Планирование кружковой работы в подготовительной группе ДОУ
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Лагунова Светлана Владимировна

Кружок по экологии "ЭКОЗНАЙКА"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_eko_22-23.docx32.84 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка:

Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни.

Поэтому главная задача взрослых – научить детей правильно вести себя в природе и среди людей, любить и понимать природу.

Только нашими совместными усилиями, используя знания воспитателей и родителей, можно научить детей бережно относиться к природе и её богатствам.

Для нас данная проблема стоит особенно актуально, так как всякая практическая работа, направленная на формирование навыков бережного отношения к природе путём совершенствования система мероприятий должна приносить ощутимые результаты.

Поэтому важным стал поиск новых интересных форм работы с детьми и родителями. Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приёмов и средств, неформальность, творческий поиск педагогов, позволяет ребёнку предвидеть опасные ситуации в природе, оценивать их, привлекать родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.

Цель: формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, учить жить в относительной гармонии с ней.

Задачи:

  • Развивать познавательный интерес к миру природы;
  • Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребёнка поведения;
  • Воспитывать гуманное, эмоционально – положительное, бережное отношение к миру природы, умение видеть его красоту и неповторимость.
  1. Планируемые результаты.

Образовательный:

  • Овладение базовыми правилами поведения в природе;
  • Анализ готовности решать экологические ситуации;
  • Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях в природе;
  • Развитие творческих способностей;
  • Формирование устойчивого познавательного интереса.

Воспитательный:

Воспитывать бережное, доброжелательное отношение к природе, проявлять творчество.

Социальный:

Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам.

Требования к уровню подготовки воспитанников

Возраст

Воспитанник должен

Знать

Иметь представление

Подготовительная к школе группа

(6 – 7 лет)

  • Несколько видов растений, цветов, ягод, фруктов, овощей, грибов.
  • О сезонных изменениях в природе.
  • О временах года и их признаках.
  • О домашних и диких животных, рыбах, насекомых.
  • О космосе, о Земле, Луне, Солнце, о звёздах и планетах, о значении природы в жизни человека.
  • Выполнять правила поведения в природе.

Способы проверки знаний, умений, и навыков.

Педагогическая значимость проводится два раза в год – сентябрь (вводный), май (итоговый).

Уровень знаний детей старшего дошкольного возраста

по экологическому воспитанию.

Высокий уровень.

Ребенок знает основные признаки живого, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Устанавливает под руководством педагога и самостоятельно частные и общие связи. Пользуется наблюдением для познаний природы. Моделирует признаки объектов и связи. Эмоционально воспринимает природу, видит ее красоту.

Средний уровень.

Ребенок различает большое число объектов природы, вычленяет характерные и под руководством педагога – существенные признаки, знает признаки живого, устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Использует известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями.

Низкий уровень.

Ребенок различает и называет большое число животных и растений вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге в пище). Понимает состояние объекта и среды. Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднение.

Раздел 2 Содержательный

2.1 Содержание.

Наименование разделов и тем

Количество занятий

Раздел 1. Путешествие в страну – осень.

2

2

Раздел 2. Наши пернатые друзья.

3

Раздел 3. Вода вокруг нас.

4

Раздел 4. Проказы зимушки зимы.

3

Раздел 5. Если хочешь быть здоров.

3

Раздел 6. Человек – живой организм.

4

Раздел 7. Природа Мордовии – наш дом.

4

Раздел 8. Защитим природу вместе.

5

Раздел 9. Земля –наш общий дом

2

Итого:

32

2.2 Вариативные формы, способы и средства реализации кружковой деятельности.

Формы работы кружка:

  • Занятия;
  • Беседы;
  • Целевые прогулки;
  • Дидактические игры;
  • Сюжетно – ролевые игры;
  • Чтение художественной литературы;
  • Тестирование;
  • Наблюдение;
  • Подвижные игры;
  • Ведение дневника наблюдений;
  • Участие в экологических мероприятиях: праздниках, экскурсиях.

2.3 Взаимодействие с семьями

Экологическое образование дошкольников – непрерывный процесс обучения, воспитания, развития ребёнка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально – положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды в соблюдении определённых моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Достижение этой цели невозможно только в детском саду, необходимо тесное сотрудничество с семьёй. Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса но и вносят в этот процесс необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску.

