Познавательно-исследовательский проект «Сибирская ягода»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о сибирских лесных ягодах и их пользе для здоровья человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sibirskaya_yagoda.doc | 128 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательский проект
«Сибирская ягода»
Паспорт проекта
Название и тип проекта | Познавательно-исследовательский проект «Сибирская ягода» |
Автор-разработчик | Воспитатель Леонтьева Елена Владимировна |
Участники проекта | Воспитатели, родители, дети 6-7 лет |
Сроки | Долгосрочный, сентябрь – декабрь |
Основания для разработки проекта |
|
Цель проекта | Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о сибирских лесных ягодах и их пользе для здоровья человека. |
Задачи проекта |
|
Этапы проведения проекта | I этап. Организационный Цель: Создание условий для реализации проекта, включающих психолого-педагогическое обеспечение, методическое обеспечение и организацию развивающей предметно-пространственной среды. II этап. Практический Цель: Разработка и реализация образовательных и досуговых мероприятий, обеспечивающих формирование у детей представлений о сибирских лесных ягодах и их пользе для здоровья человека. III этап. Аналитико-обобщающий Цель: Анализ и обобщение результатов проекта. |
Планируемые результаты проекта | Для детей:
Для воспитателя: 1. Разработан учебно-методический комплект по ознакомлению детей с сибирскими лесными ягодами: конспекты образовательной деятельности, беседы, проблемные и игровые ситуации, презентация, сценарий викторины, консультации для родителей, дидактический и иллюстративный материал. 2. Проведены образовательные и досуговые мероприятия по формированию у детей представлений о ягодах нашего края. 3. Пополнена предметно-пространственная среда в группе по теме проекта. 4. Организовано конструктивное взаимодействие с родителями по обогащению познавательной сферы дошкольников на основе регионального содержания. Для родителей:
|
Продукты проекта |
3. Конспект итоговой образовательной деятельности «Ягоды – дары Сибири» |
Пояснительная записка
В соответствии с ФГОС ДО одной из задач познавательного развития дошкольников является формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. (Раздел II, п. 2.6.).
Целенаправленно и системно начинать работу по данному направлению рекомендуется уже с дошкольного возраста. Именно в этот период закладывается фундамент эмоционального отношения к окружающему миру, накапливаются яркие впечатления, развиваются познавательные действия и познавательная активность.
А чтобы поддержать эту активность, необходимо опираться на любознательность детей, которая наиболее ярко проявляется в процессе ознакомления с природой родного края.
Проблема
В процессе знакомства детей с родным краем и богатством природных ресурсов Сибири, используя метод проблемных задач, наблюдения и развивающие образовательные ситуации, я сделала вывод: у детей недостаточный запас знаний о природных ресурсах (ягодах) нашего края, дети любят пробовать на вкус, но никогда не задумывались о местах произрастания ягод, целебных свойствах и их применения в жизни человека.
К тому же, у многих детей была плохо развита элементарная способность анализировать, выявлять простейшие зависимости и причинно-следственные связи в природе.
В связи с этим возникла необходимость разработать познавательно-исследовательский проект, в котором обратить особое внимание на формирование у старших дошкольников представлений о сибирских лесных ягодах.
Актуальность данного направления определяется тем, что необходимо серьёзно заниматься формированием знаний у детей о природе родного края, о влиянии природы на здоровье человека.
Дети должны знать, что северные ягоды – это замечательный подарок короткого сибирского лета, кладезь витаминов и множества полезных веществ, помогающих восстановить здоровье и укрепить иммунитет.
Изучая информацию о ягодах, ребенок будет находиться в позиции исследователя и совместно с воспитателем искать решение различных проблемно-поисковых ситуаций. В процессе поиска у дошкольника сформируются представления о полезных свойствах и местах произрастания ягод, их применении.
Познавательно-исследовательская деятельность в рамках проекта даст детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта природы, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Обогатится опыт каждого ребенка, активизируются его мыслительные процессы, он научится анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать.
Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о сибирских лесных ягодах и их пользе для здоровья человека.
Задачи:
- Создать условия для формирования у детей представлений о сибирских ягодах: морошке, клюкве, бруснике, голубике, чернике.
- Обогатить знания дошкольников о внешним виде ягод, местах произрастания, о полезных свойствах, об использовании в медицине, быту, в промышленности.
- Формировать умение различать и называть каждый вид сибирской ягоды.
- Развивать осознанное отношение к здоровому питанию.
- Способствовать формированию умения дошкольников использовать накопленный опыт в практической деятельности.
- Развивать познавательную активность, любознательность, наблюдательность.
- Воспитывать эмоционально-ценностное и бережное отношение к природе и разумному использованию её ресурсов.
- Организовать партнерское взаимодействие с родителями по вопросам формирования у детей знаний о сибирских ягодах.
Новизна данного проекта заключается в усовершенствовании образовательного процесса путем применения комплекса современных форм, методов и средств педагогической деятельности:
- различных современных технологий;
- развивающего обучения;
- деятельностного подхода;
- индивидуально-личностного взаимодействия с детьми.
