Беседа на Тему: «Здравствуй - Зимушка – зима»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимних месяцев. Учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных, птиц, рыб.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_beseda_zima.docx | 393.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа на Тему: «Здравствуй - Зимушка – зима»
Программное содержание: обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимних месяцев. Учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных, птиц, рыб.
Словарная работа: «хмурень», «лютень», «снеговей», метель, вьюга, пурга, поземка, водоем.
Оборудование: демонстрационный материал (иллюстрации птиц, лесных животных, письмо от зимушки – зимы, части снежинок с заданиями.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Ход занятия- Дети, сегодня нам пришло письмо, интересно кто его написал? Давайте прочитаем (открываю конверт, вынимаю письмо и пронумерованные части от большой снежинки, на которых написаны задания).
- «Здравствуйте дорогие ребята! Пишет вам зимушка – зима. Я приготовила вам сюрприз (угощения, но вы должны мне помочь собрать снежинку, но составить ее можно только выполнив несколько заданий, они на частях от снежинки)».
Дети находят часть снежинки №1, воспитатель читает задание.
№1 – Какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль).
Как в природе называют месяц декабрь и почему?
(«Хмурель» - хмурый, бессолнечный. В начале зимы солнце редко выглядывает из- за туч, не греет, оно не яркое).
Как называют в народе второй зимний месяц январь?
(«Лютень» - лютует стужа, трещат морозы).
Как называют последний месяц февраль?
(«Снеговей» - часто идет снег, метели и вьюги наметают высокие сугробы).
№2 – Люди часто говорят – вьюга, метель, пурга, поземка. А что это такое? (Ветер поднимает снежинки и несет их, как метлой метет – это метель). Если прислушаться к вою ветра «вьююуу – вьююуу» это метель себя вьюгой назвала. Иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны, кружит, метет, ничего не видно – это пурга. А когда ветер несет снег по низу, по самой земле – это поземка.
№3. Загадать загадки:
«Белые мухи прилетели,
на землю сели» (Снег)
«Он все время занят делом,
Он не может зря идти
Он идет и красит белым
Все, что видит на пути» (Снег)
- Правильно, зимой часто идет снег, он укрывает землю пушистым покрывалом. Давайте вспомним свойства снега.
- Какой снег в морозный день? (снег пушистый, он искрится и переливается на солнце, скрипит под ногами, это ломаются снежинки)
- А какой снег в теплый день? (Снег тяжелый, мокрый, липкий, из него можно лепить).
Физ. пуза.
Снег идет, снег идет (машут руками),
Дворник улицу метет (показывают),
Мы катаемся на санках (пружинка),
И встаем все на коньки (встаю на носочки),
Мы катаемся на лыжах (показываю),
И играем все в снежки (показываю).
№4. Загадать загадки:
«Без досок, без топоров
Через реку мост готов,
Мост как синее стекло
Скользко весело, светло» (Лед)
«Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло» (Лед)
- А что происходит зимой с водоемами, реками, озерами, прудами? (они покрылись толстым льдом).
-А как ведут себя рыбы в сильные морозы? (они опускаются глубже ко дну, многие засыпают, на дне им не хватает воздуха, трудно дышать).
- Как люди могут помочь рыбам? (Чтобы рыбы не задохнулись, люди пробивают в водоемах проруби, через которые поступает воздух).
- Что происходит со снегом и льдом, если принести их в теплое помещение? (превратятся в воду).
№5. Загадать загадку:
«Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж
Зимою в платье летнем. (Ель)
Правильно, это ель. А что же происходит с другими деревьями и кустарниками? (все деревья и кустарники без листьев, зимой они не растут, погружаются в сон, потому что зимой мало воды, света и тепла).
Дети получают пятую часть от снежинки.
№6 – Много веселых забав у детворы зимой. Какие зимние забавы вы любите? (катание с горки, на санках, лыжах, коньках, игра в хоккей. В дни оттепели можно строить снежные крепости, играть в снежки, лепить снеговика).
