«Формирование основ экологической культуры в процессе воспитания детей дошкольного возраста»
презентация к уроку по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития основ экологической культуры, становления обуславливающих её экологического мировоззрения и сознания, нравственно-этических норм поведения. В этом возрасте ребенок
наиболее восприимчив к идеалам красоты, эмоциональному единству с живой и неживой природой, чувству товарищества и коллективизма, духовному развитию и самопознанию, неформальному восприятию мира, высоким
нравственным идеалам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskaya_kultura.pptx | 1.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Экологическое воспитание – актуальная и главная задача общества. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, можно только в дошкольном возрасте, потом поменять мировоззрение и изменить представление человека чрезвычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширилась, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность, ведь для того, чтобы сохранить природу на планете, нужны экологически образованные и воспитанные люди.
Экологическая культура – это неотъемлемая часть общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции , чувства, эстетические оценки, вкусы и т. д.)
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития основ экологической культуры , становления обуславливающих её экологического мировоззрения и сознания , нравственно-этических норм поведения. В этом возрасте ребенок наиболее восприимчив к идеалам красоты , эмоциональному единству с живой и неживой природой, чувству товарищества и коллективизма, духовному развитию и самопознанию, неформальному восприятию мира, высоким нравственным идеалам.
Цель воспитания экологической культуры: Формирование человека с новым экологическим мышлением , способностью осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой, а также воспитание активной и творческой личности.
Задачи: * Формировании основ экологического мировоззрения. * Расширение представлений о предметах и явлениях природы , растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях. * Развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережное отношение к ней . * Воспитание культуры поведения в природе.
П ринцип интеграции образовательных областей: 1. «Социально-коммуникативное развитие» : формирование практических навыков и умений по уходу за растениями и животными своего ближайшего окружения; формирование гуманно-ценностного отношения к природе. 2. «Познавательное развитие» : обогащение детей знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни; формирование представлений о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы. 3. «Речевое развитие» : обогащение и активизация словарного запаса, развитие звуковой культуры речи (на основе звукоподражания), обучение составлению рассказов; знакомство с книжной культурой, детской литературой экологического содержания. 4. «Художественно-эстетическое развитие» : развитие художественных способностей, эстетических чувств, умения замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы. 5. «Физическое развитие» : формирование основ здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Эколого-развивающая предметная среда ДОУ: С точки зрения экологического образования, среда в дошкольном учреждении должна способствовать: * познавательному развитию ребёнка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов ); * эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребёнка к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту природного мира , разнообразие его красок и форм; предпочтение объектов природы их имитации , искусственным объектам); :
* оздоровлению ребёнка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятия на свежем воздухе ); * формированию нравственных качеств ребёнка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания чувства ответственности , желания и умения сохранить окружающий мир природы ); * формированию экологически правильного поведения (навыков рационального природопользования ; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе).
Принципы дошкольного образования по выбору форм и методов работы с детьми : * реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности; * поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; * приобщение детей к социокультурным нормам; * формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; * возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований , методов возрасту и особенностям развития).
Формы и методы работы по экологическому воспитанию детей: * Нетрадиционные формы НОД (интегрированные, путешествия , экскурсии, викторины и т.д .); * Экспериментирование (опыты ) «Лаборатория ю ного эколога»; * Поисковая деятельность; * Совместная проектная деятельность экологической тематики; * Прогулки на участке детского сада и за его пределами, наблюдения; * Природоохранные акции — это общественно–значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы. Тематика таких акций может быть разнообразной : « День цветов» (создание цветочных клумб), «Лесная аптека» ( сбор лекарственных трав), « Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время ); * Игровая деятельность (игровые обучающие ситуации, дидактические игры экологической направленности ); * Экологические сказки.
Работа с родителями по воспитанию экологической культуры детей: * Ознакомление родителей с работой ДОУ по экологии ( специальные экспозиции, видеофильмы, собрания); * Организация различных мероприятий с участием родителей (анкетирование, акции , совместные проекты, КВН, викторины, семинары-практикумы и т. п.); * Ознакомление родителей с результатами образовательной деятельности ( открытые занятия, экологические праздники, индивидуальные консультации ). * Экологическое просвещение – предоставление экологической информации, ее анализ ; приоритетные темы: экологически грамотное поведение в природе и в быту, связь экологических проблем со здоровьем, экология жилища, правильное ( сбалансированное) питание в семье, выращивание экологически безопасного урожая и т. п ..
Вывод: Формирование у детей знаний и умений по воспитанию экологической культуры наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической, проектной и игровой деятельности. Когда созданы условия, при которых знания детей, полученные ранее, становятся необходимы им, так как помогают решать практическую задачу и потому усваиваются легче и быстрее. Экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно – ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер. Знания детей природоведческого характера достигают того уровня, при котором они могут сравнить, обобщать, различать. Дети более эмоциональны и активны на занятиях, когда у них сформирован свой стиль поведения и деятельности в природе, значительно повышается уровень их экологической воспитанности, который выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе.
Успех организации эколого-педагогической работы в условиях ДОУ, обеспечивается лишь в том случае, если она ведется по двум взаимосвязанным направлениям: воспитание основ экологической культуры у детей и повышение уровня экологической образованности взрослых, занимающихся их воспитанием. Можно выделить три аспекта личности воспитателя, определяющих результат его продвижения по пути обретения экологической культуры: 1. Понимание экологических проблем, наличие гражданской ответственности за сложившуюся ситуацию и готовности ее менять. 2. Общая ориентация педагога на гуманистическую и личностно-ориентированную модель воспитания. 3. Профессионализм и педагогическое мастерство воспитателя, заключающееся во владении методикой экологического образования дошкольников, в понимании целей и задач экологического образования, наличии собственной технологии в практике работы с детьми и творческий поиск в ее совершенствовании.
«Все прекрасное на земле – от солнца и все хорошее от человека» М . Пришвин Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Консультация для педагогов ДОУ...
Консультация для воспитателей Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Консультация для воспитателей Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста...
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ КАК СПОСОБ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Материал о системе формирования у детей экологических представлений....
«Формирование экологической культуры посредствам трудового воспитание детей дошкольного возраста»
1.На первом этапе своей работы стоит следующее.Цель:Формирование начал экологической культуры детей средством трудовых навыков детей.Задачи:1. Становление осознанно-правильного отношения к природе во ...
«Формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с природой»
laquo;Формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с природой»...
САМООБРАЗОВАНИЕ на тему: «Формирование экологической культуры и познавательного развития детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности» (экологическое воспитание)
Самообразовние воспитателя старшего дошкольного возраста...
Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Методика проведения занятий по физической культуре, предусматривающая сочетание выполнения физических упражнений с формированием первоначальных знаний и представлений о природе и воспитанием основ эко...