В результате, мною решаются важнейшие современные задачи:
- во-первых, осуществляется такое взаимодействие с детьми, при котором происходит не передача готовых знаний, а организация деятельности, в процессе которой дети самостоятельно узнают что-то новое путём решения доступных проблемных и поисковых ситуаций;
- во-вторых, современные технологии в рамках развивающего обучения ориентируют педагогический процесс на потенциальные возможности каждого ребенка и на реализацию этих возможностей;
- в-третьих, благодаря различным формам, методам и средствам взаимодействия происходит включенность дошкольников не только в познавательную, но и в активную социально-коммуникативную, речевую и физическую деятельность.
Мониторинг сформированности представлений
у детей о сибирских ягодах
Для диагностики знаний, умений и навыков по теме проекта у воспитанников возможно использование следующего перечня вопросов к ним.
Цель: выявление приобретенных знаний детей о сибирской ягоде:
- Как выглядит растение, плод?
- Где растет?
- В какое время года созревает ягода?
- Как правильно собирать ягоду?
- Кто в природе питается ягодами?
- Какая на вкус ягода?
- Что можно приготовить из ягод?
Материально-техническое обеспечение проекта
Обеспечение | Ресурсы |
Материально-техническое обеспечение | - компьютер, проектор для показа презентаций и видеофильмов; - музыкальный центр; - фотографии по теме проекта; - книги о ягодах и здоровом питании; - цифровые презентации; - материалы для изготовления атрибутов, костюмов к тематическим мероприятиям, занятиям и играм. |
Применяемые технологии
В проекте применяются современные технологии деятельностного и личностно-ориентированного характера:
- личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская);
- технология проблемного обучения (Дж.Дьюи, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, В.Т. Кудрявцев);
- технология моделирования (О.Г. Романенко, Н.Ю. Борякова, Ю.М. Горвиц);
- элементы технологии ТРИЗ (Г.С. Альтшуллер, И.Н. Мурашковска, А. Гин);
- информационно-коммуникационные технологии (И.И. Комарова, А.В. Туликов)
Системная паутинка проекта
Познавательное развитие Ведущая деятельность - познавательно-исследовательская. Формы: наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, моделирование, реализация проекта, игры с правилами. | Социально-коммуникативное развитие Ведущая деятельность - игровая деятельность. Формы: игры с правилами, сюжетные игры, Коммуникативная деятельность. Формы: беседы, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок. | Речевое развитие Ведущая деятельность – речевая. Формы: беседы (диалог) ситуативный разговор (диалог), речевая ситуация, составление и отгадывание загадок (монолог), сюжетные игры, игры с правилами. |
Художественно-эстетическое развитие Ведущая деятельность - изобразительная деятельность. Формы: мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, реализация проектов. Конструирование из разного материала. Формы: мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, реализация проектов, | Физическое развитие Ведущая деятельность – двигательная. Формы: подвижные игры с правилами; игровые упражнения, соревнования, подвижные дидактические игры. | Режимные моменты Интеграция разных видов деятельности. |
Рабочий план реализации проекта
Разработка этапов проекта
Для того, чтобы получить качественные образовательные результаты, были разработаны этапы проекта и определены цели по каждому этапу.
I этап. Организационный
Цель: Создание условий для реализации проекта, включающих психолого-педагогическое обеспечение, методическое обеспечение и организацию развивающей предметно-пространственной среды.
II этап. Практический
Цель: Разработка и реализация образовательных и досуговых мероприятий, обеспечивающих формирование у детей представлений о сибирских лесных ягодах и их пользе для здоровья человека.
III этап. Аналитико-обобщающий
Цель: Анализ и обобщение результатов проекта.
