Конспект занятия по познавательному развитию "Осенние заботы животных и птиц"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Наталья Николаевна Смитюх

: обобщение знаний детей о жизни насекомых, диких животных и птиц в осенний период

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaboty_ptits_i_zhivotnyh.docx37.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД ОО «Познавательное развитие» (экология).

Тема: «Осенние заботы животных и птиц»

Цель: обобщение знаний детей о жизни насекомых, диких животных и птиц в осенний период

Задачи:

  • Закреплять и пополнять знания детей о насекомых, птицах и диких животных; развивать умения анализировать и обобщать, сравнивать и делать выводы.
  • Продолжать учить детей видеть закономерности в живой природе.
  • Активизировать глагольный словарь, словарь признаков.
  • Воспитывать бережное отношение к животным и птицам в осенний период.

Необходимый материал: карточки-знаки, волшебная палочка, картинки с изображением животных.

Ход НОД

  1. Организационный момент.

Дети стоят по кругу.

  1. Основная часть.

 Ребята, кто готов меня слушать пусть хлопнет в ладоши один раз.  Помогите мне вспомнить, какое сейчас  время года?( Осень).

Ребята, хотите прогуляться по осеннему лесу? (Да).

 Лес - это дом для растений, насекомых, животных и птиц. В каждом доме есть свои правила, которые нужно соблюдать. У меня есть карточки-подсказки, как нужно себя вести в лесу. Но что-то мне очень плохо видно, что на них изображено, и ничего не могу разобрать. Я буду показывать вам таблички, а вы расскажите мне правила, которые они обозначают.

Таблички:

  1. Не разоряй муравейник
  2. Не оставляй мусор
  3. Не ломай деревья
  4. Не трогай и не забирай животных
  5. Не жги костры
  6. Не кричи

(Дети отвечают).

 Молодцы, хорошо знаете правила поведения в лесу. А пока мы до него будем идти, повторяйте за мной движения:

Если в лес пришёл гулять, (ходьба на месте)

Свежим воздухом дышать, (глубокий вдох)

Бегай, прыгай и играй. (прыжки)

Только чур не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, (знак тишины указательным пальцем, чуть шепотом)

Даже очень громко петь! (повышение голоса)

Ветки дуба не ломай, (имитация надлома ветки)

Из рогатки - не стреляй

Здесь не нужно всех ловить, (сжимать ладони в воздухе)

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

 Вот мы и пришли в осенний лес. Присаживайтесь на стульчики. Ребята, а где же бабочки, стрекозы, жуки и комары? (Спят).

 Как только наступает осень многие насекомые, отложив яйца, сразу же погибают. Майский жук, почуяв холод, зарывается глубоко под землю. Муравьи сбиваются в плотный клубок и тоже зарываются под землю. В глубокий сон впадают личинки мух и комаров, спрятавшись под корой деревьев. Красивые бабочки окукливаются и спят до теплой весны. А вот божьи коровки улетают на юг!

        --Ребята, а кто мне подскажет, куда подевались ящерицы, змеи и лягушки? (Тоже засыпают).

 Как только на улице становится холодно, лягушки зарываются в тину на дне водоемов, ящерицы и змеи под корни деревьев и пни, чтобы заснуть там на всю зиму.

 А как же готовятся к зиме дикие животные? Чтобы ответить на этот вопрос, обратите внимание на столы. У некоторых из вас на столах лежат конверты, раскройте их и скажите, что вы там видите. ( Картинки с животными).

 Теперь попробуйте составить рассказ о животном, которое изображено на ваших картинках. А я вам в этом помогу. Для начала я вам расскажу рассказ о том, как готовится к зиме крот, а вы запомните мой рассказ и попробуйте составить свой.

 Крот не впадает в спячку. Он не делает запасов.  Крот под землей роет ходы и ищет червей, которые глубоко спрятались  под землей от холода. Шубку крот не меняет, потому что глубоко под землей ему не холодно.

 Все запомнили, о чем был мой рассказ и как я его проговаривала? (Да).

 Тогда давайте послушаем вас.

 Ответ первого ребёнка.Еж впадает в спячку. Он осенью готовит себе гнездо из листьев и хвороста. Запасов он не делает, потому что наедается осенью, чтобы накопить жир и не замерзнуть. Иголки он не сбрасывает, чтобы защитить свое мягкое тельце от врагов.

Ответ второго ребенка. Белочка зимой не впадает в спячку. Поэтому с осени она начинает сушить грибы, собирать шишки, орехи и желуди. Это  очень трудолюбивый зверек. Она меняет рыжую шубку на серую, чтобы хищные животные ее не заметили.

 Ответ третьего ребенка. Медведь начинает готовиться к зиме еще с лета. Своими острыми когтями он вырывает кору с деревьев и смешивает ее со мхом. Такую мягкую постель медведь готовит у себя в берлоге. На зиму он не запасается различными яствами.  К осени он наедается, накапливает много жира, чтобы не замерзнуть в зимнюю пору. Поскольку медведь зимой спит, то шерсть его не линяет.

 Ответ четвертого ребенка. Волки в спячку не впадают. Чтобы им не было холодно щедрая осень «подарила» ему пушистую шубку. В такой шубке можно пережить морозы. Это животное запасов к зиме не делает. Волк охотится на зайцев, белок и других животных.

 Ответ пятого ребенка. Лиса зимой, как и волк, в спячку не впадает. К зиме ее шубка становится пушистая. Запасов она тоже не делает, а выискивает в лесу зайцев.

 Ответ шестого ребенка. Заяц  меняет свою серую шубку на белую. У него много врагов, и белая шубка помогает спрятаться ему в снегу. На зиму зайчик запасов не делает. Он ест кору и оставленную лесничим капусту с морковкой.

 Молодцы, какие интересные у вас получились рассказы о приготовление диких зверей к наступлению зимы.

 Про насекомых и диких животных мы с вами вспомнили. Но, куда,  же подевалось пение птиц в нашем осеннем лесу? (Улетели птицы).

 А все ли птицы улетают на юг? (Нет.)

  Какие птицы улетают? (Ласточки,  грачи).

 Как называются птицы, покидающие родные края? (Перелетными, теплолюбивые).

 Почему они не могут перезимовать в родных краях? (Им тут холодно, не достаточно корма).

 Молодцы, ребята. А сейчас давайте поможем перелетным птицам долететь до теплого южного солнца, соединив их линией.

Лебедь

https://docs.google.com/drawings/image?id=shmNzVPpdIwfyU3vVxKWKYg&rev=1&h=93&w=133&ac=1

Ласточка

Ворона

Журавли

Дятел

Соловей

 Хочу вам предложить последнюю игру «Расскажи мне обо мне». Я показываю картинку с изображением животного, птицы или насекомого. Затем  передаю кому-то из вас волшебную палочку со словами: «Я умею…» или «Я такой…». Вам нужно будет закончить предложение.

  1. Заключительная часть.

 Ребята, давайте вспомним, как называются те птицы, которые на зиму улетают на юг?

 Перечислите мне несколько перелетных птиц.

 Как готовятся к зиме дикие животные?

 Как готовятся к зиме насекомые?

Молодцы, ребята! Спасибо вам большое за внимание, хорошее настроение,  и активность.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему: "осенние заботы животных"

Конспект с применением социо-игровых технологий...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Птицы"

Даное пособие поможет уточнить представления детей о зимующих и перелетных птицах....

Конспект занятие в подготовительной группе "Домашние животные, домашние птицы. Их детеныши".

Задачи:Вызвать у детей интерес к окружающему миру.Формировать реалистические представления о природе.Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, повадках, условиях со...

Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Дикие птицы» во второй младшей группе общеразвивающей направленности

Цель: Сформировать и закрепить представления у детей о диких птицах.Задачи:- закрепить у детей представления об диких птицах;- учить детей отвечать на вопросы, составлять предложения, отгадывать загад...

Конспект занятия по развитию речи "Домашние животные и птицы" для средней группы

На занятии дети учатся вести диалог и правильно строить фразы, посредством вовлечения в словестно-дидактические игры....

Конспект занятия в средней группе "Домашние животные и птицы"

Конспект занятия в средней группе "Домашние животные и птицы"...

конспект занятия по познавательному развитию на тему " Зимующие птицы" во второй младшей группе

Цели: формировать экологическую культуру у детей;прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.Задачи: развивающие:• вырабатывать навыки осознанного и уместного употреблен...