Конспект по ознакомлению с окружающим "Свойство песка"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Махаева Юлия Леонидовна

Цель: Формировать у детей представления о свойствах песка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoystva_peska.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности  по

«Познавательному развитию » (ознакомление с окружающим)

На тему: «Свойства песка» для детей средней  группы.


Воспитатель : Махаева Ю.Л.

Москва, 2017

Цель: Познакомить со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть), способность пропускать воду; что песок состоит из очень мелких частиц - зёрнышек песчинок, что сухим песком можно рисовать.

Задачи: Образовательные: познакомить детей с происхождением, строением и применением песка; дать знания о свойствах сухого и мокрого песка; обогатить речь детей, активизировать словарный запас.

Развивающие: развитие произвольного внимания и творческого мышления и воображения; развитие; развитие умения путём экспериментальной деятельности устанавливать причинно- следственные связи; развитие познавательного интереса в процессе экспериментирования.

Воспитательные: воспитание интереса к окружающему миру, чувства эмоционального удовлетворения от проделанной работы.

Оборудование: песок, одноразовые стаканчики – прозрачные и красные, ложечки, деревянные палочки, тарелочки, лупы, бутылочки, баночки с воронками, иллюстрации с изображением песка, фартуки, подносы по количеству детей.

Ход непосредственно - образовательной деятельности:

Дети стоят около воспитателя. - Сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь. Вы, наверно, заметили, что один гость очень необычный. ( обращает внимание на воздушный гелевый шарик, стилизованный под человеческое лицо, привязанный лентой к корзине). Это знаменитый профессор Всезнайкин. Он летает по всему миру и узнаёт много интересных вещей. И, наверно, неспроста появился у нас. Посмотрим, какое у него к нам дело. ( достаёт из корзинки коробочку) - Попробуем угадать, что там находится.

Дети берут коробочку, встряхивают её, слушают, как она звучит, затем проверяют, имеет ли она запах. Пробуют догадаться, что там находится. Можно загадать загадку:

Петя замок строит ловко,

Катя торт печёт ведёрком.

Здесь у моря на часок

Всех детей собрал (песок).

Кто, дети, загадку мою отгадал? Кто этот предмет по приметам узнал? - Давайте посмотрим, правильно ли вы отгадали. Открывают коробочку, рассматривают, что там находится. - Но, посмотрите, здесь ещё какое-то письмо. Давайте его прочитаем. (достаёт из коробочки и читает письмо).

«Дорогие друзья, профессор Всезнайкин рад приветствовать вас. Я знаю, что песок - это то, с чем вы играете в детском саду и во дворе в теплое время года. Но у меня ничего не получилось из него построить. Подскажите, пожалуйста, что я делал не так».

-Ребята, давайте изучим песок и объясним профессору, в чём была его ошибка

- Как вы думаете, откуда берётся песок? (песок появляется в результате разрушения камней или морских ракушек. В зависимости от того из какого камня получился песок, он может иметь разную расцветку: серый, жёлтый, белый, красный. Давайте проведем опыт и попробуем получить песок вот из этих двух камней.

Опыт№1 «Откуда берётся песок»

Материал: камни, листы белой бумаги, лупа.

Ход эксперимента:

Возьмем 2 камня и постучим ими друг о друга, потрем их над листом бумаги.

Как вы думаете, что это сыплется?

Давайте рассмотрим через увеличительное стекло. Это песок.

Как мы получили песок?

Какого он цвета? (Серый).

Почему? (Потому что камни были серые).

Давайте еще раз повторим, как в природе появляется песок?

Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок

Где в природе можно увидеть много песка? (В пустыне, в горах, на морском берегу).

Для чего нужен песок?

-Для игры

- В строительстве. Песок и цемент засыпают в бетономешалку, тщательно перемешивают и получают раствор, которым скрепляют между собой кирпичи, когда строят дом.

-Песок используются при изготовлении кирпичей и в производстве стекла. Песок смешивают с содой, расплавляют его при высокой температуре и получается стекло.

-Песок используется для изготовления песочных часов. ( Его засыпают в песочные часы.).