- Давайте поиграем в игру «Где мы били мы не скажем, как играли всем покажем» (дети имитируют игру – другие отгадывают).
№7 – Осенью многие птицы улетают в теплые края. А какие птицы остались зимовать? (воробьи, синицы, голуби, сороки, дятлы).
- Какая птица прилетает к нам с севера на зимовку (снегирь).
- Какую птицу называют санитаром леса? (дятел).
- Птицам холодно зимой, они перебираются из леса поближе к жилью людей. В сильные морозы прячутся под крышу. Зимой им трудно найти пищу, люди подкармливают их.
(Дети получают седьмую часть от снежинки)
№8 – Холодно и голодно зимой зверям. Как зимуют звери в лесу?
- Послушайте загадки, кто отгадает получит картинку и расскажет о животном.
«Кто на ветке шишку грыз?
И бросал объедки в низ?
Кто по веткам ловко скачет?
Кто в дупле орехи прячет?» (Белка)
В теплые дни белка прыгает по веткам деревьев, грызет шишки, добывая из них семена. А в сильные морозы прячется в дупло и спит, свернувшись клубочком и укрывшись пушистым хвостом.
У кого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от холода – кора. (Заяц)
Зайцы оделись в белые теплые шубки, чтобы никто не заметил их на снегу. Днем зайцы сидят под кустами, прячутся от лис и волков, охотников. А ночью ищут пищу, питаются корой деревьев, особенно любит осину.
«Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге
От мороза прячет нос». (Медведь)
Медведь спит в берлоге, сосет лапу.
«Шубка – иголки
Свернется он – колкий
Рукой не возьмешь
Кто это?» (Еж)
Еж тоже спит всю зиму под старым пнем, свернувшись клубочком в своей мягкой теплой постельке из сухих листьев.
«Рыжий клубок
За белым – скок». (Лиса)
- У лисы теплая пушистая шубка. Она ловит зайцев, белок и мышей. Лиса учует мышь в норе потом начинает прыгать на снегу. Мышь испугавшись, выбегает, лиса ловит ее. В сильные морозы лиса прячется в норе.
«Серый, зубастый
По полу рыщет,
Телят, ягнят ищет». (Волк)
- Волк зимой злой и голодный, он хищник, ловит зайцев, белок, мышей. По ночам он тоскливо воет. Часто волки собираются в стаи, чтобы легче добывать пищу. (Дети получают часть от снежинки).
- Вот мы и собрали все части от снежинки, давайте сложим ее (Дети собирают снежинку).
Рисование на тему «Зимушка – зима»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе на тему "здравствуй зимушка-зима".
Нетрадиционная техника рисования, игровые, здоровьесберегающие технологии....
Тема: "Здравствуй зимушка-зима"
Предлагая свой вариант организации воспитательно-образовательного процесса с детьми раннего возраста вокруг конкретной темы на основании ФГТ, с учетом комплексно-тематического принципа и интергр...
Календарный план по теме: "Здравствуй зимушка-зима. Как приходит зима?" - средняя группа
ТЕМА НЕДЕЛИ: «Здравствуй зимушка – зима. Как приходит зима?»Образовательные ситуации: ОС «Зимний пейзаж»События: общесадовский проект «Дерево добра» - с...
Календарно-тематическое планирование по теме: " Здравствуй, Зимушка Зима! (признаки зимы)" (2-я младшая группа)
Цель - продолжать знакомить детей с природными явлениями, дать понятие о признаках зимы....
Циклограмма тема; Здравствуйте зимушка зима. подтема; Забавы детей зимой
1 младшая группа...
Беседа с детьми "Здравствуй, зимушка, зима"
Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимних месяцев. Учить устанавливать связи между сезонными изменениями ...
Конспект игры-занятия ”Зима- затейница» по теме «Здравствуй зимушка-зима»
Речевое развитие: усвоение норм построения творческого высказывания, закрепление и расширение знаний о зимних забавах, развитие связной, грамматически правильной речи, лексики, речемыслительной деятел...