Этапы проекта
Этап | Мероприятия | Сроки |
Организационный | Изучение научной и методической литературы по теме | Сентябрь |
Мониторинг с целью выявления уровня сформированности представлений у дошкольников о сибирских ягодах (водная диагностика) | Сентябрь | |
Разработка рабочего плана проекта | Сентябрь | |
Составление различных картотек | Сентябрь | |
Пополнение РППС группы по теме проекта | Сентябрь и далее по необходимости | |
Пополнение аудиотеки и видеотеки по ознакомлению детей с сибирскими ягодами (видеосюжеты, отрывки из мультфильмов, виртуальные экскурсии). | Сентябрь и далее по необходимости | |
Консультации для родителей: «Значение познавательно-исследовательской деятельности для развития дошкольников», «Знакомим детей с полезными свойствами сибирских ягод», «Дидактические игры с детьми, направленные на ознакомление детей с ягодами нашего края» | Сентябрь | |
Изучение опыта других педагогов по вопросам ознакомления детей с полезными региональными природными продуктами. | Сентябрь | |
Практический | Создание в группе развивающего Центра «Природа родного края» | Октябрь |
Мастер-класс для родителей «Игры-эксперименты по изучению сибирских ягод с детьми» | Октябрь | |
Совместное с родителями и детьми изготовление атрибутов и пособий для игр, развлечений и других мероприятий в рамках проекта | Октябрь-ноябрь | |
Проведение серии игр-экспериментов по изучению и выявлению пищевых свойств и качеств ягод (вид, цвет, вкус, структура и пр.). | Октябрь-ноябрь | |
Проведение ситуативных разговоров, бесед о ягодах, их произрастании, пользе для здоровья, применении и др. | Октябрь-ноябрь | |
Разработка и проведение НОД: «Приключения в лесу», «Волшебные ягоды», «В лес за здоровьем», | Октябрь-ноябрь | |
Проведение проблемных и игровых ситуаций: «Что нужно, чтобы ягода уродилась?», «Можно ли вырасти сильным и здоровым без ягод?» и др. | Октябрь-ноябрь | |
Проведение дидактических игр: «Угадай ягоду», «Угадай на вкус», «Собери пазл», «Какая ягода лишняя?» и др. | Октябрь-ноябрь | |
Рассматривание иллюстраций в альбомах, журналах, книгах. Просмотр цифровых презентаций. | Октябрь-ноябрь | |
Организация сюжетно-ролевых игр: «Готовим вкусное варенье», «В лес за ягодами», «Чаепитие», «Лесная аптека». | Октябрь-ноябрь | |
Занятия в «Творческой мастерской»: рисунки и поделки из ягод. | Октябрь-ноябрь | |
Изготовление лэпбуков с детьми на тему сибирских ягод, книжки-малышки «Сказки о ягодах» | Ноябрь | |
Экскурсии на кухню детского сада. Наблюдение за процессом приготовления варенья, морса, пюре и других блюд из ягод. | Ноябрь | |
Проведение викторины с детьми и родителями «Знаешь ли ты ягоды родного края?» | Ноябрь | |
Конкурс творческих работ для детей и родителей на тему «Наши любимые ягоды» | Ноябрь | |
Обобщающий | Открытое итоговое образовательное мероприятие «Ягоды – дары Сибири» | Декабрь |
Мониторинг с целью выявления уровня сформированности представлений у детей о ягодах (итоговая диагностика) | Декабрь | |
Анкетирование родителей | Декабрь | |
Фотовыставка о мероприятиях в рамках проекта. | Декабрь | |
Презентация «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о сибирских лесных ягодах и их пользе для здоровья человека». | Декабрь | |
Анализ и оценка деятельности. Подготовка отчетов. Соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами. | Декабрь |
Литература
- Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. - Москва: ТЦ Сфера, 2011.
- Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1.- С.10-12.
- Бабаева Т., Кларина Л. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. – СПб: Детство-Пресс, 2012.
- Батова И.С. Познавательно-исследовательская деятельность детей. Опыты и эксперименты с веществами. – Волгоград, Учитель, 2016.
- Бутылкина Л.Ю., Баракова И.М., Дучко А.Н. Познавательное развитие детей дошкольного возраста (3-7 лет). ФГОС. – СПб.: Детство-Пресс, 2017.
- Веракса Н.Е., Галимов О.П. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников - для работы с детьми 4-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2012.
- Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Зыкова О.А. Экспериментирование с живой и неживой природой.-М.:«ЭЛТИ-КУДИЦ», 2012.
- Иванова А.И. Организация детской исследовательской деятельности. – М.: Сфера 2017.
- Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Рыжова Н.А. Исследования природы в детском саду. В 2-х частях. Картотека воспитателя. – М.: Русское слово, 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательский педагогический проект «Влияние сезонных изменений на жизнь животных нашего края» в старшей группе детского сада.
Познавательно - исследовательський проект об изменениях поведении животных в осенне-зимний период проводился с детьми старшей группы с целью установить причинно-следственные связи между изменениями в ...
Краткосрочный познавательно-исследовательский, творческий проект «Новый год» в подготовительной группе «Сказка»
Представляю вам проект, который очень заинтересовал детей, их родителей, и в котором они с удовольствием участвовали! Проект связан с музейной педагогикой, которую я стараююсь использовать...
Познавательно - исследовательский, творческий проект "Первоцветы Кубани - первые весточки весны!"
Закреплять и сстематизировать знания детей о первых весенних цветах, растущих унас в станице....
Экологический проект «Секреты воды» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный (05.12 -20.12).
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 18 «Рябинушка» города Кулебаки [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14033891","at...
Познавательно – исследовательский творческий проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность» на тему «Магия песка»
Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и создать развивающую, познавательную, безопасную предметн...
Непосредственно образовательная деятельность ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Ознакомление с природой +познавательно-исследовательская деятельность Тема: «Чудо ягода–рябина».
Расширить представления о плодах рябины, их роли в природе и жизни человека; обогащать и активизировать словарь детей (кисть, гроздь рябины, хина). Развивать речь, мышление, памят...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...