприятий.
- Изучение научно – методической литературы в рамках исследуемой темы
- Информирование родителей о задачах и содержании патриотического воспитания детей в детском саду и семье.
- Участие родителей в работе по приобщению детей к русской народной культуре (Изготовление атрибутов, костюмов; участие в русских народных праздниках).
- Создание обогащенной развивающей среды в группе:
проведение бесед, рассказывание историй, сказок, сюжетно - ролевых игр, создание игровых ситуаций, совместные с детьми размышления на темы:
«Что такое Родина?», «Что мы знаем о русской народной культуре?», «Что хотим узнать?», «Как мы будем это узнавать?».
-Консультации для воспитателей детского сада и родителей детей.
- Проведение посиделок, развлечений, праздников, колядок.
Исполнители проекта
- Воспитатели группы:
-Музыкальный руководитель: проведение развлечений, праздников;
Ожидаемый результат реализации проекта
Дети, понимающие и ценящие русские традиции.
,
-Уважающие людей и имеющие богатую выразительную речь.
-Осознающие на доступном им уровне взаимосвязь понятий пословиц и поговорок с трудом и бытом людей.
-Видящие красоту русских традиций, праздников.
-Признают авторитетными качества человека: доброжелательный, культурный, с хорошими манерами, богатой образной речью, любящий свою Родину.
Ведущие себя правильно и достойно в реальной жизненной ситуации.
Целевая группа проекта -Дети старшего дошкольного возраста родители, педагоги ДОУ.
Актуальность
Актуальность проекта обусловлено тем, что представления выпускников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны, так как у воспитателя почти не было соответствующих материалов и пособий. Окружающая действительность также не давала возможности реального приобщения детей к народной культуре.
Кроме того, давно забыты и не используются в разговорной речи потешки, пословицы, поговорки, которыми так богат русский язык.
В современной жизни почти отсутствуют предметы народного быта.
Мы по-новому начали относиться к старинным праздникам и традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.
Очень важно, чтобы воспитатель не упускал важные смысловые моменты при пересказе русских народных сказок, вводил в свою речь слова и выражения из фольклорных произведений, в ходе игр применял присказки, заклички, потешки, поговорки.
Проблема в обогащении знаниями возникла из-за несоответствия знаний детей с желаемым уровнем развития. В связи с этим теряется связь между поколениями. Это ведет к ослаблению патриотизма, любви к Родине, русскому народу. Поэтому данная тема актуальна.
Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально использовать интерес детей к истокам русской культуры, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.
Предлагаемый опыт поможет систематизировать работу по приобщению дошкольника к русской культуре, и позволит формировать необходимые для этого качества у детей – дошкольников, достичь развития коммуникативной компетенции общения с окружающими людьми.
Проект адаптирован под детей дошкольного учреждения и может быть использован в детских садах комбинированного вида воспитателями.
Место реализации проекта – дошкольное образовательное учреждение. Проект направлен на детей дошкольного возраста, которые должны играть в русские народные игры, применять в любых играх считалки, потешки, заклички, скороговорки а, взрослея, употреблять их в своей повседневной речи. Ведь чем больше дети услышат и запомнят в детстве, тем богаче, ярче и выразительнее будет их речь. Окружающим всегда приятна беседа с доброжелательным, культурным человеком. А культурный человек – это человек с хорошими манерами и богатой, образной речью.
Новизна материала
Новизна исследования, на мой взгляд, в постановки самой проблемы, которая не поднималась до сих пор, как предмет специального изучения, решение же этой проблемы в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими как следует относиться к окружающей природе к миру ценностей, к своей родине.
При составлении проекта опиралась на известные работы О.Л. Князева; С.В. Бурдин; В. Мазаев; В.И. Даль, и других авторов по приобщению к русской культуре.
Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности – игра, всю работу нужно было выстроить в игровой форме. Вот тут и встал вопрос о методах и приемах, с помощью которых легче всего было бы подать сложный фольклорный материал.
Несмотря на значимость данной проблемы, педагогическая наука еще не предложила готовой программы по приобщению к русской культуре детей дошкольного возраста, поэтому был разработан проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма», который апробирован в порядке педагогического эксперимента.
Апробация проекта «Приобщение детей к истокам русской народной культуре – как способ развития патриотизма» позволяет осуществлять тесную связь истоков русской культуры и развития патриотизма, способствует становлению ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте.
Цели и задачи проекта
Цель:
Способствовать развитию патриотизма, интереса к жизни русского народа, его истории и культуре, творческих способностей у детей.
Задачи:
- Создать развивающую среду в группе.
- Знакомить детей с обрядами, ритуалами, играми, обычаями русской
народной культуры.
