Итоговое мероприятие в подготовительной группе " Бабушкин сундук" по теме: "Народная культура и традиции"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: обобщать и систематизировать представление детей о разнообразии народного исскуства, воспитывать уважение к труду предков и любовь к родному краю через разные виды детской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovoe_meropriyatie_v_podgotovitelnoy_gruppe_babushkin_sunduk.docx | 21.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговое мероприятие в подготовительной группе «Бабушкин сундук»
по теме «Народная культура и традиции»
Составила: Капралова Н.Ю.,
воспитатель, высшей квалификационной категории.
Цель – обобщать и систематизировать представления детей о разнообразии народного искусства, воспитывать уважение к труду предков и любовь к родному краю через разные виды детской деятельности.
Программные задачи:
1. Продолжать знакомить детей с историческим наследием и культурой России. Формировать у детей представление об истории нашего прошлого.
2. Учить детей употреблять в речи образные выражения и народные пословицы.
3. Воспитывать патриотические чувства к истории России, уважение к нашим предкам их труду и быту, к народным ценностям.
Материал: иллюстрации по декоративно прикладному искусству, бабушкин сундук, одежда с вышивкой, кружева, лоскутки, ткани, ватман.
Ход: Вступительная часть:
Коммуникативная и игровая деятельность.
Хозяюшка: - Часто русские люди собирались на посиделки не просто повеселиться, но и поработать вместе. Долгими зимними вечерами садились девушки за прялки, прилаживали к ним кудель и пряли нитки.
Основная часть:
- Беседа об истории изготовления ниток.
Хозяюшка: - Кто первым придумал прясть нитки, теперь уже никто и не помнит, так давно это было. Видимо, заметил какой-то человек, что шерсть у животных: овец, коз – похожа на маленькие ниточки-волокна. Вот и попробовал человек эти ниточки-волокна скручивать вместе, к одним коротеньким волокнам прикручивать другие. Стали получаться нити длинными и прочными.
Хозяюшка: - Как вы думаете, много ли надо ниток, чтобы связать из них носки, варежки, свитер? Да, много, значит, много надо и терпения, и умения, и старания. Только русского человека работой не испугаешь: он работает ловко и весело. «Глаза страшатся, а руки делают», вот и спорится работа. Смотрите, сколько у меня разноцветных ниток! Что из них можно сделать? (Ответы детей.)
Хозяюшка: - Правильно, можно связать много нужных вещей. Вязать вы пока не умеете, а вот смотать клубки сможете.
Игра: «Кто быстрее смотает клубок?» Цель – развитие мелкой моторики.
2. Познавательно-исследовательская деятельность. Рассматривание предметов быта из сундучка.
Хозяюшка: - Честь и хвала нашим бабушкам. Именно они донесли до нас культурное наследие предков, бережно сохранили в сундуках дорогие сердцу одежду, предметы быта. Сундук – вещь очень нужная: на нем и посидеть, и полежать можно, а сколько внутри у него умещается, сами поглядите! Такой сундук в каждой деревенской избе есть. Отец дарит сундук своей дочке, чтобы она складывала туда свое приданое.
Хозяюшка: - Вы знаете, что такое приданое? (Ответы детей.)
Хозяюшка: - Приданое девушка готовила себе на свадьбу. Она должна была своими руками сшить и украсить много рубашек, сарафанов, полотенец, одеял, чтобы было и на чем спать, и что носить, и что жениху подарить. Чтобы собрать себе приданое, девушке приходилось много трудиться. Рубашки, сарафаны, полотенца и скатерти украшали вышитыми узорами, кружевом, лентами. Каждая девушка старалась, чтобы ее приданое было самым красивым, чтобы посмотрели люди на ее рукоделие – и ахнули: «Ну и мастерица! Хорошая невеста, трудолюбивая!»
Хозяюшка: - И вот мы с вами тоже сейчас смастерим из лоскутков красивое покрывало.
3. Художественная деятельность - аппликация вместе с родителями «Покрывало из лоскутков» родители вырезают различной формы лоскутки, а дети приклеивают на ватман, что бы получилось покрывало.
4. Двигательная деятельность: «Цапки»
5. Познавательно-исследовательская деятельность.
Выставка декоративно-прикладного искусства.
Хозяюшка: - Любите вы, ребятки, в игрушки играть? Знаю, знаю, что любите!- Кто вам игрушки дарит?
Хозяюшка: - А умеете ли вы сами их мастерить? Конечно, умеете! Из глины, из пластилина любой может слепить куклу или медвежонка, а можем и лошадку!
Хозяюшка: - Люди давно придумали лепить из глины игрушки для своих детишек, для сестренок да братишек. Слепят из глины игрушку, обожгут в печи или просто на солнышке, станет она вот такой твердой, желто-коричневой. Теперь можно ее побелить и разукрасить, а можно и без побелки обойтись, а покрасить прямо по глине.
Хохлома отразила в себе всё богатство и всю красоту нашей природы. Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали домашнюю утварь, украшали её яркой нарядной росписью, в которой оживали картины природы.
Богородская резная игрушка. Фигуры животных переданы тонко, выразительно, жизненно верно. Очень силён познавательный элемент Богородской игрушки.
Городецкая, деревянная игрушка разнообразна по тематике: люди, лошади, пароходы и т. д. Выразительность формы, яркие, живые краски, всё это придаёт игрушке оригинальность, свежесть.
Дымковская глиняная игрушка. Удивительная простота сюжета, чёткость формы сочетаются с живой раскраской. Более «детскую» игрушку трудно придумать.
Матрёшка русская красавица. Чем она привлекает? Своей простотой и яркой росписью. Прелесть матрёшки не только в её красочности, но и в занимательности. Всех восхищают и удивляют куклы, вложенные одна в другую. Выражение лица у каждой матрёшки своё
Наиболее известны семёновские и загорские матрёшки, а также полхов-майданские. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.
Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни, изображающие персонажей сказок, сюжетных или бытовых сценок, а также детские игрушки.
Дидактическая игра: «Составь узор» Цель – собрать из частей целое по образцу.
6. Познавательно-исследовательская деятельность.
Хозяюшка: - Но игрушки мастерили не только из глины. Во что играли деревенские мальчики?
Хозяюшка: - Наши мальчики любят играть в разные машинки, а раньше в деревне машин не было совсем. Ездили люди на лошадях: запрягут лошадь в телегу или в сани, а то и верхом на нее усядутся – и в путь! Вот и мальчики так играли: мастерили себе лошадок и скакали на них по деревенским улицам. Из чего же можно смастерить лошадку?
Хозяюшка: - Да хотя бы из палки да из мочалки (мастерит лошадку на глазах у детей). Вот голова, это – грива, а это хвост. Из чего еще можно сделать хвост и гриву, если мочала нет? Правильно! Из сена, из соломы, а то и просто из травы, тоже хорошие хвост и грива получатся! Вот и готов конек! Сядет на него мальчик – и вперед!
Конь бежит,
Вся земля дрожит,
В поле травушка-муравушка
Ничком лежит.
Это чей такой конек,
Для какого молодца?
Это конь Богатырь
Для Андрюши-молодца
Хозяюшка: - А во что играли деревенские девчонки?
Хозяюшка: - Посмотрите, какая у меня куколка! Догадались, из чего она сделана? Посмотрите, эта кукла сделана из лоскутков.
Хозяюшка: - Тряпичную куколку сделать совсем нетрудно, для этого нужны лоскутки, нитки, ножницы и, конечно, терпение (показывает последовательность изготовления куклы). А «Где терпение, там и умение». Если не лениться, потрудиться, то целую кукольную семью смастерить можно. Девочки любили наряжать своих кукол, чтобы те были аккуратно и чисто одеты, а то посмотрит кто-нибудь на неопрятную куклу и скажет: «Э-э-э, видно, девочка неряха, раз у куклы рваная рубаха!»
Хозяюшка: - Вот они какие, деревенские игрушки! Сделать их нетрудно, а радости много. Если игрушка своими руками сделана, она милей и дороже становится. Играть с ней хочется долго-долго!
7.Продуктивная деятельность. Совместное с родителями изготовление игрушек: мальчики – лошадок из мочала, девочки – кукол из лоскутков.
Хозяюшка: - Эй, честной народ,
Мастерская Вас зовёт.
Мы игрушки смастерим
И себя повеселим
Пословица «Поспешишь – людей насмешишь»
Заключительная часть
Подведение итогов, оценка.
Хозяюшка: - Делу - время, а потехи час.
А я тем временем заварила крепкого чаю,
Всех к столу вас приглашаю,
Пора пировать,
Пирогами угощать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое мероприятие в подготовительной группе "Скоро в школу мы пойдём"
Путешествие по океану "Дошкольное детство" в страну "Знаний". Конспект мероприятия по обученмю грамоте и математике....
Конспект итогового мероприятия в подготовительной группе на тему «Русская матрёшка» Воспитателя подготовительной группы; Тарасенко В.В.
Цель: Закрепить у детей представления о произведениях декоративно-прикладного искусства, в частности о русской матрёшке....
КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ "ВЕСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ"
ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПРОХОДИТ В ИГРОВОЙ ОБСТАНОВКЕ .С СОПРОВОЖЕНИЕМ ПЕСЕН,ИГР И В РУССКОМ НАРОДНОМ СТИЛЕ....
КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ "ПРОГУЛКА К ОЗЕРУ"
КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НАПРАВЛЕН НА ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ТЕЧЕНИИ ГОДА....
Планирование воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе на неделю.Тема: "Народная культура и традиции"
Планирование воспитательно - образовательной работы в подготовительной группе на неделю....
Планирование организованной образовательной деятельности по теме "Народное творчество, культура и традиции" в старшей группе
Планирование организованной образовательной деятельности по теме "Народное творчество, культура и традиции" в старшей группе...
Календарно - тематическое планирование воспитательно – образовательной деятельности в подготовительной группе на неделю. Тема: «Народные праздники на Руси: традиции, игры».
Планирование воспитательно – образовательной работы на неделю. Тема: «Народные праздники на Руси: традиции, игры»....
- Мне нравится (1)