Примерный комплексно-тематический план опытно-экспериментальной деятельности в разновозрастной группе детей (возрастная категория 2-3 лет)
календарно-тематическое планирование (младшая группа)

Острикова Ольга Юрьевна

Опыты, эксперименты не для нас? Нам 2-3 года, и мы можем ставить опыты, мы можем экспериментировать. Как? Смотрите!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы «Школа № 1874»  

Примерный комплексно-тематический план

  опытно-экспериментальной деятельности в разновозрастной группе детей

(возрастная категория 2-3 лет)

Составитель:

воспитатель Острикова Ольга Юрьевна

СЕНТЯБРЬ

«Узнаем, какая вода».

Цель: Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются соль, сахар, лимонная кислота). Дидактическая игра «Угадай на вкус».

«Игры с вертушками, ленточками, султанчиками»

Цель: Обнаружение воздуха в окружающем пространстве. Познакомить детей с тем, что человек дышит воздухом. Дать представления о том, что ветер – это движение воздуха.

«Поиграем с солнышком»

Цель: Определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные, металлические или деревянные, где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).

«Я пеку пирожки».

Цель: Познакомить со свойствами мокрого песка. У детей разнообразные формочки, ведерки и совочки. Воспитатель предлагает слепить пирожки разной формы

ОКТЯБРЬ

1. «Угадай, что за фрукт» (обследование яблока, лимона) .

Цель: Учить детей обследовать предмет с помощью разных органов чувств (осязание, обоняние, вкус)Дидактические игры«Узнай по вкусу»«Что в мешочке?»«Чем пахнет коробочка?».

2. «Сыпучий песок».

Цель: Познакомить со свойствами сухого песка (не лепится, сыплется, светлее мокрого). Предложить испечь пирожки из сухого песка. Что происходит? Предложить взять песок в руки и просыпать его струйкой. Потом раздать детям пакеты с дыркой и предложить сыпать из них песок, порисовать струйкой песка (кружочки, дорожки, цветы, солнышко и т. п.)

3. «Что в пакете?».

Цель: Дать детям первоначальные представления о воздухе, его свойствах: невидим, без запаха, не имеет формы. Игры с полиэтиленовыми пакетами, наполненными воздухом (на пакете наклеить разнообразные лица).

4. «Глина, ее качества и свойства».

Цель: Научить узнавать предметы, сделанные из глины; определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает) ; слепить угощения для кукол.

НОЯБРЬ

1. «Окрашивание воды».

Цель: Выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).

2. «Древесина, ее качества и свойства».

Цель: Учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

3. «Знакомство с мылом».

Цель: Познакомить детей с чистящими и моющими свойствами мыла: Стирка кукольной одежды и купание кукол.

4. «Что в коробке?».

Цель: Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

ДЕКАБРЬ

1. «Снег-снежок».

Цель: познакомить со свойствами снега (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле)

2. «Соберем водичку».

Цель: Научить детей пользоваться губкой для сбора воды. Каждому ребенку дается разноцветная губка. Воспитатель закрепляет знание детей о цвете на губках, потом показывает, как можно собрать воду со стола в таз при помощи губки.

3. «Найди по звуку».

Цель: определять и различать издаваемые шумовые звуки различными предметами за ширмой (Рвать бумагу, стучать деревянным кубиком, звучание стекла, скрип металла, постукивание резинового мячика и др.) .

4. «Изготовление цветных льдинок».

Цель: Познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, в ней растворяется краска. Украсить льдинками елку на участке

ЯНВАРЬ

1. «Игры с соломинкой».

Цель: Дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть (предложить выдувать воздух через трубочки в стакан с водой) 

2. «Чьи это следы?».

Цель: Научить детей получать четкие следы на снегу, отпечатки различных предметов.

3. «Как из снега получить воду».

Цель: Формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле, талая вода грязная, ее нельзя пить).

4. «Собери человечка».

Цель: Знакомить с частями тела человека в дидактических играх, знать их название, уметь находить несоответствие в рисунках (отсутствие рта, носа и т. д.)

ФЕВРАЛЬ

1. «Снег в морозный день».

Цель: Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится) 

2. «Веточка тополя».

Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.

3. «Утонет – не утонет».

Цель: Учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут).

4. «Рвем бумагу».

ЦельЗнакомить детей со свойством бумаги: она рвется. Дети рвут разноцветную бумагу на мелкие кусочки и делают из них аппликацию («Самолетики»«Ракета»)

МАРТ

1. «Игрушки, которые не тонут».

Цель: Познакомить детей со свойствами «ныряющих» игрушек. Детям раздают теннисные шарики, резиновые игрушки и показывают, что с ними происходит, если их положить на дно тазика с водой.

«Бумажные комочки».

Цель: Познакомить детей с новым свойством бумаги — скатыванием. Воспитатель учит детей делать из бумаги комочки, а потом из них коллективную аппликацию («Цветы для мамы»«Барашек круторогий»)

3. «Посадка огурцов».

Цель: уточнить представления о том, как растут огурцы, рассмотреть семена, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

4. «Горячо – холодно».

Цель: Научить определять температурные качества веществ и предметов. (Использовать емкости с водой разной температуры) 

АПРЕЛЬ

1. «Плакала сосулька».

Цель: выяснить с детьми, почему «плачут» сосульки?

2. «Разноцветные стекляшки».

Цель: Познакомить детей со свойствами прозрачного стекла. Раздать детям разноцветные пластиковые стеклышки и понаблюдать через них, как меняется окружающий мир.

3. «Мыльное чудо».

Цель: Познакомить детей с пенообразующими свойствами мыла. Игры с мыльными пузырями.

4. «Растения тоже надо кормить».

Цель: Дать знания о том, что растениям необходима пища в виде удобрений (рассматривание и подкормка огурцов) 

МАЙ

1. «Спрячь игрушку в воде».

Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная, вода изменяет цвет.

2. «Что любят растения?».

Цель: Выявить значение влаги для роста и жизни растений. (Сравнение сухого и политого растения бальзамин) 

3. «Солнечные зайчики».

Цель: Научить детей играть с солнечным зайчиком. Вынести в солнечный день на участок зеркало и научить детей, как пускать солнечного зайчика. Организовать игры с солнечным зайчиком

4. «Ткань, ее качества и свойства».

Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерное комплексно-тематическое планирование работы с детьми 7 лет (подготовительная группа)

В материале подобраны и оформлены темы недель для подготовительной группы по программе "От рождения до школы" под ред.Н.Е.Вераксы....

Примерное комплексно-тематическое планирование непосредственно организованной образовательной деятельности в средней группе

Примерное комплексно-тематическое планирование непосредственно организованной образовательной деятельности в средней группе....

Комплексно-тематическое планирование по опытно-экспериментальной деятельности

laquo;Комплексно - тематическое планированиепо опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе» ...

Комплексно- тематическое планирование по опытно- экспериментальной деятельности для подготовительной группы

В данной разработке представлены опыты и эксперимнты для детей подготовительной группы....