- Приобщить детей к традициям
народной культуры.
- Формировать на доступном уровне развитие художественного вкуса,
любви к Родине, к родному краю.
Этапы реализации проекта
1 этап.
Цель: привлечение родителей и педагогов детского сада к реализации проекта и создание условий для реализации проекта.
На данном этапе были поставлены цель и задачи проекта, определена последовательность работы, изучен, обобщен педагогический опыт по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
Проведена следующая работа:
- составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы;
- создание банка идей и предложений;
- подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;
- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса по приобщению к русской культуре.
- проведен теоретический анализ фольклорной и психологопедогогической литературы.
2 этап .
Цель: Реализация проекта. Создание игровой среды. Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта. Обобщить скорректировать направление работы для продолжения реализации проекта.
На данном этапе был создан альбом « национальные костюмы» проведены занятия в «Русской избе»(слайды) для знакомства с обрядами, праздниками, фольклорам, предметами быта того времени, открытое занятие для родителей «Все мы разные,но хотим жить в мире ».
- Спланированы экскурсии в музей, обелиску .
- Организованны и проведены посиделки, гуляния, народные игры;
- Проведены календарные праздники.
- Использование русских народных сказок;
- Совместная деятельность по изготовлению посуды и утвари для посиделок(Аппликация,лепка,рисование )
Работа по реализации проводилась в подгрупповой и групповой форме.
Для вовлечения родителей, были подготовлены консультации для родителей, проведено родительское собрание. Родителям предложено совместно с детьми изготовить поделки по данной теме.
Сотрудничество родителями, специалистами детского сада дало возможность повысить интерес детей к получению новых знаний по приобщению к русской культуре, фольклору и применению их в повседневной жизни.
3 этап заключительный.
Цель: Анализ результативности.
Дети овладели элементарными представлениями и понятиями о русской народной песни, , играют в русские народные игры, овладели методами росписи разных видов народного творчества.
Дошкольники привносят в игры «малые фольклорные формы» - потешки, загадки, поговорки.
Важно отметить, что у детей имеются способности творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуаций.
Отмечено, что дети в свободной деятельности самостоятельно включают полученные знания в свои игры, делятся друг с другом новыми знаниями.
Родители принимают участие в совместных мероприятиях по реализации проекта, делятся полученными знаниями и предлагают свои варианты работы.
Участники проекта охотно делятся мнениями, разработчики и участники проекта положительно оценили работу.
Таким образом, в условиях целенаправленной педагогической деятельности по приобщению к русской культуре дошкольников, данная работа формирует патриотические качества, что обеспечивает преемственность в обучении детей между дошкольным учреждением и школой.
И так анализируя проведенную работу можно сделать вывод, что поставленные задачи выполнены.
Ожидаемый результат реализации проекта
-Дети, понимающие и ценящие русские традиции.
-Уважающие людей и имеющие богатую выразительную речь.
-Осознающие на доступном им уровне взаимосвязь понятий пословиц и
поговорок с трудом и бытом людей.
-Видящие красоту русских традиций, праздников.
-Признают авторитетными качества человека: доброжелательный,
культурный, с хорошими манерами, богатой образной речью, любящий
русскую культуру, свою Родину.
-Ведущие себя правильно и достойно в реальной жизненной ситуации.
Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры –
как способ развития патриотизма» позволит совершенствовать навыки сотрудничества воспитателей, родителей и ребенка по формированию и развитию реального патриотического мышления, интересов к знаниям народной культуры.
Промежуточные результаты
По результатам проведенной работы отмечается , что дети хорошо знают и владеют понятиями и терминами малого фольклора, самостоятельно объясняют значения пословиц и поговорок.
Дошкольники могут самостоятельно анализировать и использовать в повседневной жизни полученные знания.
Однако, как выяснилось, что некоторые дети затруднялись в закреплении полученных знаний, поэтому для них способ изложения материала видоизменялся, для того, чтобы добиться надежного закрепления его детьми.
Для того, чтобы работа закреплялась и вне детского сада, необходимо систематическая работа с родителями, для чего проводились групповые и подгрупповые консультации. Родители дошкольников активно вовлекались в совместную деятельность, такую как: проведение праздников.
Целевая группа проекта
Проект адресован детям старшего дошкольного возраста.
Основная проблема проекта: приобщение ребенка к истокам русской народной культуры. Может быть направлена на развитие коммуникативных способностью детей старшего дошкольного возраста.
Значимость проекта в том, что он направлен на возможность широкой практики применения полученных детьми знаний.
Проект может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений и родителям, которые стремятся привлечь детей к пониманию родной культуры, которая должна стать частью души ребенка, началом, порождающим личность.
1.Создание развивающей среды как средство приобщения к русской
народной культуре.
Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Немаловажную роль в приобщении к русской культуре является создание развивающей среды. Ведь предметы, которые окружают ребенка, должны воспитывать в нем чувство красоты, любознательность. Дети с самого детства должны понять, что эти предметы – часть великого русского народа. Работа в этом направлении требует организации особых усилий, создания обстановки, средствами яркой образности и наглядности, обеспечивающей детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Для этих целей в группе оформлен уголок в русском стиле.
2. приобщение детей к традициям народной культур
Во время занятий дети разучивают народные игры, обрядовые песни, изготавливают элементы народных костюмов, более подробно знакомятся с различными видами народно-прикладного искусства.
Родители приглашаются на праздники «Осенины», «Рождество Христово», «Проводы зимы», «Встреча весны». Дети наряжаются в живописные костюмы. Вместе с другими воспитателями они показывают народные игры, поют песни, вовлекая присутствующих в веселое соревнование.
Изготовленный демонстрационный материал используется на занятиях. Например, в математике при закреплении прямого и обратного счета применяются элементы дымковской росписи.
По познавательному развитию - элементы Гжели. На занятиях ИЗО это незаменимый материал для расширения кругозора детей о цветах, смешивания красок, для создания нужного тона.
На занятиях по обучению грамоте дети заучивают скороговорки, закрепляя правильность произношения звуков при чтении.
3.Знакомство детей с обрядами, ритуалами, обычаями
русской народной культуры.
Для обогащения знаниями детей о русском народном календаре были запланированы и проведены праздники: «Рождество», «Зимние посиделки», «Проводы зимы», «Вербное воскресенье», «Пасха», «Березонька» и «Осенины».
Для проведения этих праздников детьми разучиваются потешки, поговорки, загадки, заклички, песни, танцы, русские народные игры, отображающие разное время года.
На праздниках дети знакомятся с обрядами, играми, ритуалами народных празднеств, обычаями их проведения, присущими данному празднику. Такие обряды отражают быт крестьянской деревни и явления природы, связанные со сменой времен года, передающие труд людей.
При составлении сценария роли подбираются каждому ребенку с учетом возможностей и возраста. В работе используется различные виды театров: настольный, перчаточный, человек-кукла.
Каждый раз, проводя праздник или развлечения, усложняются цели и задачи для повышения уровня знаний детей.
При проведении праздника «Посиделки» происходит знакомство детей с одеждой, которую носили на Руси, с домашней утварью, с элементами постройки русской избы.
Играя роль, ребенок самостоятельно и правильно оценивает положительного и отрицательного героя. Естественно, старается подражать положительному герою.
Проведение таких мероприятий способствует развитию мышления, памяти, речи, фантазии, укрепляет дружбу между детьми, повышает ответственность за младшего товарища.
Приобщение детей к народной культуре требует, высочайшего педагогического мастерства практический опыт показал, как сложно донести до понимания детей даже короткое фольклорное произведение, так как в пословицах, поговорках, закличках, потешках часто используются слова, которые не встречаются в современной речи. Для этого при проведении праздников используются наглядные средства, которые помогают подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.
Заключение
Воспитание подрастающего поколения на художественных традициях способствует расширению кругозора, развитие художественного вкуса, любви к Родине, родному краю.
Организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний становится предпосылкой их устойчивого интереса к народному искусству, способствует лучшему пониманию его необходимости и ценности.
Реализация данного педагогического проекта по приобщению к русской народной культуре воспитывает общечеловеческие нравственные ценности. В век разносторонней информации нелегко убедить ребенка в необходимости быть добрым. Но если в нем зародилась искорка любви, уважения к ближнему, значит такая работа не напрасна и обязательно принесет свои плоды.
-
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма"
Предлагаемый проект поможет систематизировать работу с детьми по приобщению к истокам русской народной культуры и позволит формировать необходимые для этого качества у детей ...
Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма»
Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма»в подготовительной группе № 9 ...
ПРОЕКТ « ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»
Приобщение детей к русской народной культуре является одной из актуальных задач дошкольного воспитания в детском саду. В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе, стыде,...
Проект «Приобщение к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма у детей дошкольного возраста»
Приобщение детей к истокам русской народной культуры способствует повышению качества всей системы воспитательной работы дошкольного учреждения, способствует воспитанию достойных буду...
Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма
Использование в работе культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности....
Практико-ориентированный, творческий, познавательный проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма».
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению...
Проект: Приобщение детей к истокам русской народной культуры-как способ развития патриотизма
Проект: Приобщение детей к истокам русской народной культуры- как способ развития патриотизма совместно с музыкальным руководителем.Рисование, творчество, музыка, культура родного народа....