Проект « Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма».
проект (подготовительная группа)

Кабалина Лариса Алексеевна

 

      Предлагаемый проект поможет систематизировать работу с детьми по приобщению к истокам русской народной культуры и позволит формировать необходимые для этого качества у детей  старшего дошкольного возраста

(5-7) лет, достичь развития патриотизма, любви к Родине, русскому народу.   Проект долгосрочный, рассчитан на 2 года. Предназначен для воспитателей дошкольных учреждений.

 «Приобщение детей к русской народной культуре – как способ  развития патриотизма»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_patriotizmu.docx973.45 КБ

Предварительный просмотр:

                                    МБДОУ  д/с  «ОГОНЁК» № 10

                                         Проект

            «  Приобщение детей к истокам русской народной                               культуры – как способ развития патриотизма».

Воспитатели:    Кабалина Л.А.

                             

                                                            2016-2017 уч.год.

      Предлагаемый проект поможет систематизировать работу с детьми по приобщению к истокам русской народной культуры и позволит формировать необходимые для этого качества у детей  старшего дошкольного возраста

(5-7) лет, достичь развития патриотизма, любви к Родине, русскому народу.   Проект долгосрочный, рассчитан на 2 года. Предназначен для воспитателей дошкольных учреждений.

 «Приобщение детей к русской народной культуре – как способ  развития патриотизма»

Основные разработчики проекта    

Воспитатели

Цели и задачи проекта

Цель:

 развитие  патриотизма, интереса к жизни русского народа, его истории и культуре, творческих             способностей у детей 5-7 лет.

Задачи:

 - Создать развивающую среду в    

    группе, пробуждающую душу ребенка, воспитывающую в нем чувство красоты, любознательности.

 - Знакомить детей с обрядами, ритуалами, играми, обычаями русской народной    культуры.

- Приобщить детей к традициям            

   народной культуры.

 - Развивать художественный вкус,  

    уважительное отношение к труду,  восхищение мастерством человеческих рук .  

 - Широко использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.) в которых сохранились черты русского характера,  присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости и трудолюбии. В которых сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность.  

 -Ознакомление детей с народной декоративной росписью, которая является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.                                                    

Сроки и этапы реализации проекта

- Информационно – аналитический, основной ноябрь – апрель.          

- Заключительный: май – июнь.

Перечень основных мероприятий.

- Изучение научно – методической   литературы в рамках исследуемой    темы

 - Информирование родителей о       задачах и содержании                                                 патриотического воспитания детей     в детском саду и семье.

 - Участие родителей в работе по         приобщению детей к русской    народной культуре (Изготовление               атрибутов, костюмов; участие в русских народных праздниках).

                

- Создание обогащенной        развивающей среды в группе:    

      проведение бесед, рассказывание         историй, сказок, сюжетно  - ролевых игр,    создание игровых    ситуаций, совместные с детьми размышления на темы:

«Что такое Родина?», «Что мы знаем о русской народной культуре?», «Что хотим    узнать?», «Как мы будем это узнавать?».                                                                                         

 -Консультации для воспитателей        детского сада и родителей детей.

 - Проведение посиделок, развлечений, праздников, колядок.

Исполнители проекта              

 - Воспитатели группы:

 -Музыкальный руководитель:     проведение развлечений,   праздников;

     

Ожидаемый результат реализации проекта                  

Дети, понимающие и ценящие   русские традиции.

,          

 -Уважающие людей и имеющие   богатую выразительную речь.

    -Осознающие на доступном им     уровне взаимосвязь понятий пословиц и поговорок с трудом и  бытом людей.

    -Видящие красоту русских традиций,  праздников.

 -Признают авторитетными качества    человека: доброжелательный, культурный, с хорошими манерами, богатой образной речью, любящий    свою Родину.

Ведущие себя правильно и достойно в реальной жизненной ситуации.

Целевая группа проекта -Дети старшего дошкольного    возраста родители, педагоги ДОУ.  

                        

Актуальность

      Актуальность проекта обусловлено тем, что представления выпускников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны, так как у воспитателя почти не было соответствующих материалов и пособий. Окружающая действительность также не давала возможности реального приобщения детей к народной культуре.

      Кроме того, давно забыты и не используются в разговорной речи потешки, пословицы, поговорки, которыми так богат русский язык.

