Конспект итогового занятия по познавательному развитию во второй младшей группе "Путешествие с Колобком"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)
Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира
При формировании учебных умений следует учитывать, что деятельность ребенка на четвертом году его жизни приобретает целенаправленный характер. Малыши уже могут сдерживать на некоторое время свои желания и действия, у них появляется стремление к самостоятельности активности. Под руководством взрослого самостоятельность и активность постепенно приобретают осознанный характер. Это позволяет переходить от обучения, основанного на подражании действиям взрослого, к обучению, при котором организуется самостоятельная деятельность детей, направленная на выполнение определенного задания.
Эффективность обучающего воздействия на детей определяется характером требований. Указания, объяснения, наглядный образец должны быть направлены на организацию практической и игровой деятельности, на способ выполнения задания.
В ходе занятия необходимо вызывать у малышей положительные эмоциональные переживания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovoe_od_kolobok_po_maketu.docx | 36.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 12»
города Сорочинска Оренбургской области
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ С КОЛОБКОМ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Разработчик: Ульянова Татьяна Александровна Воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ № 12 |
Сорочинск,2021
СОДЕРЖАНИЕ
I. | Пояснительная записка | 3 |
II. | Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей: | |
1) | организационно-методическая информация; | 4 |
2) | примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей; | 7 |
3) | дальнейшая разработка темы; | 9 |
III. | Список литературы | 10 |
IV | Приложения | 11 |
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Познавательное развитие ребенка – процесс очень интересный и непрерывный. Каждую минуту мозг ребенка воспринимает информацию и обрабатывает ее, что-то оставляя, что-то игнорируя, а от чего-то просто избавляясь. Задача взрослых состоит в том, чтобы развить интерес к окружающему миру, поддерживать этот интерес и побуждать ребенка узнавать новое. Познавательное развитие детей дошкольного возраста происходит через игру. В игре ребенок приобретает знания и в дальнейшем использует эти знания – это и подразумевает познавательное развитие ребенка. В ФГОС ДО используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия».
Познавательные интересы – это стремление ребѐнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.
Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.
Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира
При формировании учебных умений следует учитывать, что деятельность ребенка на четвертом году его жизни приобретает целенаправленный характер. Малыши уже могут сдерживать на некоторое время свои желания и действия, у них появляется стремление к самостоятельности активности. Под руководством взрослого самостоятельность и активность постепенно приобретают осознанный характер. Это позволяет переходить от обучения, основанного на подражании действиям взрослого, к обучению, при котором организуется самостоятельная деятельность детей, направленная на выполнение определенного задания.
Эффективность обучающего воздействия на детей определяется характером требований. Указания, объяснения, наглядный образец должны быть направлены на организацию практической и игровой деятельности, на способ выполнения задания.
В ходе занятия необходимо вызывать у малышей положительные эмоциональные переживания. Общий эмоциональный подъем способствует формированию дружеских взаимоотношений.
II.КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
1). ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
№ | Организационно-методическая информация | Содержание | |
1. | Тема образовательной деятельности | Путешествие с Колобком | |
2. | Доминирующая образовательная область | Познавательное развитие: обобщение знаний, полученных в течение года. | |
3. | Виды деятельности детей | Игровая: игра «Разложи овощи и фрукты», «Дикие и домашние животные», «Чего не стало?» Двигательная: игра с мячом «Назови одним словом». Познавательно-исследовательская: сочинение сказки на новый лад. Коммуникативная: Чтение художественной литературы: рассказывание сказки Продуктивная: Сочинение сказки на новый лад | |
4 | Методы и приемы реализации содержания занятия | ||
4.1 | Общепедагогические методы и приемы | Методы формирования сознания: разъяснение задания. Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: приучение к полному ответу, упражнения на развитие внимания и памяти. Методы стимулирования и мотивации деятельности: наглядные материалы по теме; занимательные игровые ситуации; ситуации успеха. | |
3.2 | Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности | Дидактические игры и упражнения, направленные на закрепление тем. | |