Содержание уголков для родителей

по изучению правил поведения в природе

Основная цель создания экологического уголка – разъяснить родителям, что именно они являются главным звеном в вопросе обучения детей правилам поведения в природе. Именно от их действий зависит на сколько прочно овладевает ребёнок навыками, правилами поведения в природе.

Уголок может быть оформлен так:

  1. Единый стенд (размер зависит от наличия свободной площади и количества помещаемой информации но не менее 30 х 65 см.).
  2. Набор составных частей, каждая из которых предназначена для размещения отдельной информации.
  3. Книжка – раскладушка.

Для привлечения внимания родителей при оформлении рекомендуется использовать яркие, привлекающие внимания лозунги. Например: «Защитим природу вместе!», «Твой дом – твоё здоровье!», «Внимание, ядовитые растения».

Раздел 3 Организационный

  1. Расписание

Обучение проходит в форме группой образовательной деятельности по установленному расписанию (1 раз в неделю)

Проводится одно занятие в неделю с детьми старшего дошкольного возраста, продолжительность занятия не более 30 минут. Общее количество занятий в год – 32 (на усмотрение педагога). Целесообразно проводить занятия  во II половине дня в форме кружка, в виде игры, но игры поучительной. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность развивающая потребность в общении. Именно в игровой форме дети хорошо усваивают основные правила поведения в природе. С каждого игрового занятия дети должны вынести определённый урок который запомнится им, будет применятся в нужный момент.

В группе предполагается оборудование уголка природы для игр; ухода за растениями, наблюдений за ростом растений, мини – лаборатория для экспериментирования, настольные дидактические игры и атрибуты для подвижных игр используются детьми, как в повседневной жизни, так и при проведении конкурсов, развлечений и других мероприятий по формированию у детей экологического сознания, умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.

  1. Перспективное планирование работы педагога.

Дата проведения

Тема занятия

Цель

1 неделя сентября

мониторинг

2 неделя сентября

мониторинг

Раздел 1. Осень дивная пора

3 неделя сентября

Унылая пора!

Очей очарованье …..

Чтение экологической сказки – «Модница осень»

Уточнить представление об осени, когда всё в природе меняется замирает жизнь растений и животных.

Развивать у детей художественное восприятие – умение слушать литературные произведения.

4 неделя  сентября

Посадка чеснока на огороде.

Чтение стихов, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность

1 неделя октября

«Цветы на нашем участке» Загадывание загадок, д/игра «Угадай по описанию»,

Закрепить знания детей об осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду, стадии созревания семян. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов.

2 неделя октября

«Собирай урожай да в корзинку отправляй»

Акция- сбор урожая для животных Новосибирского зоопарка.

 

Активизировать словарь детей словами, означающими. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь детей словами, означающими наблюдение.

Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, наблюдение, беседа «Что растет на грядке?» Практическая деятельностьна огороде.

Раздел 2. Наши пернатые друзья

3 неделя октября

Птицы – наши друзья.

Викторина – «Знаешь ли ты птиц?»

Уточнить представление детей о знакомых птицах, их разнообразии, учить делить на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способам его добывания.

4 неделя октября

Жизнь птиц осенью.

Аппликация – «Птицы летят на юг».

Продолжать знакомить детей с жизнью птиц осенью, почему улетают в тёплые края.

Развивать логическое мышление, воспитывать доброе отношение к птицам.

5 неделя октября

Беседа – «Птицы родного края».

Заучивание стихотворения – «Птицы осенью».

Познакомить с птицами нашего края.

Воспитывать бережное отношение к природе, птицам.

Раздел 3. Вода вокруг нас

1 неделя ноября

Где живёт капелька?

Дать детям представление о воде, что вода очень важна для всех живых существ: вода источник жизни.

2 неделя ноября

Волшебница вода.

Экспериментирование с водой – «Какая она – вода»

Познакомить детей со свойствами воды.

Закреплять умение проводить опыты.

Соблюдать необходимые меры безопасности.

3 неделя ноября

Кому нужна вода.

Показ схемы круговорота воды в природе.

Уточнить с детьми представление о том, что вода очень ценный продукт. Она нужна всему живому.

Познакомить с круговоротом воды в природе.

4 неделя ноября

Кто живёт в реке и в  озере.

Закрепить знания о пресноводных обитателях рек и озёр.

Развивать умение классифицировать рыб, водоплавающих птиц.

