Детский экологический проект "Живая книга леса"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Проект
«Живая книга леса»
Вид проекта. Информационно-исследовательский.
Сроки реализации: сентябрь-май.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Актуальность.
Лес – живой организм. Он рождается, растет, размножается, дышит, говорит, радуется и огорчается, переживает и обижается, стареет и даже может умереть. Человек пользуется дарами леса (порой очень необдуманно и угрожающе) уже много веков. В нашу эпоху развитых технологий, человек очень сильно загрязняет леса, не задумываясь об экологической угрозе.
Цель проекта: формирование основ экологической культуры, представлений о животном и растительном мире лесов Московской области.
Задачи
1. Сформировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта.
2. Развивать умения устанавливать взаимосвязи, экологические цепочки на примере жизни лесных обитателей.
3. Обобщить представления детей о лесе как экологической системе.
4. Воспитывать экологическое сознание, познавательный интерес, желание сохранить лес.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экологический проект | 32.36 КБ |
zhivaya_kniga_lesa._prezentatsiya_hakimovoy_g.r.pptx | 2.16 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 7
ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Живая книга леса»
для детей 5-7лет
Составила: Воспитатель
Хакимова Гузяль Рифатовна
г. Химки
2021г.
Проект
«Живая книга леса»
Вид проекта. Информационно-исследовательский.
Сроки реализации: сентябрь-май.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Актуальность.
Лес – живой организм. Он рождается, растет, размножается, дышит, говорит, радуется и огорчается, переживает и обижается, стареет и даже может умереть. Человек пользуется дарами леса (порой очень необдуманно и угрожающе) уже много веков. В нашу эпоху развитых технологий, человек очень сильно загрязняет леса, не задумываясь об экологической угрозе.
Цель проекта: формирование основ экологической культуры, представлений о животном и растительном мире лесов Московской области.
Задачи
1. Сформировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта.
2. Развивать умения устанавливать взаимосвязи, экологические цепочки на примере жизни лесных обитателей.
3. Обобщить представления детей о лесе как экологической системе.
4. Воспитывать экологическое сознание, познавательный интерес, желание сохранить лес.
Предполагаемый результат:
- Формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия.
- Формирование у детей духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде.
- Развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности.
- Расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.
- Создание продуктивной деятельности детей и родителей для решений цели и задач проекта.
- Созданная система работы формирования экологического сознания детей.
- Усвоение взрослыми ценности экологического воспитания дошкольников.
Продукт проектной деятельности: создание книги «Живая книга леса».
Условия для самостоятельной деятельности детей.
В книжном уголке выставлены книги для самостоятельного просмотра. Создаются условия для и игр на участке детского сада. В уголке конструирования схемы построения домиков, заборов. В уголке ИЗО, необходимый материал для реализации творческих замыслов.
Работа с родителями.
• Обращение к родителям.
• Мини-книжки об обитателях леса.
• Фото – выставка «Мы любим лес».
• Папка-передвижка «Зная азбуку «Ау», я в лесу не пропаду».
• Консультация «Учите детей знать и любить лес».
Организация проектной деятельности
- Обсуждение проблемной ситуации и составление плана действий.
Воспитатель предлагает детям прослушать аудиозапись «Звуки леса».
После прослушивания воспитатель обсуждает с детьми, где можно услышать эти звуки, как догадались, что речь идет о лесных обитателях. Педагог задает вопросы: лес — это живой организм? Как мы можем это доказать? Если лес живой, то о чем он нам может рассказать? Педагог предлагает детям всем вместе создать «книгу леса». В этой книге много страниц, и каждая страница — это рассказ леса о себе. Педагог предлагает детям подумать, какие странички могут быть в этой книге. (Например, страницы «Радости леса», «Жалобная страница, «Страничка лесных тайн» и т. д.)
- Практическая деятельность по реализации проекта.
Этапы реализации проект
Организационный этап: сентябрь 2021г.
- изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
- информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту.
- музыкальная подборка песен о природе, звуки природы (шум дождя, пение птиц, шум ветра и т.д.).
- подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, подборка дидактических, подвижных, пальчиковых игр.
- создание развивающей предметно-пространственной среды по теме.
- диагностика экологических знаний у детей.
- анкетирование родителей. Консультация для родителей “Что значит любить природу?”.
Практический этап: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности. С сентября 2021 - по май 2022г.
Название раздела | Основные понятия: | Задачи раздела | Содержание раздела | Сроки реализации |
«Живая книга леса» | Лес как экологическая система. Обитатели леса. Звери, птицы, насекомые леса. Среда обитания. Растения. Живая и неживая природа и их взаимосвязи и др. | -Сформировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности. - Развивать умения устанавливать взаимосвязи, экологические цепочки на примере жизни лесных обитателей. -Обобщить представления детей о лесе как экологической системе. -Воспитывать экологическое сознание, познавательный интерес, желание сохранить лес. | *Поисково - исследовательская работа по созданию «книги леса» со страницами: *«Лесные знания» *«Экспериментальная страница». *«Радости леса». *«Книжная страница». *«Жалобная страница» *«Страничка лесных тайн». *« Страница игр» *«Творческая страница» *Презентация книги «Живая книга леса» *Конкурс рисунков по произв. В. Морозова «Рассказы о русском лесе», В. Бианки «У кого дом лучше всех?». | Сентябрь – февраль 2022г. |
«Природа родного края», «Красная книга России». | Красная книга. Редчайшие виды животных. Браконьерство. | -Сформировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности. -Знакомство с Красной книгой, как государственным документом и её значением. -Формирование у детей экологических знаний и бережное отношение к природе и всему окружающему. -Дать детям представление о разнообразии природы. -Перечислить основные причины вымирания некоторых животных, назвать охраняемых; объяснить, почему нужно охранять животный и растительный мир. -Познакомить детей с тем, как человек влияет на природу и с какой целью создана Красная книга. -Обогащать словарный запас детей. -Воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению в природе; прививать сочувствие к живой природе, научить сопереживать. -Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе. | *Беседа с детьми на тему: «Красная книга России». *НОД «Знакомство с Красной книгой». *НОД Конструирование «Заповедник». *НОД Поделки из природного материала «Животные из заповедника». *Конкурс рисунков на тему: «Животные России. Красная книга» *Чтение «Рассказы о природе» Н.И. Сладкова, «Лесная газета» В.Бианки, «Рассказы о животных» Б.С.Житкова.
| март – апрель 2022г. |
«Сохраним природу вместе» | «Человек – частичка Природы. Единство Человека и Природы». Надо беречь природу от загрязнения. Что губит животных? Ценность природной среды. В природе нет лишнего. | -Воспитание у детей бережного и уважительного отношения к животному и растительному миру, ответственности за их сохранение, формирование целостного взгляда на Природу, развитие навыков экологически грамотного поведения. -Учить выражать свои идей и предложений по охране окружающей природной среды, защите животного и растительного мира, решению экологических проблем. | *Экологическая викторина « Знатоки природы» *Создание альбома «Портреты природы» *Создание лепбука «Природа твой друг. Береги все вокруг!» *Создание коллекции природного материала. *Выставка детских поделок из природного материала | Май - 2022г |
2.1. Познавательно-исследовательская.
Актуализируются знания детей о лесе и его обитателях. С этой целью дети рассматривают иллюстрации, художественные картины. Дети совместно с воспитателем решают кроссворды на данную тему, создают символы и модели. 6 Дети по своему выбору собирают сведения о лесном обитателе — растении или животном — и оформляют их в виде книжки-самоделки или коллажа. К этой деятельности можно привлечь родителей. Педагог вместе с детьми проводит небольшие опыты и эксперименты с целью выявления новых сведений о лесных обитателях. Аналогичные опыты предлагается провести родителям вместе с детьми во время лесных прогулок.
2.2. Коммуникативная деятельность.