5. | Интеграция образовательных областей | Социально-коммуникативное развитие: взаимодействие со взрослым и сверстниками в процессе совместной деятельности. Познавательное развитие: получение информации при рассматривании различных предметов и явлений окружающей действительности Художественно-эстетическое развитие: восприятие наглядно-иллюстративного материала, отгадывание загадок о различных предметах. Физическое развитие: выполнение двигательных упражнений, развивающих быстроту реакции и ловкость. | |
6. | Возрастная группа | 2-я младшая группа (3-4 года) | |
7. | Цель | Обобщение знаний детей по познавательному развитию, полученных в течение года. | |
8. | Задачи | Планируемые результаты | |
8.1 | Закрепить знания детей о фруктах и овощах | Знает и называет правильно фрукты и овощи | |
8.2 | Закрепить знания детей о диких и домашних животных | Различает и называет правильно домашних и диких животных | |
8.3 | Развивать умение называть и обобщать предметы (посуда, мебель, одежда, обувь, игрушки, овощи, фрукты, ягоды). | Называет и обобщает предметы | |
8.4 | Развивать умение различать и называть геометрические фигуры | Различает и называет геометрические фигуры | |
8.5 | Воспитывать стремление к познанию окружающего мира, навыки сотрудничества и взаимопомощи. | Стремится познавать окружающий мир, помогать взрослому и детям в группе | |
9. | Возможные затруднения детей и способы их преодоления | ||
Затруднения Обобщение предметов | Способы преодоления Помощь взрослого и детей | ||
10. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Материалы и оборудование: картинки, мяч, муляжи фруктов, овощей, фигурки домашних и диких животных, игрушки Заяц, Лиса, Медведь, Волк, аудиозапись музыкального сопровождения | |
11. | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | Чтение стихов и отгадывание загадок про овощи, фрукты, домашних и диких животных и т.п. Раскрашивание различных предметов. |
2).ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
№ | Этап | Содержание | Примечание |
I. | Вводная часть | ||
1.1 | Введение в тему | Создание проблемной ситуации: Дети, сегодня у нас гости, давайте с ними поздороваемся. В.: - Ребята вы любите сказки? - Да! | |
1.2 | Мотивация деятельности детей | В.:- Сегодня к нам в гости пришел ваш любимый герой из сказки, а кто он вы узнаете, разгадав загадку. Не лежалось на окошке, Покатился по дорожке… Кто же это? - Верно это колобок! (показ колобка) кого же повстречал колобок на своем пути? (дети перечисляют зверей). Что случилось в конце сказки? | |
1.3 | Целеполагание | - Сегодня мы познакомимся с новой сказкой о колобке, но для этого нам нужно вместе с ним отправиться в путешествие, вы готовы? Тогда слушайте внимательно. | |
II. | Основная часть: | ||
2.1 | Совместная деятельность детей по закреплению нового знания | В.: веселый колобок, Колобок – румяный бок. Он от бабушки ушел, Он от дедушки ушел. По дорожке покатился, В густом лесу очутился. - Пойдемте ребята вместе. Катится колобок по лесу, а навстречу ему заяц. - Я Зайка маленький, я Зайка серенький! Колобок, колобок, помоги мне, а не то я тебя съем. В.:- Ребята мы поможем колобку? (да) Тогда слушайте задание: - Я очень люблю овощи и фрукты, потому что в них очень много витаминов, но я совсем запутался и не могу их разделить. Помогите мне разложить фрукты и овощи по корзинам. Дидактическая игра «Раздели овощи и фрукты» Дети сортируют овощи и фрукты по корзинам | |
2.2 | Актуализация ранее приобретенных знаний | В.:- Катится колобок дальше, а там его уже Волк поджидает. Я – сердитый Волк, Волк. Я зубами щелк, щелк. В.:- Волк, почему ты такой грустный? Волк:- Колобок, колобок, никто со мной не дружит, и играть не хочет, животных в лесу много, но они меня боятся. Скучно мне одному в лесу, грустно. В- Не грусти волк, давай мы тебе поможем! Ребята посмотрите, сколько животных на полянке, скажите, как называются животные, которые живут с человеком? А как называются животные, живущие в лесу? Помогите их расселить. Дидактическая игра «Домашние и дикие животные». (Домашних животных нужно разместить возле дома, а диких на полянке в «лесу»). В.:- Катился, катился колобок и устал, надо отдохнуть. Физминутка - Покатился колобок дальше, а навстречу ему Медведь. Я Мишка косолапый, По лесу хожу. Фигуры собираю, И в карман кладу. Дидактическая игра «Собери геометрические фигуры» -Ребята, у меня беда: я рассыпал геометрические фигуры, помогите мне их собрать, а не то я Колобка съем. В.:- Ребята, давайте поможем Колобку: нужно собрать геометрические фигуры, которые Медведь рассыпал, по коробочкам. Посмотрите, на коробках нарисована только одна фигура, значит, такую фигуру нужно положить в эту коробку. Раз, два, три, начни! Под музыку дети сортируют рассыпанные геометрические фигуры по коробкам. | |