Раздел 4. Проказы зимушки зимы

1 неделя декабря

Беседа о снеге.

Д/и – «Чьи ушки и хвостики».

Закреплять знания детей о снеге, помочь установить зависимость состояния снега от температуры воздуха.

Учить способам распознающего наблюдения.

2 неделя декабря

Как интересно бывает зимой.

Вырезывание снежинок из салфеток.

Заучивание стихотворения – «Вечор, ты помнишь вьюга злилась» А.С. Пушкин.

Сформировать обобщённое представление детей о зиме, состоянии неживой природы, состоянии живой природы – растительный и животный мир.

Воспитывать желание оказывать помощь животным и птицам, позитивное отношение к зиме.

3 неделя декабря

Север – царство льда и снега.

Чтение сказки

Г. Х. Андерсена – «Снежная королева».

Формировать представление детей о климатических условиях крайнего севера и тундры.

Учить устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе.

Раздел 5. Если хочешь быть здоров

3 неделя января

Наше здоровье в наших руках.

Приготовление витаминного салата из овощей и фруктов.

Закрепить представление детей о приспособляемости человека к зимним условиям жизни.

Познакомить детей с использованием факторов природной среды для укрепления здоровья человека.

4 неделя января

Как и для чего человек дышит.

Экспериментирование: надуть воздушные шарики, подуть через трубочки в стакане с водой и т.д.

Познакомить детей с дыхательной системой человека.

Продолжать  воспитывать познавательный интерес к человеку.

5 неделя января

Человек – живой организм.

Рассматривание иллюстраций в книги – энциклопедии – «Тело человека».

Подвести детей к пониманию себя как живого существа, которое имеет свои особенности и потребности.

Формировать представления о некоторых органах человека о положительном и отрицательном влиянии на них.

Раздел 6. Человек – живой организм

1 неделя февраля

Зачем человеку желудок?

Модели пищеварительной системы.

Сформировать представление об органах пищеварения.

Раскрыть функции и значение желудка для человека.

2 неделя февраля

Рассказ педагога «Колыбельная из двух слов».

Дать простейшие знания о самом важном органе человека – сердце.

Воспитывать любознательность и бережное отношение к своему организму.

3 неделя февраля

Письма заболевшим детям.

Воспитывать у детей ценностное отношение к своему здоровью, понимание что здоровый ребёнок красиво выглядит.

Учить детей быть добрыми, заботливыми по отношению к близким людям.

4 неделя февраля

Как люди заботятся о своём здоровье зимой.

Уточнить представления о человеческом теле, о назначении отдельной его частей и органов, что все органы важны, их надо укреплять и развивать.

Что нужно делать зимой, чтобы организм был здоров.

Раздел 7. Природа Новосибирской области

1 неделя

марта

Моя малая Родина.

Показ иллюстраций – г. Новосибирск. Новосиб.обл.

Закреплять понятия о городе и области.

Формировать представление о том, что у каждого человека есть Родина где он родился.

Воспитывать чувство гордости за свою родину.

2 неделя

марта

Животные и растения Новосибирской обл. Красная книга НСО – показ иллюстраций.

Фотоколлаж «деревенский дворик» на нашем участке.

Формировать представления детей о животных и растениях которые обитают в наших краях.

Воспитывать чувство сострадания за животных.

3 неделя  марта

Реки Новосибирской обл.

Познакомить детей с реками протекающими по территории Новосиб.обл.

Воспитывать у детей любовь к родным местам, желание быть защитником природы.

4 неделя  марта

Мой край родной: Новосибирск

Чтение произведений В.Шамова.

Расширить представления детей о родном крае, культуре.

Воспитывать чувство гордости за  малую Родину. Познакомить с произведениями Шамова.

Раздел 8. Защитим природу вместе

1 неделя  апреля

Мы друзья природы

Д/и – «Человек – верный сын природы» с элементами драматизации.

Расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблемам охраны природы.

Познакомить с нормами и правилами поведения в природе.

2 неделя  апреля

Экскурсия в библиотеку им.Короленко

Выставка рисунков на данную тему.

Продолжать формировать знания детей о Красной книге – выявить причины вымирания животных.

Воспитывать любовь к животным и птицам..

3 неделя  апреля

Что тревожит природу?

Рисование экологических знаков.

Дать детям представление о разнообразии природы.