      В современной жизни почти отсутствуют предметы народного быта.

      Мы по-новому начали относиться к старинным праздникам и традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

      Очень важно, чтобы воспитатель не упускал важные смысловые моменты при  пересказе русских народных сказок, вводил в свою речь слова и выражения из фольклорных произведений, в ходе игр применял присказки, заклички, потешки, поговорки.

      Проблема в обогащении знаниями возникла из-за несоответствия знаний детей с желаемым уровнем развития. В связи с этим теряется связь между поколениями. Это ведет к ослаблению патриотизма, любви к Родине, русскому народу. Поэтому данная тема актуальна.

      Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы  за счет использования информационной среды максимально использовать интерес детей к истокам русской культуры, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.

      Предлагаемый опыт поможет систематизировать работу по приобщению дошкольника к русской культуре, и позволит формировать необходимые для этого качества у детей – дошкольников, достичь развития коммуникативной компетенции общения с окружающими людьми.

      Проект адаптирован под детей дошкольного учреждения и может быть использован в детских садах комбинированного вида воспитателями.

      Место реализации проекта – дошкольное образовательное учреждение. Проект направлен на детей дошкольного возраста, которые должны играть в русские народные игры, применять в любых играх считалки, потешки, заклички, скороговорки а, взрослея, употреблять их в своей повседневной речи. Ведь чем больше дети услышат и запомнят в детстве, тем богаче, ярче и выразительнее будет их речь. Окружающим всегда приятна беседа с доброжелательным, культурным человеком. А культурный человек – это человек с хорошими манерами и богатой, образной речью.

Новизна материала

      Новизна исследования, на мой взгляд, в постановки самой проблемы, которая не поднималась до сих пор, как предмет специального изучения, решение же этой проблемы в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими как следует относиться к окружающей природе к миру ценностей, к своей родине.

      При составлении проекта опиралась на известные работы О.Л. Князева; С.В. Бурдин; В. Мазаев; В.И. Даль, и других авторов по приобщению к русской культуре.

      Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности – игра, всю работу нужно было выстроить в игровой форме. Вот тут и встал вопрос о методах и приемах, с помощью которых легче всего было бы подать сложный фольклорный материал.

      Несмотря на значимость данной проблемы, педагогическая наука еще не предложила готовой программы по приобщению к русской культуре детей дошкольного возраста, поэтому был разработан проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма», который апробирован в порядке педагогического эксперимента.                                                    

      Апробация проекта «Приобщение детей к истокам русской народной культуре – как способ развития патриотизма» позволяет осуществлять тесную связь истоков русской культуры и развития патриотизма, способствует становлению ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте.

Цели и задачи проекта

Цель:

Способствовать развитию патриотизма, интереса к жизни русского народа, его истории и культуре, творческих способностей у детей.

Задачи:

 - Создать развивающую среду в группе.

 - Знакомить детей с обрядами, ритуалами, играми, обычаями русской

   народной культуры.

 - Приобщить детей к традициям            

   народной культуры.

 - Формировать на доступном уровне развитие художественного вкуса,  

   любви к Родине, к родному краю.

Этапы реализации проекта

1 этап.

Цель: привлечение родителей и педагогов детского сада к реализации проекта и создание условий для реализации проекта.

На данном этапе были поставлены цель и задачи проекта, определена последовательность работы, изучен, обобщен педагогический опыт по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

     Проведена следующая работа:

      - составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы;

      - создание банка идей и предложений;

      - подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;

      - подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса по приобщению к русской культуре.

      - проведен теоретический анализ фольклорной и психологопедогогической литературы.

 

2 этап .

      Цель: Реализация проекта. Создание игровой среды. Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта. Обобщить скорректировать направление работы для продолжения реализации проекта.

      На данном этапе был создан  альбом « национальные костюмы» проведены занятия в «Русской избе»(слайды) для знакомства с обрядами, праздниками, фольклорам, предметами быта того времени, открытое занятие для родителей «Все мы разные,но хотим жить в мире ».

      - Спланированы экскурсии в музей, обелиску .

      - Организованны и проведены посиделки, гуляния, народные игры;

      - Проведены календарные праздники.