2.3 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | В.:- Колобок покатился дальше, а навстречу ему бежит лиса. Колобочек мой дружочек, За тобой бежать нет мочи. Колобок, колобок, я тебя съем! - Не ешь меня, я тебе песенку спою. - Не надо мне песенку петь, ты лучше помоги мне, посмотри, как много разных предметов на картинках, а как их назвать одним словом я не знаю, ты мне поможешь? Дидактическая игра «Назови одним словом». (Классификация предметов) В.:- Хорошо лиса, сейчас мы с ребятами поиграем в игру, и ты сразу все поймешь. Я буду бросать мяч вам по очереди и называть предметы, а вы должны поймать мяч и назвать предметы одним словом, бросить мяч мне обратно. Слушайте внимательно! -Огурец, помидор, лук- это… (овощи) - Яблоко, апельсин, банан- это… (фрукты) - Малина, клубника, вишня- это… (ягоды) - Кукла, мяч, машинка- это…(игрушки) - Шкаф, кровать, стол- это…(мебель) - Тарелка, кастрюля, ложка- это…(посуда) - Спасибо колобок, я все поняла. За это я тебя отпущу. -Ребята и мне пора возвращаться к бабушке и дедушке, спасибо вам за путешествие. | |
III. | Заключительная часть | ||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | В.: Ребята, скажите, чем мы сегодня занимались? Какие задания вам понравились? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ) Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались. Вы были внимательными, сообразительными, помогали друг другу. Давайте попрощаемся с гостями. | Какая игра понравилась Артему? Какая игра понравилась Дарине? Вике? Грише? Алене?Почему? |
3). ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
№ | Культурные практики/ виды деятельности детей/ мероприятия | Содержание | Примечание |
I. | Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах | ||
1.1 | Художественно-творческая деятельность | -Выставка рисунков «Мои любимые игрушки», «Овощи и фрукты» и т.п. -Раскрашивание раскрасок, рисование животных, предметов обихода. | В детском саду |
1.2 | Чтение художественной литературы | Чтение сказок: «Три медведя», «Два медвежонка»; -Заучивание стихов про животных, считалок, загадок о предметах, овощах, фруктах и т.п. -Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок. | В детском саду В семье |
1.3 | Игровая деятельность | -Дидактические игры на закрепление | В детском саду и в семье |
1.4 | Двигательная деятельность | -Подвижные игры: «Сделай фигуру», «Море волнуется». - Пальчиковые гимнастики. - Физкультминутки «Зарядка», «Сделай фигуру». | В детском саду |
II. | Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности | ||
2.1 | Ребенок сам | -Конструирование. -Работа со счетными палочками «Выложи предмет из палочек» | В детском саду |
2.2 | Ребенок по приглашению педагога | Чтение книг по лексическим темам для закрепления пройденного материала | Подготовка проектов в семье, внесение их в книгу – в детском саду |
III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования • ФЗ №1155 от 17.10.2013
2. Примерная Общеобразовательная Программа Дошкольного Образования «От рождения до школы», Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Издательство МОЗАИКА СИНТЕЗ Москва, 2014
3. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста, О.Э. Литвинова, издательство Детство-пресс, 2015г.
4. интернет ресурс maam.ru
5. интернет ресурс nsportal.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия по познавательному развитию в 1 младшей группе «Дикие и домашние животные».
Задачи:1. Образовательные:· Закреплять знания детей о диких и домашних животных, месте их обитания, их характерных признаках.· Уметь классифициров...
Итоговое занятие по познавательному развитию во второй младшей группе
Тема занятия: «Весеннее приключение»Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физич...
Конспект итогового занятия по познавательному развитию во второй младшей группе тема: "Большой-маленький".
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Развивать ориентировку в пространстве,внимание. Создать условие для общения детей в ходе занятия....
Конспект итогового занятия по речевому развитию во второй младшей группе «Кошка Мурка в гостях у ребят»
Цель: Познакомить детей с пальчиковыми играми.Задачи:Формировать умение запоминать, проговаривать отдельные слова, понимать их значение.Развивать умение подражать воспитателю.Развивать твор...
Итоговое занятие по познавательному развитию во второй младшей группе «Новые приключения Колобка»
Итоговое занятие по познавательному развитию во второй младшей группе «Новые приключения Колобка»Цель: Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, ...
Конспект итогового занятия по познавательному развитию во второй младшей группе на тему: «Путешествие с ежиком в страну знаний»
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие. Цель: Закрепление знаний детей, приобретенных в течение учебного года. Задачи:...
Итоговое занятие по познавательному развитию во второй младшей группе "Поможем дедке вытянуть репку"
Закреплять понятия о частях суток.• Закреплять знания детей различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).• Продолжать учить детей при сравнении предметов поль...