Перечислить основные причины вымирания некоторых животных и птиц.

4 неделя  апреля

Показ экологической сказки младшим дошкольникам – «Серая шапочка».

Доставить детям радость, уметь драматизировать меняя голоса воспитывать доброе отношение к природе.

5 неделя  апреля

Загадки природы.

Выставка рисунков – «Бережем природу вместе»

Обобщить представления детей о типичных экосистемах.

Развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязь в экосистемах.

Закреплять знания детей о правилах поведения в природе.

Раздел 9. «Земля» -наш общий дом

1 неделя

мая

Планета Земля-наш космический дом»

Познакомить детей с глобусом – моделью земного шара – и картой, дать элементарные представления о доме человека и доме – природе, воспитывать бережное отношение к Земле – своему дому.

2 неделя

мая

Экологический КВН – «Что я знаю о природе».

Формировать знание о том, что в природе всё взаимосвязано.

Развивать внимание, мышление, речь.

3 неделя

мая

Подготовка огорода и деревенского дворика к летнему периоду

4 неделя

мая

Мониторинг

3.3 Традиционные праздники, развлечения

Итоговый компонент – неотъемлемая часть обучения воспитанников. Два раза в год (январь, май) проводятся праздники, включающие в себя игры и различные ситуации для закрепления правил поведения в природе.

3.4 Описание материально – технического обеспечения кружковой работы.

  • Игрушки и игровое оборудование: домашние и дикие животные, макеты леса, реки;
  • Наглядно – дидактические пособия: картинки с изображением животных, растений, грибов, ягод, леса, природы. Картинки с ситуациями: «Как вести себя в лесу?», «Мы пришли на речку», «Пожар в лесу»;
  • Картины из серии «Домашние и дикие животные»;
  • Дидактические игры: «Времена года», «Мой малыш», лото – «Растения – Животные», «Чей хвост».

Список литературы

  1. Кондратьева Н.Н. «Мы. Программа экологического воспитания детей», Санкт - Петербург. «Детство - пресс», 2001.
  2. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду», Москва, «Просвещение», 1999.
  3. Молодова Л.П., «Игровые экологического занятия с детьми», Минск, «Ассар», 1996.
  4. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию», «детство - пресс», Санкт - Петербург, 2006.
  5. Фесюкова Л.Б. «Времена года. Комплексные занятия», Харьков, творческий центр,2008.
  6. Грекова Л.И. «В союзе с природой. Эколого природоведческие игры и развлечения с детьми», Москва-Ставрополь, «Илекса», «Сервис - школа», 2000
  7. Масленникова О.М. «Экологические проекты в детском саду», Волгоград, издательство «Учитель»,2009.
  8. Шорыгина Т.А. «Какие звери в лесу? Путешествие в мир природы и развитие речи», Москва, издательство «Гном и Д», 2000.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 346 С ПРИОРИТЕТОМ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВЮ

Перспективный план

по кружковой работе

«Экознайка»

в подготовительной группе

Воспитатель : Лагунова С.В.

2022-2023гг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно - тематическое планирование кружковой работы в подготовительной логопедической группе

Расширение представления детей о разных цветах и развитие умения их различать; чтение сказок  о разноцветном мире; игры  на развитие слухового и зрительного внимания; упражнения...

Перспективное планирование кружковой работы в старшей группе "Радуга цветов или волшебные краски "

Цели кружка:Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Развивать творческие способности. Способствовать формированию у детей чувства прекрасного, развивать воображение, самостоятельн...

Перспективное планирование кружковой работы в младшей группе.

Кружок для развития мелкой моторики и артикуляции «Пальчик, ручка, язычок»  объединяет два вида деятельности: пальчиковую и артикуляционную гимнастику. Первая часть занятия – пальчиковые игры и у...

Тематическое планирование кружковой работы в средней группе. Аппликация

Тематическое планирование кружковой работы в средней группе. Аппликация...

Планирование кружковой работы в подготовительной группе детского сада по математическому развитию

В данном  материала  составлен  перспективный  план  кружковой  работы  на  год .  Весь  план  составлен  в  соответствии с  требо...

Перспективное планирование кружковой работы в старшей группе «Б» №5 «Волшебница бумага»

Перспективный план  работы кружковой  в стиле оригами в старшей группе....

Перспективное планирование кружковой работы в подготовительной группе " Страна фантазий"

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельнос...