Комплексно- тематическое планирование по опытно- экспериментальной деятельности для подготовительной группы
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Лапотникова Елена Викторовна

В данной разработке представлены опыты и эксперимнты для детей подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksno-_tematicheskoe_planirovanie.docx148.84 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 1874

дошкольные группы  «Радость»

__________________________________________________________________

Комплексно - тематическое планирование

экспериментальной деятельности  в подготовительной  группе №1

2022 – 2023 учебный год

https://img.freepik.com/free-vector/little-students-doing-chemical-experiment_29937-3329.jpg?size=626&ext=jpg                                                                                                                                           

Составила:

воспитатель

Лапотникова Е.В.

МЕСЯЦ

ТЕМА

ЦЕЛЬ

Сентябрь

« Свойства воды»

Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

«В какую бутылку нальётся вода быстрее?».

Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.

Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку.  Дать представление о том, что вода принимает форму сосуда.

"Вкус, цвет и запах воды».

 

 Продолжаем  знакомить детей со свойствами воды. Выяснить имеет ли вкус вода, цвет и  запах.

Развивать   любознательность, познавательный интерес. Обогащать и расширять словарный запас.

«Что мы знаем о воздухе»

 Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха.

 Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека. Воспитывать интерес к окружающей жизни.

Октябрь

"Воздух и вода"

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде, активизировать речь и обогащать словарь.

«Воздух есть внутри пустых предметов, воздух внутри нас»

Показать, что внутри человека находится воздух. Помочь  определить, что воздух занимает место.

Развивать речь как средство общения.

«Осадки»

Развивать в детях любознательность, познавательный интерес к неживой природе. Развивать умение решать проблемные ситуации, выдвигать гипотезы, проверять их. Закрепить знания о понятиях «погода», «осадки». Дать знания о происхождении облаков, туч, дождя.

 Подвести детей к пониманию причинно - следственных связей в природе.

 «Пар — это тоже вода»

Дать детям понятие о том, что пар — это тоже вода. Познакомить с некоторыми свойствами воды. Обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного.

Ноябрь

«Свойства дерева»

Познакомить детей со свойствами дерева. Развивать интерес к экспериментированию с деревянными предметами. Развитие познавательной активности старших дошкольников в процессе знакомства со свойствами, значением и областью применения ткани в жизни человека.

«Мир ткани»

Ознакомить с названиями тканей (ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж). Сформировать понимание, что характеристика ткани обуславливает вариант использования для пошива вещей.

«Мир стекла»

Познакомить детей со свойствами стекла. Расширять представления о его применении в жизни человека. Учить узнавать предметы, сделанные из стекла ,определять его качества (структура поверхности :толщина. Прозрачность, хрупкость) Развивать интерес к экспериментированию с разными материалами. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Развивать речь как средство общения.

«Мир металла»

Формировать умение приобретать знания посредством проведения практических опытов, развивать умение делать выводы, обобщения.

 Продолжать учить детей использовать в своей работе схемы, алгоритмы.

Декабрь

«Льдинка и снежинка»

Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения, анализа. Продолжать учить детей использовать в своей работе схемы, алгоритмы.

 Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов, делать выводы.

«Вода, лед, снег»

Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявлять особенности их взаимодействия. Воспитывать самостоятельность, целенаправленность.  Воспитывать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

«Как снег становится водой»

Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода – в ней мусор. Снег грязный. В рот брать нельзя.

Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов, делать выводы и фиксировать их на бумаге.

«Льдинка»

Дать детям понятие о том, что снег — это замерзшая вода

Формировать умение приобретать знания посредством проведения практических опытов, развивать умение делать выводы.

Январь

Твердая вода. Почему не тонут айсберги?

Уточнить представления о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.

«Свойства магнита»

Познакомить детей с физическим явлением – магнитизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими.

«Как достать скрепку из воды, не замочив рук»

Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею.

«В мире пластмассы»

Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы - гладкая, легкая, цветная. Формировать умение у детей видеть и выделять проблему эксперимента.

Принимать и ставить перед собой цель эксперимента.

Февраль

 «Электричество»

Обобщать знания детей об электричестве.

 Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества.

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

 Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

«Электрический театр»

Выявить, что наэлектризованные предметы могут двигаться, что электричество притягивает.

Вызвать радость от открытий, полученных из опытов.

Закрепить правила пользования электроприборами, учить соблюдать меры безопасности.

«Металл»

Узнавать предметы из метала, определять его качественные характеристики(структура поверхности, тонущий, прозрачность; свойства: хрупкость, теплопроводность)

«Резина, ее качества и свойства»

  Расширять знания детей о изделиях из резины. Узнавать вещи, сделанные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).

Март

«Радуга в небе»

Познакомить, со свойством света превращаться в радужный спектр; расширять представления о смешивании цветов, составляющих белый цвет; упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме – алгоритму.

         

     

           «Солнце»

Обратить внимание детей на постоянное присутствие солнца (света, тепла) в повседневной жизни человека. Показать, что солнечный луч может превратиться в разноцветный.

 

«Свет и тень»

Познакомить детей с понятиями света и тени, показать значение разного освещения в жизни растений и животных. Развивать личностные свойства: целеустремлённость, настойчивость, решительность.

 

     

«Путь солнца по небу».

Познакомить детей с  перемещения тени на Земле вокруг Солнца и изменением положения солнца на небосводе. Вызвать интерес к поисковой деятельности.

Апрель

«Солнце дарит нам тепло и свет»

Дать представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами.

«Песок и глина – наши помощники»

Уточнить представления о свойствах песка и глины, определить отличия.

Дать детям представление о влиянии высоких температур на песок и глину. Обогащать сознание содержательно упорядоченными сведениями о мире.

«Сравнение песка и глины»

Определить свойства песка и глины ( сыпучесть, рыхлость). Определение свойств песка и глины при смачивании. Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

«Песочная страна»

Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы. Формировать представления о причинно-следственных связях внутри природного комплекса (учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями).

Май

«Домашняя засуха»

Обогатить знания детей о свойствах почвы. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений. Дать представление о том, что в земле есть вода.

«Где лучше расти»

Знакомство со свойствами почвы. Создавать предпосылки формирования практических и умственных действий.

 Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

«Что мы знаем о почве»

Познакомить детей с составом почвы. Расширять знания детей о свойствах почвы. Учить детей путем исследовательских действий выявлять причинно-следственные связи в отношении предметов и объектов неживой природы.

«Вытаптывание  почвы»

Показать детям , что в результате вытаптывания почвы ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу, необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по опытно - экспериментальной деятельности в подготовительной группе.

Развивать умение приобретать знания посредством практических опытов, делать выводы,  обобщение. Развивать любознательность, интерес, интеллект внимания, самостоятельность....

Мастер - класс по экспериментальной деятельности "Веселая наука" (опытно - экспериментальная деятельность в подготовительной группе).

Представление опыта работы с детьми подготовительной группы по развитию познавательной активности через поисково - иследовательскую деятельность....

Примерный комплексно-тематический план опытно-экспериментальной деятельности в разновозрастной группе детей (возрастная категория 2-3 лет)

Опыты, эксперименты не для нас? Нам 2-3 года, и мы можем ставить опыты, мы можем экспериментировать. Как? Смотрите!...

конспект открытого занятия непрерывной образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Необыкновенный мир магнитов»

Предлагаю вам познакомиться с отрытым занятием по экспериментально-исследовательской деятельности.  Оно поможет воспитателям, познакомить детей с увлекательным миром магнитов, провести опыты, уст...

КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе детского сада «Удивительные рыбки»

Занятие по познавательной деятельности в подготовительной группе "Рыбы" направлено на формирование у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде....

Организация опытно- экспериментальной деятельности в подготовительной группе . статья (подготовительная группа)

Цель: Познакомить детей с такими компонентами неживой природы, как песок и глина и их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются.Задачи:•    Познакомить детей с осо...