Перспективный план по самообразованию "Формирование основ экологической культуры в процессе дидактических иго"
материал по окружающему миру (подготовительная группа)
формирование экологической культуры детей дошкольного возраста, способности осознавать последствие своих действий по отношению к окружающей среде и умением жить в гармонией с природой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrozovanie_ekologiya.docx | 47.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы по самообразованию на 2020-2025 г.г.
Воспитатель : Шаймарданова Елена Николаевна группы № 3 МБДОУ «Детский сад № 68
Тема: «Формирование основ экологической культуры в процессе дидактических игр»
Проблема: Отсутствие экологической культуры является наиболее серьёзной, актуальной проблемой нашего времени. Тот или иной уровень экологической культуры - результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого необходимо знать, владеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе.
Цель: Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с природой.
Задачи: 1.Формировать первоначальные системы ценностных ориентаций, восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы.
2.Развитие способностей детей к познанию мира природы.
3.Обучать элементарным нормам поведения в природе, формировать навыки рационального природопользования в повседневной жизни.
4.Воспитание гуманного отношения к живым организмам.
Предполагаемый результат: 1. Повышение экологической культуры родителей и их воспитанников.
2. Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.
3 Воспитание защитников природы.
4. Творческая активность воспитанников.
Литература: 1.«От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программы дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012
2.Журнал «Дошкольное воспитание».
3.Журнал «Ребенок в детском саду».
4.Журнал «Воспитатель ДОУ»
5.Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. С-П.: «Детство — пресс» — 2006г. 6. Кондрашова М. А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005. — 116 с.
7.Лучич М. В. Детям о природе. М., Просвещение, 1990.
8.Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения. - М.: Просвещения, 2002.- 144с.
9.Новоселова С. Л. Игра дошкольника. — М.: Просвещение, 1989. — 188 с.
10.Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. — М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.
Раздел плана | Сроки | Форма работы | Практические выходы (памятки, доклады, консультации, открытый просмотр, выставка работ и т.д.) |
1 этап - Организационно-ознакомительный. Включает в себя детальное изучение ситуации по выбранной проблеме, соответствующей научно-методической литературы, определение темы самообразования, составление плана работы, подготовка практического материала. |
2020-2021 | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов) Определение целей и задач темы. | 1. Изучение научно-методической и учебно-методической литературы. 2.Изучение периодической печати. 3.Посещение библиотек. 4.Знакомство с работами других педагогов. 5.Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме. |
2 этап – практический Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы. Исследовательская работа (применение выбранной технологии для работы в экспериментальной группе) | 1.Создание основной образовательной программы в соответствии с ФГОС ДОУ. 2.Участие в неделях открытых дверей (показ открытых мероприятий, круглого стола для родителей) 3.Участие в конкурсах с детьми. 4.Публикации в социальной сети работников образования методических материалов, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников. 5.Выступление на семинарах, конференциях воспитателей дошкольных образовательных учреждений. | |
2021-2024 | |||
3 этап – заключительный Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности. | 2024-2025 | Подведение итогов. Оформление результатов работы. Распространение опыта своей работы | 1.Участие в работе городского МО педагогов, в городских семинарах. 2.Участие и результаты в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах. 3.Консультативная помощь воспитанникам и родителям. 4.Ведение профессионального портфолио. 5.Оформление результатов работы. |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ (на учебный год 2020-2021)
Этап работы по | Содержание работы | Сроки выполнения | Результат |
1 этап - Организационно-ознакомительный | 1.Проанализировать свои профессиональные затруднения. 2.Планирование работы по самообразованию. • определение содержания работы по самообразованию; 3.Изучить ФГОС дошкольного образования. | Сентябрь 2020 | 1.Разработка перспективного плана для младшего дошкольного возраста. 2..Оформление методической папки. |
Изучение научно-методической литературы: Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. | Октябрь 2020 | 1.Выставка игр, дидактических материалов, пособий для практической деятельности. 2.Изучение уровня экологических знаний детей. | |
1.Создание экологического уголка. 2.Подготовка и организация выставки: «Дары природы» (использование природного и бросового материала) | Октябрь-ноябрь 2020 | 1.Выставка детских рисунков, коллажей. 2.Выставка поделок из бросового материала. | |
1.Создание предметно-развивающей среды. 2.Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы. | Ноябрь-декабрь 2020 | 1.Оформление альбома «Насекомые». 2.Пополнение картотеки дидактических игр. 3.Организован центр воды и песка. | |
1.Дать родителям информацию о прогулках в детском саду, мероприятиях и видах деятельности на улице, подвижных играх. 2. Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). | Январь 2021 | 1.Подготовка иллюстраций, анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей. 2.Изготовление кормушек для птиц вместе с родителями. Устройство птичьей столовой. | |
1.Анкетирование родителей. 2.Изготовление экологической газеты для родителей на тему: «Прикоснись к природе сердцем». | Февраль 2021 | 1.Подготовка анкет для родителей. 2.Оформление экологической газеты на темы: «Береги природу», «Братья наши меньшие». | |
Изготовление дидактических игр, пособий по экологии. | Март 2021 | 1.Подбор методического оснащения. 2.Пополнение методической копилки. 3.Составление перспективного плана работы. | |
Выступление на педсовете «Экологическое воспитание детей в детском саду». | Апрель 2021 | 1.Творческий отчёт для педагогов ДОУ | |
1.Советы и рекомендации для родителей о важности активного отдыха на улице, участии родителей в играх, воспитывать заинтересованность к нуждам и потребностям ребёнка. 2.Отчет о проделанной работе на совете педагогов по теме самообразования | Май 2021 | 1.В родительских уголках отразить вопросы развития индивидуальных способностей детей в ДОУ и семье. 2.Оформление отчета Информационные листы в виде таблицы с результатами | |
1.Посетить занятия опытных педагогов, занимающихся данной проблемой. 2.Изучение работы педагогов региона: (через публикации в периодической печати, сайты). 3.Собрать банк данных по теме «Формирование основ экологической культуры в процессе дидактических игр»: презентации, статьи 4.Систематизировать накопленные и последующие материалы по теме «Формирование основ экологической культуры в процессе дидактических игр» 5.Разработать игровые занятия с учетом ФГОС | В течении года | Участие: 1. ГМО «Современные подходы к организации образовательного пространства ДОУ для познавательного развития детей дошкольного возраста». Д/с № 42 2. РМО «Современные педагогические технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста», на базе МБДОУ № 3, пгт Камские Поляны 3. ГМО «Формирование экологических знаний дошкольников посредством творческой деятельности» в рамках реализации международной программы «Эко-школы/Зеленый флаг», на базе МАДОУ № 86 4. Х Всероссийский фестиваль педагогических идей в рамках международной программы «Экошколы/Зеленый флаг».На базе 86 д/с Нижнекамск. |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ (на учебный год 2021-2022)
Этап работы по | Содержание работы Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике) | Сроки выполнения | Результат |
2 этап – практический | 1.Корректировка плана работы по теме. 2.Изучить литературу «Сюжетно – дидактические игры с экологическим содержанием» | Сентябрь | 1.Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы; 2. Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях |
Проведение и заполнение карты наблюдения за детьми, и выявление индивидуального уровня экологического развития детей на начало и конец учебного года. | Сентябрь, май | 1.Мониторинг на конец учебного года, вывод по диагностики; 2. Родительское собрание : «Наши успехи!» | |
1.Пополнение предметно-развивающей среды в группе. 2.Оформить уголок природы: подбор комнатных растений. | Сентябрь, октябрь. | 1.Оформление уголка природы: подбор комнатных растений. 2.Создание копилки «Подарки осени» 3.Изготовление эколого – дидактических игр: -«Овощи и фрукты». -«Животные и птицы». 4.Сбор цветочных семян, природного материала. | |
Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива | Октябрь | 1.Памятка: «В каких продуктах «живут» витамины»; 2.Участие конкурсах «Осенняя кладовая» 3.Памятка для родителей : «Синичкин день» | |
Приобщать семьи к сотрудничеству с детским садом, обучить родителей совместной продуктивной деятельности с детьми. Развивать творческие способности детей и родителей. | Ноябрь | 1.Изготовлении кормушек. В рамках экологической акции «Птичья столовая»: 2.Памятка: «Экологическое воспитание»; 3.Изготовление поделок с детьми «Рождественские чудеса» | |
Медиатека познавательно-экологического содержания «Звуки природы». Подбор DVD дисков по изучаемым темам. | Декабрь | 1.Создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ – технологий; 2.Проведение открытого занятия | |
Разработать конспекты этических бесед по экологии «Ключи природы». Дидактические игры по экологическому развитию | Январь | 1. Разработка и проведение консультации для родителей: «Чистая планета Земля»; 2. Совместная работа по созданию альбома; «Берегите природу»; «Дикие животные России» Дидактические игры: «Чудесный мешочек» - овощи, фрукты. -«Найди листок, какой покажу» Д/и «Узнай на вкус» | |
Подбор материала для оформления картотеки по теме: «Деревья», «Растения», «Птицы», «Насекомые», «Цветы» | Февраль | Пополнение экологического уголка. | |
Подготовка методического материала для родителей и воспитателей | Март | 1.Разработка и проведение консультаций для родителей: «Родители – пример для детей в соблюдении экологической культуры»; Памятка: «Мы против мусора»; | |
Приобщить родителей к созданию в группе огорода, знакомству детей с растениями, уходу за ними. | Апрель | 1.Проект «Огород на подоконнике» | |
Привлечь родителей к подготовке группы, участка к летнему периоду работы. Дать возможность проявить единство, творчество и заинтересованность в благоустройстве участка. | Май | 1.Привлечение родителей к участию в экологической акции « Эковесна 2022»; 2. Памятка: «День Земли»; «День посадки деревьев» 3. Работа над проектом: «Цветущий участок»; | |
1. Составление картотеки публикаций по теме. 2.Организация для родителей дней открытых дверей, посещение игровых занятий, консультаций. 3.Участие в конкурсах, в т.ч. участие воспитанников. 4.Подготовка консультации для родителей по теме самообразования. | В течении года | Участие: 1. конкурс профессионального мастерства “Воспитатель года”, 2. семинар «Использование проектного метода в совместной деятельности педагогов и дошкольников»,на базе МБДОУ № 13, г.Нижнекамск; 3. семинар «Современные педагогические технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»,на базе МБДОУ № 3, Кам.Поляны; 4. Х Всероссийский фестиваль педагогических идей в рамках международной программы «Экошколы/Зеленый флаг».На базе 86 д/с Нижнекамск. 5. семинар-практикум «Речевое развитие дошкольников через современные технологии», на базе МБДОУ № 98, Нижнекамск 6. зональной семинар-практикум «Использование игровых технологий в коррекционно-педагогической работе с детьми ОВЗ», на базе МБДОУ № 68; 7. Методический вебинар «Ознакомление с окружающим миром в старшем дошкольном возрасте», на базе Международной педагогической Академии дошкольного образования (МПДАО) 8. Методический вебинар «Ознакомление с окружающим миром в младшем дошкольном возрасте», на базе Международной педагогической Академии дошкольного образования (МПДАО); 9. Творческий конкурс «Наши Пернатые друзья» Тат-конкурс «Ознакомление с окружающим миром в старшем дошкольном возрасте», на базе Международной педагогической Академии дошкольного образования (МПАДО);ПАДО); 8. | |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ (на учебный год 2022-2023)
Этап работы по | Содержание работы Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике) | Сроки выполнения | Результат |
2 этап – практический | 1.Корректировка плана работы по теме. 2.Изучить литературу «Сюжетно – дидактические игры с экологическим содержанием» | Сентябрь | |
Разработка конспектов занятий по экологии | Сентябрь октябрь | ||
Открытое занятие для педагогов ДОУ. | Октябрь | ||
Изучить статьи по теме самообразования. | Ноябрь | ||
Консультация для молодых специалистов "Дидактические игры и их влияние на экологическое воспитание детей дошкольного возраста" | Декабрь | ||
Оформление выставки "Выставка дидактических игр и пособий по экологическому образованию дошкольников." | Январь | ||
Опыты с комнатными растениями | Февраль | ||
Консультация для коллег | Март | ||
Итоговое занятие по экологии с использованием дидактических игр. | Апрель | ||
Соотнесение полученных результатов с запланированными. Самоанализ. | Май | ||
.1. Тематические фотовыставки: -«Моя семья в лесу» -«Моя семья на даче» - «Мои домашние питомцы» 2. Выступление на педагогических советах, семинарах, педагогическом часе, проведение мастер-классов по теме. 3. Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей. | В течении года | ||
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ (на учебный год 2023-2024)
Этап работы по | Содержание работы Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике) | Сроки выполнения | Результат |
2 этап – практический | Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь | |
Подготовка статей для публикации в педагогических изданиях. | В течении года | ||
Организовать вместе с родителями выставку поделок из листьев, овощей и фруктов «Дары природы». | Октябрь | ||
Публикации в Социальной сети работников образования разработок занятий и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников.. | В течении года | ||
Проведение тематических родительских собраний, консультаций, оформление уголков для родителей. | Ноябрь | ||
Составление конспектов занятий, консультаций для родителей и воспитателей, | В течении года | ||
Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей. | Декабрь | ||
Разработка дидактических и наглядных пособий для работы с детьми и пополнение методических пособий и пакета материала в электронном виде, в том числе: комплекта дидактики по обучению детей экологии (презентации) комплекта раздаточного материала (карточки, задания и тесты) | Январь | ||
Совместное изготовление родителями с детьми кормушек для птиц. | Февраль | ||
Принимать активное участие в работе педсовета, медико-педсовета в дошкольном учреждение. | Март | ||
Изготовление эколого – дидактических игр: -«Овощи и фрукты». -«Животные и птицы». | Апрель | ||
Пополнить картотеку дидактических игр | Май | ||
Посещение открытых занятий коллег и участвовать в обмене опытом на разных уровнях. Участие в конкурсах: районных, городских всероссийских. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. | В течении года |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ (на учебный год 2024-2025)
Этап работы по | Содержание работы Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике) | Сроки выполнения | Результат |
3 этап – заключительный | Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь | |
Подготовка к аттестации. Изучение нормативной базы. Изучение «Положения о порядке педагогической аттестации» | Сентябрь-январь | ||
Оформить зону наблюдений за овощами «Мини – огород» | Октябрь | ||
Открытое занятие, организованное для педагогов дошкольного учреждения. | Декабрь | ||
Оформление папки с результатами новых разработок. | В течении года | ||
Продолжить работу над выбранной методической темой. Формулирование темы творческого отчёта. | В течении года | ||
Распространение педагогического опыта работы через интернет. | В течении года | ||
Отчет о проделанной работе на педагогическом совете по теме самообразования: «Формирование основ экологической культуры в процессе дидактических игр" | Март | ||
Продолжить работу над выбранной методической темой. | В течении года | ||
Изучать опыт работы лучших воспитателей района, города, по результатам конкурсов «Воспитатель года», через Интернет | В течении года | ||
Фотовыставка «Лучшие места отдыха и прогулок с детьми в нашем городе!» | Май | ||
Итоговое занятие по экологии с использованием дидактических игр | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Консультация для педагогов ДОУ...
Консультация для воспитателей Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Консультация для воспитателей Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста...
Перспективный план работы формирование основ сенсорной культуры, как фактора развития познавательных способностей воспитанников 2-3 лет, посредством использования сенсорных дидактических игр.
маленький ребенок познает окружающий мир через ощущения, т.е. с помощью глаз, ушей. кожи, рта, носа. обследуя окружающий мир кроха постепенно накапливает и расширяет свои представления о различных сво...
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ КАК СПОСОБ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Материал о системе формирования у детей экологических представлений....
«Формирование основ экологической культуры в процессе воспитания детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития основ экологической культуры, становления обуславливающих её экологического мировоззрения и сознания, нравственно-этических норм поведения. В этом...
Презентация "Формирование у дошкольников основ экологической культуры в процессе использования современных педагогических технологий"
Экологическое воспитание дошкольников - приоритетное направление дошкольного образовательного учреждения. Дошкольный возраст-самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. ...
«Формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с природой»
laquo;Формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с природой»...