      - Использование русских народных сказок;

      - Совместная деятельность по изготовлению посуды и утвари для посиделок(Аппликация,лепка,рисование )

      Работа по реализации проводилась в подгрупповой и групповой форме.

      Для вовлечения родителей, были подготовлены консультации для родителей, проведено родительское собрание. Родителям предложено совместно с детьми изготовить  поделки по данной теме.

      Сотрудничество родителями, специалистами детского сада дало возможность повысить интерес детей к получению новых знаний по приобщению к русской культуре, фольклору и применению их в повседневной жизни.

3 этап заключительный.

      Цель: Анализ результативности.

      Дети овладели элементарными представлениями и понятиями о русской народной песни, , играют в русские народные игры, овладели методами росписи разных видов народного творчества.

      Дошкольники привносят в игры «малые фольклорные формы» - потешки, загадки, поговорки.

      Важно отметить, что у детей имеются способности творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуаций.

      Отмечено, что дети в свободной деятельности самостоятельно включают полученные знания в свои игры, делятся друг с другом новыми знаниями.

      Родители принимают участие в совместных мероприятиях по реализации проекта, делятся полученными знаниями         и предлагают свои варианты работы.

      Участники проекта охотно делятся мнениями, разработчики и участники проекта положительно оценили работу.

      Таким образом, в условиях целенаправленной педагогической деятельности по приобщению к русской культуре дошкольников, данная работа формирует патриотические качества, что обеспечивает преемственность в обучении детей между дошкольным учреждением и школой.

      И так анализируя проведенную работу можно сделать вывод, что поставленные задачи выполнены.  

Ожидаемый результат реализации проекта

 -Дети, понимающие и ценящие русские традиции.

 -Уважающие людей и имеющие богатую выразительную речь.

 -Осознающие на доступном им уровне взаимосвязь понятий пословиц и                                  

   поговорок с трудом и бытом людей.

 -Видящие красоту русских традиций, праздников.

 -Признают авторитетными качества человека: доброжелательный,      

   культурный, с хорошими манерами, богатой образной речью, любящий    

   русскую культуру, свою Родину.

 -Ведущие себя правильно и достойно в реальной жизненной ситуации.

      Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры –

 как способ развития патриотизма» позволит совершенствовать навыки сотрудничества воспитателей, родителей и ребенка по формированию и развитию реального патриотического мышления, интересов к знаниям народной культуры.

Промежуточные результаты

      По результатам проведенной работы отмечается , что дети хорошо знают и владеют понятиями и терминами малого фольклора, самостоятельно объясняют значения пословиц и поговорок.

  Дошкольники могут самостоятельно анализировать и использовать в повседневной жизни полученные знания.

      Однако, как выяснилось, что некоторые дети затруднялись в закреплении полученных знаний, поэтому для них способ изложения материала видоизменялся, для того, чтобы добиться надежного закрепления его детьми.

      Для того, чтобы работа закреплялась и вне детского сада, необходимо систематическая работа с родителями, для чего проводились групповые и подгрупповые консультации. Родители дошкольников активно вовлекались в совместную деятельность, такую как: проведение праздников.

Целевая группа проекта

      Проект адресован детям старшего дошкольного возраста.

      Основная проблема проекта: приобщение ребенка к истокам русской народной культуры. Может быть направлена  на развитие коммуникативных способностью детей старшего дошкольного возраста.

      Значимость проекта в том, что он направлен на возможность широкой практики применения полученных детьми знаний.

      Проект может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений и родителям, которые стремятся привлечь детей к пониманию родной культуры, которая должна стать частью души ребенка, началом, порождающим личность.

1.Создание развивающей среды как средство приобщения к русской

народной культуре.

 Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Немаловажную роль в приобщении к русской культуре является создание развивающей среды. Ведь предметы, которые окружают ребенка, должны воспитывать в нем чувство красоты, любознательность. Дети с самого детства должны понять, что эти предметы – часть великого русского народа. Работа в этом направлении требует организации особых усилий, создания обстановки, средствами яркой образности и наглядности, обеспечивающей детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Для этих целей в группе оформлен уголок в русском стиле.

2. приобщение детей к традициям народной культур

      Во время занятий дети разучивают народные игры, обрядовые песни, изготавливают элементы народных костюмов, более подробно знакомятся с различными видами народно-прикладного искусства.

      Родители приглашаются на праздники «Осенины», «Рождество Христово», «Проводы зимы», «Встреча весны». Дети наряжаются в живописные костюмы. Вместе с другими воспитателями они показывают народные игры, поют песни, вовлекая присутствующих в веселое соревнование.

      Изготовленный демонстрационный материал используется на занятиях. Например, в математике при закреплении прямого и обратного счета применяются элементы дымковской росписи.

      По познавательному развитию  - элементы Гжели. На занятиях ИЗО это незаменимый материал для расширения кругозора детей о цветах, смешивания красок, для создания нужного тона.

      На занятиях по обучению грамоте дети заучивают скороговорки, закрепляя правильность произношения звуков при чтении.

3.Знакомство детей с обрядами, ритуалами, обычаями

русской народной культуры.

      Для обогащения знаниями детей о русском народном календаре были запланированы и проведены праздники: «Рождество», «Зимние посиделки», «Проводы зимы», «Вербное воскресенье», «Пасха», «Березонька» и «Осенины».

      Для проведения этих праздников детьми разучиваются потешки, поговорки, загадки, заклички, песни, танцы, русские народные игры, отображающие разное время года.

      На праздниках дети знакомятся с обрядами, играми, ритуалами народных празднеств, обычаями их проведения, присущими данному празднику. Такие обряды отражают быт крестьянской деревни и явления природы, связанные со сменой времен года, передающие труд людей.

      При составлении сценария роли подбираются каждому ребенку с учетом возможностей и возраста. В работе используется различные виды театров: настольный, перчаточный, человек-кукла.

      Каждый раз, проводя праздник или развлечения, усложняются цели и задачи для повышения уровня знаний детей.

      При проведении праздника «Посиделки» происходит знакомство детей с одеждой, которую носили на Руси, с домашней утварью, с элементами постройки русской избы.

      Играя роль, ребенок самостоятельно и правильно оценивает положительного и отрицательного героя. Естественно, старается подражать положительному герою.

      Проведение таких мероприятий способствует развитию мышления, памяти, речи, фантазии, укрепляет дружбу между детьми, повышает ответственность за младшего товарища.

      Приобщение детей к народной культуре требует, высочайшего педагогического мастерства практический опыт показал, как сложно донести до понимания детей даже короткое фольклорное произведение, так как в пословицах, поговорках, закличках, потешках часто используются слова, которые не встречаются в современной речи. Для этого при проведении праздников используются наглядные средства, которые помогают подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.      

Заключение

      Воспитание подрастающего поколения на художественных традициях способствует расширению кругозора, развитие художественного вкуса, любви к Родине, родному краю.

      Организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний становится предпосылкой их устойчивого интереса к народному искусству, способствует лучшему пониманию его необходимости и ценности.

      Реализация данного педагогического проекта по приобщению к русской народной культуре воспитывает общечеловеческие нравственные ценности. В век разносторонней информации нелегко убедить ребенка в необходимости быть добрым. Но если в нем зародилась искорка любви, уважения к ближнему, значит такая работа не напрасна и обязательно принесет свои плоды.    

                     

           

 

     

 

  

   

   

   

 -

   

   

 

              

 -

 

 

                             

                                             

                                               

                                             

                                            

       

C:\Users\Admin\Desktop\фото\858HDJES\IMG_3017.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма"

    Предлагаемый проект поможет систематизировать работу с детьми по приобщению к истокам русской народной культуры и позволит формировать необходимые для этого качества у детей ...

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма»

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма»в подготовительной группе № 9               ...

ПРОЕКТ « ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»

Приобщение детей к русской народной культуре является одной из актуальных задач дошкольного воспитания в детском саду. В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе, стыде,...

Проект «Приобщение к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма у детей дошкольного возраста»

Приобщение детей  к истокам русской народной культуры способствует  повышению качества всей системы воспитательной работы дошкольного учреждения,  способствует воспитанию достойных буду...

Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма

Использование в работе культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности....

Практико-ориентированный, творческий, познавательный проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма».

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению...

Проект: Приобщение детей к истокам русской народной культуры-как способ развития патриотизма

Проект: Приобщение детей к истокам русской народной культуры- как способ развития патриотизма совместно с музыкальным руководителем.Рисование, творчество, музыка, культура родного народа....