В беседах с педагогом дети обсуждают «лесные радости», выслушивают его «жалобы» и разгадывают «тайны». Дети совместно с педагогом и дома с родителями составляют творческие и описательные рассказы о лесных обитателях, разгадывают загадки. С помощью моделей дети составляют творческие описательные рассказы, самостоятельно придумывают загадки.
2.3. Чтение (восприятие) художественной литературы.
В.Бианки «Лесная газета», «У кого дом лучше всех», «Страшный цветок», «Новые лесные обычаи», «Сова», В. Токмаков «Приходи будь другом», В. Морозов « Рассказы о русском лесе», «Лесные этажи», «Что такое лес?», К.Паустовский «Несколько слов о приметах», Г.Скребицкий «Остров белых птиц».
2.4. Игровая деятельность.
Дидактические игры «Четвертый — лишний», «В лесу», «Зеленый друг», «Кто как голос подает», «Путешествие в мир растений».
2.5. Трудовая деятельность.
Сбор и оформление гербария лесных растений, создание коллекции семян, плодов, шишек.
2.6. Продуктивная деятельность.
Художественное оформление «Живой книги леса», иллюстрации к страничкам книги. Поделки и коллажи из природного материала, собранного в лесу.
2.7. Двигательная деятельность.
Хороводные игры «Ягодка-малинка», «За грибами». Подвижные игры «Совушка», «Зайчик», «Медведи с цепью», «Зайцы 7 в лесу», «У медведя во бору». Пальчиковые игры «Филин», «Ежонок», «Белочкин запас», «По грибы», «Лисица», «Совушка».
2.8. Музыкально-художественная деятельность.
Песни: «Листик клена» (сл. и муз. С. Н. Хачко), «У березки» (сл. и муз. С. Насауленко), «Песенка о лете» (сл. Ю. Энтина, муз. Е. Крылатова), «Музыкант-турист»» (сл. И. Белякова, муз. Ю. Чичкова). Слушание музыки: «Времена года», «Песня жаворонка» П. Чайковского, «Времена года» А. Вивальди, «Пляска птиц» Н. Римского-Корсакова. Танцевально-игровое творчество: «Танец медведя и медвежат» Г. Галинина.
Заключительный этап: май 2022г.
1.Подведение итогов реализации проекта в форме экологической викторины «Знатоки природы».
2.Конкурс семейных фотоотчетов «Чудеса в лесу».
3.Создание папки-передвижке «Экологическое воспитание детей 5-7 лет».
4. Презентация «Живой книги леса».
Дети комментируют страницы книги. Каждый ребенок выбирает понравившуюся ему страничку книги и комментирует ее. По ходу можно использовать небольшие инсценировки и ролевые диалоги лесных обитателей, загадки и стихотворения. К этой деятельности можно привлечь родителей. Дети совместно с родителями делают шапочки-маски растений или животных, придумывают небольшой рассказ о лесном жителе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Живая книга леса» Вид проекта: информационный Сроки реализации проекта: 1 месяц Участники проекта: дети, родители, воспитатель подготовительной группы. Задачи: 1.Сформировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта. 2.Развивать умения устанавливать взаимосвязи, экологические цепочки на примере лесных обитателей. 3.Обобщить представления детей о лесе как экологической системе. 4.Воспитывать экологическое сознание, познавательный интерес, желание сохранить лес. Актуальность проекта: В современном мире зачастую люди занимают потребительскую позицию по отношению к лесу. Многие считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. И мало, кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу есть множество разнообразных жителей. В связи с такой позицией взрослых и у детей все меньше проявляется интерес и любопытство к природе, к живым существам. А все чаще наблюдается равнодушное, а порой жестокое отношение к ним. Поэтому возникает необходимость по развитию интереса детей к природе, в целом, и к лесу, как части природы.