Опыт № 2 : -Возьмём по маленькой горсточке песка и засыплем к себе в тарелочки (дети выполняют). Легко ли сыплется песок? Почему? Ответы детей. (потому что песок сыпучий) - Легко ли его брать? ( дети пробуют взять песок пальцами, отвечают «нет» – потому что он рыхлый, он не комком и высыпается из рук).

 Опыт 3: - А теперь возьмём вот такое приспособление, кто знает, как оно называется? (ответ – увеличительное стекло). Почему его так называют? Как ещё можно сказать? (лупа, линза). - Возьмём лупу и внимательно рассмотрим, из чего состоит песок. Дети рассматривают песок. Ответ – из зёрнышек – песчинок.

-Как они выглядят? (маленькие, круглые, белые, жёлтые, прозрачные).

 -Чем похожи одна на другую, чем отличаются? Как они расположены?

-В песке каждая песчинка лежит отдельно и не прилипает к своим «соседям».

 -Почему сухой песок сыпется? (Потому что песчинки не прилипают друг к другу.

 -Можно что-то слепить из сухого песка? («нет», т.к. в сухом песке песчинки лежат отдельно друг от друга, свободно двигаются, рассыпаются). Поэтому- то профессор не мог ничего слепить.

Физкультминутка

Мы песчинки, мы песчинки

мы не прочь.

Мы песчинки, мы песчинки

Танцевали б день и ночь.

Встанем дружно все в кружок

Получается песок

Давайте представим, что мы маленькие песчинки. Когда песок сухой, то каждая песчинка, лежит отдельно друг от друга. Давайте и мы расцепим руки. Вот так. Мы сухой песок. Но вот пошел дождик и намочил песок. Что случилось с песчинками? Они намокли, плотнее прижались друг к другу, слиплись. Давайте и мы подойдем  друг к другу поближе и обнимемся. Мы мокрые песчинки!

Опыт№ 4: -Сейчас проведём следующий опыт. Аккуратно нальём немного воды в тарелочки  с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? (Влажным, мокрым). А куда исчезла вода? (Спряталась в песок, песок быстро впитывает воду).

 -Давайте теперь рассмотрим влажный песок через лупу. Изменились ли песчинки? Как? (они лежат плотно друг к другу, они слиплись между собой.). Можем мы теперь насыпать песок? (нет, он не сыпучий). Почему? (песчинки прилипли друг к другу).

-Можно лепить из мокрого песка? (да, мокрые песчинки сохраняют форму).

-Теперь вы можете сказать, почему у профессора не получилось построить из песка (он лепил из сухого песка).

-А ещё с песком играют не только дети, но иногда и взрослые. Оказывается взрослые художники тоже любят рисовать на песке. И мы сейчас с вами тоже попробуем нарисовать на песке как маленькие художники. Возьмите тарелочки, насыпьте в них песок. Разровняйте песок пальчиками, а затем пальчиками нарисуйте весеннее солнышко, чтобы оно нам ярче светило, скорее растопил наш снег и мы с вами пошли гулять на наш участок и играть в песочницу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно – экспериментальная работа по ознакомлению со свойствами песка. Младший дошкольный возраст.

Материал опытно - экспериментальной работы предназначен для индивидуальной работы с детьми младшего дошкольного возраста....

занятие по ознакомлению с окружающим на тему ""Ознакомление со свойствами песка"

Материал занятия предназначен для детей младшей группы детского сада. Занятие включает игры и эксперименты с песком....

Конспект НОД по ознакомлению со свойствами песка в первой младшей группе «Угощение для зверей»

Игровое занятие по ознакомлению свойств песка для детей от 2 до 3 лет....

Конспект образовательной ситуации во второй младшей группе по ознакомлению со свойствами песка.

Выявить с детьми  свойство влажного песка  оставлять следы и отпечатки....

Конспект образовательной ситуации во второй младшей группе по ознакомлению со свойствами песка.

Выявить с детьми  свойство влажного песка  оставлять следы и отпечатки....

Конспект образовательной ситуации во второй младшей группе по ознакомлению со свойствами песка.

Цель: Выявить с детьми  свойство влажного песка  оставлять следы и отпечатки.Программное содержание: Развивать умение  делать разнообразные отпечатки рук, различать геометрические фигур...

Конспект НОД по ознакомлению со свойствами песка во второй группе раннего возраста "Удивительный песок"

Очень интересное и увлектельное занятие с участием сказочными персонажами....