Организация проектной деятельности: 1.Обсуждение проблемной ситуации и составление плана действий: 1) Прослушивание аудиозаписи «Лес». 2) Ответы на вопросы: Лес – это живой организм? Как можно доказать, что лес живой организм? Если лес живой организм, то о чем он нам может рассказать. 3) Предложение о создании живой книги леса. 4) Обсуждение страниц книги. 2. Практическая деятельность по реализации проекта: 1) Познавательно – исследовательская деятельность: Актуализация знаний детей о лесе и его обитателях(рассматривание иллюстраций, художественных картин, разгадывание кроссвордов, создание книжек-самоделок - о лесном обитателе – растении или животном, проведение опытов или экспериментов с целью выявления новых сведений). 2)Коммуникативная деятельность: В беседах обсуждение «лесных радостей», выслушивание его «жалоб» и разгадывание тайн. Создание творческих и описательных рассказов о лесных обитателях, разгадывание загадок. 3) Чтение художественной литературы: В.Бианки «Лесная газета», «У кого дом лучше всех», «Страшный цветок», «Новые лесные обычаи», «Сова», В. Токмаков «Приходи будь другом», В. Морозов « Рассказы о русском лесе», «Лесные этажи», «Что такое лес?», К.Паустовский «Несколько слов о приметах», Г.Скребицкий «Остров белых птиц».
Организация проектной деятельности: 4) Игровая деятельность: Дидактические игры: «Четвертый лишний», «В лесу», «Времена года», «Путешествие в мир растений», лото, домино, «Живая и неживая природа», «Кто где живет», «Стань другом природы». 5) Трудовая деятельность: Сбор и оформление гербария лесных растений, создание коллекции семян, плодов, шишек. 6) Продуктивная деятельность: Художественное оформление «Живой книги леса», Иллюстрации к страничкам. Подделки и коллажи из природного материала, собранного в лесу. 7) Двигательная деятельность: хороводные игры («Ягодка – малинка»,» За грибами»), подвижные игры («Медведи с цепью», «Зайцы в лесу», «Зайчик», 8) Музыкально – художественная деятельность: песни «Листик клена», «У березки», «Песенка о лете»; слушание: «Времена года», «Песня жаворонка», «Пляска птиц», «Голоса птиц», «Звуки леса». 9) Презентация «Живой книги леса».
«Живая книга леса» Содержание: 1.Страница лесных знаний. 2.Экспериментальная страница. 3.Страница «лесных радостей». 4. Книжная страница. 5.Жалобная страница. 6.Тайная страница леса. 7.Страница игр. 8.Творческая страница.
Страница лесных знаний: Беседа «Лес как экологическая система» Экспериментальная страница: Цель эксперимента: выяснить, как свет влияет на цвет листьев. Цель эксперимента: познакомить детей с годичными кольцами. Цель эксперимента: выяснить, как муравьи находят пищу.
Страница лесных радостей: Книжная страница: Жалобная страница:
Тайная страница леса: Творческая страница:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной интегрированной деятельности в старшей группе "Жалобная книга леса"
Деятельность была проведена с незнакомой группой детей в 2011 году в рамках Конкурса педагогческих достижений...
Непосредственно-образовательная деятельность по теме: «Жалобная книга леса» (в рамках реализации проекта по инновационной деятельности)
Конспект НОД по теме "Жалобная книга леса" в подготовительной к школе группе....
Информационно-исследовательский проект "Живая книга леса"
В проекте описаны различные виды деятельности детей и педагогов, в ходе которых ребенок наиболее глубоко узнает жизнь леса и его обитателей. Проведет собственные исследования, установит причинно-следс...
Экологическая проектная деятельность в старшей группе "Живая книга леса"
Повышение уровня экологической грамотности детей, формирование осознанной потребности в общении с природой....
Экологическая проектная деятельность в старшей группе "Живая книга леса" (осень - зима - весна)
Формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологической деятельности, чувств....
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Чтение сказки №2 «Волшебница вода. История одной капли». Адлер В.Н. «Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников»
Практическое использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» по технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и методической рекомендации " Экологические сказки Фио...
Экологический праздник "Спасём "Книгу Леса" на свежем воздухе
Цель: Создать весёлый творческий досуг для детей. Задачи: Развить артистичность, детскую восприимчивость к перевоплощению, достигать выразительности исполнения. Развивать умение взаимодействовать со с...